Открытие нового знания | Организовать знакомство с новым правилом. | Словесный метод: беседа, объяснение. Наглядный метод: демонстрация. | - Какие самые большие водоемы вы знаете? (океаны) -Верно, Маша покажи Северный Ледовитый океан. Леша, Тихий океан. Костя, Атлантический океан. -В каждом океане расположены свои моря. -Море – это часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. Например, Балтийское, Черное и Азовское моря – это моря Атлантического океана. (Учитель показывает моря на карте). Они особенно глубоко вдаются в сушу. -(Изображение Черного моря) Черное море теплое, большая часть его никогда не замерзает. Летом здесь отдыхают очень много людей. Черное море красиво в любую погоду – и в тихую и в штормовую. -Что вы знаете о Балтийском море? (Оно не очень теплое, но летом в нем купаются). - Что вы знаете о морской воде? (соленая). Сколько же морей омывают берега нашей страны? (12 морей). -Переходим к изучению озёр. Озеро - это естественно возникший водоем, заполненный в пределах озерной чаши водой и не имеющий непосредственного соединения с морем. - За особую красоту иногда озёра называют голубыми глазами Земли. В России множество больших и маленьких озер, всего их свыше двух миллионов. -Поднимите руку, кто знает самое глубокое и чистое озеро. (Байкал). -Катя, покажи на карте Байкал. -Молодец! -Наибольшая глубина Байкала 1642 метра. (Изображение Байкала). -Самое большое озеро – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют морем. (Изображение на слайде). - Ладожское и Онежское- крупнейшие озера Европы. Их называют «Ладого-матушка» и «Онего-матушка». Они как будто не могут жить друг без друга: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладогу. Из Ладожского озера вытекает река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. (Изображение озёр и рек). - Реки, как и озёра, - богатство и украшение России. Река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении. В нашей стране около 120 тысяч рек длиной более 10 км. А если посчитать и самые маленькие реки, получится более двух миллионов. Самые крупные наши реки - Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. (изображение на слайде рек). - Лиза, покажи на карте реку Волгу и Обь. Рома, покажи Енисей и Амур. - На берегах рек издавна строились сёла, деревни, города. Столица России тоже стоит на реке, которая называется так же, как и город, - Москва. -Сформулируйте вывод по сегодняшней теме. (Берега России омывают моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Крупнейшие озера России - Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Крупнейшие реки - Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур). -Молодцы! | Отвечают на вопросы. Слушают учителя. Ищут на карте заданные объекты. Формулируют вывод | Фронтальная. | Презентация. | Контроль со стороны учителя за ходом фронтальной работы; за правильностью нахождения заданных объектов; за правильностью ответов; за формулированием вывода. | Знание, что такое море, озеро и река. Развитие умения работать с физической картой. Определение географического положения морей, озер и рек России. | П:развитие мыслительных операций. К:формулирование ответов, высказываний в соответствии с темой; умение учувствовать в беседе; умение формулировать мысли во внешней речи. Р:умение сохранять учебную задачу; умение самостоятельно организовывать деятельность. | Осознание целостности знаний; уважительное отношение к учителю; повышение значимости научного знания. |