СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

631, 19.03.2020г. Онтология. Гносеология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«631, 19.03.2020г. Онтология. Гносеология»

Тема: «Онтология – учение о бытии. Гносеология – учение о познании»

Онтология – учение о бытии.

  1. Современная онтология о бытие и его формах.

Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает определённые ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Оно представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность. Рассмотрением бытия занимается такой раздел философии, как онтология что означает "учение о сущем".

"Бытие" понимается по крайней мере в трех значениях:

1 – это все когда-либо существовавшее, ныне существующее (определяемое как "наличное бытие") и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь "бытие" однозначно таким понятиям, как "Мир в целом" или "Универсум";

2 – под "бытием" понимается исходное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы "бытие" в таком понимании обычно называют "абсолютным бытием" - или просто абсолютомЕдиным и прочим. В развитых религиях это бытие определяется как Бог;

3 – «бытие» - не то, что было, не то, что будет, а то, что всегда сейчас, то есть, актуальное бытие в данный момент.

Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. В произведениях древнеиндийских философов содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют естественные начала.

В философии Древнего Китая большое внимание уделялось бытию человека и общественному бытию, и значительно меньшее первоосновам природы.

В Античной Греции первым из философов, выделившим бытие как категорию и сделавшим ее предметом специального философского анализа, был Парменид. Он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия, т.е. Бытия во втором значении. Бытие, сущее - это нечто реальное, оно "Есть"; ему противостоит небытие, несущее, "Не есть". Бытие едино, непрерывно, неподвижно, совершенно, оно не возникло и не подвержено гибели, так как помимо него ничего нет и не может быть. Мыслить можно только бытие, т.е. то, что существует; никаким образом нельзя помыслить то, чего нет, чего не существует.

Диалектический подход к пониманию бытия впервые проявился у Гераклита (554 - 483 гг. до н.э.), который рассматривал весь мир в постоянном становлении и изменении. Платон (427 - 347 гг. до н.э.) впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Он выделял "истинное бытие" - "мир объективно существующих идей", которое противопоставлял "чувственному бытию". Платон также указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании.

В средневековой христианской философии выделяется "истинное бытие" - бытие Бога и "неистинное", сотворенное Богом бытие.

Философы-материалисты XVII - XVIII вв. нередко связывали понимание бытия с физической реальностью, отчего происходила "натурализация" бытия. Новое время и эпоха классической немецкой философии привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории, как "субстанция", "свободная, чистая деятельность абсолютного "Я", "объективно развивающаяся идея" и т.д.

XX век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком.

В современной философии выделяются следующие различные, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

I. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на:

1) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого;

2) бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

II. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие:

1) бытие духовного (идеального), которое делится на:

а) индиви­дуализированное духовное;

б) объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

2) бытие социального, которое делится на:

а) индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе исто­рии);

б) бытие общества.

  1. Проблемы современной онтологии.

Следует отметить, что приведенная философская картина бытия, хотя и выглядит весьма стройной, все же не является вполне законченной. В современной онтологии существует еще немало «белых пятен». Отметим некоторые из них:

• Возникновение Вселенной. Это событие связывают с Большим взрывом и относят к периоду, отдаленному от нас на 15—20 млрд лет, т.е. датируют весьма приблизительно. Не вполне ясна и причина Большого взрыва, которую объясняют только как случайность.

• Появление жизни на Земле. Знаменательный момент универсальной эволюции в виде перехода от неживого к живому, от сложных органических веществ к простейшим живым организмам до сих пор также остается «белым пятном» в естествознании. Биологи пока не пришли к единому мнению о деталях этого процесса. Центральной неисследованной проблемой происхождения жизни является научное описание возникновения механизма наследственности. Оценивая сложившуюся ситуацию, английский биолог, лауреат Нобелевской премии Фрэнсис Крик признает: «Мы не видим пути от первичного бульона до естественного отбора. Можно прийти к выводу, что происхождение жизни — чудо, но это свидетельствует только о нашем незнании»

• Остаются неясными и детали перехода от мира биологического к миру социальному, появление человека. Это величайшее событие универсальной эволюции по-разному объясняют эволюционная, трудовая, мутационная, сальтоционистекая и другие теории. Хотя в науке считается доказанным, что человек является продуктом развития природы, тем не менее и здесь есть проблемы. Важнейшая из них заключается в том, что у человека нет близких

родственников, которые по-прежнему остались бы детьми природы и с которыми могла бы быть установлена наша непосредственная генетическая связь. Даже признаваемые в качестве ближайших родственников человека сохранившиеся до сих пор шимпанзе и гориллы связаны с нами не непосредственно, а только общим предком, жившим более 7 млн лет назад.

