СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс Проверочная работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«2_varianta_vpr»

ВПР. Русский язык. 6 класс. 2018 год

Проверочная работа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Пояснение к образцу проверочной работы

На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа

Включает в себя 14 заданий.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими

тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными

справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии

Времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите

к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!



Вариант 1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,

пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Дач..ный п..сёлок ра(з/с)пол..жился на песча(н, нн)ой2 горе у самого моря. За

деревя(н, нн)ыми дом..ками ра(з/с)кинулся с..сновый бор. Внизу, под г..рой, серая лента ш..ссе. По одну её стор..ну зар..сли м..лины ч..рёмухи. По другую – песок (зелёно)г..лубая осока, и(з/с)точенные водой камни и море…

Море (не)спокойное но пр..красное. Оно в..лну..т..ся в(з/с)дыха..т. Это ветер трепл..т

его пенистые волны и они выплёск..вают..ся на берег. А бывает, заспор..т3 о чём(то) море с ветром. Т..ж..лые в..лы нал..ют..ся без..сходной ярост..ю зар..вут загр..хоч..т.4 Словно ж..лая их пр..ободрить, загудят на г..ре́ сосны: они ведь тоже с (не)истов..м ветром (не)лад..т.

Но чаще всего море спокойно и бл..стит, будто его начист..ли. В такие дни виден

(К, к)ронштадт. Он за г..р..зонтом, и поэтому каж..т..ся, что трубы (судо)р..монтных верфей выход..т прямо из воды. (По Р. Погодину)



_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:



(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



(3) – морфологический разбор слова;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(4) – синтаксический разбор предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество

букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Ответ.____________________________________________________________



Поставьте знак ударения в следующих словах:



Жалюзи, языковой (факт), позвонишь, кухонный.



Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.



Не всякое гусиное перо годилось для письма, из десяти выбиралось одно-два.



Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите

правильный вариант формы слова (слов).

1) пирог более вкуснее

2) с шестьюстами страницами

3) забавный шимпанзе

4) для обоих сестёр



Ответ. _____________________________________________________________



Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания

внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Утром воздух чистый и влажный.

2) Темна и безлунна осенняя ночь.

3) Роса на траве след ночного тумана.

4) Стройный клён желтеет под окошком.

Ответ.___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских бабочек и ночных жуков.

2) Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз.

3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат.

4) Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.



Ответ. ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Часть 2

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9- 14.

Текст 2

(1)На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду

с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле

встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались

солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее

почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.

(5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек

с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой.

(8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли,

а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень – вертлюг. (10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.

(11)В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки,

по форме напоминавшие кресла. (12)За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. (16)А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль – и спасибо ей за это… (По Н. Орловой)



Определите и запишите основную мысль текста. Ответ.____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

_________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на Руси

не обходилось ни одно праздничное торжество?

Ответ. ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения

10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово

употреблялось бы в другом значении.

Ответ. Отводили –_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Определите стилистическую принадлежность слова «издревле» из предложения

2, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Ответ. Издревле –_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Объясните значение фразеологизма задирать нос, запишите. Используя не менее

двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление

этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответ. Задирать нос –_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













ВПР. Русский язык. 6 класс. 2018 год

Проверочная работа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Пояснение к образцу проверочной работы

На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа

Включает в себя 14 заданий.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими

тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными

справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии

Времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите

к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!



Вариант 2

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,

пропущенные буквы и знаки препинания.



Текст 1.

Пойти в поход х...телось всем. Мы (с/з)говорились3 встретит..ся в шесть утра. Я бе(с/з)покоился, что просплю. И из-за этого сон мой был пр...рывистый. На ра(з/с)свете я (с/з)бросил2 с себя од..яло, вскочил и встал под душ, чтобы осв..жит..ся и пр..об..дрит..ся. Я быстро ра(с,з)правился с завтраком схв..тил рюкзак и оч..тился на улиц...4.

Было пустынно но ярко(красное)солнце уже ласково пр...гр...вало. Погода стояла чудесная!

Я бе(с/з)заботно нап..вал, когда ш..л к месту встреч... . Я самоуверенно ра(с/з)счит...вал быть первым. Оказалось, что (не)которые мои одноклассники проворней меня. Они ра(с/п)ол...жились кружком и ож...влённо обсуждали маршрут предстоящего похода. Я пр..спокойно пр...соед..нился к их разно(голосой) шумной беседе, стал горячо раз(ъ/ь)яснять свои представления о том, как лучше организовать наше пут..шествие.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:


(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



(3) – морфологический разбор слова;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(4) – синтаксический разбор предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поставьте знак ударения в следующих словах:

Каталог, включишь, красивейший, квартал



Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.



И из-за этого сон мой был пр...рывистый.


Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)ложися в больницу

2) с детьми

3)полощет бельё

4)более интересный

5) подскользнуться на льду

_________________________________________________________________________

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. ( Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.



1) Хороши большие глазастые ромашки.

2) Небо высокое и чистое.

3) Амур самая длинная река на востоке России.

4) В вышине несутся лебединые стаи

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые.

(Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.


1) Рано появилась огромная луна и нарушила мир совы и других ночных птиц.

2) В лугах печально кричали ночные птицы и белая звезда переливалась над рекой.

3) Что ты рано осень в гости к нам пришла?.

4) Близко к морю подходят парки сады и рощи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Часть 2

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9- 14.

Текст 2



егенда

1)Рассказывают, жил в древние времена в Москве мастер – иконописец. 2)Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. 3)Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

4) Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. 5) Мечтал о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. 6) Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. 7) Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. 8) Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. 9) Многие рубили здесь избы и селились рядом.

10) Наконец дошла слава мастера и до государя. 11) И повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. 12) Но быстрее стрелецких ног летела людская молва.

