Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково»
Рассмотрена Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | Согласована Зам. директора по УВР ___________/___________ | Утверждена Приказом директора от № |
Рабочая программа
учебного предмета
литературное чтение
2021– 2022 учебный год
Учитель Тюкавкина Наталья Героевна, I КК
Класс 3
с. Пашково, 2021
Пояснительная записка.
- Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)
- Рабочая программа разработана на основе примерной программы НОО по литературному чтения с учетом авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой
- Рабочая программа ориентирована на учебник:
Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника |
Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова | Литературное чтение | 3 | «Просвещение» |
Информация о внесённых изменениях в авторскую программу и их обоснование.
Выделен 1 час на промежуточную аттестацию с целью выявления уровня подготовки учащихся к концу года.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета (курса)
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
экскурсии | проект | контр. раб. |
1 | Вводный урок по курсу литературное чтение | 1 | | | |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 | | | Тест 1 |
3 | Устное народное творчество | 14 | | 1 | Тест 1 |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 | | | Тест 1 |
5 | Великие русские писатели | 24 | | | Тест 1 |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | | | Тест 1 |
7 | Литературные сказки | 8 | | | контрольная работа за I полугодие. |
8 | Были-небылицы | 10 | | | Тест 1 |
9 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 | | | Тест 1 |
10 | Люби живое | 16 | | | Тест 2 |
11 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 | | | Тест 1 |
12 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 12 | | | Тест 1 |
13 | По страницам детских журналов | 8 | | | Контрольная работа (промежуточная аттестация) |
14 | Зарубежная литература | 8 | | | Тест 1 |
| Итого | 136 | | 1 | Тест – 12 к/работа - 2 |
Календарно-тематическое планирование.
Литературное чтение 3 класс
№ п/п | Тема урока. | Дата |
| Вводный урок по курсу литературное чтение /1ч/ | |
1. | Знакомство с учебником литературное чтение. | |
| Самое великое чудо на свете /4ч/ | |
2. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | |
3. | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. | |
4. | Первопечатник Иван Федоров. Вн. Чение «Мудрая книга» | |
5. | Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений. Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете» | |
| Устное народное творчество /14 ч/ | |
6. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | |
7. | Русские народные песни. | |
8. | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Вн. Чтение Весёлые стихи Б.Заходера. | |
9. | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | |
10- 11. | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | |
|
12- 13- 14. | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Вн. чтение. Рассказы и сказки Е.Пермяка | |
|
|
15- 16- 17. | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Вн. Чтение Сказки Г.Х.Андерсена | |
|
|
18. | КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» | |
19. | Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. Тест № 2 или проверочная работа №1 | |
| Поэтическая тетрадь 1 /11 ч/ | |
20. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | |
21. | Проект «Как научиться читать стихи». (На основе научно-популярной статьи Я.Смоленского). | |
22. | Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Вн. Чтение «Великий русский поэт – А.С.Пушкин» | |
23. | Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья». | |
24. | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». | |
25. | И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…». | |
26. | И. Никитин «Встреча зимы». Вн. Чтение Конкурс чтецов. | |
27. | И. Суриков «Детство». | |
28. | И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | |
29. | Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»). | |
30. | Оценка достижений. Тест № 3 Вн. Чтение Сказки Пушкина | |
| Великие русские писатели /24ч/ | |
31. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | |
32. | А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». | |
33. | А. Пушкин. Лирические стихотворения. | |
34. | А. Пушкин «Зимнее утро». Вн. чтение Великие баснописцы. | |
35. | А. Пушкин «Зимний вечер». | |
36- 37- 38- 39- 40. | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Внек. чтение Басни Л.Н.Толстого. | |
|
|
|
|
41. | И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | |
42. | И. Крылов «Мартышка и Очки». Вн. чтение Рассказы В.В.Чаплиной о животных. | |
43. | И. Крылов «Зеркало и Обезьяна». | |
44. | И. Крылов «Ворона и Лисица». | |
45. | М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | |
46. | М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». Вн. чтение Сказки-несказки В.Бианки и Э.Шима | |
47. | М. Лермонтов «Утес», «Осень». | |
48. | Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | |
49. | Л. Толстой «Акула». | |
50. | Л. Толстой «Прыжок». Вн. чтение Рассказы Е.Чарушина. | |
51. | Л. Толстой «Лев и собачка». | |
52. | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов. | |
53. | Оценка достижений. Тест № 3 | |
54. | Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»). | |
| Поэтическая тетрадь 2 /6 ч/ | |
55. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | |
56. | Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». | |
57. | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Вн. чтение Рассказы о природе Н.И.Сладкова. | |
58. | К. Бальмонт «Золотое слово». | |
59. | И. Бунин «Детство», «Полевые цветы». | |
60. | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений. Тест № 7 | |
| Литературные сказки /8ч/ | |
61. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Вн. чтение Рассказы Л.Ф.Воронковой | |
62. | Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка). | |
63. | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | |
64- 65. | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Вн. чтение Моя любимая книжка. | |
|
66- 67. | В. Одоевский «Мороз Иванович». | |
|
68. | КВН (обобщающий урок по разделу «Литературные сказки»). Оценка достижений. контрольная работа за I полугодие. | |
| Были-небылицы /10ч/ | |
69. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Вн. чтение Рассказы о животных Б.Житкова | |
70- 71. | М. Горький «Случай с Евсейкой». | |
|
72- 73- 74. | К. Паустовский «Растрепанный воробей». Вн. чтение П.П.Ершов | |
|
|
75- 76- 77. | А. Куприн «Слон». Вн. чтение В.Л.Дурова Рассказы о дрессированных животных | |
|
|
78. | Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений. Тест | |
| Поэтическая тетрадь 1 /6 ч/ | |
79. | Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..» | |
80. | С. Черный «Воробей», «Слон». Вн. чтение В.Л.Дурова Рассказы о дрессированных животных | |
81. | А. Блок «Ветхая избушка». | |
82. | А. Блок «Сны», «Ворона». | |
83. | С. Есенин «Черемуха». Вн. чтение «Здравствуй, гостья-зима!» | |
84. | Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. Тест № 10 | |
| Люби живое /16 ч/ | |
85. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Вн. чтение Книга – наш лучший друг. | |
86. | М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. | |
87- 88. | Соколов-Микитов «Листопадничек». | |
|
89. | В. Белов «Малька провинилась». Вн. чтение «Лесная газета» В.Бианки. | |
90. | В. Белов «Еще раз про Мальку». | |
91- 92. | В. Бианки «Мышонок Пик». | |
|
93- 94- 95. | Б. Житков «Про обезьянку». Вн. чтение «Лесная газета» В.Бианки | |
|
|
96. | В. Дуров «Наша Жучка». | |
97. | В. Астафьев «Капалуха». | |
98. | В. Драгунский «Он живой и светится…». Вн. чтение Экологический суд по рассказу В.Астафьева «Капалуха» | |
99. | Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое») | |
100. | Оценка достижений. Тест № 11, № 12 | |
| Поэтическая тетрадь 2 /8 ч/ | |
101. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Вн. чтение Творчество С.Я.Маршака. | |
102. | C. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…». | |
103. | А. Барто «Разлука». | |
104. | А. Барто «В театре». | |
105. | С. Михалков «Если», «Рисунок». Вн. чтение Книги о добре. | |
106. | Е. Благинина «Кукушка», «Котенок». | |
107. | Игра «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2») | |
108. | Проект «Праздник поэзии» Оценка достижений. Тест | |
| Собирай по ягодке – наберешь кузовок /12 ч/ | |
109. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Вн. чтение Конкурс чтецов стихотворений о маме. | |
110. | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | |
111- 112. | А. Платонов «Цветок на земле». | |
|
113- 114. | А. Платонов «Еще мама». Вн. чтение Мой любимый писатель. | |
|
115. | М. Зощенко «Золотые слова». | |
116. | М. Зощенко «Великие путешественники». | |
117. | Н. Носов «Федина задача». | |
118. | Н. Носов «Телефон». Вн. чтение Рассказы Н.Н.Носова | |
119. | В. Драгунский «Друг детства». | |
120. | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Оценка достижений. Тест | |
| По страницам детских журналов /8 ч/ | |
121. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Вн. чтение Наша библиотека. | |
122. | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | |
123. | Ю. Ермолаев «Проговорился». | |
124. | Ю. Ермолаев «Воспитатели». | |
125. | Г. Остер «Вредные советы». Вн. чтение По страницам детских журналов. | |
126. | Г. Остер «Как получаются легенды». | |
127. | Р. Сеф «Веселые стихи». | |
128. | Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) | |
| Зарубежная литература /8 ч/ | |
129. | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. Вн. чтение Стихотворения о весне русских поэтов. | |
130- 131. | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персий». | |
|
132- 133- 134. | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» Вн. Чтение. Что читать летом. | |
|
|
135. | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» | |
136. | Оценка достижений. Тест | |
Учебно-методическое обеспечение
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2018.
