СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №54 Нет предела совершенству

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

5.Ч2 Определять основную мысль на основе содержания и композиции;

5.Ч3 Понимать применение прямого и переносного значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов, синтаксических единиц, использованных автором в тексте для различных целей;

5.СГ6 Оценивать звучащую речь с позиции «нравится /не нравится», «правильно/ неправильно», аргументируя свою позицию.

Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №54 Нет предела совершенству»

Дата

ФИО учителя

Класс 5

Урок №54

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема раздела, подраздела

5.5. Мир фантазии.

5.6. Нет предела совершенству.

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

5.Ч2 Определять основную мысль на основе содержания и композиции;

5.Ч3 Понимать применение прямого и переносного значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов, синтаксических единиц, использованных автором в тексте для различных целей;

5.СГ6 Оценивать звучащую речь с позиции «нравится /не нравится», «правильно/ неправильно», аргументируя свою позицию.

Языковая цель:

Все учащиеся смогут: определять основную мысль на основе содержания и композиции; подбирать слова синонимы; оценивать звучащую речь с позиции «нравится/не нравится», «правильно/ неправильно»;

Большинство учащихся смогут: понимать применение прямого и переносного значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов, синтаксических единиц, использованных автором в тексте для различных целей; оценивать звучащую речь с позиции «нравится/не нравится», «правильно/ неправильно», аргументируя свою позицию.

Некоторые учащиеся смогут: сформулировать основную мысль текста, используя ключевые слова темы; определить, что объединяет два текста (услышанный и прочитанный); придумать концовку рассказа.

Ключевые слова и фразы: технологии, научный, прогресс, польза, прибор.

Письменные подсказки: рубрика «Пишем правильно»

Предыдущее обучение:

знают понятия «тема», «основная мысль», «синонимы»; умеют определять их на основе предложенного текста, подбирать синонимы к данным словам

ПЛАН

Планируемое время и этапы

Запланированная деятельность

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов

  1. Приветствие. Психологический настрой.

  2. Выход на тему.

Послушайте отрывок из рассказа. Ответьте на вопросы.

  • О чем этот рассказ?

  • Как вы думаете, действие рассказа происходит в настоящем или будущем?

  • В пользу или во вред применяется описываемый в рассказе прибор?

  • Сформулируйте основную мысль аудиотекста, используя ключевые слова урока.

  1. Совместное целеполагание.


Приветствуют учителя.

Прослушивают рассказ, формулируют тему и основную мысль текста.

Примерная формулировка ключевой мысли: Благодаря научному прогрессу совершенствуются технологии, изобретаются приборы, которые приносят пользу человечеству.


Записывают тему урока и ключевые слова, формулируют задачи урока.


Ключевые слова темы

Осмысление

  1. (И) Работа с текстом.

  • Прочитайте текст и определите ключевые слова. Озаглавьте текст.

  • Объясните правописание выделенных слов, опираясь на содержание рубрики «Пишем правильно».

Прическа – чесать, шепот, шепотом – шепчет, нашел - шедший, желтым – желтеть.

  • Найдите в тексте слово, близкое по значению к словам «скрытое, тайное».

  • Замените словосочетание «поправилась до конца» одним словом.


  1. (Г) Стратегия «Выделяем главное»

  • Обсудите в группе, что объединяет два текста.




  1. (И) Стратегии «Удивляй», «Авторский стул».

  • Придумайте и запишите короткий конец рассказа.


Учащиеся читают текст, определяют ключевые слова и предлагают свои варианты заголовка текста; выписывают выделенные слова и подбирают однокоренные для объяснения правописание гласной в корне; записывают в тетради слово «потаенная», которое является синонимом предложенных слов, заменяют данное словосочетание словом «выздоровела».


Группы избирают спикера, обсуждают и определяют, что объединяет два текста. После обсуждения спикеры выступают перед учащимися, которые оценивают устные ответы спикеров.

ФО: «Жесты рукой».

Делают запись в тетради концовки рассказа. Учащиеся группы А читают свои варианты на «Авторском стуле».

ФО: «Плюс – минус - интересно»

Учебник, стр. 14-15

Видеоурок «Правописание гласных после шипящих в корне слова».

Рефлексия

  1. Рефлексия. Приём «Телеграмма».

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

Записывают самое важное на бланке, включая пожелание соседу по парте.

Бланк телеграммы

Домашнее задание.

Пишем, стр. 15

Орфографическая карточка.

Ч_рной (__________) ночью искусный ж_нглёр (_________), надев новые ш_рты (_________), переш_л (_______) скоростное ш_ссе (_________) и услышал таинственный ш_рох (_________): на обочине сидела прож_рливая (__________) саранча и доедала ч_рствый хлеб (___________) и пш_нную (__________) кашу.

Записывают домашнее задание, получают карточки.

