- В середине XV века Нижний Новгород окончательно стал подконтролен Московскому государству. Прилегающие территории формируют Нижегородский уезд
- К концу XVI века из населённых пунктов Нижегородского края формируются станы - совокупности владений разного характера (дворцовых, владельческих, монастырских) - Березопольский стан (Березовое Поле, Березополье), Закудемский стан и Стрелицкий стан (Стрелица)
- К середине XVII века на территориях Нижегородского уезда сосредотачиваются самые крупные в Российском государстве владения феодалов (Морозовых, Черкасских, Воротынских, Прозоровских
- В ходе губернской реформы 1708 года Петра I, Нижний Новгород был причислен к Казанской губернии.
- В января 1714 года северо-западная часть её территории была выделена в Нижегородскую губернию.
- «1714-го генваря в 26 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец указал Нижегороцкой губернии быть особо, в ней городы: Нижней, Алатарь, Балахна, Муром, Арзамас, Гороховец, Юрьев Поволской, Курмыш, Василь, Ядрин. Губернатору быть Андрею Петрову сыну Измайлову, и о том к нему, Андрею, а для ведома х Казанскому губернатору, послать великого государя указы. А что в той Нижегородцкой губернии порознь по городам дворового числа и окладных и неокладных табельных и сверх табеля других прибылых доходов - о том в канцелярию Сената прислать известие.
- Князь Яков Долгоруков. Граф Иван Мусин-Пушкин. Тихон Стрешнев. Михайла Самарин».
- На 1796 год в состав гебернии входили следующие уезды:
- Ардатовский (уездный город — Ардатов),
- Арзамасский (Арзамас)
- Балахнинский (Балахна)
- Васильсурский ( Васильсурск)
- Горбатовский ( Горбатов)
- Княгининский (Княгинино),
- Лукояновский( Лукоянов),
- Макарьевский ( Макарьев),
- Нижегородский ( Нижний Новгород),
- Семёновский ( Семёнов),
- Сергачский( Сергач).
- Площадь губернии составляла 53,5 тыс. км².
Павлово
Н.Новгород
Арзамас
Год
Население, чел.
1714
В том числе городское, чел.
255 923
1766
461 400
1785
1847
816 200
1 104 796
1897
1 584 774
1905
143 031
1 799 500
1926
2 743 344
448 258
Численность населения области по данным Госкомстата России на 2012 год составляет 3 296 947 чел. Плотность населения — 43.03 чел./км 2 (2012)
Национальность
Численность
Русские
1926 год
2 553 230
Татары
1939 год
79 897
3 619 463
Мордва
1959 год
Украинцы
84 920
1970 год
88 241
3 381 991
Армяне
2 537
1979 год
3 477 331
83 095
66 996
Чуваши
93
63 861
28 187
3 513 494
71 794
1989 год
1 176
68 632
29 314
3 522 148
51 628
1 201
2002 год
Азербайджанцы
4 895
н.д.
1 086
Марийцы
29 807
2010 год
45 028
3 346 398
58 603
4 282
36 709
880
241
Белорусы
3 109 661
29 112
50 609
3 935
1 316
5 807
662
33 344
6 015
44 103
Цыган
1 111
25 022
19 138
7 517
679
1 822
24 241
469
5 177
Езиды
6 264
839
8 793
7 519
н.д.
1 053
12 206
Евреи
10 786
17 657
1 165
Узбеки
10 679
н.д.
13 294
7 776
11 364
3 153
8 027
8 441
2
н.д.
9 765
8 309
Таджики
2 351
7 942
17 530
3 819
н.д.
8 494
7 757
Молдаване
н.д.
198
9 265
18 274
36
761
7
Грузины
6 833
16 838
6 415
н.д.
4 316
Немцы
15 110
29
н.д.
