министерство образования и науки Амурской области
государственное профессионально образовательное автономное учреждение Амурской области
«Амурский колледж сервиса и торговли»
РАБОЧАЯ ПРоГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств
для специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
базовый уровень подготовки
Белогорск 2019
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
УТВЕРЖДЕНО
научно-методическим советом
Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.
Председатель ______________ Т.М. Пузикова
Рассмотрена на заседании ПЦК ЭД
Протокол № ____ от «____» ___________ 20__ г.
Председатель ПЦК ______________Т.Е.Дуракова
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела муниципального
заказа администрации Белогорского района
_______________В.И.Зиновьева
подпись
«____» ___________ 20___ г.
Автор: Т.И.Илларионова
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 8 |
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 13 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 15 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее – рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
4.3.2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области бухгалтерского учета при освоении профессий рабочего в рамках специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (опыт работы не требуется).
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации;
уметь:
рассчитывать заработную плату сотрудников;
определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;
определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;
проводить учет нераспределенной прибыли;
проводить учет собственного капитала;
проводить учет уставного капитала;
проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;
проводить учет кредитов и займов;
определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
давать характеристику имущества организации;
готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
составлять инвентаризационные описи;
проводить физический подсчет имущества;
составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
составлять акт по результатам инвентаризации;
проводить выверку финансовых обязательств;
участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
проводить инвентаризацию расчетов;
определять реальное состояние расчетов;
выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);
знать:
учет труда и заработной платы:
учет труда и его оплаты;
учет удержаний из заработной платы работников;
учет финансовых результатов и использования прибыли:
учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;
учет финансовых результатов по прочим видам деятельности;
учет нераспределенной прибыли;
учет собственного капитала:
учет уставного капитала;
учет резервного капитала и целевого финансирования;
учет кредитов и займов;
нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;
основные понятия инвентаризации имущества;
характеристику имущества организации;
цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
задачи и состав инвентаризационной комиссии;
процесс подготовки к инвентаризации;
порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены;
перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
приемы физического подсчета имущества;
порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;
порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
процедуру составления акта по результатам инвентаризации;
порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
порядок инвентаризации расчетов;
технологию определения реального состояния расчетов;
порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98)
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 468 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 360 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 240 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 120 часов;
производственной (по профилю специальности) практики – 108 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности 4.3.2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК 2.2 | Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. |
ПК 2.3 | Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета. |
ПК 2.4 | Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект) | Всего, часов | В т.ч. курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 8 |
ПК 2.1-ПК 2.4 | МДК.02.01 Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации | 266 | 192 | 108 | | 74 | | | |
ПК 2.1-ПК 2.4 | МДК.02.02 Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации | 94 | 48 | 20 | | 46 | | | |
| Производственная (по профилю специальности) практика | 72 | | 108 |
| Всего: | 432 | 240 | 128 | | 120 | | | 108 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
ПМ.02 ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
Наименование разделов(модулей) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПМ. 02 | ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ | 240+120СР | |
МДК.02.01 | ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ | | |
РАЗДЕЛ 1 | УЧЕТ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА | 192+74СР | |
Тема 1.1 Учет труда и заработной платы | Содержание | 32 | 3 |
Нормативные документы по учету труда, его оплаты, удержаний из заработной платы работников. Документальное оформление учета численности работников, отработанного времени и выработки. Виды, формы и системы оплаты труда. Порядок расчета средств на оплату труда. Начисление заработной платы при повременной и сдельной оплате труда. Оплата работы в сверхурочное и ночное время, в выходные и праздничные дни. Порядок расчета оплаты отпусков. Расчет пособий по временной нетрудоспособности. Синтетический и аналитический учет расчетов по оплате труда. Документальное оформление операций по учету оплаты труда. Обязательные удержания из зарплаты, предусмотренные законодательством. Удержания НДФЛ. Объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговые вычеты по налогу на доходы с физических лиц. Порядок удержаний по исполнительным листам. Удержания по инициативе администрации. Синтетический и аналитический учет удержаний из заработной платы. Порядок расчета зарплаты к выдаче. |
