СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

40 вариантов рефлексии на уроке в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю подборку разнообразных вариантов рефлексии на уроке. Именно рефлексия помогает определить уровень осознанности и понятности материала, который изучается на уроке. Рефлексия - обязательный элемент развивающего обучения.

Просмотр содержимого документа
«40 вариантов рефлексии на уроке в начальной школе»

АВТОР РАБОТЫ: ТИМОШЕНКО ДИАНА АНАТОЛЬЕВНА

40 ВИДОВ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКЕ


Виды рефлексии:

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

  • Информационная (приобретение нового знания)

  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)


По форме деятельности рефлексия:

  • Коллективная

  • Групповая

  • Фронтальная

  • Индивидуальная


По содержанию рефлексия:

  • Знаково-символьная (обучающийся выстраивает оценку с помощью знаков, символов – карточек, жетонов, жестов и т.д.)

  • Устная (обучающийся связно высказывает свои мысли, описывает свои эмоции)

  • Письменная (обучающийся письменно фиксирует свои мысли, описывает свои эмоции)


В конце урока на этапе рефлексии подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали, т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса в целом, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

В этот момент целесообразно применение различных видов письма: ключевых слов, графической организации материала и т.д. Так школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям.

С одной стороны, они производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее целей. С другой стороны - выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Считаю, что именно способность переформулировать новое полученное знание своими словами (с использованием собственного словаря) означает первичное понимание, осмысленность, создается личный осмысленный контекст. Известно, что обучающиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами, такое понимание носит долгосрочный характер.


Мною подобраны 40 интересных видов рефлексии.


1. Таблица де Боно «Плюс, минус, интересно»

Профессор кембриджского университета Эдвард де Боно предлагает оценивать впечатления и итоги занятия с помощью простой таблицы «Плюс, минус, интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

+


-


интересно



2. Дерево целей

Какие цели видит перед собой ученик? Разместить цели на своем «дереве».

Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»)
























3. Дерево успеха

Прием рефлексии деятельности. Возможны различные варианты.


4. Анкета

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить аргументировать свой ответ.




1. На уроке я работал ...

2. Своей работой на уроке я ...

3. Урок для меня показался ...

4. За урок я ...

5. Мое настроение ...

6. Материал урока мне был ...

7. Домашнее задание мне кажется ...




активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно



Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.


5. Прием "Таблица ЗХУ"

Существует множество способов графической организации материала. Самыми распространенными являются таблицы.

Таблица «Знаем-Хотим узнать-Узнаем» (ЗХУ) - концептуальная таблица, сводная. Можно рассматривать данный прием, как прием для стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегия ведения урока в целом.

З

ЗНАЕМ?

Х

ХОТИМ УЗНАТЬ?

У

УЗНАЕМ?

что мы уже знаем

что мы хотим узнать

что мы узнали и что нам осталось узнать

...

...

...

Обучение новому начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Учитель спрашивает, что обучающиеся уже знают, показывает им картинку или предмет. Или обсуждает то, что знает сам. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывает их на доску в первую колонку таблицы. В колонку «Хочу узнать» предлагает внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагается заполнить колонку «Узнал». Располагать ответы нужно напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся предлагается сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать сведения, понятия или факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.


6. Прием «Три лица»

Учитель предлагает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Карточки на протяжении всего урока находятся на партах. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

7. Прием «Цветные карточки»

Аналогичный приему «Три лица». У обучающихся две карточки: зеленая и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Возможен вариант применения 3-х видов карточек.

8. Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (Толстые вопросы).

Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Для достижения цели на уроках можно использовать таблицу:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

как звали...

было ли...

согласны ли вы...

верно...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

что, если...


Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:

на стадии вызова – это вопросы до изучения темы;

на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;

при размышлении – демонстрация пройденного.

Работа по вопросам ведется в несколько этапов:

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые"; 2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала – "тонкие", а потом "толстые";

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться. Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов:

  • После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.

  • При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.

  • Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.

  • Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.

  • При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.


9. Приём «Инсерт (insert)»

I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;

N – noting: системная разметка "+" – новое;

S – system: для эффективного "–" – думал иначе;

E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.

R – reading: читаю

T – thinking: думаю


При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста). Пометки должны быть следующие:

v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям.

«V» – знаю

«-» – новое, не согласен

«+» – новое, согласен

«?» – вопросы





Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V» – знаю

«+» – новое

«?» – вопросы




Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.

Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким. На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.


10. Прием «Пейзаж» («Маятник настроения»)

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Если время урока позволяет, можно попросить нарисовать оттенки настроения урока. Например, так:


11. Прием "Кубик Блума"

Прием технологии критического мышления. Данный прием используется на этапе осмысления. Положительные стороны приема "Кубик":

  • позволяет реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;

  • создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;

  • создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это... (опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

2. Сравни это... (на что это похоже? чем отличается? сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия)

3. Проассоциируй это... (что это напоминает?)

4. Проанализируй это... (как это сделано? из чего состоит?)

5. Примени это... (что с этим можно делать? как это применяется? приведи примеры использования или покажи применение)

6. Приведи "за" и "против" (поддержи или опровергни это, укажи все плюсы и минусы)

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы. Формулировки для учеников начальной школы грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Обучающиеся делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Обучающиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.

Пример: применение «Кубика Блума» на уроке природоведения по теме «Атмосферные осадки, дождь»:

Опиши: - Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.

Сравни: - В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимой очень редко.

Предложи ассоциацию: -Грусть.

Сделай анализ: -Дождь — это вода, которая накапливается в верхних слоях атмосферы.

Примени: -Можно собирать её для полива комнатных растений.

Оцени: -Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.

Использование приема "Кубик Блума" актуально с позиции ФГОС, так как направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Использование кубика только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.


12. Прием «Слова»

Учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за 2-3 минуты все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. За это время все обучающиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого обучающегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать).


13. Приём «Синквейн»

Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Слово «синквейн» происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.

Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Образец по теме «Географическая карта»:

Назовите тему урока одним словом

карта

Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют карту

плоская, уменьшенная

Назовите 3 действия, которые можно выполнять с картой

находить, измерять, изучать

Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока

знания, которые пригодятся каждому

Как иначе можно назвать географическую карту?

изображение земной поверхности


Итак, подведем итог:


14. Рефлексивный экран

1 вариант. Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на интерактивной доске:

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

2 вариант. Аргументированный ответ обучающегося на один из вопросов:

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4. Была ли польза от такого рода работы?

5. В чем вы видите собственное приращение?

6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?

10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?


3 вариант. Оценка работы в группе или паре.

Над чем работали? Как спланировали работу? Уложились во времени или нет? Что нового узнали? Чему научились? Что получилось? Что не получилось? Над чем нужно работать?


4 вариант. Саморефлексия (оценка собственной работы)











5 вариант. «А напоследок я скажу».

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

1. Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

2. Что не оправдалось и почему?

3. Мои и наши перспективы?


6 вариант. Прием «Волшебная палочка». Обучающимся предлагается ответить на вопросы, типа «Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому? В чем?)»


15. Прием «Вращающийся диск»


16. Прием «Букет настроения» (или «Цветопись»)

В начале урока обучающимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой».

Вариантов данной рефлексии может быть несколько. Вариант 1:










Вариант 2: Инструкция: «Вы видите «Цветик — семицветик». Каждый цвет означает определенное настроение. Сейчас вам нужно выбрать цвет, который соответствует вашему эмоциональному состоянию.

желтый — очень хорошо

красный — радостно

оранжевый — спокойно, хорошо.