179
522
176
4 673
4 373
600
1 993
Другие национальности
170
539
4 469
3 076
12 198
523
Всё население
2 562
199
5 312
744
3 781
4 758
1 667
1 207
2 743 344
528
1 481
449
5 667
682
3 769
1 103
3 869 887
4 905
963
611
2 429
597
3 504
671
1 812
3 590 813
2 145
1 238
4 792
3 682 484
2 183
924
5 811
1 894
3 711 617
1 574
9 796
1 792
12 160
1 248
3 719 614
54 195
3 524 028
3 310 597
Вадское озеро
озеро Светлояр , в воды которого по преданию в первой половине 14 века погрузился Китеж град
Желтоводский Макариев монастырь
Дивеевский монастырь
- 128-метровая стальная гиперболоидная ажурная башня
На территиории Выксунского металлургического завода находятся уникальные памятники промышленной архитектуры и технического искусства, построенные русским инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым в конце XIX века
- Городец - одно из древнейших русских поселений
Свято-Троицкий Островоезерский женский монастырь. город Ворсма. В данный момент идут работы по его реконструкции
- Искусство хохломы;
- Семеновский сувенир;
- Городецкая роспись;
- Полховский Майдан;
- Ткачество и вышивка;
- Казаковские ювелирные изделия.
Мнения большинства исследователей сходятся на том, что временем рождения хохломы с её оригинальной технологией и орнаментальным строем следует считать конец 17 века. Об этом свидетельствуют интереснейшие факты как из археологии, так и истории 17 века. Археологические данные рассказывают о том, что с древних времен в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Её вырезали из местных пород деревьев – чаще всего липы, изготовляя большие и малые чаши, блюда, ковши.
Хохлома стала промыслом особенным, уникальным благодаря применению техники окраски дерева в золотой цвет без затраты драгоценного золота. Эта техника была известна русским иконописцам еще в 12 веке, а к 17 веку получила широкое распространение.
В росписи использованы древние элементы
«фонового письма», «кудрины», «древко» и «травки»
Первая русская матрёшка из восьми фигур, изображавшая девочку в сарафане, в платке, с петухом в руках, была сделана в 90-х годах прошлого века в Москве в мастерской «Детское воспитание», принадлежавшей С. Мамонтову. Выточил её русский токарь-умелец В.Звёздочкин, а расписал художник С. Малютин.
Внутри матрёшки было помещено целое семейство ребятишек, изображавших мальчиков и девочек. В те же годы производство матрёшек было организовано в мастерских Сергиева Посада (ныне город Загорск). Необычная затейливая игрушка сразу привлекла к себе внимание покупателей и пользовалась большим спросом.
Городецкая роспись выросла на основе богатой и разнообразной культуры Нижегородской области, мастера которой создали самобытную деревянную и каменную архитектуру, оригинальную архитектурную резьбу по дереву, вышивки, ткачество и многие другие ремесла. По мере изучения городецкой росписи представление о содержании этого искусства расширялось.
Выдвигается гипотеза об определенных связях городецких образов с древней символикой, о влиянии иконописи на искусство мастеров Городца, возникают споры о трактовке, казалось бы, ранее бесспорных сюжетов городецкой росписи - сцен чаепитий, гуляний.
Произведения городецких мастеров привлекают зрителей прежде всего яркой праздничностью. Городецкая роспись насыщена всем богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов, разноцветных причудливых птиц, стройных городецких коней, бегущих по цветущему лугу.
Почти в каждом крестьянском хозяйстве Полховского Майдана и некоторых соседних селений делали токарные изделия, которые за бесценок скупали богатые предприниматели. Октябрьская революция освободила кустарей от кабальной зависимости. В первые же годы Советской власти в селе началось возрождение токарного промысла. Темниковский уездный Совет народного хозяйства 2 мая 1921 года постановил организовать во всех хозяйствах и коммунах кустарный промысел. В 1929 году на базе токарного промысла была создана артель, названная в 1931 году « Красная заря». Глядя на яркий «майданский товар», сейчас трудно представить, что до 1914 года изделия кустарного промысла были белыми, без каких-либо украшений.
Село Полховский Майдан расположено в нечерноземной полосе юго-восточной части Нижегородской области, в прошлом на севере Тамбовской губернии бывшего Темниковского уезда, на землях скудных, не удовлетворяющих постоянных нужд местных жителей. С начала 19 века крестьяне села занимались подсобными промыслами, в частности токарным делом, развитию которого способствовали ежегодно проводившиеся в Нижнем Новгороде ярмарки.
