СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 июня - день рождения А.С. Пушкина

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«6 июня - день рождения А.С. Пушкина»

6 июня – день рождения  А.С. Пушкина   Консультация по русскому языку в 9-х классах

6 июня – день рождения А.С. Пушкина Консультация по русскому языку в 9-х классах

«Ай да Пушкин!.. А вам слабо?» А.С. Пушкин относился к синтаксису с идеей сближения литературного языка с разговорной речью. Поэт стремился к простоте и ясности синтаксических конструкций, избегал тяжеловесных и громоздких построений, принятых в прозе предшественников. Пушкин внёс значительный вклад в развитие синтаксиса русского языка. Его творчество завершило длительную эволюцию литературного языка и дало его наиболее совершенные образцы (к XIX веку). В творчестве Пушкина нашёл полное выражение процесс демократизации русского литературного языка, произошло гармоничное слияние всех жизнеспособных элементов живой народной речи с литературным языком.

«Ай да Пушкин!.. А вам слабо?»

А.С. Пушкин относился к синтаксису с идеей сближения литературного языка с разговорной речью. Поэт стремился к простоте и ясности синтаксических конструкций, избегал тяжеловесных и громоздких построений, принятых в прозе предшественников. Пушкин внёс значительный вклад в развитие синтаксиса русского языка. Его творчество завершило длительную эволюцию литературного языка и дало его наиболее совершенные образцы (к XIX веку). В творчестве Пушкина нашёл полное выражение процесс демократизации русского литературного языка, произошло гармоничное слияние всех жизнеспособных элементов живой народной речи с литературным языком.

Синтаксические конструкции 📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня? Задание 2-3, 4. Синтаксические конструкции. ✔ Задание 2. Задание, поджидающее выпускников в самом начале тестовой части, — это вопрос из раздела «Синтаксис». Основная сложность задания №2 в том, что часто для анализа даются не совсем однозначные предложения, в которых — при условии стресса и экзаменационного волнения — запутаться проще простого. Для того, чтобы успешно справиться с этим заданием и верно определить грамматическую основу предложения (не попавшись при этом в ловушку от составителей ОГЭ), достаточно повторить теорию о структуре предложений и регулярно решать задания подобного типа при подготовке, подробно разбирая каждую ошибку. ✔ Задание 3 будет успешным, если вы ПРАВИЛЬНО сделаете задание №2!!! ✔ Задание 4 самое легкое в этой тройке. Да, нужно подумать, но и логику простого рассуждения, основанного на сопоставлении, никто не отменял.

Синтаксические конструкции

📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня?

Задание 2-3, 4. Синтаксические конструкции.

Задание 2. Задание, поджидающее выпускников в самом начале тестовой части, — это вопрос из раздела «Синтаксис». Основная сложность задания №2 в том, что часто для анализа даются не совсем однозначные предложения, в которых — при условии стресса и экзаменационного волнения — запутаться проще простого.

Для того, чтобы успешно справиться с этим заданием и верно определить грамматическую основу предложения (не попавшись при этом в ловушку от составителей ОГЭ), достаточно повторить теорию о структуре предложений и регулярно решать задания подобного типа при подготовке, подробно разбирая каждую ошибку.

Задание 3 будет успешным, если вы ПРАВИЛЬНО сделаете задание №2!!!

Задание 4 самое легкое в этой тройке. Да, нужно подумать, но и логику простого рассуждения, основанного на сопоставлении, никто не отменял.

«Ай да Пушкин!.. А вам слабо?» А. С. Пушкин расставлял знаки препинания в своём творчестве импровизационно . Он обращался к ним, когда нужна была пауза или выделение какого-то смыслового момента. Некоторые особенности пушкинской пунктуации: Точка с запятой . Поэт использовал её вместо запятой в простом предложении, особенно перед противительным союзом «но». Например: «Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток».  Восклицательный знак   вместо запятой   внутри простого и сложного предложений . Например: «Она будет моя! она меня любит!». Также внутри предложения для оформления повтора: «Опомнился! опомнился! — повторял он». НЕ НАДО ТАК!!! НЕ БУДЬТЕ, КАК ПУШКИН)))

«Ай да Пушкин!.. А вам слабо?»

