Рельеф Земли
Учитель географии :Дагазиев Расул Лиминович
Цели :
- Формировать знания о рельефе Земли и его изменениях о взаимосвязях строения земной коры и рельефа.
- Формировать умение анализировать карту «строения земной коры» .
Проверка пройденного материала
- Что такое литосфера?
- Что такое сейсмический пояс?
- Как называется гипотеза Вегенера?
- Какая сила движет плитами литосферы?
- Назовите крупные литосферные плиты?
Занимательная география
- Первый глобус был создан немецким ученым Мартином Бейхамом.Его модель Земли увидела свет в 1492 г. , в год , когда Х.Колумб отправился к берегам сказочной Индии западным путем.На глобусе были изображены Европа,Азия, Африка, которые занимают около половины всей поверхности Земли, и нет Северной и ЮжнойАмерики Антарктиды,Австралии.
Мертвое озеро
Соленость в этом море в несколько раз превышает соленость морской воды. Вода Мертвого моря ,напоминает рассол, сделала его необитаемым водоемом.
Что такое рельеф? Почему рельеф Земли разнообразен?
- Совокупность всех неровностей земной поверхности называют рельефом.
Факторы
Формы рельефа
Эндогенные ( внутренние силы)
Основные районы распростронения
Движение литосферных плит
Срединно-океаническ.хр, океанические и континент. рифтовые (ущелье) зоны.
Землетрясение
Вулканизм
Границы литосферных плит
Разломы, трещины, смещения крупных обломков,оползнии
Экзогенные (внешние силы)
Лавовые покровы и плато, вулканические горы и равнины.
Альпийско – Гималайские складчатый пояс, Тихоокеанское вулканическое кольцо.
О- ва Исландия,Сибирь. Индостан
Флювиальные
Карстовые
Речные долины,овраги, ущелья,балки.
Гляциальные
Повсевместно, особенно в степной зоне Сев.полушар.
Воронки,пещеры,колодцы
Эоловые
Крым, Средниземноморье
Моренны,в горах – цирки,кары,троги
Горы влажн.обл. р-ны древн. оледенения
Барханы ,дюны,гряды, котловины.
Пустынни Центр.Азии,Сахара, р-ны песчанных побережий.
Задания по карте
1.Найдите на контурной карте высокие горы: Гималаи, Кавказские горы, Кордильеры, Анды , Альпы.)
2.Почему именно в этих районах находятся высокие горы ?
3.Найдите на карте низкие горы: Уральские , Скандинавские
4.Почему эти горы низкие ?
5.Найдите на карте крупные равнины: Восточно – Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Амазонская низменность , Великая Китайская ,
6.На каких участках земной коры расположены крупные равнины?
Сделайте вывод.
Что такое одиночные горы?
Горы не связанные с другими , они имеют вулканическое происхождение.
Найдите на карте вулканы на материках: Килиманджаро в Африке; Орисаба в Северной Америке; Везувий, Гекла, Ключевая Сопка, Фудзияма , Этна в Евразии.
Сделайте вывод о расположении вулканов.
Какие процессы формируют рельеф Земли? Почему рельеф постоянно меняется?
- Как образовались эти формы рельефа?
- Под воздействием ветра – барханы и дюны,.
- Под воздействием речной воды – речные долины.
- Под воздействием временных потоков воды – овраги.
- В результате ледниковых отложений – морены.
Сделайте вывод.
- Рельеф образуется постоянно под воздействием внешних и внутренних процессов.
- Внутренние процессы образуют крупные формы рельефа : равнины и горы, разломы, желоба.
- Внешние процессы выравнивают крупные неровности(разрушают горы) и образуют небольшие неровности :овраги, барханы, дюны, долины.
Практическая работа
- 1.на контурной карте подпишите старые и молодые горы ,древние платформы и крупные равнины.
- Контурная карта стр.1
- 2.Заполните таблицу .сравнив физическую и карту «Строения земной коры»
Форма рельефа
Высота
Уральские горы
Низкая
Скандинавские
Возраст
Участок земной коры
Старые
Гималаи
Обл.древ.склад.
Анды
Восточно – Европейская равнина
Амазонская низменность
Великая Китайская
равнина
Сделаем вывод о связи рельефа и земной коры.
- 1.молодые горы находятся в областях новой складчатости и на границах плит.
- 2.старые горы, расположены в областях древней складчатости.
- 3.крупные равнины расположены на древних платформах.
Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие задания показались для вас сложными.
- Я оцениваю свою работу на ………
Занимательная география
- Какие священные горы народов мира вы знаете? Приведите как можно больше примеров.
- Как слово «горы» звучат на разных языках? Приведите как можно больше примеров. Назовите топонимы, связанные со словом «гора» на указанных вами языках.
Например: «Тай» ,«Тау» на алтайских языках: Ал тай , Темир тау
ТОПОНИ́МИКА-совокупность географических названий какой-н. местности страны.
Домашнее задание
- ⸹ 4 прочитать.
- Закончить контурную карту. Добавить 10 объектов.
- Приготовиться к тесту.
- Внимательно изучить, рассмотреть карту(строения земной коры стр.4), условные обозначения.
Спасибо за внимание !