I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (5 минута). | Приветствует учеников. Знакомит с учебником и его условными знаками. Задает вопросы. – Как называется учебник? («Обо всём живом».) – Чему он посвящён? (Живым организмам.) – Похож ли учебник на учебник начальной школы? (Да, те же самые условные знаки, нам всё знакомо.) 1 | Приветствуют учителя, одноклассников. Знакомятся с учебником. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. |
II. Проблемная ситуация и актуализация знаний. (10 минут) | 1. Ведет диалог с учениками. Задает вопрос. – Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? Выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. (Какими свойствами обладает любой живой организм?) 1 2. – Вспомните, какие свойства живых организмов вы уже знаете из начальной школы. Фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. Задает вопросы. – Какие черты живого есть у герани, гриба, кошки? – Все ли живые организмы дышат? Что они поглощают и выделяют? – Все ли живые организмы питаются? – Что такое фотосинтез? – Какими тремя «профессиями» владеют живые организмы? – Какие вещества мы называем минеральными? | Ведут диалог с учителям. Отвечают на вопрос. Вспоминают свойства живых организмов. Называют понятия. Отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать речь других людей. |
III. Совместное открытие знаний. (15 минут) | Учитель говорит детям поработать в парах и дает каждой паре свое задание. 1. Работа в паре. 2 – С помощью рисунка 1.1 предположите, что такое обмен веществ. 2 – Прочтите текст (1-й и 2-й абзац, с. 9) и оцените правильность своего предположения. 3 – Из чего состоит обмен веществ? – Найди отличия обмена веществ у коровы и растения. 2. Работа в паре. 2 – Рассмотрев и обсудив рисунок 1.2, объясните, чем отличается дыхание у потребителя, производителя и разрушителя. Где они на рисунке? 2 3. Работа в паре. 2 – Рассмотрите рисунок 1.3, объясните, что поглощают и выделяют растение, корова и гриб. 2 Работа с текстом. 3 – Прочтите последний абзац текста на с. 9. Объясните, какие два типа питания выделяют у растений? 4. – Рассмотрев рисунки 1.4–1.6, объясните, что происходит с дубом, гусеницей, человеком. Сделайте вывод, что такое рост. Проверьте себя по учебнику (с. 11, первое предложение). 2 5. – Сравните изменения, происходящие с человеком и гусеницей на рисунке 1.6. В чём разница? – Предположите, как называются эти изменения, проверьте себя по тексту (с. 11). 2 6. Работа в паре. 2 – Ответьте на вопрос: почему ни один вид живых организмов не обходится без размножения? 7. – Что такое раздражимость? Рассмотрите рисунки 1.8–1.11 и ответьте на вопрос: как реагируют на окружающие условия растения, животные и человек? 2 8. Работа в паре. 2 – С помощью текста и рисунков 1.12 и 1.13 ответьте на вопрос: как растения и животные приспособились к среде своего обитания? В чём причина этой приспособленности? 2 9. – Можно ли отличить живой организм от неживого объекта только по одному из признаков? 1 2 – Сделайте вывод, какими свойствами отличаются живые организмы. Сравните свой вывод с авторским. | Учащиеся слушают учителя, начинают работать в парах и отвечают на вопросы заданные учителям. | Коммуникативные УУД 1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей. 2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Личностные УУД 1. Осознавать единство и целостность окружающего мира. 2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Познавательные УУД 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы). 3. Вычитывать все уровни текстовой информации. |