13)Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. 14)А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо- художника.15) Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. 16)Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя жар и чернь пепелища.

17)Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. 18)Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.



Определите и запишите основную мысль текста. Ответ.____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте и запишите план текста из 4 пунктов.

________________________________________ _________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Почему, по мнению автора текста, любил мастер свое ремесло, но больше всего

любил он вольную жизнь?

Ответ. ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Определите и запишите лексическое значение слова «срубил» из предложения

4. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово

употреблялось бы в другом значении.

Ответ. Срубил –_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Определите стилистическую принадлежность слова «художник» из предложения

14, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Ответ. Художник –_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Объясните значение фразеологизма вешать нос, запишите. Используя не менее

двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление

этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответ. Вешать нос, –_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«впр 6 2»

Вариант № 111096

1. Задание 1 № 15

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Текст 1

Солнышко еще только выгл..нуло(3) из(за) дальнего леса а пчелы уже (на) работе. Воздух над пасекой весь наполнен пч..ли..ым гулом.

Вслед за пчелами подн..мается Саня. Он спит в деревя..ой беседке, поставленной прямо в с..р..дине пасеки. Мальчик пот..нулся сла..ко умылся и п..шел к своему р..бочему месту(4). Теперь до самого завтр..ка буд..т постукивать т..пориком стр..гать побл..скивающие доски ч..нить поломанные ульи и м..стерить новые. Затем пойдет осматр..вать пасеку. Двести пч..линых домиков. Работы немного.

А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пч..ловоды(2) шума (не)любят. Я, осторожно пр..открывая дверь, вижу что Лена скл..нилась над микр..скоп..м. Она пиш..т на большом л..сте, и(с/з)р..сованном графиками. К ней по(т/д)ход..т Володя и они (о) чем(то) г..в..рят. Они г..в..рят (о)новой п..род.. пчел.

2. Задание 2 № 16

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.


3. Задание 3 № 17

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

 

Воздух над пасекой весь наполн..н пч..ли..ым гулом.


4. Задание 4 № 18

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Торты, красивее, позвонишь, крапива.

5. Задание 5 № 19

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

 

К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят.

6. Задание 6 № 62

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) ихние письма

2) в обоих руках

3) до тысяча девятьсот пятого года

4) уважаемые директора

7. Задание 7 № 63

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камушек.

2) Синица съедает вредных насекомых жучка листогрыза листовертку.

3) Утром выпал снег и все вокруг побелело.

4) Крапива любопытное растение.

8. Задание 8 № 134

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Наступил день, и на городской улице появились бродячие циркачи.

2) Ветер осенний в лесах поднимается шумно по чащам идет.

3) Что же ты моя старушка приумолкла у окна?

4) Ребята спешите на урок.









9. Задание 9 № 37

Определите и запишите основную мысль текста.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.

 

Текст 2

(1)В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья — чёрная лисица. (2)Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. (3)Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.

(4)Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. (5)Чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. (6)Так они и не могли её поймать.

(7) Один молодой зверолов понял эту её хитрость. (8)Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не видно было. (9)Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл. (10)Он ходил, и чёрная лисица от него не отстаёт. (11)Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. (12)Стрела попала ему под колено. (13)Эту зиму он больше не охотился. (14)А чёрная лисица так и исчезла.

10. Задание 10 № 38

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.


11. Задание 11 № 39

Почему охотники стали охотиться за чёрной лисицей?


12. Задание 12 № 40

Определите и запишите лексическое значение слова «провёл» из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Провёл — ...



(9)Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл.

13. Задание 13 № 41

Определите стилистическую принадлежность слова «кружил» из предложения 11, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.



(1)В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья — чёрная лисица.

14. Задание 14 № 42

Объясните значение фразеологизма «не подпускать на пушечный выстрел», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуа-цию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Не подпускать на пушечный выстрел — ...



Просмотр содержимого документа
«впр 6 3»

Разбор заданий демонстрационного варианта

для проведения

в 2019 году всероссийской проверочной работы по

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

в 6 классах


На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа включает в себя 14 заданий. Ответ записывается в поле ответа в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Желаем успеха!


Задание №1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Дач..ный п..сёлок ра(з/с)пол..жился на песча(н,нн)ой(2) горе у самого моря. За деревя(н,нн)ыми дом..ками ра(з/с)кинулся с..сновый бор. Внизу, под г..рой, серая лента ш..ссе. По одну её стор..ну зар..сли м..лины ч..рёмухи. По другую – песок (зелёно)г..лубая осока, и(з/с)точенные водой камни и море… Море (не)спокойное но пр..красное. Оно в..лну..т..ся в(з/с)дыха..т. Это ветер трепл..т его пенистые волны и они выплёск..вают..ся на берег. А бывает, заспор..т(3) о чём(то) море с ветром. Т..ж..лые в..лы нал..ют..ся без..сходной ярост..ю зар..вут загр..хоч..т.(4) Словно ж..лая их пр..ободрить, загудят на г..ре́ сосны: они ведь тоже с (не)истов..м ветром (не)лад..т. Но чаще всего море спокойно и бл..стит, будто его начист..ли. В такие дни виден (К,к)ронштадт. Он за г..р..зонтом, и поэтому каж..т..ся, что трубы (судо)р..монтных верфей выход..т прямо из воды.

(По Р. Погодину)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Дачный посёлок расположился на песчаной(2) горе у самого моря.

За деревянными домиками раскинулся сосновый бор. Внизу, под горой, серая лента шоссе. По одну её сторону заросли малины, черёмухи. По другую – песок, зелёно-голубая осока, источенные водой камни и море…

Море неспокойное, но прекрасное. Оно волнуется, вздыхает. Это ветер треплет его пенистые волны, и они выплёскиваются на берег. А бывает, заспорит(3) (возможно: заспорят(3)) о чём-то море с ветром. Тяжёлые валы нальются безысходной яростью, заревут, загрохочут.(4) Словно желая их приободрить, загудят на горе́ сосны: они ведь тоже с неистовым ветром не ладят.