А. С. Пушкин расставлял знаки препинания в своём творчестве импровизационно . Он обращался к ним, когда нужна была пауза или выделение какого-то смыслового момента. Некоторые особенности пушкинской пунктуации:

Точка с запятой . Поэт использовал её вместо запятой в простом предложении, особенно перед противительным союзом «но». Например: «Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток». 

Восклицательный знак   вместо запятой   внутри простого и сложного предложений . Например: «Она будет моя! она меня любит!». Также внутри предложения для оформления повтора: «Опомнился! опомнился! — повторял он».

НЕ НАДО ТАК!!! НЕ БУДЬТЕ, КАК ПУШКИН)))

Знаки препинания 📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня? Задание 5 (запятая, тире, двоеточие, кавычки) ✔ Задание 5. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Очень ясно представлялась Пастухову (1) что вот (2) наверное (3)совсем такими же настороженными перекличками птиц (4) просвистывала такая же утренняя тишина (5) и несколько веков назад (6) когда нежданно-негаданно начинали доноситься сюда издалека людские голоса (7) и потом раздавался обрывистый железный удар по дереву.

Знаки препинания

📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня?

Задание 5 (запятая, тире, двоеточие, кавычки)

Задание 5. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Очень ясно представлялась Пастухову (1) что вот (2) наверное (3)совсем такими же настороженными перекличками птиц (4) просвистывала такая же утренняя тишина (5) и несколько веков назад (6) когда нежданно-негаданно начинали доноситься сюда издалека людские голоса (7) и потом раздавался обрывистый железный удар по дереву.

Знаки препинания 📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня? Задание 5 (запятая, тире, двоеточие, кавычки) ✔ Задание 5. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире. Колокольня Ивана Великого (1) это церковь из белого кирпича (2) расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Время её возведения (3) 1500–1508 годы (4) а проектом её создания (5) занимался известный в то время итальянский архитектор Бон Фрязин (6) спроектировавший столп колокольни (7) а также Успенскую звонницу (8) и Филаретову пристройку.

Знаки препинания

📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня?

Задание 5 (запятая, тире, двоеточие, кавычки)

Задание 5. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире.

Колокольня Ивана Великого (1) это церковь из белого кирпича (2) расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Время её возведения (3) 1500–1508 годы (4) а проектом её создания (5) занимался известный в то время итальянский архитектор Бон Фрязин (6) спроектировавший столп колокольни (7) а также Успенскую звонницу (8) и Филаретову пристройку.

Знаки препинания 📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня? Задание 5 (запятая, тире, двоеточие, кавычки) ✔ Задание 5. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять кавычки. Пётр Николаевич Сигунов  — автор книг (1) Лесное счастье (2), (3) Таёжные незабудки (4) и других. Через всю жизнь Пётр Николаевич пронёс любовь к родному краю  — (5) Липецкой области (6). Вспоминая окрестности своей деревни, он пишет в одной из своих книг: (7) Я любил поудить в тихих заводинках студёной речушки Ястребинки, половить самодельным сачком серебристых карасей (8). Мне нравилось собирать в густой зелёной дубраве весенние ландыши, синие резные колокольчики, оранжевые купавы (9).

Знаки препинания

📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня?

Задание 5 (запятая, тире, двоеточие, кавычки)

Задание 5. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять кавычки.

Пётр Николаевич Сигунов  — автор книг (1) Лесное счастье (2), (3) Таёжные незабудки (4) и других. Через всю жизнь Пётр Николаевич пронёс любовь к родному краю  — (5) Липецкой области (6). Вспоминая окрестности своей деревни, он пишет в одной из своих книг: (7) Я любил поудить в тихих заводинках студёной речушки Ястребинки, половить самодельным сачком серебристых карасей (8). Мне нравилось собирать в густой зелёной дубраве весенние ландыши, синие резные колокольчики, оранжевые купавы (9).

Знаки препинания 📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня? Задание 5 (запятая, тире, двоеточие, кавычки) ✔ Задание 5. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять двоеточие. Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы (1) так как сюда стекаются гости гóрода со всех его концов. Пересекают Старый Арбат узкие переулки (2) Большой Афанасьевский (3) Староконюшенный (4) Калошин (5) Кривоарбатский (6) Денежный и т. д. Это своеобразное наследство от расположенных здесь мастерских ремесленников (7) а само название Орбат впервые упоминается в 1475 году (8) «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».