Дневник, орфографическая карточка

Дополнительная информация

Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями

Учащиеся группы А формулируют основную мысль прослушанного текста, используя ключевые слова темы; выступают в качестве спикера при использовании стратегии «Выделяем главное»; читают свои варианты концовки текста на «авторском стуле».

Поддержка учащихся при орфографической работе осуществляется при помощи видеоурока и опорного конспекта правила

ФО: «Плюс – минус - интересно»

ФО: «Жесты рукой»

Рефлексия. Приём «Телеграмма».

Просмотр видеофрагмента.

Рефлексия:

Были ли цели обучения достижимыми?


Чему сегодня научились учащиеся?


Какой была атмосфера обучения?


Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?


Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?


Итоговое оценивание

Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

1

2



Просмотр содержимого документа
«ДЗ - карточка»

Орфографическая карточка.

  1. Выучи правило, стр. 15.

  2. Вставь пропущенные буквы. Объясни правописание слов.

Ч_рной (__________) ночью искусный ж_нглёр (_________), надев новые ш_рты (_________), переш_л (_______) скоростное ш_ссе (_________) и услышал таинственный ш_рох (_________): на обочине сидела прож_рливая (__________) саранча и доедала ч_рствый хлеб (___________) и пш_нную (__________) кашу.

Орфографическая карточка.

  1. Выучи правило, стр. 15.

  2. Вставь пропущенные буквы. Объясни правописание слов.

Ч_рной (__________) ночью искусный ж_нглёр (_________), надев новые ш_рты (_________), переш_л (_______) скоростное ш_ссе (_________) и услышал таинственный ш_рох (_________): на обочине сидела прож_рливая (__________) саранча и доедала ч_рствый хлеб (___________) и пш_нную (__________) кашу.



Орфографическая карточка.

  1. Выучи правило, стр. 15.

  2. Вставь пропущенные буквы. Объясни правописание слов.

Ч_рной (__________) ночью искусный ж_нглёр (_________), надев новые ш_рты (_________), переш_л (_______) скоростное ш_ссе (_________) и услышал таинственный ш_рох (_________): на обочине сидела прож_рливая (__________) саранча и доедала ч_рствый хлеб (___________) и пш_нную (__________) кашу.


Орфографическая карточка.

  1. Выучи правило, стр. 15.

  2. Вставь пропущенные буквы. Объясни правописание слов.

Ч_рной (__________) ночью искусный ж_нглёр (_________), надев новые ш_рты (_________), переш_л (_______) скоростное ш_ссе (_________) и услышал таинственный ш_рох (_________): на обочине сидела прож_рливая (__________) саранча и доедала ч_рствый хлеб (___________) и пш_нную (__________) кашу.



Орфографическая карточка.

  1. Выучи правило, стр. 15.

  2. Вставь пропущенные буквы. Объясни правописание слов.

Ч_рной (__________) ночью искусный ж_нглёр (_________), надев новые ш_рты (_________), переш_л (_______) скоростное ш_ссе (_________) и услышал таинственный ш_рох (_________): на обочине сидела прож_рливая (__________) саранча и доедала ч_рствый хлеб (___________) и пш_нную (__________) кашу.


Орфографическая карточка.

  1. Выучи правило, стр. 15.

  2. Вставь пропущенные буквы. Объясни правописание слов.

Ч_рной (__________) ночью искусный ж_нглёр (_________), надев новые ш_рты (_________), переш_л (_______) скоростное ш_ссе (_________) и услышал таинственный ш_рох (_________): на обочине сидела прож_рливая (__________) саранча и доедала ч_рствый хлеб (___________) и пш_нную (__________) кашу.



Орфографическая карточка.

  1. Выучи правило, стр. 15.

  2. Вставь пропущенные буквы. Объясни правописание слов.

Ч_рной (__________) ночью искусный ж_нглёр (_________), надев новые ш_рты (_________), переш_л (_______) скоростное ш_ссе (_________) и услышал таинственный ш_рох (_________): на обочине сидела прож_рливая (__________) саранча и доедала ч_рствый хлеб (___________) и пш_нную (__________) кашу.


Орфографическая карточка.

  1. Выучи правило, стр. 15.

  2. Вставь пропущенные буквы. Объясни правописание слов.

Ч_рной (__________) ночью искусный ж_нглёр (_________), надев новые ш_рты (_________), переш_л (_______) скоростное ш_ссе (_________) и услышал таинственный ш_рох (_________): на обочине сидела прож_рливая (__________) саранча и доедала ч_рствый хлеб (___________) и пш_нную (__________) кашу.



Орфографическая карточка.

  1. Выучи правило, стр. 15.

  2. Вставь пропущенные буквы. Объясни правописание слов.