Поэтому острые дискуссии по этим и некоторым другим ключевым онтологическим проблемам между креационистской и научной концепциями продолжаются до сих пор.

Вместе с тем, в соответствии с современными онтологическими концепциями, за пределами научного знания находятся такие представления, как:

  • • Высший разум (или Бог);

  • • неопознанные летающие объекты (НЛО);

• внеземные цивилизации, достоверность существования которых научно не установлена.

Однако современная наука, трезво оценивая свои достижения в познании бытия, осознает возможность таких тайн природы, о существовании которых люди еще даже и не подозревают. Эту мысль в несколько своеобразной форме выразил в одном из своих выступлений (2002) один из наиболее информированных современных политиков, министр обороны США Дональд Рамсфелд:

«Есть известные известности — вещи, о которых мы знаем, что знаем. Мы также знаем, что есть известные неизвестности, то есть мы знаем, что есть нечто, о чем мы не знаем. Но есть ведь и неизвестные неизвестности — то, о чем мы не знаем, что мы не знаем. И с каждым годом мы узнаем немного больше этих неизвестных неизвестностей»[2].

Но несмотря на имеющиеся пробелы в картине бытия, создаваемой современной онтологией, она тем не менее служит основой сложившейся сегодня системы наук: естественных, социальных, гуманитарных.

Важнейший онтологический вывод о единстве всех структур бытия, его целостности обеспечивает развитие следующих ведущих тенденций в современной науке:

• усиление развития смежных наук, таких как биофизика, биохимия, генная инженерия, кибернетика и др.;

• повышение роли ряда комплексных наук, таких как синергетика, информатика, общая теория систем.

Именно на основе современных онтологических представлений строятся и новейшие системы классификации наук, выделяются ее основные блоки. Эти основные отряды современной науки в соответствии с онтологическими представлениями о трехчленной структуре бытия выглядят следующим образом:

• естественные науки, исследующие природное бытие, живую и неживую природу, абиотическое и биотическое бытие;

• социогуманитарные науки, или науки о духе, исследующие проблемы познания и формулирующие оценки естественного и социального мира;

• технические науки, объектом которых является взаимодействие социальных систем с естественными, абиотическими и биотическими.

  1. Пространство, время, причинность, целесообразность.

Современные онтологические представления представляют мир многослойным, многоликим и разнонаправленным. В мире видится 4 слоя (снизу вверх): физически-материальный, органически живой, душевный, исторически-духовный. Каждый из слоев развивается по своим законам и принципам. При этом более высокий слой бытия целиком строится на более низком, но определяется им лишь частично.

Пространство – единого определения этого термина не существует. Пространство определяется математиками, физиками, художниками и т.д. Онтология считает, что пространство реально, не способно осуществлять какую-либо деятельность и в целом является ресурсом, применимым только к нашей Вселенной.

Время – закономерная координация сменяющих друг друга явлений. Онтология выделяет два разных класса времени: первый включает единственный объект – материальное, объективное, природное время со свойствами, определенными физическими законами; второй содержит множество различных нематериальных времен, свойства которых зависят от связанных с ними субъектов или сообществ (личное, психологическое, социальное, историческое, политическое и пр.). Общим онтологическим свойством всякого времени является способность обусловливать существование прошлого, настоящего и будущего и являть изменчивость, процессуальность, динамику, становление, развитие.

Причинность – связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во времени имеют свои основания, которые называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями (иногда — действиями). Причинность есть внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что ещё только становится. Существует общий принцип причинности, который гласит: «Будущее не влияет на прошлое».

Целесообразность – соответствие явления или процесса определённому (относительно завершенному) состоянию, модель которого представляется в качестве цели. Также целесообразность трактуют как целевую определенность или целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину. Понятие целесообразности связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего - процесс труда.


Контрольные вопросы и задания:

  • 1. Что такое онтология? Взаимосвязь онтологии и науки

  • 2. Содержание современной онтологии: бытие и его формы.

  • 3. Что такое диалектика, каковы ее основные законы?

  • 4. Проблемы современной онтологии. «Белые пятна» в современной научной картине мира.

  • 5 Определите основные понятия в онтологии.

  • 6. Оформите словарь, указав ведущие терминологические понятия.