Знаки препинания

📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня?

Задание 5 (запятая, тире, двоеточие, кавычки)

Задание 5. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять двоеточие.

Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы (1) так как сюда стекаются гости гóрода со всех его концов. Пересекают Старый Арбат узкие переулки (2) Большой Афанасьевский (3) Староконюшенный (4) Калошин (5) Кривоарбатский (6) Денежный и т. д. Это своеобразное наследство от расположенных здесь мастерских ремесленников (7) а само название Орбат впервые упоминается в 1475 году (8) «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».

«Ай да Пушкин!.. А вам слабо?» Александр Пушкин знал орфографию и старался следовать правописанию своего времени во всех печатных текстах. Там, где у него, как он выражался, «на это дело не доставало глаз», он прибегал к помощи друзей, но стремление держаться общепринятой орфографии никогда не оставляло Пушкина. Однако поэт жил в эпоху становления русской орфографии, и школа и юношеские годы не дали ему такого правописания, которое отделялось строго от произношения. В процессе записывания своей мысли, литературной и деловой, Пушкин часто отступал от книжной нормы письма в сторону разговорной. Например, в поэме «Медный всадник» он употребил «постеле» вместо «постели». Однако языковые нормы XIX века существенно отличались от норм первой половины XXI века, и в пушкинскую эпоху помимо слова «постель» использовалось слово «постеля». В то же время поэт следил за правильностью написания слов и поучал брата Льва: «Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин. Что он за нехристь? он русский, из перерусских русский».  НАДО ТАК!!! БУДЬТЕ, КАК ПУШКИН)))

«Ай да Пушкин!.. А вам слабо?»

Александр Пушкин знал орфографию и старался следовать правописанию своего времени во всех печатных текстах. Там, где у него, как он выражался, «на это дело не доставало глаз», он прибегал к помощи друзей, но стремление держаться общепринятой орфографии никогда не оставляло Пушкина. Однако поэт жил в эпоху становления русской орфографии, и школа и юношеские годы не дали ему такого правописания, которое отделялось строго от произношения. В процессе записывания своей мысли, литературной и деловой, Пушкин часто отступал от книжной нормы письма в сторону разговорной.

Например, в поэме «Медный всадник» он употребил «постеле» вместо «постели». Однако языковые нормы XIX века существенно отличались от норм первой половины XXI века, и в пушкинскую эпоху помимо слова «постель» использовалось слово «постеля».

В то же время поэт следил за правильностью написания слов и поучал брата Льва: «Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин. Что он за нехристь? он русский, из перерусских русский».

НАДО ТАК!!! БУДЬТЕ, КАК ПУШКИН)))

Орфография 📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня?   ✔ Задание 6-7. Орфографический анализ. Стр. 86 – 109 в сборнике Сениной!!!

Орфография

📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня?

Задание 6-7. Орфографический анализ.

Стр. 86 – 109 в сборнике Сениной!!!

«Ай да Пушкин!.. А вам слабо?» Поэт серьезно размышлял о состоянии русского языка, интересовался происходившими в нём изменениями. Свою точку зрения на проблемы родного языка Пушкин высказывал на страницах своей поэзии и прозы, в статьях и письмах. Например, в заметках на полях к произведениям других авторов Пушкин часто исправлял грамматические погрешности. А в романе «Евгений Онегин» поэт писал: Не дай мне Бог сойтись на бале Иль при разъезде на крыльце С семинаристом в жёлтой шале Иль с академиком в чепце! Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю. При этом Пушкин часто сознательно отходил от литературной нормы, например, использовал просторечия и разговорные слова, чтобы сделать речь своих героев более живой. Также поэт иногда применял правила иностранных языков, когда писал по-русски. Например, в стихотворении «Мадона» Пушкин написал слово «мадона» с одной «н», ориентируясь на французский язык, хотя по правилам русского языка это слово пишется с двумя «н».

«Ай да Пушкин!.. А вам слабо?»