Практические занятия: | 64 | |
ПР.1. Учет личного состава работников | 6 |
ПР.2. Учет отработанного времени. | 6 |
ПР.3. Начисление повременной заработной платы | 10 |
ПР.4. Начисление сдельной оплаты труда | 10 |
ПР.5. Начисление отпускных | 8 |
ПР. 6. Начисление пособий по временной нетрудоспособности | 8 |
ПР. 7. Учет удержаний из заработной платы работников. | 8 |
ПР.8. Синтетический и аналитический учет по оплате труда. | 8 |
Тема 1.2 Учет финансовых результатов и использование прибыли | Содержание | 20 | 3 |
Нормативные акты по учету финансовых результатов. Понятие финансовых результатов. Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности. Особенности учета Финансовых результатов в бухгалтерском и налоговом учете. Понятие операционных, внереализационных, чрезвычайных доходов и расходов, их синтетический и аналитический учет. Порядок списания доходов и расходов на финансовый результат деятельности организации. Понятие налогооблагаемой прибыли и расчеты по налогу на прибыль. Понятие неиспользованной прибыли. Порядок списания нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Синтетический и аналитический учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Порядок распределения (использования) прибыли. |
Практические занятия: | 20 | |
ПР. 9 Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности. | 8 |
ПР. 10. Учет прочих доходов и расходов | 6 |
ПР.11. Учет нераспределенной прибыли | 6 |
Тема 1.3 Учет собственного капитала | Содержание | 18 | 3 |
Понятие уставного капитала. Формирование и учет уставного капитала и его изменений. Учет расчетов с учредителями. Документальное оформление операций по учету уставного капитала. Журнал-ордер №12, порядок его заполнения. Образование, пополнение, учет и использование добавочного капитала. Образование, пополнение, учет и использование резервного капитала. Учет целевого финансирования, источники его формирования. Учет резервов под снижение стоимости материальных ценностей, резервов под обеспечение вложений в ценные бумаги. Необходимость создания резерва для покрытия предстоящих расходов и платежей и его учет. |
Практические занятия: | 14 | |
ПР.12. Учет уставного капитала | 4 |
ПР.13. Учет резервного и добавочного капитала | 4 |
ПР.14. Учет прочих резервов. | 6 |
Тема 1. 4 Учет кредитов и займов | Содержание | 14 | 3 |
Нормативные документы по учету кредитов и займов. Значение кредитов банка и займов как источников финансирования производственно-хозяйственной деятельности организаций. Виды кредитов по целевому назначению и срокам предоставления. Учет кредитных операций. Виды займов. Учет заемных средств. Документальное оформление операций по учету кредитов и займов. Журнал-ордер №4, порядок его заполнения. |
Практические занятия: | 10 | |
ПР. 15. Учет кредитов и займов | 10 |
Самостоятельная работа обучающихся | 74 | |
1. Подготовка к практическим работам | 16 |
2. Решение сквозной задачи (операции 45-70) | 58 |
МДК 02. 02 | БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ | | |
РАЗДЕЛ 2 | ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И ПРОВЕРКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО СООТВЕТСТВИЯ ФАКТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫМ ДАННЫМ. | 40+24СР | |
Тема 2.1 Подготовка и проведение инвентаризации имущества организации | Содержание | 12 | 3 |
Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества. Характеристика имущества организации и основные понятия инвентаризации имущества. Цели и периодичность проведения инвентаризации имущества. Состав инвентаризационной комиссии процесс подготовки к инвентаризации. Порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены. Перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации. Приемы физического подсчета имущества и порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию. Порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета. |
Практические занятия: | 4 | |
ПР. 16. Подготовка и проведение инвентаризации имущества организации | 4 |
| Содержание | 12 | 3 |
Тема 2.2 Проверка действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета | Порядок инвентаризации основных средств, нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках. Порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках. Формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения. Составление акта по результатам инвентаризации. |
Практические занятия: | 12 | |
ПР. 17. Инвентаризация имущества организации | 6 |
ПР. 18. Учет результатов инвентаризации | 6 |
Самостоятельная работа обучающихся | 24 | |
1. Подготовка к практическим работам | 4 |
2. Решение ситуационных задач | 20 |
РАЗДЕЛ 3 | ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ | 8+2СР | |
Тема 3.1 Порядок инвентаризации дебиторской , кредиторской задолженности и расчетов. | Содержание | 4 | 3 |
Порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации. Порядок инвентаризации расчетов. Технология определения реального состояния расчетов. Порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мерк взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета. Порядок инвентаризации недостач ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98). |
Практические занятия: | 4 | |
