СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5.2 Источники знаний о прошлом

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия 5.2 Источники знаний о прошлом

Просмотр содержимого документа
«5.2 Источники знаний о прошлом»

Разработка занятия №5.2


ФИО преподавателя: Даниэль Яна Николаевна.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Источники знаний о прошлом. (1 час).

Цель занятия: сформировать представление о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы.

Задачи занятия:

образовательные: раскрыть для учащихся новые для них понятия, такие как исторический источник, вещественные, устные, письменные исторические источники, памятник, документ.

развивающие: развить умение классифицировать информацию, давать описание исторических источников.

воспитательные: воспитывать уважение к традициям народа.

Информационные единицы:

термины: исторический источник, вещественные, устные, письменные исторические источники, памятник, документ.



Структура занятия:


Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.


Проверка д\з

Точечные вопросы:

1. Что изучает история?

2. На какие вопросы отвечает история?

3. Приведите пример исторического факта?

4. Кто такой Геродот?


Учащиеся отвечают на вопросы.

Мотивация, актуализация знаний

1 слайд

Обращение к цитате Дмитрия Сергеевича Лихачева, работа с ней:

1. Что имеет в виду автор под словом память?


2. Почему охрана памяти – это наш с вами нравственный долг?

3. Где может храниться память?


Учащиеся отвечают на вопросы:


1. Память – это дух прошлого, заключенный в предметах и явлениях.

2. Историческая память помогает человеку осознать свое «я» в истории своего народа и человечества в целом.

3. В текстах, предметах, сказаниях.

Целеполагание

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?


2 слайд

О предметах и явлениях, заключающих в себе историческую память.

Запись в тетрадь темы занятия:

Источники знаний о прошлом.

Изучение нового материала

1. Как гибнут памятники старины.


3 слайд

Десятинная церковь – пример разрушения исторических источников из-за человеческой деятельности.


4 слайд

Фаросский маяк – пример разрушения исторических источников из-за природных катаклизмов.


Приведите примеры разрушения исторических источников?


2. Исторические источники.


Что такое источник?


Какие значения этого слова вы знаете?

Что мы можем назвать историческим источником?




5 слайд


3. Группы источников.


6 слайд

Пустая таблица.






7 слайд

Таблица с заполненными колонками для проверки работы учащихся.


8 слайд

Осталось разобрать еще два понятия:

Памятник и документ.


9 слайд

Что из изображенного на слайде является памятником, а что документом?


Какое еще значение имеет слово документ?


Какие документы у вас есть?











Последствия Великой отечественной войны, извержение вулкана Везувий.




Источник – место, где что-то появляется, начинает свое распространение.

Источник воды, источник информации.

Исторический источник – все, что когда-то было создано людьми; благодаря историческим источникам мы можем изучать прошлое человеческого общества.


Учащиеся переписывают в тетрадь определение понятия.





Парная работа. Учащиеся работают в парах: распределяют исторические источники по колонкам таблицы. После этого три человека из разных пар представляет свою колонку и объясняют, чем характеризуются источники данной группы.



Правильная таблица должна быть у каждого в тетради.




Учащиеся переписывают в тетрадь определения.




Памятник архитектуры: собор Александра Невского

Документ: старая фотография города.


Документ – свидетельство, указывающее на какой-либо факт.

Справка со школы, удостоверяющая, что вы здесь учитесь.

Закрепление

Точечные вопросы:

1. Что такое исторический источник?

2. Приведите примеры устных, письменных и вещественных исторических источников.

3. Назовите памятник литературы.

4. К какой группе исторических источников относится документальный фильм?


Учащиеся отвечают на вопросы.

Итоги занятия

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

1. Зачем нужны исторические источники?

2. Зачем исторические источники делить на группы

Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым подводя итог занятию.

Домашнее задание

11 слайд

Домашнее задание:

необходимо самостоятельно заполнить таблицу «Архивы, музеи, библиотеки».


Учащиеся записывают домашнее задание.



Схема тетради:


Источники знаний о прошлом


Исторический источник предмет, созданный людьми и несущий в себе сведения о прошлом человеческого общества.


Исторические источники

устные

вещественные

письменные

Сказки

Песни

Поговорки

Пословицы

Мифы

Храмы

Оружие

Посуда

Украшения

Одежда

Летописи

Дневники

Письма

Записи на папирусе

Записи, выдолбленные на камне


Документ исторический источник, содержащий текст, изображение или звук.


Памятник – исторический источник, дошедший до наших дней.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!