Поэт серьезно размышлял о состоянии русского языка, интересовался происходившими в нём изменениями. Свою точку зрения на проблемы родного языка Пушкин высказывал на страницах своей поэзии и прозы, в статьях и письмах. Например, в заметках на полях к произведениям других авторов Пушкин часто исправлял грамматические погрешности. А в романе «Евгений Онегин» поэт писал:

Не дай мне Бог сойтись на бале

Иль при разъезде на крыльце

С семинаристом в жёлтой шале

Иль с академиком в чепце!

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

При этом Пушкин часто сознательно отходил от литературной нормы, например, использовал просторечия и разговорные слова, чтобы сделать речь своих героев более живой. Также поэт иногда применял правила иностранных языков, когда писал по-русски. Например, в стихотворении «Мадона» Пушкин написал слово «мадона» с одной «н», ориентируясь на французский язык, хотя по правилам русского языка это слово пишется с двумя «н».

Грамматические ошибки 📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня? Задание 8. Грамматические (морфологические) нормы. 📌 Повторить: ▫ Образование форм именительного и родительного падежей мн. ч. имён существительных ✔ Именительный падеж мн.ч. — -Ы (-И) в им. п. мн. ч.: контейнер – контейнеры, месяц – месяцы. — -А (-Я) в им. п. мн. ч.: директор – директора, катер – катера. ✔ Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных. — Бананы – бананов, помидоры – помидоров. — Туфли – туфель, носки – носков, джинсы – джинсов. — Гулянье - гуляний, побережье – побережий, сиденье – сидений, соленье – солений. НО! платье – платьев. — Басня – басен, башня – башен, вафли— вафель, плечи-плеч. — Пламя – пламени. ✔ Род некоторых имен существительных необходимо запомнить: — тюль (мужской род) – Красивый тюль. Смотрю на красивый тюль. — аэрозоль (мужской род) – Обработать аэрозолем.

Грамматические ошибки

📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня?

Задание 8. Грамматические (морфологические) нормы.

📌 Повторить:

Образование форм именительного и родительного падежей мн. ч. имён существительных

Именительный падеж мн.ч.

-Ы (-И) в им. п. мн. ч.: контейнер – контейнеры, месяц – месяцы.

-А (-Я) в им. п. мн. ч.: директор – директора, катер – катера.

Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных.

Бананы – бананов, помидоры – помидоров.

Туфли – туфель, носки – носков, джинсы – джинсов.

Гулянье - гуляний, побережье – побережий, сиденье – сидений, соленье – солений.

НО! платье – платьев.

Басня – басен, башня – башен, вафли— вафель, плечи-плеч.

Пламя – пламени.

Род некоторых имен существительных необходимо запомнить:

тюль (мужской род) – Красивый тюль. Смотрю на красивый тюль.

аэрозоль (мужской род) – Обработать аэрозолем.

Грамматические ошибки 📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня? Задание 8. Грамматические (морфологические) нормы. ▫ Степени сравнения имён прилагательных Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения. ❌ Предложение с грамматической ошибкой: Она более умнее, чем он. ✔ Правильные варианты построения этого предложения: Она более умная. Она умнее, чем он. Правый берег реки (крутой), чем левый. - Правый берег реки КРУЧЕ, чем левый. Лесная малина ароматнее и (мелкий), чем садовая. - Лесная малина ароматнее и МЕЛЬЧЕ, чем садовая. ▫ Нормативное образование глагольных форм ✔ Повелительное наклонение ряда глаголов — лечь – ты ляг (неправильно: ляжь); — ездить – вы ездите (неправильно: ездийте, ездьте); ✔ Формы настоящего/будущего времени ряда глаголов — жечь – он жжёт; — беречь – он бережёт; — попробовать – мы попробуем. ✔ Формы прошедшего времени ряда глаголов — сохнуть, исчезнуть, промокнуть, заглохнуть - сох, исчез, промок, заглох.

Грамматические ошибки

📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня?

Задание 8. Грамматические (морфологические) нормы.

Степени сравнения имён прилагательных

Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

Предложение с грамматической ошибкой: Она более умнее, чем он.

Правильные варианты построения этого предложения: Она более умная. Она умнее, чем он.

Правый берег реки (крутой), чем левый. - Правый берег реки КРУЧЕ, чем левый.

