Мотивация, актуализация знаний | 2 слайд Работа с фотографиями и изображениями: 1. Вы видите на слайде четыре изображения, они все повествуют об истории одного и того же города, постарайтесь рассказать его историю, пользуясь слайдом. 2. Что может остаться в сохранности под слоем пепла или земли, а что обязательно будет разрушено и не доживет до наших дней? | Ученики отвечают на вопросы: 1. Когда-то давно существовал большой город, но случилась природная катастрофа: из-за извержения вулкана он полностью погиб, а вместе с ним под тоннами пепла были погребены жители этого города. Но благодаря особым людям, мы смогли узнать об этой катастрофе и раскопать город и то, что осталось от его жителей. 2. Мы сможем раскопать каменные сооружения, металлические предметы. Бумага, дерево, продукты не сохранятся. |
Целеполагание | Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? 3 слайд | О науке, которая занимается историческим исследованием на основе вещественных источников, скрытых от людей – археологии. Запись в тетрадь темы занятия: Археология – помощница историков. |
Изучение нового материала | 1. Что изучает археология. 4 слайд Учитель разбирает с учениками определение и основные черты археологии: Археология (др.-греч. ἀρχαῖος — древний и λόγος — слово, учение) — историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. - Археология воссоздает картину жизни людей в древности, о которой нет никаких письменных источников. - Единственные письменные источники, с которыми работают археологи, - это надписи на камне, надгробных плитах и других обнаруженных в ходе раскопок объектов. - Археологи имеют дело в основном с вещественными историческими источниками, оказавшимися скрытыми от людей в различных местах земной поверхности. 5, 6 слайды С какими из перечисленных исторических источников работают археологи? 2. Как работают археологи. 7 слайд Почему археологию называют «наукой лопаты»? 8 слайд 1. Как ученые догадываются, где нужно искать древние вещи? 2. Какие места выбирают археологи для проведения раскопок? 3. Почему начальный этап археологических раскопок называют «полевым»? 4. Почему на раскопках не используют экскаваторы? 9 ,10, 11, 12 слайды Великий Новгород и раскопки прошлого века. Новгородские мостовые: можно увидеть огромный срез времени из 29 мостовых. А что раскапывают археологи на 12 слайде? 13 слайд Помпеи. Иногда на дорогах города можно встретить булыжники. Как вы думаете, для чего они были нужны тогда, более полутора тысяч лет назад? | Ученики переписывают в тетрадь определение и основные черты археологии. Учащиеся предлагают варианты ответа. Археологию называют «наукой лопаты», потому что археологам часто приходится искать исторические источники под землей. 1. Археологи изучают данные геологии, географии и истории. Затем делают вывод о том, где может находиться поселение. 2. Населенные пункты, окрестности населенных пунктов, территории рядом с водоемами, высокие берега. 3. После раскопок археолог работает с данными в лаборатории, но перед этим ему необходимо побывать в экспедиции. 4. Экскаватор может разрушить ценные исторические источники. Двор с домом. Это были древние «лежачие полицейские» для повозок. |
Закрепление | Точечный вопрос: Какое значение для науки имеют полученные археологические находки? 14,15 слайды Необходимо расставить этапы работы археолога в правильном порядке: Полевая разведка Раскопки Сбор научного материала Изучение собранных материалов в лаборатории Определение материала, из которого изготовлен данный предмет Публикация собранных материалов в книгах и научных журналах | Археологические находки позволяют составить более точную историческую картину мира. Сначала ученики расставляют все этапы в правильном порядке, затем переписывают в тетрадь. |