зеленый — тепло

синий — нормально

фиолетовый — скверно,скучно

черный — плохо


17. Прием «Шкала настроения» (или «Барометр настроения»)

Своеобразная шкала, которую можно использовать в цветовой гамме, подбирая тот цвет в конце учебного занятия, который соответствует настроению ученика, и отмечая его на листе ватмана или на экране компьютера в клеточке, соответствующей фамилии и времени проведения учебного занятия. Эти показатели, рассматриваемые в динамике, могут служить идеальным средством обратной связи для учителя, позволят ему обратить внимание на тех, кто себя не реализовал, кто по каким-то причинам чувствует себя некомфортно, и постараться выявить эти причины. Целесообразно проводить это упражнение не на одном уроке, а в течение определенного срока, чтобы была видна динамика. Можно использовать «барометр настроения» до и после учебного занятия и сравнить результаты.

Например, у каждого на парте листок со шкалой настроения (10 баллов). Обучающийся отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класса. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.







18. Прием «Благодарю» или «Комплимент»

В конце урока учитель предлагает каждому выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.


19. Приём «Что, если…?»

Приём предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей? (Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).


20. Прием «Три М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


21. Техника «Рефлексивная мишень»

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности.

Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.


22. Прием «Чемодан – мясорубка – корзина»

Чемодан - информация, которая пригодится в дальнейшем; знания, которые возьму с собой.

Мясорубка – информация, которую переработаю, ее стоит обдумать.

Корзина – информация абсолютно бесполезная, то, что мне не пригодится.


23. Прием «Лесенка успеха» («Гора успеха»)

Этот приём поможет наглядно оценить свою деятельность на каждом этапе урока. Лестница успеха может быть как общей для всего занятия, так и отдельной для каждого его этапа (например, проверка домашнего задания, освоение нового материала, применение полученных знаний для решения примеров/задач, написание контрольной/самостоятельной работы, работа в группе и т.д.).

Количество ступеней в лестнице вариативно и зависит от возраста учеников, этапа урока и целей педагога. Минимальное количество — 3 ступени. Ступени лестницы успеха могут быть подписаны, проиллюстрированы или пронумерованы, а могут вообще не сопровождаться дополнительными символами или пояснениями. Вот лишь несколько вариантов подписей для лестницы успеха (по восходящей слева направо):

3 ступени: ничего не понял, остались вопросы, всё понял;

4 ступени: нуждаюсь в помощи, нужно повторить, практически всё понял, уверен в знаниях;

5 ступеней: услышал и забыл, услышал и не понял, увидел и запомнил, сделал и понял, смогу научить другого.

Лестницу успеха можно нарисовать на доске или показать на слайде и предложить ученикам отметить ту ступень, на которой они находятся. По желанию затем можно устроить обсуждение: обсудить, почему возникали трудности, что необходимо предпринять, чтобы с ними справиться.

Приём позволяет развивать способность самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, отмечать свои сильные и слабые стороны. Учителю же он может помочь выявить сложные моменты, на которых стоит остановиться подробнее, понять, кто и в каком вопросе успешен или испытывает трудности, и в зависимости от результатов скорректировать дальнейшую деятельность. Например, организовать групповую работу так, чтобы вместе собрались успевающие и отстающие в какой-то теме. Так первые смогут помочь последним.


Варианты 1 и 2:



Варианты 3 и 4: Даётся карточка с изображением горы. Учитель: «Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.»













24. Прием «Солнце успеха»

25. Прием «Поезд»

Вагоны поезда – это этапы урока. Обучающиеся в конце урока прикрепляют цветные фишки к вагончику, оценивая свою активность на каждом этапе урока.

Примеры вагончиков:


26. Прием «СМС-сообщение»

Необычной формой проведения рефлексии является «СМС-сообщение». Предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно работал ученик сам и его одноклассники. Этот прием способствует выделению главной мысли, умению излагать ее кратко и точно.

Дети помладше могут просто добавлять (рисовать) соответствующие смайлики.


27. Прием «Лайк/дизлайк»

В конце занятия педагог просит показать ребят жестом «палец вверх» (лайк) или «палец вниз» (дизлайк), понравилось ли им занятие или нет.

