СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 4 класс 13.03.2020г. Урок №25

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«6. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 4 класс 13.03.2020г. Урок №25»

Урок 25

13.03.2020г.

4-А класс

Тема: Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.

Цель: научиться читать и воспринимать пейзажную лирику.

Задачи: содействовать формированию УУД:

1. Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, выработке позитивной самооценки, положительное отношение к занятиям, воспитанию любви к Родине.

2. Регулятивных: учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с поставленной задачей.

3. Познавательных: развивать способность к познанию, выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление), работать с информацией, формировать исследовательские умения.

4. Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников, уважать мнение собеседников, проявлять интерес к излагаемой информации, учить работать в парах и группах, коллективно.

Тип урока: решение частных задач.

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная доска.

Ход урока

  1. Орг.момент. Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

2. Актуализация знаний .

Сегодняшнее занятие мы начнем с красивой песни и красивых картинок на экране. Внимательно послушайте, посмотрите и ответьте на вопрос :

-Почему эти картинки объединены?

( показ слайдов с изображением природы, символов белгородской области, Красненского района. Учащиеся слушают песню « С чего начинается Родина» и смотрят презентацию )

- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (о России, о Родине)

-Что мы можем узнать о Родине?

3. Постановка целей и задач урока

- А что значит Родина?

- На прошлом занятии я просила вас узнать, как произошло слово «Родина?» Что вы узнали? ( В толковом словаре говорится, что слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян РОДА. Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкими по смыслу.)

- Ребята, а что вы зовете Родиной?

- Как красиво вы рассказали, что вы зовете Родиной: это наша страна, наш край (т. е. область, район, село). Как называется страна, в которой мы живем? область? район? село?

4. Работа по теме урока.

1) Восстановление из деформированных слов пословиц о Родине.

-Сегодня мы работаем в группах, их четыре. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе. Мы сейчас займемся восстановлением из деформированных слов пословиц о родине и представитель от каждой группы попробует объяснить их смысл.

(Работают четыре группы учащихся по 2 человека. Тянут номера жетонов 1, 2, 3, 4.

1. без Человек Родины соловей песни без что (Человек без Родины – что соловей без песни)

2. и земля в мила горести Своя (Своя земля и в горести мила)

3. сторона Родная чужая мать, а мачеха (Родная сторона мать, а чужая мачеха)

4. Нет на Родина ничего краше свете чем наша (Нет на свете ничего краше, чем Родина наша)

Пословицы зачитываются представителями от каждой группы, объясняется их смысл.)

- Что объединяет эти пословицы? (Они все о Родине)

-Как сказать по-другому о Родине? (Отечество, отчизна, Родина-мать)- Послушайте высказывание К.Д. Ушинского о Родине, которое подготовили ребята первой группы: (“Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку, как мать она защищает нас от всяких врагов. А когда мы уснем навеки, она прикроет наши кости”)

2) Знакомство учащихся с русскими поэтами XIX века

-Перед вами портреты русских поэтов XIX века Ивана Саввича Никитина, Ивана Захаровича Сурикова, Спиридона Дмитриевича Дрожжина. Давайте заслушаем сообщения ребят об этих поэтах, так красиво писавших о Родине.

(Вторая группа) Справка о И.С.Никитине. Иван Саввич Никитин родился в 1824 году в Воронеже. Отец его мечтал, чтобы сын стал врачом. Но учиться мальчику пришлось недолго. Отец разорился. Юноше пришлось работать, чтобы поддержать родных. Он урывками читал и пробовал писать стихи. Русь – это первое его стихотворение. Оно сделало поэта известным.

(Третья группа) Справка о Сурикове. Иван Захарович Суриков родился в семье крестьянина в ярославской губернии. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец забрал его с матерью в Москву. Отец занимался торговлей и мечтал из сына сделать торговца. Днем мальчик работал в лавке, а вечером много читал, сам сочинял стихи, мечтал стать поэтом. Постепенно его стихи стали печатать в журналах. Так к нему пришла известность.

(Четвертая группа) Справка о Дрожжине. Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в деревне на Волге. Учился он всего два года, но зато много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями.

Физминутка.

5. Закрепление.

(Составление схемы «Родина» по стихотворению И. С. Никитина «Русь». )

-Давайте обратимся к стихотворению «Русь» Никитина И. С. и попробуем составить схему “Родина” из словосочетаний, которые встречаются в стихотворении.

Самостоятельная работа групп.

Поиск.

  • Первая группа … до “гляну к северу…”

  • Вторая группа … до “у тебя ли нет…”

  • Третья группа … до “и теперь среди…”

  • Четвертая группа … до конца.

(Выбор словосочетаний учащимися. На доске составляется схема)

- Какова главная мысль стихотворения Никитина “Русь”?(Уж и есть за что , Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью. Стать за честь твою
Против недруга, За тебя в нужде Сложишь голову!)


А сейчас мы с вами станем маленькими исследователями. Мы будем наблюдать, сравнивать, объяснять, делать выводы.

(Групповая работа по стихотворениям Никитина “Утро”, Сурикова “Детство”, Дрожжина “Привет”, Дрожжина “Зимний день»)

(Представители от групп тянут жетоны с заданиями)

1. Стихотворение Никитина И.С. “Утро”. Зачитать отрывок, где поэт описывает восход солнца. Словесное рисование картины.

2. Стихотворение Сурикова И. З. “Детство”. Зачитать отрывок, где поэт описывает катание с горы. Словесное рисование картины.

3. Стихотворение Дрожжина С. Д. “Привет”. Зачитать, чем и кем восхищался поэт. Словесное рисование картины.

4. Стихотворение Дрожжина С. Д. “Зимний день”. Прочитать описание зимнего пейзажа. Словесные зарисовки.

- Какова главная мысль прослушанных произведений? (Любовь к Родине, к родной природе)

- Какими словосочетаниями могли бы дополнить схему “Родина”? (Моя деревня, мой дом родной, Божий храм белеет…)

7. Подведение итогов урока.

Выберите стихотворение, которое вам больше всего понравилось. Разделите его на столько частей, сколько вас человек в группе и прочитайте выразительно «цепочкой», как будто читает один человек.(Выразительное чтение стихов)

- А сейчас сыграем в игру «Что отдашь Земле родной?

- У каждого из вас на парте лепесток ромашки. Написать на нем ответ на вопрос «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?.

(дети пишут, что сделают для Родины, когда вырастут, например: посажу дерево, буду строить новые дома… После окончания работы лепестки собрать в цветок)

- Чего не хватает в нашей ромашке?

- Какой формы сердцевина? Что она символизирует?

- Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.

8. Рефлексия

- У меня в руках клубок ниток желтого цвета. Сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадется вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание (нить возвращается учителю)

- Что сделала с нами нить? Как вы думаете, хорошо это?

- Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна