Тема «Развитие количественных представлений у детей второго-третьего года жизни» (первая младшая группа)
План:
Особенности восприятия множества детьми второго – третьего года жизни.
Методика формирования количественных представлений у детей в первой младшей группе:
формирование представлений «один» и «много»;
алгоритм группировки предметов и явлений по одному из их признаков;
методика введения в пассивный словарь числительных «один», «два», «три»;
методика обучения детей установлению взаимно-однозначного соответствия элементов множества путём попарного соотнесения.
Множество предметов и явлений ребенком воспринимается различными анализаторами.
1-2 года. К 1-2 годам у детей накапливаются представления о множестве однородных предметов, которые отражаются в пассивной речи детей (построить домик и домики – единственное и множественное число).
Затем в активной речи дети начинают использовать множественное и единственное число. Характерно представление о неопределенной множественности (убрал несколько игрушек – говорит «все»). На этом этапе множество еще не имеет четких границ для ребенка и не воспринимается элемент за элементом, не осознается количественная сторона множества.
Дети понимают смысл слова «много» и «мало», но эти слова не имеют четкой количественной характеристики, ассоциируются со словами «большой», «маленький».
2-3 года. Дети воспринимают множество в его границах, умеют сосредотачивать свое внимание на границах множества, а четкое понимание внутренних элементов еще отсутствует. (кормит 1-ю и 5-ю куклы). При наложении предметов на рисунки дети заполняют всю часть карточки между крайними элементами, но не воспринимают количество. Легче воспринимают множество, если оно расположено линейно, в ряд.
Особенности развития деятельности счета у детей раннего возраста
1,5-2 года. Дети сопровождают свои операции с множеством такими словами как «вот», «еще» или числительными в любом порядке. Каждое повторение ребенок соотносит с одним предметом и одним движением, тем самым он устанавливает взаимнооднозначное соответствие между количеством предметов и количеством слов, движений.
2-4 года. Появляется интерес к сравнению множеств путем установления взаимнооднозначного соответствия. Последовательное называние числительных еще не означает овладение процессом счета, т.к. ребенок не понимает итога счета, т.е. не умеет отвечать на вопрос «сколько?» Счет еще не служит средством определения количества. Чаще всего названное числительное служит сигналом к остановке называния числительных.
Формирование представлений «один» и «много»
В раннем возрасте у детей накапливаются представления о совокупностях, состоящих из однородных и разнородных предметов. Дети 2-го года жизни осваивают способы действий с группами однородных предметов (кубики, шарики). Дети их перекладывают, перебирают, группируют предметы по форме, цвету. Восприятию множественности предметов, явлений способствует всё окружение ребёнка – множества людей, предметов, однородно повторяющиеся звуки. Множественность предметов и явлений ребёнок воспринимает разными анализаторами (слуховым, зрительным).
На 3-ем г.ж. дети начинают различать разные по численности группы предметов. Слова «много», «один», «мало» дети соотносят с определённым количеством предметов, выполняют действия в ответ на просьбу взрослых: «Принеси мне один кубик», «Дай мне много картинок»и т.д.
В первой младшей группе дети должны освоить:
алгоритм образования множества: (1,еще 1, еще 1…-стало много);
алгоритм выделения одиночных элементов из множества: (много – один, один… - по одному, ни одного – один, один, еще один – по одному – много).
Ознакомление с понятием «много» и «один», с их отношениями ярко отражается в природе, литературе. Кроме этого эти соотношения дети могут увидеть, познать их в социальном окружении, в соотношениях с другими детьми, с воспитателем.
Дидактические игры: «Наседка и цыплята», «Кошка и котята»
Неограниченные возможности для понимания «много» и «один» имеет художественная деятельность:
изобразительная: во время украшения тарелочки дети ставят одну точку, ещё одну точку, ещё и т.д. пока не получится узор; составление букета –аппликация: каждый положил один цветок – получилось много цветов в букете);
музыкальная: во время игры с инструментами (1 звук, еще звук много звуков – какая чудесная музыка).
Художественное слово, которое сопровождает все виды деятельности детей, помогает усвоить понятия «много» и «один» в занимательной форме. Существует много стихотворений, песенок, потешек, сказок, в которых отражаются эти понятия и отношения между ними.
"Апельсин".
Мы делили апельсин,
Много нас, а он - один!
Эта долька - для котят,
Эта долька - для утят,
Эта долька для - ежа,
Эта долька - для ужа,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура!
***
На дорожку, на лужок
Тихо падает снежок.
Посмотри, снежинки-
Легкие пушинки.
Кисточкой потопаем,
В ладошки похлопаем:
На дворе белым - бело,
Много снега намело!
Алгоритм группировки предметов и явлений по одному из их признаков (цвет, форма, величина, содержание, размещение)
В процессе группировки дети должны усвоить алгоритм составления множеств:
Выделяем нужный признак (например, это красный кубик);
Ищем среди предметов такой же (по примеру или слову);
Добавляем его к первому, поясняем словом (и этот красный);
Обобщаем, называем множество (вот как много красных кубиков или сложили красные).
Сначала учат группировать по одному признаку, при этом все остальные признаки должны отсутствовать или быть несущественными для детей. Признак, по которому предлагается группировка предметов, усложняется с возрастом Например:
- все машинки поставьте на нижнюю полку, а куклы - на верхнюю (по названию).
- у детей геометрические фигуры одного цвета, но разной формы, надо построить башенки из кубиков (или цилиндров).
Этот алгоритм дети усваивают в познавательно-практической деятельности (когда манипулируют кубиками, строительным материалом, мячиками и другими игрушками). И на прогулке (когда собирают листья, жёлуди, каштаны). Умения группировать предметы в множества проявляются и в действиях детей и в их речи. Усвоить процесс группировки помогает художественная деятельность, дидактические игры («Собери грибы», «Большие и маленькие»), трудовая деятельность (составили на поднос чашки).
Методика введения в пассивный словарь
числительных «один», «два», «три»;
В процессе решения этой задачи дети должны привыкнуть к названиям числительным, как к любым другим новым словам, знать, что они показывают количество предметов. Называние взрослым данных слов сопровождает все виды деятельности детей.
GАкцентировать особое внимание на числительных не следует. Не надо заставлять ребёнка считать!
Действия счёта для понимания детей раннего возраста очень сложны, этому они научатся в будущем.
Особенная роль в процессе введения в детский пассивный словарь числительных отводится художественному слову и действиям игрового характера, которые его сопровождают.
Маленькие феи
Три очень милых феечки
Сидели на скамеечке
И, съев по булке с маслицем,
Успели так замаслиться,
Что мыли этих феечек
Из трех садовых леечек С.Маршак
Игры-стихотворения «Повстречались», «Ладушки», «Лягушки», «Рики-Тики»(А.В.Сербина Математика для малышей)
Методика обучения детей установлению взаимно-однозначного соответствия элементов множества путём попарного соотнесения.
Происходит это в процессе решения задач группировки предметов, и в процессе определения множественности предметов. Особое значение для ребёнка приобретает бытовая деятельность, в которой ребёнок учится обслуживать себя: один стул, положить одну ложку, на одну ногу обуть один ботинок и т.д., а также игры с дидактической куклой («Оденем куклу», «Накормим куклу» и т.д.)
Главная задача воспитателя – объяснить, что для одной куклы главное поставить одну тарелку, один стул, надеть одно платье.
В этом деле нужно быть очень терпеливым. Эмоциональные отношения должны иметь только положительную окраску.
Литература
Житко, И.В. Математика для малышей: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.В. Житко. — Минск: Нац. ин-т образования, 2009.
Жытко, I.У. Гуляем, навучаем, развiваем цi знаёмiм дзяцей з матэматыкай/ I.У. Жытко, В.П. Бараноуская, Л.С. Хадановiч. Мiнск, 1997
Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошк.возраста - М., Просвещение 1974
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988 – 303с
Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М., Изд. Центр «Академия», 1998
2