Гносеология – учение о познании

    1. Гносеология: основные разделы и принципы; формы познания


Гносеология — (от греч. gnosis — знание и logos — учение) употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности как таковой; 2) как философская дисциплина, предметом исследования которой является одна форма познания — научное познание (в этом случае используется термин «эпистемология»).

Гносеология  раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.


Основные разделы

Основные принципы

Тождество мышления и бытия (принцип познаваемости мира);

диалектика процесса познания;

общественная практика (основа познаваемости мира).


Учение об отражении;

учение о познании человеком объективного мира;

учение о происхождении и развитии познания;

учение о практике как основе познания;

учение об истине и критериях ее достоверности;

учение о методах и формах, в которых осуществляется познавательная деятельность человека, общества.


Основные формы познания

Чувственное

Рациональное

Ощущение,

восприятие,

представление


Понятие,

суждение,

умозаключение




    1. Проблема истины в философии: основные концепции, свойства, формы и виды.


Истина — — достоверное знание, существующее само по себе, вне зависимости от того, каким его представляет человек; соответствие знаний действительности; то, что подтверждено опытом; полезность полученного знания для практики.


Концепции

Определение

Критерии

Классическая


Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности


Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость


Когерентная


Истина есть согласованность знаний


Согласованность с общей системой знаний


Прагматическая


Истина есть практически полезное знание


Эффективность, практика


Конвенциональная


Истина есть соглашение


Всеобщее согласие


Свойства истины

Конкретность -зависимость истины от места, времени и других условий ее получения

Объективность- содержание наших знаний, которое не зависит от человека или человечества

Формы истины

Научная

Обыденная или житейская

Художественная

Нравственная



Виды истины

Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Абсолютная истина

Относительная истина

  • исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;

  • знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

  • неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания;

  • знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами

Ведущий критерий истины — практи­ка, которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.



3.Соотношение философии, религии и науки.


Существует несколько способов познания мира. Наряду с наукой – это искусство, философия, религия.

Как соотносятся между собой эти способы познания?

Наука создаёт мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных об этом мире, и выводов, полученных на основе законов логики.

Искусство посредством художественных образов отражает реальность, создаёт эстетические ценности, выражает отношение к реальному миру.

Религия, в отличие от науки, создаёт мир трансцедентного (выходящего за пределы познаваемого) знания, в котором человек общается с Богом.

Философия (любовь к мудрости, впервые – у Пифагора) формирует знания человека о бытии, о месте человека в мире и о его собственном внутреннем мире.

Философии принадлежит особое место в структуре общественного сознания. Она связана со всеми ее формами, но не сводится к их сумме и не может быть сама сведена к какой-либо из форм общественного сознания.

Важным является вопрос о соотношении философии и науки. Философию часто рассматривают как один из разновидностей научного знания. Но не следует отождествлять науку и философию. Последняя выступает как особая форма общественного сознания. Так, она тесно связана с научным знанием, как и с другими формами общественного сознания, но имеет свою специфику, особый предмет изучения, характерные способы подхода к нему.

Наука формирует так называемую картину мира, которая является холодным, сухим сводом данных о мире, взятый сам по себе, без человека как человека. Философия есть теоретически выраженным мировоззрением, в котором "картина мира" является лишь моментом, это - стержень мировоззрения, выражает отношение человека к миру.

Это не просто знание, а знание, "одетое" в ценностные формы. Философия исследует не мир как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто вещь среди вещей, а субъект, способный изменять мир и самого себя. Рассматривая отношения "человек - мир", философия стремится подняться к осознанию вопросов о цели и смысле жизни, о счастье и пути его достижения. Но решение этих вопросов обусловлено сложной системой общественного бытия и особенно тем, насколько коренные интересы социальных субъектов (индивидов, групп, классов) могут быть реализованы в существующей системе общественных отношений и насколько они совпадают или не совпадают с направлением действия законов общественного развития.

В этом плане философия, опираясь на научные знания и используя их, может быть по своей сути как научной, так и ненаучной.

При этом она не теряет своей специфики - формы общественного сознания.

Наука, в свою очередь, требует философского осознания действительности. Она также может опираться на материалистическое или идеалистическое решение основного вопроса философии, осуществляя новые открытия в познании действительности, наращивая новые достоверные знания о ней. При этом философия выступает как методологическая основа научного познания. Подробно об этом будет идти речь дальше.