Лесная малина ароматнее и (мелкий), чем садовая. - Лесная малина ароматнее и МЕЛЬЧЕ, чем садовая.

Нормативное образование глагольных форм

Повелительное наклонение ряда глаголов

лечь – ты ляг (неправильно: ляжь);

ездить – вы ездите (неправильно: ездийте, ездьте);

Формы настоящего/будущего времени ряда глаголов

жечь – он жжёт;

беречь – он бережёт;

попробовать – мы попробуем.

Формы прошедшего времени ряда глаголов

сохнуть, исчезнуть, промокнуть, заглохнуть - сох, исчез, промок, заглох.

Грамматические ошибки 📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня? Задание 8. Грамматические (морфологические) нормы. ▫ Склонение количественных числительных ✔ Склонение количественных имён числительных 50, 60, 70, 80. При склонении этих числительных изменяются обе части по образцу существительных третьего склонения. И: пять – десять Р: пяти – десяти Д: пяти – десяти В: пять – десять Тв: пятью – десятью П: пяти – десяти ✔ Склонение количественных имён числительных 200, 300, 400 При склонении этих числительных изменяются обе части. 200 рублей = ДВЕ НОТЫ Р.п. нет (ЧЕГО?) двух нот = нет двухсот рублей Д.п. рад (ЧЕМУ?) двум нотам = рад двумстам рублям Т.п. доволен (ЧЕМ?) двумя нотами = двумястами рублями П.п. думаю (О ЧЁМ?) о двух нотах = о двухстах рублях

Грамматические ошибки

📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня?

Задание 8. Грамматические (морфологические) нормы.

Склонение количественных числительных

Склонение количественных имён числительных 50, 60, 70, 80.

При склонении этих числительных изменяются обе части по образцу существительных третьего склонения.

И: пять – десять

Р: пяти – десяти

Д: пяти – десяти

В: пять – десять

Тв: пятью – десятью

П: пяти – десяти

Склонение количественных имён числительных 200, 300, 400

При склонении этих числительных изменяются обе части.

200 рублей = ДВЕ НОТЫ

Р.п. нет (ЧЕГО?) двух нот = нет двухсот рублей

Д.п. рад (ЧЕМУ?) двум нотам = рад двумстам рублям

Т.п. доволен (ЧЕМ?) двумя нотами = двумястами рублями

П.п. думаю (О ЧЁМ?) о двух нотах = о двухстах рублях

Грамматические ошибки 📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня? Задание 8. Грамматические (морфологические) нормы. ✔ Склонение количественных имён числительных 500, 600, 700, 800, 900. При склонении этих числительных изменяются обе части: первая изменяется как имена существительные третьего склонения, а вторая – как слово НОТА. 500 рублей = ПЯТЬ НОТ Р.п. нет (ЧЕГО?) пяти нот = нет пятисот рублей Д.п. рад (ЧЕМУ?) пяти нотам = рад пятистам рублям Т.п. доволен (ЧЕМ?) пятью нотами = доволен пятьюстами рублями П.п. думаю (О ЧЁМ?) о пяти нотах = думаю о пятистах рублях  ✔ ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТА И., В.: полтора, полтораста Р., Д., Т., П.: полУтора, полУтораста  ▫ Употребление собирательных числительных ОБА (обоих, обоим, обоими) - м.р, ср.р. ОБЕ (обеих, обеим, обеими) - ж.р

Грамматические ошибки

📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня?

Задание 8. Грамматические (морфологические) нормы.

Склонение количественных имён числительных 500, 600, 700, 800, 900.

При склонении этих числительных изменяются обе части: первая изменяется как имена существительные третьего склонения, а вторая – как слово НОТА.

500 рублей = ПЯТЬ НОТ

Р.п. нет (ЧЕГО?) пяти нот = нет пятисот рублей

Д.п. рад (ЧЕМУ?) пяти нотам = рад пятистам рублям

Т.п. доволен (ЧЕМ?) пятью нотами = доволен пятьюстами рублями

П.п. думаю (О ЧЁМ?) о пяти нотах = думаю о пятистах рублях

ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТА

И., В.: полтора, полтораста

Р., Д., Т., П.: полУтора, полУтораста

Употребление собирательных числительных

ОБА (обоих, обоим, обоими) - м.р, ср.р.

ОБЕ (обеих, обеим, обеими) - ж.р

Синонимия словосочетаний 📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня? Задание 9. Согласование, управление, примыкание.   Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот: ✔ дно колодца – ✔ каша из гречки – ✔ дом из кирпича – ✔ кусты сирени – ✔ совет отца – ✔ бессонная ночь – ✔ полковое знамя – ✔ шестилетний ребёнок – ✔ путешествие во льдах – ✔ поле ржи –

Синонимия словосочетаний

📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня?

Задание 9. Согласование, управление, примыкание.

Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот:

дно колодца –

каша из гречки –

дом из кирпича –

кусты сирени –

совет отца –

бессонная ночь –

полковое знамя –

шестилетний ребёнок –

путешествие во льдах –

поле ржи –

«Ай да Пушкин!.. А вам слабо?» А. С. Пушкин относился к образным средствам (средствам художественной выразительности) с уважением, но при этом с осторожностью. Поэт считал, что образные средства помогают передать мысли и чувства, сделать текст ярким и запоминающимся. Однако при этом он опасался, что перенасыщение текста образами может нарушить уравновешенность и ясность произведения. Примеры высказываний В одном из писем 1827 года Пушкин упоминал «излишество эпитетов, делающих столь вялыми русские стихи». В статье «О русской прозе» поэт писал: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей; без них блестящие выражения ни к чему не служат».

«Ай да Пушкин!.. А вам слабо?»

А. С. Пушкин относился к образным средствам (средствам художественной выразительности) с уважением, но при этом с осторожностью. Поэт считал, что образные средства помогают передать мысли и чувства, сделать текст ярким и запоминающимся. Однако при этом он опасался, что перенасыщение текста образами может нарушить уравновешенность и ясность произведения.

Примеры высказываний

В одном из писем 1827 года Пушкин упоминал «излишество эпитетов, делающих столь вялыми русские стихи».

В статье «О русской прозе» поэт писал: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей; без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Образные средства 📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня? Задание 11. 1)  Преувеличение.     2) Перенос названия с одного предмета на другой на основе их сходства, скрытое сравнение. 3) Яркое, красочное прилагательное.     4) Уподобление одного предмета или явления другому.    5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. 6) Неживой предмет приобретает свойства живого.   7) Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в нескольких смысловых единицах. 8) Слова близкие / противоположные по лексическому значению. 

Образные средства

📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня?

Задание 11.

1)  Преувеличение.    

2) Перенос названия с одного предмета на другой на основе их сходства, скрытое сравнение.

3) Яркое, красочное прилагательное.    

4) Уподобление одного предмета или явления другому.   

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение.

6) Неживой предмет приобретает свойства живого.  

7) Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в нескольких смысловых единицах.

8) Слова близкие / противоположные по лексическому значению. 

Образные средства

📅 3 дня до ОГЭ по русскому языку. Что повторить сегодня?

Задание 12 - фразеологизм

Как вкопанная.

Белый свет.

Как миленькие.

Подступать/подступить к горлу.

Броситься/бросаться в глаза.

Как своих ушей.

Подумать только.

Прийти в себя.

Кто куда.

Быть на седьмом небе.

Провалиться сквозь землю.

Лезть в голову.

В конце концов.

Лезть под руку.

В розовом свете.

Раз и навсегда.

Сам не свой.

В самый раз будет.

На край/краю света.

Свет клином сошёлся.

На произвол судьбы.

Вдоль и поперёк.

Начисто забыть.

Сквозь землю провалиться.

Во весь голос.

Не было / нет никакого дела.

Сочинять на ходу.

Всё разложено по полочкам.

С первого взгляда.

Не подать/подавать виду.

Делать было нечего.

Днём с огнём не сыскать.

Телячьи нежности.

Не сводить глаз.

Забыть про всё на свете.

Тернистый путь.

Не отрывать/оторвать глаз.

За счёт.

Тут как тут.

Обращать внимание.

Пасть/упасть/падать духом.

Идти/пойти по стопам.

Тяжёлый крест.

Изо всех сил.

Честь по чести.

Перевернуть вверх дном.

Как ветром сдуло.

Язык не поворачивается.

Перевести дух.

Поднять на ноги.