СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

 

                                                  «Без игры нет и не может быть полноценного   

                                                  умственного развития. Игра – это огромное  

                                                        светлое окно, через которое в духовный мир

                                                        ребенка вливается живительный поток

                                                        представлений, понятий. Игра – это искра,

                                                        зажигающая огонек пытливости и

                                                        любознательности».

В.А. Сухомлинский.

 

     Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр является актуальной темой на сегодняшний день. А.В. Запорожец подчеркивает: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой освоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

          Математическое развитие детей дошкольного возраста – это  качественные изменения в познавательной сфере детей, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и логических операций, связанных с ними. Математическое развитие является значимым компонентом в формировании «картины мира» детей.      Самым эффективным приемом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений  считается использование в процессе обучения в дошкольном учреждении различных  дидактических игр.      Дидактические игры помогают детям разобраться в  некоторых  сложных математических понятиях, в формировании  представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы. Дидактические игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т.д.

     Игры, которые развивают восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности, направлены на умственное развитие дошкольников  в целом.      Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. В процессе дидактической игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети приобретают новые знания, умения, навыки. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования. Игра станет средством воспитания, при условии ее включения в целостный  педагогический процесс. Руководя игровой деятельностью детей, организуя их жизнь в игре, педагог оказывает воздействие на все стороны развития личности ребенка: чувства, сознание, волю и поведение.      Значение простого, но занимательного математического материала определяется, учитывая возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, повышение интереса средствами математического материала, увлечение и развлечение детей, развитие ума, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, формирование навыков их применения в других видах деятельности.      Таким образом,  дидактическая игра – это игра с правилами, создаваемая взрослым с целью обучения и воспитания детей. Именно в таких играх детей привлекает игровая ситуация, а играя, ребенок решает дидактическую задачу незаметно для себя. Приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме может помочь ребенку в будущем быстрее и легче осваивать школьную программу.

     В настоящее время педагоги используют  систему дидактических игр. В отличие от других видов игр, они формируют у детей принципиально новые знания, которые невозможно получить прямо из окружающей действительности, так как их содержание составляют абстрактные понятия математики. Основная их задача - подготовить мышление дошкольников для восприятия фундаментальных математических понятий: «множество и операции над множествами», «функция», «алгоритм» и т. д. В этих играх необходимо использовать специфические дидактические материалы, подобранные по определенным признакам.

     Моделируя математические понятия, можно выполнить логические операции: разбить множества на классы, отыскать объекты по необходимым и достаточным критериям и т. д. Игры, содержание которых направлено на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат действовать с обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления.      Обучающая функция дидактических игр станет гораздо эффективнее, при условии, что игры будут применяться в вариативной системе, предполагающей постепенное усложнение  по содержанию, по структуре, связанной с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.

     Дидактические игры включаются непосредственно в структуру занятий для повышения эффективности реализации программных задач. Место дидактических игр в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений зависит от возраста детей, цели, назначения, содержания занятия. Дидактические игры можно использовать как учебное задание, упражнение, направленное на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

     В формировании у детей математических представлений большую роль играют занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения, которые имеют характерные отличия от стандартных учебных заданий и упражнений необычностью постановки проблемы (найди, догадайся), эффектом неожиданности преподнесения ее от имени какого-нибудь литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактических игр по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли воспитателя. Как правило, в их структуру не включаются все структурные элементы дидактических игр (дидактические задачи, правила, игровые действия). Их задача – упражнять детей, вырабатывая у них умения, навыки. Упражнения проводит педагог (дает задание, контролирует результат), однако дети при этом получают меньше самостоятельности, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении практически отсутствуют.

     Не смотря на разнообразие дидактических игр, их главной задачей является развитие логического мышления, а именно способность установить простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому также могут способствовать игровые упражнения на нахождение фигуры, пропущенной в ряду.

     Систематическое использование специальных дидактических игр играет огромную роль в пробуждении у детей дошкольного возраста интереса к математическим знаниям, совершенствовании познавательной деятельности, в общем умственном развитии.

     Итак, анализ психолого-педагогических исследований позволяет отметить, что развитие ребенка происходит во все видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

     Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

 

 

Список литературы:

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1989

2.Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1987.

3.Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. – М.: Изд. АСТ, 1997.

