Мотивация, актуализация знаний | 8 мин | Историческая память | 1 слайд Обращение к цитате Дмитрия Сергеевича Лихачева, работа с ней: 1. Что имеет в виду автор под словом память? 2. Почему охрана памяти – это наш с вами нравственный долг? 3. Где может храниться память? | Учащиеся отвечают на вопросы: 1. Память – это дух прошлого, заключенный в предметах и явлениях. 2. Историческая память помогает человеку осознать свое «я» в истории своего народа и человечества в целом. 3. В текстах, предметах, сказаниях. |
Изучение нового материала | 20 мин | Исторический источник, Устные, письменные и вещественные исторические источники, Памятник, Документ | 1. Как гибнут памятники старины. 3 слайд Десятинная церковь – пример разрушения исторических источников из-за человеческой деятельности. 4 слайд Фаросский маяк – пример разрушения исторических источников из-за природных катаклизмов. Приведите примеры разрушения исторических источников? 2. Исторические источники. Что такое источник? Какие значения этого слова вы знаете? Что мы можем назвать историческим источником? 5 слайд 3. Группы источников. 6 слайд Пустая таблица. 7 слайд Таблица с заполненными колонками для проверки работы учащихся. 8 слайд Осталось разобрать еще два понятия: Памятник и документ. 9 слайд (с примерами) Что из изображенного на слайде является памятником, а что документом? Какое еще значение имеет слово документ? Какие документы у вас есть? | Последствия Великой отечественной войны, извержение вулкана Везувий. Источник – место, где что-то появляется, начинает свое распространение. Источник воды, источник информации. Исторический источник – все, что когда-то было создано людьми; благодаря историческим источникам мы можем изучать прошлое человеческого общества. Учащиеся переписывают в тетрадь определение понятия. Парная работа. Учащиеся работают в парах: распределяют исторические источники по колонкам таблицы. После этого три человека из разных пар представляет свою колонку и объясняют, чем характеризуются источники данной группы. Правильная таблица должна быть у каждого в тетради. Учащиеся переписывают в тетрадь определения. Памятник архитектуры: собор Александра Невского Документ: старая фотография города. Документ – свидетельство, указывающее на какой-либо факт. Справка со школы, удостоверяющая, что вы здесь учитесь. |
Закрепление | 3 мин | - | Точечные вопросы: 1. Что такое исторический источник? 2. Приведите примеры устных, письменных и вещественных исторических источников. 3. Назовите памятник литературы. 4. К какой группе исторических источников относится документальный фильм? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
Итоги занятия, рефлексия | 2 мин | - | Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия: 1. Зачем нужны исторические источники? 2. Зачем исторические источники делить на группы? 10 слайд Рефлексивный экран. Опросить точечно тех, кто на уроке ни разу не проявил себя. | Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым подводя итог занятию. Учащиеся записывают в тетрадь: Плюс: что на занятии понравилось, Минус: что на занятии не понравилось, Интересный факт: то, что впервые узнал. |