Но чаще всего море спокойно и блестит, будто его начистили.

В такие дни виден Кронштадт. Он за горизонтом, и поэтому

кажется, что трубы судоремонтных верфей выходят прямо из воды.


К1

Соблюдение орфографических норм




Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1

учитываются только ошибки, сделанные при вставке

пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов


4



Допущено не более двух ошибок

3



Допущены три-четыре ошибки

2



Допущены пять ошибок

1



Допущено более пяти ошибок

0


К2

Соблюдение пунктуационных норм




Пунктуационных ошибок нет

3



Допущена одна ошибка

2



Допущены две ошибки

1



Допущено более двух ошибок

0


К3

Правильность списывания текста




Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет

слов с изменённым графическим обликом).

ИЛИ

Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена

или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или

грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово


2



Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово


1



Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово


0



Максимальный балл

9



В данном тексте встречаются следующие виды орфограмм

Дач..ный – «ЧН» без мягкого знака.

п..сёлок - приставка «ПО».

ра(з/с)пол..жился - приставка «рас» пред глухим «п», корень с чередованием «лож» - о пред ж.

на песча(н,нн)ой – суффикс АН с одной буквой Н.

деревя(н,нн)ыми - суффикс ЯНН, слово –исключение.

дом..ками – суффикс –ИК (нет чего? домика) – И не беглая гласная.

ра(з/с)кинулся - приставка «рас» пред глухим «к».

с..сновый - корень «сосн», проверочное слово «сосны».

под г..рой – корень «гор», проверочное слово «горы».

ш..ссе – пропущена буква «О», словарное слово.

стор..ну - корень «сторон», проверочное слово «сторонка».

зар..сли – корень с чередованием «рос» - перед с.

м..лины – пропущена буква «А», словарное слово.

ч..рёмухи - пропущена буква «Е», словарное слово.

(зелёно)г..лубая – слово пишется через дефис, так как обозначает оттенок цвета, пропущенная буква – «О», запомнить.

и(з/с)точенные - приставка «ис» пред глухим «т».

(не)спокойное - «не» пишется слитно, нет условий для раздельного написания.

пр..красное – приставка «пре», близкая по значению к слову «очень».

в..лну..т..ся – корень «волн», проверочное слово «волны», окончание «ет» - 1 спряжение, тся – без Ь.

в(з/с)дыха..т- приставка «вз» пред звонким «д», окончание «ет» - 1 спряжение.

трепл..т - окончание «ет» - 1 спряжение.

выплёск..вают..ся – суффикс «ива», тся - без Ь.

заспор..т- окончание «ят» - 2 спряжение.

о чём(то) – дефисное написание

т..ж..лые – в корне пропущена «Я», после шипящей – Ё.

в..лы - корень «вал».

нал..ют..ся – в корне Ь, тся – без Ь.

без..сходной – после приставки «Ы».

ярост..ю – в корне Ь.

зар..вут – корень «рев».

загр..хоч..т – корень «грохоч», пропущена буква «О».

ж..лая – пропущена «Е», словарное слово.

пр..ободрить – приставка «при», неполнота действия.

с (не)истов..м

(не)лад..т. – не с глаголами пишется раздельно.

бл..стит – корень с чередованием «блест»

начист..ли – суффикс «И», начистить.

(К,к)ронштадт – заглавная буква.

каж..т..ся – окончание «ет» - 1 спряжение, тся – без Ь.

(судо)р..монтных – слитное написание.

выход..т – окончание «ит» - 2 спряжение.


Пропущенные знаки препинания в тексте относятся к следующим типам пунктограмм.

1. Знаки препинания при однородных членах.

По одну её стор..ну зар..сли м..лины ч..рёмухи. По другую – песок (зелёно)г..лубая осока, и(з/с)точенные водой камни и море… Море (не)спокойное но пр..красное. Оно в..лну..т..ся в(з/с)дыха..т. Т..ж..лые в..лы нал..ют..ся без..сходной ярост..ю зар..вут загр..хоч..т.

2. Знаки препинания в сложном предложении.

Это ветер трепл..т его пенистые волны и они выплёск..вают..ся на берег.


Задание №2

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;


песчаной(2)

Разбор слова по составу начинается с выделения окончания. Разбираемое слово -имя прилагательное. Для выделения окончания необходимо изменить слово по числам, родам или падежам.

Песчаной – песчаный, песчаное, песчаного, песчаному.

Вывод: окончание – ОЙ.

Чтобы выделить корень, необходимо подобрать однокоренные слова.

Песчаной – песчинка, песок, песочный.

Корень – ПЕСЧ.

Часть слова, располагающаяся после корня,- суффикс.

В данном прилагательном – это суффикс –АН.

Определение способа образования слова происходит в результате словообразовательного разбора. Сделать словообразовательный анализ - значит найти производящее слово (через уточнение лексического значения производного слова) и путем сравнения морфемного состава производного и производящего слов выделить словообразовательную или словообразовательные морфемы.

Песчаный – имеющий отношение к песку. Песчаный - песок.

Морфемный состав двух слов (песчаный и песок) отличаются суффиксом –АН.

В зависимости от того, какая из морфем участвует в словообразовании, необходимо определить способ словообразования: приставка – приставочный, суффикс – суффиксальный, приставка и суффикс одновременно – приставочно-суффиксальный.


Вывод: слово «песчаный» образовано от слова «песок» с помощью суффикса – АН. Следовательно, это суффиксальный способ словообразования.


