ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа индивидуальных занятий по основам безопасности жизнедеятельности для обучающегося 7 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по ОБЖ и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класс, изд. «Просвещение», Смирнов А.Т. , Б.О. Хренников. /Под. ред. Смирнова А.Т./.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы выстроено по направлениям:
- безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях природного характера;
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Цель:
- формирование и пропаганда знаний, направленных на обеспечение безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе в количестве 17 часов, из расчета 0,5 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА
1 РАЗДЕЛ. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. (12 ч.)
Чрезвычайные ситуации природного характера.
- Общая характеристика природных явлений.
- Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.
- Землетрясение, вулканы, ураганы, оползни, смерчи, наводнения, сели, цунами, снежные лавины. Причины их возникновения и защита населения от их последствий.
2 РАЗДЕЛ. Основы противодействия терроризму и экстремизму. (1ч.)
-Терроризм и опасность вовлечения подростков в террористическую и экстремистскую деятельность.
3 РАЗДЕЛ. Основы медицинских знаний. (4 ч.)
- Основы оказания первой медицинской помощи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Умения и навыки:
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
-участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
-поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
-оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
-умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
-осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
Результаты обучения
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать, на осознанный выбор своей будущей профессии и формирование качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности.
- ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯУРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Используются следующие формы контроля:
Устный опрос
Мини-зачет по тестам
Индивидуальная (или групповая) творческая презентация выполненного творческого проекта
Практическая работа
Критерии оценивания:
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения,
по пятибалльной системе оценивания.
Оценку «5»
получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «4»
получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «3»
получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «2»
получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Используемая литература:
1. Смирнов А.Т. , Б.О. Хренников. /Под. ред. Смирнова А.Т./..
Основы безопасности жизнедеятельности 7 кл., «Просвещение»
Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:
http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;
http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Форма контроля | Оборудование и материалы | Дата проведения урока |
по плану | по факту |
| |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от ЧС. (12 ч.) |
1. | Различные природные явления. | беседа | учебник | | |
2. | Землетрясения и их последствия. | устный опрос | учебник видеоматериал | | |
3. | Защита населения от последствий землетрясений. | устный опрос | учебник | | |
4. | Вулканы, защита населений от землетрясений. | устный опрос | учебник видеоматериал | | |
5. | Оползни и обвалы, их последствия. | устный опрос | учебник видеоматериал | | |
6. | Ураганы и бури, защита населения от их последствий. | устный опрос | учебник видеоматериал | | |
7. | Смерчи, защита населения от их последствий. | устный опрос | учебник видеоматериал | | |
8. | Наводнения и сели, их последствия. | устный опрос | учебник видеоматериал | | |
9. | Цунами, снежные лавины. | устный опрос | учебник видеоматериал | | |
10. | Природные пожары и их характеристика. | устный опрос | учебник видеоматериал | | |
11. | Инфекционная заболеваемость людей. | устный опрос | учебник | | |
12. | Эпизоотии и эпифитотии. | устный опрос | учебник | | |
Раздел 2. Основы противодействия терроризму и экстремизму в России. (1 ч.) |
13. | Терроризм. | устный опрос | учебник презентация | | |
Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. (4 ч.) |
14. | Общие правила оказания ПМП. | устный опрос | учебник видеоматериал | | |
15. | Оказание ПМП при наружном кровотечении. | устный опрос | учебник аптечка | | |
16. | Оказание ПМП при ушибах и переломах. | устный опрос | учебник аптечка | | |
17. | Итоговое контрольное тестирование. | тестирование | раздаточный материал | | |
| Итого: | 17 ч. |