ПР. 19. Инвентаризация дебиторской , кредиторской задолженности и расчетов | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 22 | |
1. Подготовка к практическим работам | 2 |
2. Решение индивидуальной задачи. Оформление отчета | 20 | |
ПП.02 Производственная практика | Иметь практический опыт: Документально оформлять и отражать на счетах бухгалтерского учета: операции, связанные с движением денежных средств, основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, учет труда и заработной платы, учет отчислений в страховые фонды, учет затрат на производство продукции, учет готовой продукции, ее продажа и определение финансового результата, учет текущих операций и расчетов, учет собственных средств организации. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации. | 72 | |
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы модуля имеются
кабинет:
бухгалтерский учет, налогообложение и аудит;
лаборатории:
залы:
Оборудование учебного кабинета, лабораторий:
компьютерный стол, интерактивная доска для преподавателя, компьютер;
комплекты учебной мебели для обучающихся;
комплект технологической документации;
оборудование и технологическое оснащение рабочих мест.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Нормативные источники:
Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 г. (ред. от 30.06.03 г. № 86-ФЗ).
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное Приказом МФ РФ от 30.12.99г. № 107-н).
Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/200, утвержденное Приказом МФ РФ от 10.01.2000г.№2-н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом МФ РФ от 30.03.2001г. №26-н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное Приказом МФ РФ от 09.06.2001г. № 44 – н.
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом МФ РФ от 06.05.99г. №32н. (в ред. Приказом МФ РФ от 30.12.99г. №107-н).
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом МФ РФ от 06.05.99г. №33н. (в ред. Приказом МФ РФ от 30.12.99г. №107-н).
Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденное Приказом МФ РФ от 16.10.2000г. №91-н.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций от 31.10. 2000 г. №94н.
Основные источники:
Швецкая В.М., ГоловкоН.А, Бухгалтерский учет. _ М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006.
Швецкая В.М, Донченко Н.Б., Кирилова Н.А. Практикум по бухгалтерскому учету – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°,» 2006.
Электронный учебник. Бухгалтерский учет.
Дополнительные источники:
Журналы: «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Консультант – бухгалтера», «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», «Бухгалтерский учет и налоги».
Газеты: «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Финансовая Россия».
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Освоению данного модуля должно предшествовать изучение следующих учебных дисциплин и модулей:
Информационные технологии в профессиональной деятельности;
Экономика организации;
Документационное обеспечение управления;
Основы бухгалтерского учета;
ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего экономического или управленческого образования.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Педагогический состав: наличие высшего экономического образования.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК.2.1.Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. | Умение: рассчитывать заработную плату сотрудников; определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников; определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности; определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности; проводить учет нераспределенной прибыли; проводить учет собственного капитала; проводить учет уставного капитала; проводить учет резервного капитала и целевого финансирования; проводить учет кредитов и займов. | Текущий контроль в форме: экспертной оценки на практическом занятии; защиты практических работ; деятельностных тестов; экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки; Зачеты по темам производственной практики. Защита отчета по производственной практике. Итоговый контроль: Экзамен квалификационный. |
ПК.2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. ПК.2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета. | Умение: определять цели и периодичность проведения инвентаризации; руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации; составлять инвентаризационные описи; проводить физический подсчет имущества; составлять сличительную ведомость и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета. |
ПК.2.4.Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации | Умение: выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках; выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках; выполнять работу по инвентаризации материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках; формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявление в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения; составлять акт по результатам инвентаризации. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области бухгалтерского учета организации; оценка эффективности и качества выполнения операций бухгалтерского учета; |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | использование различных нормативных документов по учету источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, включая электронные |
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. | |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | взаимодействие с обучающимися, преподавателями |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | применять изменения нормативных документов в ходке учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации |
3