Производное (то, которое образуется) и производящее (то, от которого образуется) слова в словообразовательной цепочке располагаются рядом и отличаются друг от друга словообразовательной морфемой: либо одним суффиксом, либо одной приставкой, либо приставкой и суффиксом одновременно при приставочно-суффиксальном способе словообразования.

При словообразовательном разборе мы ищем производящее слово, которое отличается от данного слова, так скажем, «минимальным» числом морфем: одним суффиксом, одной приставкой или же одним суффиксом и одной приставкой одновременно. Делаем предположение о способе словообразования и проверяем получившуюся словообразовательную модель на «жизнеспособность» на примере других слов.


Если при разборе слова по составу выясняется, что в нем только одна словообразовательная модель, как это было в слове «песчаный», - один суффикс. То это не иначе, как суффиксальный способ словообразования.


Если в слове из словообразовательных морфем есть приставка, то нельзя категорически утверждать, что это приставочный способ словообразования.

Прилетать - образовано от слова «летать» при помощи приставки «при». Это приставочный способ.

Забег – образовано от глагола «забегать». Это бессуффиксный способ.


Имена существительные, в значении которых имеется указание на признак предмета или действие предмета, являются производными от соответствующих частей речи.

Бег – бегать, зелень-зеленый.

У производящего слова берётся только основа, если есть суффикс, то он «отсекается». Такой способ называется бессуффиксным, этим способом образуются имена существительные, в значении которых присутствует указание на признак или действие предмета.


Если в слове есть две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс-, то это может быть один из трёх способов словообразования:

1. Приставочный (неинтересный).

2. Суффиксальный (подарочный).

3. Приставочно-суффиксальный (заморский).


Если в слове не один, а несколько корней, то такое слово образовано сложением.

Листопад, зверолов.


План словообразовательного разбора

1. Найти производящее слово, определив лексическое значение производного.

2. Сравнить морфемный состав слов, выделив словообразовательную или словообразовательные морфемы.

3. Определить способ словообразования.

4. Проверить правильность разбора путем подбора слов, образованных по такой же словообразовательной модели.



(3) – морфологический разбор слова;


Морфологический разбор слова

заспорит(3)

1. Заспорит (что сделает?) – глагол, н. ф. – заспорить.

2. Пост. – сов. вид, невозвр., непереходн., II спр.; непост. – в форме изъявит. накл., буд. вр., 3-го л., ед. ч.

3. В предложении является сказуемым.

Возможно: заспорят(3) .

В последнем случае в разборе изменяется только число глагола – мн. ч.


Учащиеся всегда испытывают определенные трудности при разборе глагола как части речи. В 6 классе в морфологических разбор глагола добавляются новые грамматические признаки:

1. Возвратность. Данная категория определяется по наличию или отсутствию в составе глагола суффикса –СЯ (СЬ). Наличие этих суффиксов делает глагол возвратным, отсутствие – невозвратным.

2. Переходность. Данная категория определяется возможностью сочетания глагола с существительным без предлога в винительном падеже. Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже.


Читать (книгу) – переходный глагол.

Улыбаться (другу) – непереходный глагол.

Не читать (чего?) книг – переходный глагол.

Примечание. Если глагол возвратный, то он всегда непереходный.


3. Наклонение. Данная категория определяет действие как реальное или как возможное.


Если действие мыслится как реальное, которое происходило, происходит или произойдёт в будущем, то говорят, что глагол находится в изъявительном наклонении. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам: растаял, тает, растает.


Если действие мыслится как возможное, желательное и выражается в форме просьбы, приказа, совета, т.е. побудительным предложением, то говорят глагол стоит в форме повелительного наклонения: напишите, сходите.


Если действие мыслится как возможное при определённых условиях, то говорят, что данный глагол находится в форме условного наклонения: прочитал бы, убрала бы.



Грамматические категории, присущие глагольным формам наклонения

Изъявительное наклонение

Время
Число
Род
Лицо

Повелительное наклонение

Число

Лицо

Условное наклонение

Число

род


До изучения темы наклонения учащиеся разбирали только глаголы в форме изъявительного наклонения, обозначая у них время, число, род (в прошедшем времени) и лицо (в настоящем и будущем времени). Теперь необходимо учитывать наклонения при определении признаков глаголов.


(4) – синтаксический разбор предложения.

Тяжёлые валы нальются безысходной яростью, заревут, загрохочут.(4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое,

с однородными сказуемыми.


Грамматическая основа: валы (подлежащее, выражено именем существительным), нальются, заревут, загрохочут (однородные сказуемые, выражены глаголами).


Второстепенные члены предложения: (валы) тяжёлые – определение, выражено именем

прилагательным; (нальются) яростью – дополнение, выражено именем существительным;

(яростью) безысходной – определение, выражено именем прилагательным.


Система оценивания задания №2


Указания по оцениванию

Баллы


К1

Выполнение морфемного разбора




Разбор выполнен верно

3



При разборе допущена одна ошибка

2



При разборе допущены две ошибки

1



При разборе допущено более двух ошибок

0


К2

Выполнение словообразовательного разбора




Разбор выполнен верно

3



При разборе допущена одна ошибка

2



При разборе допущены две ошибки

1



При разборе допущено более двух ошибок

0


К3

Выполнение морфологического разбора




Разбор выполнен верно

3



При разборе допущена одна ошибка

2



При разборе допущены две ошибки

1



При разборе допущено более двух ошибок

0


К4

Выполнение синтаксического разбора предложения




Разбор выполнен верно

3



При разборе допущена одна ошибка

2



При разборе допущены две ошибки

1



При разборе допущено более двух ошибок

0



Максимальный балл

12



Задание №3

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв

и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.


Система оценивания задания №3

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание слова: бывает;

2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове,

например: в слове 6 букв и 7 звуков, так как буква е обозначает два звука после

гласного.

Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке


Распознавание слова



Правильно определено и выписано слово

1


Неправильно определено и выписано слово.

ИЛИ Слово не выписано


0


Объяснение причин несовпадения количества букв и звуков в слове



Верно объяснена причина несовпадения количества букв и звуков в слове

1


Ответ неправильный

0


Максимальный балл

2



Для правильного выполнения данного задания требуется знание случаев, когда количество букв и звуков в словах не совпадает.

1. Буквы е,ё,я,ю обозначают два звука, когда стоят в начале слова, после гласной и после Ъ и Ь знаков. Буквы е,ё,я,ю обозначают один звук, когда стоят после согласных.

2. Буквы Ь и Ъ звуков не обозначают.

3. Если в слове есть непроизносимые или удвоенные согласные, то число букв будет больше, чем число звуков.

Правильный ответ в данном задании слово «бывает», в котором букв меньше, чем звуков, так как буква «е» обозначает два звука.

Задание №4

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Жалюзи, языковой (факт), позвонишь, кухонный.


Система оценивания задания №4

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)


Баллы


Жалюзи́, языково́й (факт), позвони́шь‚ ку́хонный



Верно поставлено ударение во всех словах

2


Верно поставлено ударение только в трёх словах

1


Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.

ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено


0


Максимальный балл

2



Орфоэпический словник за 6 класс

Августовский

агЕнт

баловАть, балУю

бензопровОд

вЕтреный (человек,день)

ветрянАя (мельница)

газопровОд

добЫча

договорЁнность

звонИт, звонЯт

инструмЕнт

киломЕтр

копИровать

красИвее

кружево, мн. кружевА, крУжев…

кУхонный

намЕрение

насмехАться

нАчал

нефтепровОд

опЕка

переводнОй, но перевОдный

плАто

премировАть

прИбыл, прибылА, прибЫть

путепровОд

развитОй (язык) рАзвитый (ребёнок)

срЕдствами, срЕдство

украИнский

формировАть

языкОвая (колбаса)

языковОе (явление)


Задание №5

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Не всякое гусиное перо годилось для письма, из десяти выбиралось одно-два.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Не (част.) всякое (мест.) гусиное (прил.) перо (сущ.) годилось (глаг.) для (предл.) письма (сущ.), из (предл.) десяти (числ.) выбиралось (глаг.) одно-два (числ.).

Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении

приравнивается к ошибке



Верно определены все части речи в предложении

3


Допущена одна ошибка

2


Допущены две ошибки

1


Допущено более двух ошибок

0


Максимальный балл

3



Трудности выполнения данного задания заключаются в следующем:

1. Ошибки в определении предлогов и частицы.

2. Ошибки в определении местоимения (слово «всякое» некоторые учащиеся распознают как прилагательное).

2. Ошибки в определении имени числительного.


Задание №6

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите

правильный вариант формы слова (слов).


1) пирог более вкуснее

2) с шестьюстами страницами

3) забавный шимпанзе

4) для обоих сестёр


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Пирог более вкусный, для обеих сестёр.

ИЛИ Пирог вкуснее, для обеих сестёр



Верно выписаны и исправлены две формы слов

2


Верно выписана и исправлена одна форма слова

1


Не выписано ни одной ошибочной формы слова (слов).

ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные формы слов


0


Максимальный балл

2



Рекомендации к выполнению задания.

В 6 классе изучаются следующие грамматические нормы:

1. Образование степеней сравнения имён прилагательных.

Способы образования сравнительной степени прилагательных:

а) при помощи суффиксов -е, -ее, -ше: строже, скорее, тоньше.

б) с помощью слов более, менее, которые присоединяются к прилагательному: более строгий, менее тонкий.


Объединять эти способы нельзя.


Способы образования превосходной степени прилагательных:

а) с помощью суффиксов -ейш, -айш: сильнейший, величайший.

б) с помощью слов наиболее, самый, которые присоединяются к прилагательному: самый смелый, наиболее

красивый.

в) с помощью слова всех, которое присоединяется к сравнительной степени прилагательного: строже всех.

2. Склонение имён числительных

Согласно норме в сложных количественных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) при склонении изменяются обе части. В составных количественных числительных изменяются все образующие его слова.


Числительные 40, 90, 100 при склонении имеют только две падежные формы: И.п. и В.п. - сто, сорок, девяносто, остальные падежи - ста, сорока, девяноста.


У составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.


В нормативной речи строго разграничено употребление слов обоих(м.род) и обеих (ж.род). поэтому: с обеих сторон, по обеим сторонам.


В сочетании два, три, четыре и более... управляемое существительное ставится в Р.п. ед.ч. - два и более варианта.


Правильными являются конструкции 35, 5 процента (не процентов), 12, 6 километра (не километров), т.е. сущ. управляет дробь, а не целое число.


Собирательные числительные двое, трое, четверо и тд сочетаются:

а) с сущ. м. и общего рода: двое друзей, трое сирот;

б)с сущ., имеющими формы только мн.ч.: двое саней:

в)с сущ. дети, ребята, люди;

г) с личными местоимениями: мы, вы, они

3. Согласование в речи несклоняемых имен существительных

Несклоняемые имена сущ. иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, в своем большинстве относятся к ср. р.: интервью, такси, алоэ, кашне.

Правило имеет ряд исключений, к м. роду относятся: бри (сорт сыра), га (гектар), кофе, пенальти (одиннадцатиметровый штрафной удар), сирокко (ветер), шимми (танец); к ж. роду относятся: авеню (улица), кольраби (капуста), салями (колбаса).


Несклоняемые имена сущ., обозначающие одушевленные предметы (кроме лиц), относятся к м.роду: азиатский зебу, забавный пони, пестрый какаду, серый кенгуру; ж.роду: иваси (рыба), цеце (муха); двуродовым является слово колибри.