В Нижегородской области ткачество, как и вышивка, издревле являлось широко распространённым видом женского народного творчества. В каждом крестьянском доме стоял ткацкий стан и имелся набор прялок. В конце 19 – начале 20 века в Семеновском уезде, особенно в селе Бор, женщины занимались изготовлением нарядных поясов из шёлка, гаруса и шерсти разных цветов, в Кстовской, Бешенцевской и Сельнинской волостях Нижегородского уезда был развит пухоткацкий промысел, то есть тканье полотен с гусиным пухом.
До сих пор во многих домах сохранились ткацкие станы, в наши дни по праздникам в деревнях столы застилают красными, синими, лиловыми или розовыми столешниками, а стены украшают белоснежными полотенцами с яркой красной каймой.
Вышивка для русской женщины была с незапамятных времен душевной потребностью . Вышивка счетной гладью, набором и косой стежкой по орнаменту. Преобладает геометрический орнамент, в основу которого положен ромб. Соединение растительного орнамента с изображением птиц или животных остается излюбленной темой мастеров.
Первое местное предприятие по изготовлению ювелирных изделий создано в конце 30-х годов ХХ столетия на базе казаковской артели «Металлист», ранее занимавшейся изготовлением и отделкой столовых приборов. В 60 – 70-х годах в содружестве с искусствоведами НИИХП мастерам Казаковского объединения разработали широкий ассортимент филигранных изделий, включавших наряду с ювелирными украшениями такие бытовые предметы, как подстаканники, конфетницы, туалетные лоточки, вазочки.
Медные посеребренные поделки: бубенчики, пряжки, пуговицы, крестики во второй половине 19 века делали мастера села Мурашкина, используя главным образом технику литья, в Безводном на Волге создавались посеребренные цепочки в виде плетенок и шнурков, отдельные мастера – ювелиры работали в Арзамасе, Лыскове .
Сочетание разреженного рисунка с более плотной филигранью придаёт изделию живописность и непринужденность, а свободный ажурный край напоминает кружево.
Нижегородская ярмарка. Здесь представлены экспозиции народных художественных промыслов Нижегородского края.
- Статья 2. ЗАКОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ О ГЕРБЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
- (от 10 сентября 1996 г. N 42-З)
- Герб области имеет в основе изображение исторического Герба Нижегородской губернии. Герб области представляет собой помещенное на геральдическом щите изображение идущего в серебряном поле червленого оленя, имеющего рога с шестью отростками и черные копыта; геральдический щит увенчан исторический российской короной и обрамлен золотыми дубовыми листьями, соединенными исторической андреевской лентой согласно прилагаемому оригиналу.
Как полагают некоторые исследователи, в древности на территории современной Нижегородской области существовал культ оленя (по некоторым данным, лося). Вероятно, по этой причине изображение оленя (лося) появилось впервые на Большой печати Ивана Грозного, а впоследствии закрепилось в гербе (эмблеме) Нижегородской земли (оно присутствует в «Титулярнике» 1672 года). Олень в геральдике символизирует величие, мудрость, благородство и справедливость. Серебряное поле герба символизирует чистоту и совершенство. Червленый (красный) цвет - символ мужества и силы, энергии и красоты. Черный цвет - символ мудрости, благоразумия, смирения, скромности, честности, вечности бытия.
- Описание: Гимн Нижегородской области - песня
- "Родные дали с Волгой и Окою" –
- слова В. Шамшурина, муз. Л. Сивухина.
- Родные дали с Волгой и Окою И синь лесов, и шепот ковыля - Ты покоряешь силою такою, Нижегородская моя земля.
- Видны зари широкие разливы С могучих башен древнего кремля, Твой Китеж град, твои преданья живы, Нижегородская моя земля.
- В суровый час в колокола ты била, Одну судьбу с Отчизною деля, Ты для России Минина взрастила, Нижегородская моя земля.
- Твоя душа - в размахе и задоре, И в серебристых крыльях корабля, И в хохломском затейливом узоре, Нижегородская моя земля.
- Так процветай в красе своей и силе, Радушьем добрым сердце веселя, На благо всем, на славу всей России, Нижегородская моя земля.
Герб Вадского района
- http :// www.archiv.nnov.ru /
- http :// traditio-ru.org /
- http :// images.yandex.ru /
- http :// geraldika.ru /
- http://www.bankgorodov.ru/