4.Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2006. -320 с.

5.Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. / И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: Мозайка-Синтез, 2009.

6.Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов. - М., 2004. – 215 с.

7.Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. –М.: ВАКО, 2009.

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

 Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр.



«Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное

светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и

любознательности».

В.А. Сухомлинский.


Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр является актуальной темой на сегодняшний день. А.В. Запорожец подчеркивает: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой освоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Математическое развитие детей дошкольного возраста – это  качественные изменения в познавательной сфере детей, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и логических операций, связанных с ними. Математическое развитие является значимым компонентом в формировании «картины мира» детей.
Самым эффективным приемом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений  считается использование в процессе обучения в дошкольном учреждении различных  дидактических игр.
Дидактические игры помогают детям разобраться в  некоторых  сложных математических понятиях, в формировании  представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы. Дидактические игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т.д.

Игры, которые развивают восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности, направлены на умственное развитие дошкольников  в целом.
Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. В процессе дидактической игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети приобретают новые знания, умения, навыки. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования. Игра станет средством воспитания, при условии ее включения в целостный  педагогический процесс. Руководя игровой деятельностью детей, организуя их жизнь в игре, педагог оказывает воздействие на все стороны развития личности ребенка: чувства, сознание, волю и поведение.
Значение простого, но занимательного математического материала определяется, учитывая возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, повышение интереса средствами математического материала, увлечение и развлечение детей, развитие ума, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, формирование навыков их применения в других видах деятельности.
Таким образом, дидактическая игра – это игра с правилами, создаваемая взрослым с целью обучения и воспитания детей. Именно в таких играх детей привлекает игровая ситуация, а играя, ребенок решает дидактическую задачу незаметно для себя. Приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме может помочь ребенку в будущем быстрее и легче осваивать школьную программу.

В настоящее время педагоги используют  систему дидактических игр. В отличие от других видов игр, они формируют у детей принципиально новые знания, которые невозможно получить прямо из окружающей действительности, так как их содержание составляют абстрактные понятия математики. Основная их задача - подготовить мышление дошкольников для восприятия фундаментальных математических понятий: «множество и операции над множествами», «функция», «алгоритм» и т. д. В этих играх необходимо использовать специфические дидактические материалы, подобранные по определенным признакам.

Моделируя математические понятия, можно выполнить логические операции: разбить множества на классы, отыскать объекты по необходимым и достаточным критериям и т. д. Игры, содержание которых направлено на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат действовать с обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления.
Обучающая функция дидактических игр станет гораздо эффективнее, при условии, что игры будут применяться в вариативной системе, предполагающей постепенное усложнение  по содержанию, по структуре, связанной с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.

Дидактические игры включаются непосредственно в структуру занятий для повышения эффективности реализации программных задач. Место дидактических игр в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений зависит от возраста детей, цели, назначения, содержания занятия. Дидактические игры можно использовать как учебное задание, упражнение, направленное на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений большую роль играют занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения, которые имеют характерные отличия от стандартных учебных заданий и упражнений необычностью постановки проблемы (найди, догадайся), эффектом неожиданности преподнесения ее от имени какого-нибудь литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактических игр по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли воспитателя. Как правило, в их структуру не включаются все структурные элементы дидактических игр (дидактические задачи, правила, игровые действия). Их задача – упражнять детей, вырабатывая у них умения, навыки. Упражнения проводит педагог (дает задание, контролирует результат), однако дети при этом получают меньше самостоятельности, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении практически отсутствуют.

Не смотря на разнообразие дидактических игр, их главной задачей является развитие логического мышления, а именно способность установить простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому также могут способствовать игровые упражнения на нахождение фигуры, пропущенной в ряду.

Систематическое использование специальных дидактических игр играет огромную роль в пробуждении у детей дошкольного возраста интереса к математическим знаниям, совершенствовании познавательной деятельности, в общем умственном развитии.

Итак, анализ психолого-педагогических исследований позволяет отметить, что развитие ребенка происходит во все видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.



Список литературы:

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1989

2.Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1987.

3.Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. – М.: Изд. АСТ, 1997.

4.Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2006. -320 с.

5.Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. / И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: Мозайка-Синтез, 2009.

6.Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов. - М., 2004. – 215 с.

7.Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. –М.: ВАКО, 2009.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!