СКАЧИВАЙТЕ файл на устройства, чтобы все знаки и формулы были видны и распознаны. Во время чтения файла онлайн происходит потеря формул.
31.03.
Тема: Самостоятельная работа. Строение атома. Энергия связи.
Цель:
1. Повторить понятие энергия связи и дефект массы;
2. Закрепить материал, через написание проверочной работы.
1. Организационный момент
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЗАПИСЬ ВВЕРХУ
Ребята, здравствуйте. Продолжаем обучение. Сегодня делаем самостоятельную работу. Так как в этой теме достаточно много постоянных величин, советую воспользоваться данной ссылкой: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Фундаментальные_физические_постоянные, если в конспекте нет каких- либо данных.
2. Актуализация
Давайте вспомним некоторые известные вам факты из атомной и ядерной физики.
Ответы вы видите сразу. Если что-то не знали и забыли, читаем в учебнике.
ВНИМАНИЕ. После открытия нейтрона в опытах Чедвика советский физик Д. Д. Иваненко и немецкий учёный В. Гейзенберг в 1932 году предложили протонно-нейтронную модель ядра атома. Эта модель после многих лет исследований оказалась верной и общепризнанной. А в чём она состоит? Ответить письменно в тетради для решения задач.
Для помощи:
http://msk.edu.ua/ivk/Fizika/Konspekt/model_yadra.php
Не забывайте о Фоксворде.
3. Подготовка к самостоятельной работе. Проверь себя (на ответы смотри потом).
Что можно сказать о количестве протонов в ядре?
(Число протонов обозначается буквой Z и равно количеству электронов в атомной оболочке, т.е. равно также порядковому номеру элемента в периодической таблице Д. И. Менделеева)
А как найти количество нейтронов?
(Количество нейтронов обозначается буквой N и равно разности массового числа А и количества протонов Z)
Как называют протоны и нейтроны вместе?
(Протоны и нейтроны вместе называют нуклонами)
Могут ли протоны и нейтроны внутри ядра удерживаться гравитационными или электромагнитными силами?
(Не могут, так как гравитационные силы слабые, а электромагнитные не могут, так как нейтроны не имеют заряда, а положительно заряженные протоны имеют силу электрического отталкивания.)
Какие силы действуют между нуклонами?
(Между нуклонами действуют ядерные силы)
На каких расстояниях проявляются ядерные силы?
(На расстоянии 10-12 - 10-13 см, т.е. они являются короткодействующими)
Что такое энергия связи ядра?
(Это энергия, которая необходима для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны)
По какой формуле можно найти энергию?
(E = mc2). Вспомни и запиши другую формулу.
По какой формуле находится дефект масс?
(Δ M = Z mp+ N mn – Мя)
Что показывает энергия связи? (Энергия связи показывает на сколько уменьшается энергия системы при образовании нуклонов)
Чему равна энергия связи?
(Есв = Δ M с2 = (Z mp+ N mn – Мя) с2 )
Что такое энергия связи?
(Энергия связи – это энергия, которая выделяется при образовании ядра из отдельных частиц, и соответственно это та энергия, которая необходима для расщепления ядра на составляющие частицы)
4. Самостоятельная работа
В тетрадях нужно записать последние три формулы (номер вопросов 8, 9 и 11)со всеми разъяснениями.
Необходимо напомнить, что 1 эВ=1,6 *10 -19 Дж.
mp = 1,00728 а.е.м.
mn= 1,00866 а.е.м.
Часть 1.
1. Написать ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке алюминия 27Al13 альфа – частицами и сопровождающуюся выбиванием протона. Альфа – частица это ядро гелия 4Не2 .
2. Каков состав изотопов неона 20Ne 10 21Ne10 22Ne10 ?
3. Вычислить энергию связи ядра дейтерия 2Н1 и ядра бериллия 8Ве4. Относительная атомная масса ядра дейтерия 2,01410 а.е.м., ядра бериллия 8, 00531 а.е.м. Ответ дайте в Дж.
Часть 2.
Вставь пропущенные слова или словосочетания
Мы с вами знаем, что в центре атома находится положительно заряженная частица ,
которая называется __________________, занимающее ничтожную часть пространства внутри атома.
Весь ____________________заряд и почти вся масса атома сосредоточены в его_____________.
В состав ядра входят такие частицы,
как __________________ и _____________________. Их еще называют _____________.
Вокруг ядра по замкнутым _______________________ вращаются ___________________.
Есть такие элементы, атомы которых имеют один и тот же заряд ядра, но разные массы,
их называют ___________________.
В атомах одного химического элемента число протонов Z всегда равно ___________________.
Число нейтронов в атоме всегда больше ________________________.
Химический элемент – это вид атомов с ______________________ зарядом ядра.
Слова и словосочетания: (падеж меняйте при необходимости)
1. Электроны;
2. Изотопы;
3. Положительный;
4. Электрический;
5. Протоны и нейтроны;
6. Ядро;
7. Нуклоны;
8. Траектория;
9. Число протонов;
10. Одинаковым;
11. Протоны и электроны;
12. Электроны и нейтроны;
13. Число нуклонов.
Эта работа проверяется.
5. Домашнее задание. Рефлексия
п. § 23.
Заполни.
Тема занятия | Мои действия на занятии (слушал, выполнял эксперимент, общался...) | Я на занятии научился, узнал.. (оценивать свои действия, приобретать знания caмостоятельно и т.д.) | В чем ценность занятия для меня? | Что вызвало затруднения и почему? | Свою работу я оценил бы на оценку ..., потому что ... | Класс (учитель) выставил мне за работу оценку ... | Меня порадовало (огорчило) |
Жду ответы на эти вопросы. Если есть ошибки, или вам нужны уточнения, пишите или звоните. До следующего урока.
С уважением
Е.В.