СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

60 любимых приемов работы с текстом

Нажмите, чтобы узнать подробности

1-5   Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума и др. 

Просмотр содержимого документа
«60 любимых приемов работы с текстом»

  1. Приѐм «Тонкие» и « толстые» вопросы

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. Аможно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по текступараграфа и т.д.«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа;«толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развѐрнутогоответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы иумение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагаетсясформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных спройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используятаблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы

Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чѐм различие…? Почему вы считаете….? Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

2. Приѐм «Составление краткой записи задачи» Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

3. Приѐм «Составление вопросов к задаче» Анализ информации,

представленной в объѐмном тексте математической задачи, формулировка

вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать всеимеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужныдополнительные данные.

4. Приѐм «Вопросы к тексту учебника» Стратегия позволяет

формировать умение самостоятельно работать с печатной

информацией, формулировать вопросы, работать в парах

Тема: «Окружность и круг» (5 класс)

1. Прочитайте текст.

2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?

3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.

5. Приѐм «Учимся задавать

вопросы разных типов» – «Ромашка Блума»

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной

связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса

«срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев

оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установлениевзаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычнойжизни вы могли наблюдать симметрию?».