2.Сборник рабочих программ 1 – 4 МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2011
( Научный руководитель учебно-методического комплекта «Школа России», канд. пед. наук , лауреат премии Президента РФ в области образования А.А. Плешаков.)
4. Контрольно – измерительные материалы. « Литературное чтение. 3 класс». Составитель В. В. Кутявина. Москва «ВАКО» 2012
5. С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. К учебнику Л. Ф. Климановой и др. (М.: Просвещение) МОСКВА «ВАКО» 2014.
6. Н. А. Стефаненко. Литературное чтение. Методические рекомендации. Москва «Просвещение» 2014
Электронные образовательные ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ
http://fsu.edu.ru/p1.html
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
http://www.rost.ru
Федеральный портал "Российское образование"
http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
http://www.ict.edu.ru
Газета "Начальная школа"
http://nsc.1september.ru
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет: литературное чтение
Класс 3
Учитель: Тюкавкина Наталья Героевна
2021-2022 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Приложение.
Контрольная работа (промежуточная аттестация)
Литературное чтение. 3 класс
2022 год
ФИ________________________________________________
Медведь-водовоз.
Солдаты службы охраны поймали в тайге медвежонка. Медведица-мать, скорее всего, погибла. Медвежонку было недели три.
Медвежонка хорошо кормили, заботились о нём, дрессировали, научили многим приёмам и номерам, которые вызывали всеобщий смех. Мишка оказался на редкость способным и покладистым учеником, легко поддавался дрессировке.
Наступила вторая зима в жизни медвежонка. Он заметно вырос, но по-прежнему оставался дружелюбным, терпеливым в дрессировке и очень понятливым.
Воду для питья солдаты возили с реки на самодельных небольших санках, на которых была укреплена деревянная бочка с двумя отверстиями: для заливки воды – верхнее, квадратное, и внизу- для слива, закрывающееся деревянной пробкой. Как-то взяли с собой по воду мишку. Он внимательно следил, как солдат черпал воду ведром из проруба, как сливал её потом в бочку, как вода, заполнив ёмкость, начинала переливать через край. Отвезли бочку. Приехали на речку вторично. Подали ведро мишке. Он заполнил бочку водой точно так же, как её заполнял солдат.
Многочисленными тренировками солдаты добились того, что медведь один ходил на реку по воду, заполнял бочку и тащил санки в казарму.
Солдаты решили подшутить над доверчивым медведем. Перед тем как отправиться по воду, они вытащили из бочки деревянную пробку и стали издали наблюдать, что из этого выйдет.
Медведь начал заливать воду. По времени бочка уже давно должна быть полной… медведь недоумевал. Он уже стал уставать, но продолжал носить воду. Вдруг он неожиданно остановился, бросил ведро и, вскочив на санки, заглянул в заливное отверстие – внутри было пусто! Одним ударом лапы он превратил бочку в груду досок, затем каждую в отдельности крошил и отбрасывал в сторону.
Выместив таким образом всю свою злобу на бочке, он успокоился, прихватил пустые санки и возвратился в казарму.
Часть А
Определите тип речи.
Повествование
Описание
Рассуждение
Назовите главного героя произведения.
Солдаты
Медведь
Бочка
Укажите, что возили солдаты в самодельной бочке.
Воду для питья
Медведя
Друг друга
Как солдатам удалось обучить медведя возить с речки воду?
Длительное объяснение
Просмотр видеофильма
Многочисленные тренировки
Укажите, в каком возрасте медвежонок попал к солдатам.
В трёхнедельном
В трёхдневном
В трёхмесячном
Во что превратилась бочка после того, как медведь по ней ударил лапой?
В металлолом
В дрова
В груду досок
Часть В
Восстанови последовательность пунктов плана.
А) Появление медвежонка
Б) Шутка солдат
В) На реку за водой
Г) Результат тренировки
Ответ: _____________________________________________________________
Какую шутку сыграли солдаты с медведем?
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему текст назван «Медведь-водовоз»?
Ответ:________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Выпиши из текста восклицательное предложение.
Ответ:________________________________________________________
_____________________________________________________________
Используя текст произведения, восстанови предложение.
Ответ: Мишка ____________________ на редкость __________________ и __________________ учеником, легко _____________________ дрессировке.
Часть С.
Понравился ли тебе данный текст и чем?
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________