Род несклоняемых сущ., обозначающих географические собственные имена, определяется по грамматическому роду нарицательного сущ., выступающего в роли родового понятия: солнечный Сочи (город), полноводное Эри

(озеро).


По родовому наименованию определяется также род несклоняемых названий органов печати: "Таймс" опубликовала (газета).


Задание № 7

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри

предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Утром воздух чистый и влажный.

2) Темна и безлунна осенняя ночь.

3) Роса на траве след ночного тумана.

4) Стройный клён желтеет под окошком.


Система оценивания задания №7

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и места постановки тире:

Роса на траве − след ночного тумана;

2) обоснование выбора предложения:

В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем

существительным в им.п.

ИЛИ

сущ., им.п. сущ., им.п.

Роса на траве − след ночного тумана.

Обоснование выбора может быть сформулировано иначе



Распознавание предложения и места постановки тире



Правильно определено предложение и место постановки тире

1


Правильно определено предложение, но место постановки тире определено

неверно.

ИЛИ Ответ неправильный


0


Обоснование выбора предложения



Верно обоснован выбор предложения

1


Ответ неправильный

0


Максимальный балл

2



Рекомендации по выполнению задания

Учащимся должны быть известны случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в предложениях с составным именным сказуемым, если подлежащее выражено существительным, инфинитивом или числительным, а сказуемое – существительным, инфинитивом, числительным или фразеологизмом. Тире ставится перед «это», «вот», «значит» и не сохраняется (обычно) перед НЕ, сравнительным союзом, частицей, вводным словом, дополнением, обстоятельством.

Данный материал удобно представить в виде таблицы.

правило


пример


Тире ставится

Подлежащее и сказуемое выражены существительным, инфинитивом, числительным.


Эверест – самая высокая гора.

Мое любимое число – девять.

Играть в шахматы – увлекательное занятие.


Сказуемое выражено фразеологизмом


Это блюдо – пальчики оближешь.


Между подлежащим и сказуемым есть слова «это», «вот», «значит»


Страус – это большая птица.


Тире не ставится

Между подлежащим и сказуемым есть НЕ


Этот человек не директор. НО

Сидней – это не столица Австралии.


Между подлежащим и сказуемым есть сравнительный союз «как», «словно», «будто» и т.д.


Наш двор как сад.


Между подлежащим и сказуемым есть вводные слова, дополнения или обстоятельства, а также частицы


Иван, кажется, инженер.

Иван лишь инженер.

Иван давно уже инженер.




Для выполнения задания необходимо выделить в каждом предложении главные члены и сделать вывод о постановке или непостановке тире между подлежащими и сказуемым.

1) Утром воздух чистый и влажный. Грамматическая основа – «воздух чистый и влажный». Тире не ставится.

2) Темна и безлунна осенняя ночь. Грамматическая основа – «темна и безлунна ночь». Тире не ставится.

3) Роса на траве след ночного тумана. Грамматическая основа – «роса след». Тире ставится, так как подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.

4) Стройный клён желтеет под окошком. Грамматическая основа – «клён желтеет». Тире не ставится.


Задание №8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских

бабочек и ночных жуков.

2) Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз.

3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат.

4) Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.


Система оценивания задания №8

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Пропой-ка нам, соловушка, свою нежную и трогательную песенку ещё раз;

2) обоснование выбора предложения:

Это предложение с обращением.

ИЛИ Обращение.

ИЛИ Обращение внутри предложения.

Обоснование выбора может быть сформулировано иначе



Распознавание предложения и расстановка знаков препинания



Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

2


Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания

допущена одна ошибка

1


Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания

допущены две ошибки или более.

ИЛИ Ответ неправильный


0


Обоснование выбора предложения



Верно обоснован выбор предложения

1


Ответ неправильный

0


Максимальный балл

3



Рекомендации к выполнению задания №8

Чтобы определить количество запятых в предложениях, необходимо провести анализ структуры предложения и сделать вывод о наличии в нём знаков разделения и выделения.

Анализируем предложения по следующему плану:

1. Простое или сложное.

2. Есть однородные члены или нет.

3. Есть обращения или нет.


1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских

бабочек и ночных жуков.

1. Простое предложение.

2. Есть однородные члены (1 ряд однородных членов: порхает и ловит; 2 ряд однородных членов: речками и полянами; 3 ряд однородных членов: бабочек и жуков). Все однородные члены соединены одиночным союзом «И» и запятой не разделяются.

3. Обращений в предложении нет.

Вывод: в данном предложении нет запятых.

2) Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз.

1. Простое предложение.

2. Есть однородные члены (нежную и трогательную). Однородные члены соединены одиночным союзом «И» и запятой не разделяются.

3. В предложении есть обращение – «соловушка». Это обращение выделяется запятыми.

Вывод: в данном предложении две запятые.


3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат.

1. Простое предложение.

2. В предложении есть однородные члены (1 ряд однородных членов: не каркают, а ворчат; 2 ряд однородных членов: пронзительно и истошно). Первый ряд однородных членов соединяется союзом «А». В таком случае однородные члены разделяются запятой. Однородные члены во втором ряду не разделяются запятой2, так как они соединены одиночным союзом «И».

3. Обращений в предложении нет.

Вывод: в данном предложении одна запятая.


4) Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.

1. Сложное предложение.

2. В предложении нет однородных членов.

3. Обращений в предложении нет.

Вывод: в данном предложении одна запятая между частями сложного предложения.


Для ответа на задание 8 выписать надо второе предложение.

Пропой-ка нам, соловушка, свою нежную и трогательную песенку ещё раз.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13.

Текст 2

(1)На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.

(5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек

с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского

Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень – вертлюг. (10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.