28. Прием «Светофор»

Преимущество этой техники в том, что со светофором и значениями его цветов знакомы все: зелёный цвет – всё понятно, жёлтый – есть затруднения, красный – много непонятного.


29. Прием «Острова»

Вариант 1. Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и приклеить свой (заранее выбранный из предложенных) кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.

Вариант 2. На большом листе бумаги рисуется карта с изображением островов:

I часть островов: остров Страха, остров Познания, остров Уверенности, остров Скуки, остров Мечты, остров Будущего, остров Грусти, остров Радости,

II часть островов: остров Неуверенности, остров Вдохновения, остров Удовлетворения, остров Накопления знаний, остров Размышления, остров Пустоты, Бермудский треугольник и т.д.

Карта вывешивается на доске. Ученики рисуют или уже готовые кораблики прикрепляют в соответствующем районе, который отражает его душевное эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося мероприятия. После помещения своего «настроения» на бумаге можно его проанализировать. (Каждый из участников имеет право нарисовать на карте остров со своим названием).


30. Прием «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на уроке (занятии) с позиции:


31. Прием «Поляна»

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (проверка домашнего задания, работа с текстом, фонетическая зарядка, минутка чистописания и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.


32. Прием «Система координат»

Коллективную рефлексию можно проводить мобильно в конце урока, используя систему координат: ось х — увеличение багажа знаний, приобретение опыта; ось у — активность, удовольствие. На четырех секторах системы координат, которая изображена на плакате или флип-чате, каждому участнику предлагается «сделать выстрел в мишень» (используя маркер, поставить знак в каждом из четырех секторов системы координат по принципу мишени). Чем ближе расположен знак к центру пересечения осей, тем выше оценивает ученик свою деятельность по предложенным параметрам на уроке.

33. Прием «Облако тегов» (или «Радуга»)

Предложения, которые необходимо дополнить. Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).


34. Прием «Ленточка»

В Древней Японии был такой обычай: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы завершаем свое занятие-путешествие, но мне бы хотелось с вами ещё встретиться. Возьмитесь за ленточку.

От тех, кто держит красную ленточку, мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня?

От тех, кто держит синюю ленточку, мне бы хотелось услышать, что нового интересного они сегодня узнали?

От тех, кто держит жёлтую ленточку, мне бы хотелось услышать, будут ли они применять правила, с которыми сегодня познакомились?

От тех, кто держит зелёную ленточку, мне бы хотелось услышать, какое у вас настроение после нашего занятия?


35. Прием «Акрослово»

Приём "Акрослово" - это характеристика, "зашифрованная" в буквах слова, связанных по смыслу. Вы сами можете подобрать слова, которые считаете уместными.

Р — радушная

О — огромная

С — сильная

С — суровая

И — исключительная

Я — яркая

У — убедительный

Р — радостный

О — открытый

К – крутой


36. Прием «Книга отзывов и предложений»


37. Прием «Фразеологизм или пословица»

Необходимо подобрать выражение, соответствующее восприятию урока. Например,

«Слышал краем уха»

«Вложил душу»

«Бил баклуши»

«Работал за троих»

«Как белка в колесе»

«Старался изо всех сил»

«Хлопал ушами»

«Просиживал штаны»

«Валял дурака»

«Трудился в поте лица»

«Шевелил мозгами»

«Считал ворон»


38. Прием «Кластер»

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.


39. Прием («Мировое кафе»)

Авторами метода «Мировое кафе» являются Х. Браун и Д. Исаакс. Метод идеально подходит, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным для организации вопросам и проблемам; для сбора информации; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений.

«Мировое кафе» позволило создать атмосферу, необходимую для плодотворного общения.

40. Прием «See-Think-Wonder» (посмотри-подумай-задумайся)

Один из мощнейших мыслительных приемов рефлексии. Структура See-Think-Wonder: посмотри-подумай-задумайся. Развитие навыков наблюдения, умозаключений

и любознательности. Изучая что-то новое, нам необходимо понять его характеристики, качества и составляющие.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!