ТЕМА: Археология – помощница историков.
Цели урока: познакомить с особенностями работы археологов; показать значение труда археологов для познания исторического прошлого; развивать умения работать с текстом учебника и иллюстрациями; использовать ранее полученные знания при изучении нового материала.
Основные понятия: археология, раскопки, культурный слой
Основные вопросы урока: 1. Что изучает археология?
2. Как работают археологи?
ХОД УРОКА.
I Проверка домашнего задания.
В процессе проверки устанавливается понимание учениками обратного отсчета до новой эры; умение комментировать ход решения задач с использованием ленты времени.
- Решение задач на стр. 33 учебника, задание №10 рабочей тетради стр.12
- Фронтальный опрос:Объяснить понятия – дата, хронология, век, тысячелетие, наша эра, до нашей эры.
Вывод : Хронология важная наука, которая помогает установить дату и последовательность событий в истории.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одной наукой помощницей историков. Задание: Что могло произойти со строениями, построенными тысячи лет назад?
Что от них могло остаться?
Вывод: Постепенно под слоем земли оказываются предметы и строения, которыми пользовались
люди в далёком прошлом. Поиском этих предметов занимается наука, которая называется АРХЕОЛОГИЯ.
Изучение новой темы:Тема урока «Археология – помощница историков».
На уроке мы с вами узнаем,что такоеархеология, что она изучает и как работают археологи?
Задание: 1.Из какого языка к нам пришло слово «археология». Работа с учебником стр. 37 и тетрадью стр. 13, задание 1
2. С какими историческими источниками работают археологи? (рабочая тетрадь, стр.13, задание 2)
Вывод: археологи воссоздают, как жили люди в прошлом , о котором нет письменных сведений; имеют дело в основном с вещественными источниками.
Физминутка. Труд археологов очень тяжелый и прежде, чем мы с ним познакомимся нам надо немного отдохнуть. Игра-имитация археологов (пришли – разведали – раскопали – поискали – изучили - записали)
Наша игра поможет выделить нам основные этапы работы археологов:
Полевая разведка
Изучение находок
Публикация выводов в книгах и научных журналах
Продолжение изучение темы опирается на презентацию, в которой используются фотографии раскопок Кичигинских курганов 2006-2008 гг.
Задание.
На основе рассказа учителя и презентации выписать в тетрадь основные находки археологов в данной экспедиции.
Ответить на вопрос, что рассказали раскопки о племенах, которые жили на территории нашего села?
Закрепление: задание 3 стр. 14 в рабочей тетради
Вывод по уроку.
Домашнее задание:§ 4;в рабочей тетради задание 5; сильным ученикам составить рассказ от лица участника раскопок в Помпеях или Новгороде