Задачи (3 задание) для устного экзамена по биологии 10 класс
Билет 1. Задача на энергетический обмен
В процессе диссимиляции произошло расщепление 28 моль глюкозы, из которых полному (кислородному) расщеплению подверглось только 10 моль.
Определите: а) сколько моль молочной кислоты и углекислого газа при этом образовано; б) сколько АТФ при этом синтезировано; в) сколько энергии и в какой форме аккумулировано в этих молекулах АТФ; г) сколько моль кислорода израсходовано на окисление.
Билет 2. Задача на дигибридное скрещивание
У человека сложные формы близорукости доминируют над нормальным зрением, карий цвет глаз – над голубым. Кареглазый близорукий мужчина, мать которого имела голубые глаза и нормальное зрение, женился на голубоглазой женщине с нормальным зрением. Какова вероятность в % рождения ребенка с признаками матери? Определите фенотипы и генотипы потомства.
Билет 3. Задача по цитологии на мейоз
Хромосомный набор соматических клеток крыжовника равен 16. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в телофазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
Билет 4. Задача по молекулярной генетике
Молекулярная масса молекулы ДНК составляет 138000 а.е.м. Известно, что 22400 а.е.м. приходится на долю гуаниловых нуклеотидов. Определите в данной молекуле ДНК содержание всех нуклеотидов и длину ДНК.
Билет 5. Задание по работе с увеличительными приборами
Рассмотрите под микроскопом (малое увеличение) готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Определите их сходство и отличия. Определите во сколько раз увеличивает микроскоп на малом увеличении.
Билет 6. Задание на сравнение царств живых организмов.
Объясните, клетки каких царств живых организмов изображены на рисунке? Определите их сходства и отличия (не менее 5 признаков в каждом случае).
Билет 7. Задача по генетике на родословную человека
Определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный; аутосомный или сцеплен с полом). Ответ обоснуйте.
Билет 8. Задача по молекулярной генетике.
Билет 9. Задача по теме плазмолиз и деплазмолиз.
Какой процесс изображен на рисунке. Опишите его и дайте ему определение. Опишите в каких клетках он протекает и условия для его осуществления.
Билет 10. Задача на энергетический обмен.
В результате диссимиляции в клетках образовалось 10 моль молочной кислоты и 54 моль углекислого газа.
Определите: а) сколько всего моль глюкозы израсходовано; б) сколько из них подверглось неполному и сколько полному расщеплению; в) сколько АТФ при этом синтезировано и сколько энергии аккумулировано; г) сколько моль кислорода израсходовано на окисление.
Билет 11. Задача по генетике на сцепленное наследование признаков
При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зернами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зерна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп во втором скрещивании.
Билет 12. Задание по работе с увеличительными приборами.
Приготовьте временный микропрепарат кожицы листа. Рассмотрите его на среднем увеличении. Определите увеличение микроскопа и его составные части.
Билет 13. Задание на сравнение царств живых организмов.
Объясните, клетки каких царств живых организмов изображены на рисунке? Определите их сходства и отличия (не менее 5 признаков в каждом случае).
Билет 14. Задача по молекулярной генетике.
В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота треонин (тре) заменилась на глутамин (глн). Определите аминокислотный состав фрагмента молекулы нормального и мутированного белка и фрагмент мутированной иРНК, если в норме иРНК имеет последовательность: ГУЦАЦАГЦГАУЦААУ. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Билет 15. Задача по генетике на заболевания человека, сцепленные с полом
Гипертрихоз наследуется как сцепленный с У – хромосомой признак, который проявляется лишь к 17 годам жизни. Одна из форм ретинита (ночная слепота) наследуется как рецессивный, сцепленный с Х – хромосомой признак. В семье, где женщина по обоим признакам здорова, а муж является обладателем только гипертрихоза, родился мальчик с ретинитом. Определить вероятность проявления у этого мальчика гипертрихоза. Определить вероятность рождения в этой семье детей без обоих аномалий и какого, они будут пола.
Билет 16. Задача по теме плазмолиз и деплазмолиз.
Какой процесс изображен на рисунке. Опишите его и дайте ему определение. Опишите в каких клетках он протекает и условия для его осуществления.
Билет 17. Задача по цитологии на митоз / мейоз
Какой хромосомный набор характерен для макроспоры, из которой в дальнейшем формируется восьмиядерный зародышевый мешок и яйцеклетка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются макроспора и яйцеклетка.
Билет 18. Задача по молекулярной генетике.
Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок из 520 аминокислот? Какую он имеет длину (расстояние между нуклеотидами в ДНК составляет 0,34 нм)? Какое время понадобится для синтеза этого белка, если скорость передвижения рибосомы по иРНК составляет 6 триплетов в секунду?
Билет 19. Задание на сравнение царств живых организмов.
Объясните, клетки каких царств живых организмов изображены на рисунке? Определите их сходства и отличия.
Билет 20. Комбинированная задача по генетике на наследование признаков
У человека отсутствие потовых желез проявляется как сцепленный с полом рецессивный признак. Глухота, то есть отсутствие слуха, обусловлено аутосомным рецессивным геном. У супружеской пары, нормальной по этим признакам, родился сын с обоими аномалиями. Определите возможные генотип родителей и вероятность рождения ребенка с таким же генотипом как первый. Дать цитологическое обоснование.
Билет 21. Задача по молекулярной генетике.
На участке цепи ДНК находиться 35 нуклеотидов с аденином,
65 нуклеотидов с тимином, 30 нуклеотидов с гуанином, 50 нуклеотидов с цитозином. Определите содержание каждого нуклеотида на данном участке двухцепочечной молекулы ДНК. Сколько аминокислот находится в белке, информация о котором закодирована на данном участке цепи ДНК. Объясните все полученные результаты.
Билет 22. Задача по генетике на кодоминирование (наследование групп крови и резус-фактора)
Резус-отрицательный мужчина с І группой крови вступил в брак с резус-положительной женщиной с IV группой крови. Какую группу крови и резус-фактор будут иметь дети?
Билет 23. Задача по цитологии на митоз / мейоз
Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев ячменя? Объясните результат в каждом случае.
Билет 24. Задача по молекулярной генетике.
Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦЦЦТЦАЦТТГ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
Билет 25. Задание на сравнение царств живых организмов.
Объясните, клетки каких царств живых организмов изображены на рисунке? Определите их сходства и отличия (не менее 5 признаков в каждом случае).