Мотивация, актуализация знаний | Вопросы учителя: 1. Какие районы нашего города вы знаете? 2. Какие речки протекают в нашем городе? 3. Если вы потеряетесь в городе, как вы будете искать дорогу домой? 4. Какая ближайшая к школе станция метро? 5. Почему станция метро так называется? Географические названия являются не просто названиями, а несут в себе следы истории. | Ответы учащихся: 1. Октябрьский, Центральный… 2. Тула, Камышенка, Каменка… 3. Необходимо спросить, как добраться до своей улицы. 4. Золотая Нива. 5. Раньше там был магазин «Золотая Нива» и так называлась остановка наземного транспорта. |
Изучение нового материала | 1. Все имеет свое название. Для чего нужны географические названия? Ответы учеников выносим на доску. Функции географических названий: *Ориентир для человека. Они помогают выделить нужный объект среди одинаковых, найти интересующее нас место. *Используются органами власти, организациями и учреждениями, которые обслуживают население. *Они как памятники, напоминающие народу о его прошлом. Некоторые географические названия уходят в прошлое. 2 слайд Примеры переименований. Какие еще примеры переименований вы знаете? 2. Как возникают названия. 3, 4, 5, 6 слайды Примеры русских географических названий. Как вы думаете, почему эти населенные пункты получили такие названия? Географических названий очень много, поэтому для их изучения существует специальная наука – топонимика. Топонимика – наука, изучающая названия географических объектов (стран, городов, рек, морей и т.д.) 1. Перечислите населенные пункты, названные в честь какого-либо человека. 2. Какие города названы по имени исторического деятеля? 3. Перечислите названия населенных пунктов, возникшие по профессии или ремеслу живших там людей. 3. Названия стран мира. 7 слайд Разобрать происхождение некоторых названий стран. 8 слайд Разобрать этимологию названия нашего государства. | Учащиеся отвечают на вопрос Итоговую схему записывают в тетрадь. Сталинград – Волгоград. Свердловск – Екатеринбург. Учащиеся предлагают свои версии. Учащиеся переписывают определение в тетрадь. Ответы учащихся: 1. Салават, Курчатов, Киров, Королев. 2. Санкт-Петербург, Екатеринбург. 3. Котельнич. |
Закрепление | Точечные вопросы: 1. Для чего дают названия различным географическим объектам? 2. Как названия улиц и площадей помогаю изучать историю родного края? | Учащиеся отвечают на вопросы: 1. Чтобы проще было ориентироваться в пространстве. 2. Любое географическое название дается не просто так, оно отражает положение дел в определенный исторический момент. |