Ч_рной (__________) ночью искусный ж_нглёр (_________), надев новые ш_рты (_________), переш_л (_______) скоростное ш_ссе (_________) и услышал таинственный ш_рох (_________): на обочине сидела прож_рливая (__________) саранча и доедала ч_рствый хлеб (___________) и пш_нную (__________) кашу.


Орфографическая карточка.

  1. Выучи правило, стр. 15.

  2. Вставь пропущенные буквы. Объясни правописание слов.

Ч_рной (__________) ночью искусный ж_нглёр (_________), надев новые ш_рты (_________), переш_л (_______) скоростное ш_ссе (_________) и услышал таинственный ш_рох (_________): на обочине сидела прож_рливая (__________) саранча и доедала ч_рствый хлеб (___________) и пш_нную (__________) кашу.




Просмотр содержимого документа
«Транскрипт»

Транскрипт

Михаль смотрел на парнишку и иронически ухмылялся.

– Итак, ты утверждаешь, что у тебя болит здесь?

– О-о-о, еще как болит, доктор!

– Надо думать, и здесь у тебя тоже побаливает?

– Еще больше, доктор!

– Знаешь что, – врач дал пареньку легкий подзатыльник и уселся за стол. – Марш отсюда и отправляйся в школу. По какому предмету у вас сегодня контрольная?

– Но у меня...

– Так по какому?

– По интегральным уравнениям... – буркнул паренек, опуская голову.

– Ну, желаю удачи!

Мальчик вышел, а врач, глядя ему вслед, кисло улыбнулся.

– Следующий, – сказал он в микрофон.

В кабинет тихо вошел пожилой мужчина, и несколько минут Михаль вместе с ним соощущал ревматические боли. Следующего пациента принесли прямо из кареты «Скорой помощи». Он стонал и скрежетал зубами от боли. Как только его уложили на диагност, Михаль включил консенсор и тут же схватился правой рукой за живот, а левой выключил прибор.

– Немедленно на операцию. Острый аппендицит,

– бросил он санитарам. Когда больного вынесли, Михаль все еще держался за живот. Потом заметил это и рассмеялся. Собственного аппендикса он лишился уже несколько лет назад...

Консенсор здорово ускорял процесс диагностирования, так что в тот день Михаль несколько раньше окончил прием. В половине третьего он уже сидел за столом и пытался сформулировать хвалебный отзыв о приборе, но писалось плохо. Без четверти три пришла еще пациентка с мигренью, пришлось опять надеть электроды. Неприятные ощущения пациентки вконец отбили желание писать, так что после ее ухода он просто сидел, уставившись на институтские часы. Весеннее солнце стояло высоко, и Михаль мыслями уже был на прогулке в парке, когда услышал легкий скрип двери и тяжелые шаги. Он прикрыл глаза и, не поворачивая головы, сказал:

– Прошу лечь на диагност.

– Простите, не понял. На что лечь? – ответил низкий ровный голос.

– На кресло с откинутой спинкой.

– Ясно. Понял. Уже лежу.

«А если попытаться поставить диагноз на основании только одних ощущений, не глядя на пациента и ни о чем его не спрашивая?» – подумал врач и включил консенсор.

В тот же момент он почувствовал, как по телу побежали странные мурашки, нервы пронизали бес- порядочные, охватывающие весь организм электрические токи... и вдруг... он вздрогнул от сильного пробоя конденсатора высокого напряжения в районе шестой секции фильтров батареи питания, потом его так схватило в трансдукторе контура саморегулирования, что он даже подскочил в кресле. Михаль тут же выключил аппарат и лишь теперь посмотрел на пациента: в диагностическом кресле лежал робот-гомоид.

Михаль хлопнул кулаком по столу.

  • Вон отсюда! Приемный пункт для автоматов на той стороне улицы.

  • Простите, человек, – сказал робот укоризненно.

– Выхожу!

Врач упал в кресло, потирая бок в области несуществующего у него трансдуктора. Потом подскочил к окну и выглянул на улицу.

На тротуаре стояли Райсс и автомат. Робот что-то рассказывал инженеру, а тот смеялся до слез.

Михаль шире отворил окно и крикнул:

– Эй ты, изобретатель! Погоди, отыграюсь я на тебе!


Просмотр содержимого презентации
«54. Буквы О-Ё после шипящих в корне»

Буквы О − Ё после шипящих в корне

Буквы О − Ё после шипящих в корне

? ? Наши вопросы… В каких корнях после шипящих пишется о? ? В каких корнях после шипящих пишется ё? От чего зависит написание гласных после шипящих?

?

?

Наши вопросы…

В каких корнях после шипящих пишется о?

?

В каких корнях после шипящих пишется ё?

От чего зависит написание гласных после шипящих?

Вспомним… Мы привыкли проверять безударные гласные с помощью однокоренных слов. Я гласная и стою в слабой позиции. Сейчас мы поставим тебя в сильную позицию!