Одним из способов духовно-практического освоения мира является религия. Религия стремится дать оценку человеческим отношениям и поведению в сложном и противоречивом взаимоотношении добра и зла. Она обращается к вере как к эффективной формы освоения разнообразной реальности. Но современные религии, как правило, не отрицают достижений наука, в частности теорий, связанных со строением материи, и, тем более, практического использования достижений естествознания.

Священнослужители всегда подчеркивают, что сферой науки, ее первоочередным делом является исследование только физического мира, только сферы посюсторонней. А потустороннее - сфера религии и, возможно, философии. Главным для современных религий является обеспокоенность тем, чтобы человечество, увлекшись земными проблемами, не забывали, что над ним существуют высшие, вечные инстанции, осуществляющие неусыпный контроль и их суд.

Религия главным предметом своего внимания делает соотношение посюстороннего и потустороннего миров. Сфера человеческого и сфера божественного, земное и небесное - сердцевина религиозных размышлений. Связь их - чрезвычайно сложный и противоречивый - религиозное сознание стремится показать как упорядоченный и понятный человеческому разуму, но лучшим и приоритетнее прямое интуитивное постижение этой связи.

Наука строит картину мира вокруг объектов, которые понимаются как независимые от человеческой субъективности, от воздействия наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть и показать мир "таким, какой он есть", без, как уже отмечалось, человеческих украшений или, наоборот, навязанных ему негативов.

Главным в философских исследованиях является соотношение "человек - мир", которое рассматривается в онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельном аспектах. Поэтому, как правило, философские взгляды на мир разнообразные и не похожи между собой. Для них характерен интеллектуализм и постоянный сомнение в собственных утверждениях, критичность, незаспокойствие и динамичность мысли. Этим философские представления о мире резко отличаются от религиозных взглядов и сближают философию с наукой.


4 Научное познание. Методология научного познания.



Виды познания

Научное

Объективность, точность, универсальность, систематизированность, доказательность

Ненаучное

Субъективность, неточность, опора на индивидуальный опыт, несистематизированность


Виды ненаучного познания

Обыденное, мифологическое, религиозное, философское, игровое, художественное




5 Проблема познаваемости мира

Проблема познаваемости мира

Сенсуалисты-эмпирики 

Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк

Д.Юм

Только при помощи ощущений можно познавать мир

Знание происходит из чувственного опыта


Рационалисты

Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц

Источник всякого достоверного, необходимого и всеобщего знания — разум, интеллект

достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума

Агностицизм

И. Кант

Горгий


Мир непознаваем: «Вещь в себе»

«Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже если и познаваемо, то необъяснимо для другого».

Скептицизм

М.Монтень

Д.Юм

Получать достоверные знания о мире нельзя

Сомнение рассматривается в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.

Прагматизм

У.Джеймс

Ч.Пирс

Считает любое знание, истину средством, инструментом разрешения проблематичной, практической ситуации.

«То, во что для нас лучше верить, — истинно»

Материализм

Маркс

Мир познаваем; задача гносеологии-

осмыслении и обобщении всего опыта человеческого познания, который носит исторический характер

Философы-конструктивисты

Фихте, Коген, Гуссерль

Познавать предметы — это мысленно конструировать их, исходя из определенных принципов или идеальных сущностей. Но в этом случае объективное познание вещей подменяется субъективным, зависящим от организации нашего сознания

Интуитивистская теория познания 

А. Бергсон, Н. О. Лосский, С. Н. Франк

Рассматривает интуицию как единственно достоверное средство познания мира. Интуиция — это быстрое постижение истины, видение ее " очами разума" без обращения к доказательствам и опыту.

Религиозно-философская теория познания 

Ф Аквинский

А Августин

Считает источником знания, носителем истины Бога, в основном занимается богопознанием (через косвенные доказательства и "свидетельства" присутствия Бога в вещах)

Эпистемоло́гия

философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие.




Контрольные вопросы и задания:

1.Что такое гносеология? Определите основные разделы и принципы.

2.Назовите основные концепции истины в философии, указав ведущие критерии.

3. В чем заключается соотношение абсолютной и относительной истины?

4. Составите сравнительную таблицу, выделив сходные и отличительные черты философского, религиозного и научного познания.

5.Пользуясь интернет -ресурсом, заполните таблицу:


«Основные методы научного познания»


Гипотеза


Теория


Анализ


Синтез


Аналогия


Описание


Дедукция как метод


Индукция как метод


Метод обобщения, моделирования, эксперимента

Наблюдение и описание



6. Выскажите свое мнение по поводу проблемы познаваемости мира. Какая точка зрения вам ближе?