(11)В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. (16)А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль – и спасибо ей за это…

(По Н. Орловой)

Задание №9

Определите и запишите основную мысль текста.

Система оценивания задания №9

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)


Баллы


Основная мысль текста.

Особое отношение к солонке, почитаемому на Руси предмету, отражается

в народных обычаях, в творчестве русских мастеров.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу

формулировке



Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно,

в нём употреблены слова в свойственном им значении


2


Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение

построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-

два речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении

допущен один речевой недочёт


1


Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух

речевых недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении

допущены два и более речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от

наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения

и словоупотреблении


0


Максимальный балл

2



Рекомендации к выполнению задания №9

1. Сначала необходимо определить тему текста.

В тексте говорится о солонках.

2. Теперь сформулируем, что самое главное о солонках хотел сказать автор.

Особое отношение к солонке, почитаемому на Руси предмету, отражается в народных обычаях, в творчестве русских мастеров.

Задание № 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.


Система оценивания задания № 10

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)


Баллы


Примерный план.

1. Особое отношение к солонке на Руси.

2. Солонки-утицы на Русском Севере.

3. Солонки-кресла в Поволжье.

В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание

текста



В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов;

словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно

(с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении


3


В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх

пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана)

и словоупотреблении допущены один-два недочёта


2


В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх

пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана)

и словоупотреблении допущено более двух недочётов.

ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит

только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений

(пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта.

ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не

менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов

плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта


1


План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит

только один корректный пункт.

ИЛИ План не составлен


0


Максимальный балл

3



Рекомендации к выполнению задания № 10.

Учащимся необходимо составить план, состоящий из трёх пунктов.

Число абзацев в тексте также три.

Учим учащихся составлять план.

Тема текста – солонки на Руси.

Выясним, что самое важное о солонках говорится в каждом из абзацев.

Можно составить цитатный план.

Читаем первый абзац

(1)На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.

В первом абзаце говорится о том, что солонка на Руси была очень почитаемым предметом.

Для первого пункта плана можно взять первое предложение.

1. «На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым».

Читаем второй абзац

(5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек

с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского

Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень – вертлюг. (10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.

В данном абзаце подробно описывается как изготовлялась солонка-утица.

Для второго пункта плана можно взять шестое предложение.


2. «Для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки».

Читаем третий абзац

(11)В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. (16)А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль – и спасибо ей за это…

В данном абзаце подробно описывается, как была устроена солонка-кресло. Для третьего пункта плана можно взять предложение 11.

3. «В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки-кресла».


Задание № 11

Почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на Руси

не обходилось ни одно праздничное торжество?


Система оценивания задания № 11

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Ответ может быть сформулирован так:

На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. Хлеб и соль на Руси

считались символом благополучия, а соль в праздничные дни насыпали в

деревянную расписную солонку. Яркая роспись – одно из свидетельств особого

отношения мастеров к солонке.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке



Дан правильный ответ; в предложении(-ях) может быть допущен один речевой

недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна

грамматическая ошибка


2


Дан правильный ответ; в предложении(-ях) могут быть допущены один речевой

недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна

грамматическая ошибка.

ИЛИ

Дан правильный ответ; в предложении(-ях) могут быть допущены один речевой

недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных

и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ; в предложении(-ях) могут быть допущены один речевой

недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических

и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ; в предложении(-ях) могут быть допущены один речевой

недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических

и пунктуационных ошибок.

Всего в ответе могут быть несколько предложений, в сумме может быть

допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт)


1


Дан правильный ответ; в предложении(-ях) допущено более трёх ошибок.

ИЛИ Ответ неправильный

0




Максимальный балл

2



Рекомендации по выполнению задания №11.

Нужно рекомендовать учащимся найти предложения в которых даётся ответ на данный вопрос. Опорой для поиска предложений должны стать слова из вопроса. Ключевое словосочетание в вопросе – «праздничное торжество». Это словосочетание встречается в первом абзаце. Объяснение даётся в предложениях № 2 и №4 ((2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.).


Задание № 12

Определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10.

Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Система оценивания задания № 12

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)


Баллы


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.

В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое

объяснение:

Отводили – направляли в сторону.

(Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или

иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть

сформулировано значение слова.)

2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное

многозначное слово употреблено в другом значении.

Вариант ответа: На прошлой неделе мы с сестрой дважды отводили младшего

брата в детский сад.

Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово

употреблено в иных значениях



Распознавание лексического значения слова в данном контексте



Верно объяснено значение слова

1

Неверно объяснено значение слова.

ИЛИ Объяснение значения слова не дано


0


Составление предложения, в контексте которого данное многозначное слово

употреблено в другом значении



Дан правильный ответ; в предложении может быть допущен один речевой

недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна

грамматическая ошибка


2


Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой

недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна

грамматическая ошибка.

ИЛИ

Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой

недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных

и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой

недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических

и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой

недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и

пунктуационных ошибок.

Всего в составленном предложении в сумме может быть допущено не более

трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт)


1


Дан правильный ответ; в предложении допущено более трёх ошибок.

ИЛИ Ответ неправильный


0


Максимальный балл

3



Рекомендации по выполнению задания.

(10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.

Слово отводили в данном контексте имеет значение направлять, отклонять.

Слов «отводили» имеет и другое значение. Например, Каждое утро родителя отводили маленького Серёжу в детский сад.


Задание № 13.

Определите стилистическую окраску слова «издревле» из предложения 2, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Система оценивания задания № 13

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)


Баллы


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание стилистической окраски слова:

издревле – книжное;

2) подбор синонима к данному слову.

Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:

издревле – всегда, давно, издавна.