Вспомним…

Мы привыкли проверять безударные гласные

с помощью однокоренных слов.

Я гласная и стою в слабой позиции.

Сейчас мы поставим тебя в сильную позицию!

Вспомним… Но есть случаи, когда это правило не действует. Проблема Чередование гласных в корнях!

Вспомним…

Но есть случаи, когда это правило не действует.

Проблема

Чередование гласных в корнях!

Особого внимания требуют шипящие. Эти буквы обозначают всегда твёрдые или всегда мягкие звуки . [щ’] [ч’] [ж] [ш]

Особого внимания требуют шипящие.

Эти буквы обозначают всегда твёрдые или всегда мягкие звуки .

[щ’]

[ч’]

[ж]

[ш]

Буквы о и ё после шипящих звучат одинаково. Почему вы нас не различаете?!

Буквы о и ё после шипящих

звучат одинаково.

Почему вы нас не различаете?!

Гласные могут стоять под ударением и без ударения . ж…лтый Как написать? ж…нглёр ш…пот ш…фёр

Гласные могут стоять

под ударением и без ударения .

ж…лтый

Как написать?

ж…нглёр

ш…пот

ш…фёр

Правописание о и ё после шипящих в корне зависит от ударения . ж…лтый ж ё лтый Откроем секрет… ж…нглёр ж о нглёр ш ё пот ш…пот ш о фёр ш…фёр

Правописание о и ё после шипящих в корне зависит от ударения .

ж…лтый

ж ё лтый

Откроем секрет…

ж…нглёр

ж о нглёр

ш ё пот

ш…пот

ш о фёр

ш…фёр

Под ударением в корне после шипящих пишется ё . ч ё рный щ ё чка У меня есть ударение! ш ё лковый ж ё лудь

Под ударением в корне после шипящих пишется ё .

ч ё рный

щ ё чка

У меня есть ударение!

ш ё лковый

ж ё лудь

Без ударения в корне после шипящих пишется о . ш о ссе ш о колад Я всегда без ударения… ш о тландец ж о кей

Без ударения в корне после шипящих пишется о .

ш о ссе

ш о колад

Я всегда без ударения…

ш о тландец

ж о кей

А раньше… Все подобные слова писались через о. Мы до сих пор можем увидеть такое написание. шопот Но сейчас это написание – ошибочное! чорный чорт

А раньше…

Все подобные слова писались через о.

Мы до сих пор можем увидеть такое написание.

шопот

Но сейчас это написание – ошибочное!

чорный

чорт

В корне после шипящих под ударением пишется ё, а без ударения – о.

В корне после шипящих под ударением пишется ё, а без ударения – о.

В правиле есть исключения. ш о в Проблема ш о мпол ш о рох Буква О под ударением! капюш о н крыж о вник

В правиле есть исключения.

ш о в

Проблема

ш о мпол

ш о рох

Буква О под ударением!

капюш о н

крыж о вник

Услышав шорох, Сеня разгладил шов на капюшоне, взял шомпол и побежал спасать крыжовник. Шорх-шорх!

Услышав шорох, Сеня разгладил шов на капюшоне, взял шомпол и побежал спасать крыжовник.

Шорх-шорх!

Внимание! Часто букву ё можно проверить буквой е . щ ё лкать − щ е лчок ш ё лк − ш е лка реш ё тка – реш е то

Внимание!

Часто букву ё можно проверить буквой е .

щ ё лкать щ е лчок

ш ё лк ш е лка

реш ё тка – реш е то

Как это работает? Если можно подобрать однокоренное слово с е в корне, то пишем ё . Можно я побуду на твоём месте? ж…лтый ж ё лтый ж е лток ж…нглёр ж о нглёр ??? ш…пот ш ё пот ш е птать

Как это работает?

Если можно подобрать однокоренное слово с е в корне, то пишем ё .

Можно я побуду на твоём месте?

ж…лтый

ж ё лтый

ж е лток

ж…нглёр

ж о нглёр

???

ш…пот

ш ё пот

ш е птать

Внимание! Это правило касается корня слов! печ ё т Другие правила береж о к добыч е й

Внимание!

Это правило касается корня слов!

печ ё т

Другие правила

береж о к

добыч е й

Запомним… В корне после шипящих под ударением пишется ё , а без ударения – о . Исключения : ш о в, ш о мпол, ш о рох, капюш о н, крыж о вник . Букву  ё  в корне после шипящих обычно можно проверить, подобрав однокоренное слово с е в корне .

Запомним…

В корне после шипящих под ударением пишется ё , а без ударения – о .

Исключения : ш о в, ш о мпол, ш о рох, капюш о н, крыж о вник .

Букву ё в корне после шипящих обычно можно проверить, подобрав однокоренное слово с е в корне .

До встречи на уроках  русского языка!

До встречи

на уроках

русского языка!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!