Могут быть подобраны другие синонимы



Распознавание стилистической окраски слова



Верно определена стилистическая окраска слова

1


Неверно определена / не определена стилистическая окраска слова

0


Подбор синонима к слову



Верно подобран синоним к данному слову

1


Неверно подобран / не подобран синоним к данному слову

0


Максимальный балл

2



Рекомендации по выполнению заданий.

Стилистическая окраска слов, представленных в данном задании, может быть книжной и разговорной.

Издревне – слово высокой лексики, это книжное слово.

Синонимами к слову «издревле» являются слова: давно, с давних пор.


Задание № 14

Объясните значение фразеологизма задирать нос, запишите. Используя не менее двух

предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого

фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.


Система оценивания задания № 14

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)


Баллы


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объяснение значения фразеологизма:

Задирать нос – зазнаваться, важничать‚ ставить себя выше других,

превозносить себя;

2) толкование ситуации в заданном контексте, например:

Мой одноклассник стал победителем олимпиады по математике и заболел

«звёздной болезнью». Мы с ребятами по-дружески попросили его не задирать

нос, ведь неприятно общаться с зазнайкой.

Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно

употребление указанного фразеологизма



Объяснение значения фразеологизма



Верно объяснено значение фразеологизма

2


В целом верно объяснено значение фразеологизма‚ но в объяснении есть

неточность


1


Неверно объяснено значение фразеологизма.

ИЛИ Объяснение значения фразеологизма не дано


0


Толкование ситуации в заданном контексте



Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации,

представленная ситуация корректна с этической точки зрения


2


Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации,

выбор представленной ситуации неудачен с этической точки зрения


1


Фразеологизм неправильно истолкован в контексте представленной ситуации,

представленная ситуация корректна с этической точки зрения.

ИЛИ Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации,

представленная ситуация некорректна с этической точки зрения.

ИЛИ Фразеологизм неправильно истолкован в контексте представленной

ситуации, представленная ситуация некорректна с этической точки зрения


0


Максимальный балл

4



Рекомендации по выполнению задания № 14

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов с в переносном значение. Значение фразеологизма никогда не складывается из значения отдельных слов, входящих в его состав. В процессе речевого общения, по мере взросления, обучения в школе мы усваиваем все больше и больше фразеологизмов. Помогают этому и словари фразеологических сочетаний. Фразеологизмы делают речь ярче, образнее, украшают её. Однако, чтобы употребление фразеологизмов было уместным, необходимо точно знать их значение.

Фразеологизм «задирать нос» значит зазнаваться, важничать‚ ставить себя выше других, превозносить себя. Теперь надо подумать в какой ситуации уместно будет употребление данного фразеологизма. Ситуацию нужно описать несколькими предложениями. Например, так.

Мой одноклассник стал победителем олимпиады по математике и заболел «звёздной болезнью». Мы с ребятами по-дружески попросили его не задирать нос, ведь неприятно общаться с зазнайкой.


Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный балл за выполнение работы − 51.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»


Первичные баллы

0–24

25–34

35–44

45–51



Просмотр содержимого документа
«впр 6»

Подготовка к ВПР. 6 класс.

Вариант 1

1.  Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Отлет гусей

С дерев..ев осыпались листья и сад..воды(2) стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей пол..тели дикие гуси. Им предст..яло совершить далекий, трудный путь и л..тели они нетор..пливо выдерж..вая(3) строй. Утр..м и днем в х..лодноватой чистой с..неве неба видны были темные точки ул..тающих на юг гуси(нн/н)ых стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра (з/с)бивал л..тящих сзади м..лодых гусей. Они л..мали линию строя и старый вожак замедл..в размере(н/нн)ый лёт звал их ре(с/з)ким, горта(н/нн)ым криком. Они возвр..щались на свои места и стая л..тела дальше.

И всё же, бывало, на оз..ре или где-нибудь на мелк..водье ост..валась обе(с/сс)илевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей и она л..тела одна часто опускаясь на землю и о(д/т)дыхая от полёта. О(д/т)дохнув немного она пыталась догнать стаю т..жело взмахивая крыл..ями(4).

 

(128 слов)

2.  Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.



3. В выделенном предложении найдите слова, в которых все согласные звуки звонкие, выпишите эти слова.

 

4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Взяла, гражданство, о деньгах, искра.



5.  Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

 

Испуга(н/нн)ые глаза осм..трели огромную поляну.



6.  Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) к две тысячи пятому году

2) жгёт костер

3) пачка макарон

4) фильм интереснее


7.  Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Ничто не нарушает спокойствия вечера.

2) На темном небе непрерывно начинают вспыхивать новые звезды манящие к себе

3) Сентябрь время боровиков груздей рыжиков и белянок.

4) Малиновка щебетала четко весело звонко.



8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Молния осветила вечернее небо ослепительно сверкнув.

2) Утюг не выключенный из розетки может привести к пожару.

3) Лежавшая на столе книга была обёрнута в красную обложку.

4) Ремонт почти завершён остались работы по декорированию комнаты.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.

 

Текст 2

(1) Стояла зима. (2)Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. (3)Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. (4)Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей на помощь.

(5)Вдруг кто-то толкнул дверь. (6)Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. (7)Доверчиво прикоснулась она к его руке. (8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой. (9)Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него. (10)Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым.

(11)История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. (12)Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. (13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. (14)Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. (15)Каштанка осталась у артиста.



9.  Определите и запишите основную мысль текста.



10.  Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.



11.  Почему столяр колебался во время суда?



12.  Определите и запишите лексическое значение слова «колебаться» из предложения 13.

Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Колебаться— ...




13.  Определите стилистическую принадлежность слова «история» из предложения 11, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

История — …



14.  Объясните значение фразеологизма «молоко на губах не обсохло», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Молоко на губах не обсохло — ...




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!