СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №16. Нормы согласования, управления, примыкания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок систематизирует знания о способах связи слов в словосочетании, формирует умения определять способы связи слов в словосочетании, обосновывать свой выбор при определении способа подчинительной связи в словосочетании; совершенствует речевую культуру – синтаксические нормы при построении и употреблении словосочетаний с различными способами подчинительной связи

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №16 Нормы согласования, управления, примыкания»

8 класс

Урок №16

Нормы согласования, управления, примыкания

Цель:


  1. систематизировать знания о способах связи слов в словосочетании, формировать умения определять способы связи слов в словосочетании, обосновывать свой выбор при определении способа подчинительной связи в словосочетании;

  2. развивать способности критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); совершенствовать монологическую и диалогическую речь; совершенствовать речевую культуру – синтаксические нормы при построении и употреблении словосочетаний с различными способами подчинительной связи;

  3. воспитывать культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе, уважительное отношение к чужому мнению.

Планируемые результаты:


учащиеся знают строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения грамматического значения, определяют способы связи слов в словосочетании; развивают навыки монологической речи, критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности)

Оборудование:

раздаточный материал, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, цветные сигнальные карточки

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап. Психологический настрой.


Приветствие учащихся.

Психологический настрой «Словарик настроений».

- Подберите прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор.

  • Если ждете от урока новых открытий, настроение можно назвать ожидающим.

  • Если не боитесь трудностей, не боитесь ошибаться, хотите спокойно работать дальше, спокойное настроение.

  • Если любите урок русского языка, интересные задания, настроение приподнятое и т.д.

Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!


Приветствуют учителя.

Учащиеся подбирают прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.


  1. Совместное целеполагание.


  • Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Соединение слов – это есть словосочетание)

  • Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях..., т.е. будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Нормы согласования, управления, примыкания»

  • А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

  • Цель нашей работы – систематизировать знания о связи слов в словосочетании, научиться безошибочно определять типы связи. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов.


Знакомятся с высказыванием А.С. Пушкина.

Определяют тематику урока.

Записывают число и тему урока.

Формулируют цели на основе опорных слов:

  • обобщить,

  • систематизировать,

  • закрепить,

  1. Актуализация опорных знаний


  1. Разминка «Верно-Неверно»

- Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное высказывание, объяснить свою точку зрения.

  1. Верно ли, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение? ( Да.)

  2. Верно ли, что словосочетание – это сочетание двух любых слов? (Нет)

  3. Верно ли, что в русском языке существует 2 вида подчинительной связи? (Нет)

  4. Верно ли, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. (Да)

  5. Верно ли, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да).

  6. Верно ли, что сочетание «Вода журчит» - управление? (Нет, грамматическая основа предложения).

  7. Верно ли, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да).

  8. Верно ли, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы? (Да)

  9. Верно ли, что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование).

  10. Верно ли, что словосочетание «морочить голову» – управление? (да)




  1. Прием «Слепая схема»

- Заполните пробелы в кластере, составьте монологический ответ от группы









  1. Игра «Узнай незнакомца».

- Своих незнакомцев мы условно назовём цифрами 1, 2, 3. Все они руководители известных фирм. Расскажите о нем, дайте ему характеристику.

Незнакомец 1 (с) – очень ответственный и целеустремлённый. Он общительный и доброжелательный, уважает своих сотрудников. Умеет всегда настроить их на совместную продуктивную деятельность. В результате, у него всегда всё получается. Его коллектив очень дружный и сплочённый. Один без другого никуда. Все радости и печали пополам. Совместная творческая работа ведёт к процветанию фирмы.

Незнакомец 2(п), в отличие от первого руководителя, уделяет больше внимания себе, чем другим, он вообще никого вокруг не замечает. Его не интересуют люди, с которыми он работает. О совместной деятельности не может быть и речи. От такого руководителя страдают интересы фирмы, сотрудники тоже живут обособленно. Каждый сам по себе. Один день как две капли воды похож на другой. Жизнь в этом коллективе скучна и неинтересна.

Незнакомец 3(У) - более деятельный руководитель. Он вникает в работу своих сотрудников, но предпочитает авторитарные методы. Любит, чтоб его слушались и беспрекословно выполняли только его поручения. Совместная деятельность в этом коллективе не получается, потому что не учитываются интересы сотрудников. Когда один человек решает за весь коллектив, он лишает других людей творчества и вдохновения.


  1. Разминка «Верно-Неверно»

Если верное высказывание, учащиеся поднимают зеленую карточку, если неверное – желтую.

Критериальное оценивание (по количеству допущенных ошибок)





















  1. Прием «Слепая схема»













Вывод:

1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание предложение.

2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

Самооценка.


  1. Игра «Узнай незнакомца».

В группах определяют, о каком виде подчинительной связи идет речь; дают ему характеристику.

  1. Закрепление знаний на практике.


  1. Проверка домашнего упражнения. Упражнение №95.

- Проиллюстрируйте свои знания «незнакомцев» примерами из упражнения

  1. Проведение лингвистического эксперимента.

Проблемная ситуация: можем ли мы, изменяя строение словосочетаний, получить другой способ связи?

Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями.

Соломенная шляпа (шляпа из соломы), след зверя (звериный след), цветочный магазин (магазин цветов), тишина ночи (ночная тишина), с усердием работать (работать усердно), искренне убежден (искреннее убеждение), служит верно (верная служба), галстук из шелка (шелковый галстук), кофе по-турецки (турецкий кофе, кофе из Турции).


Учащиеся трех групп обсуждают выполнение домашнего упражнения, зачитывают примеры того вида связи, о котором рассказывали в игре «Узнай незнакомца», остальные группы определяют правильность выполнения.

Критериальное оценивание (по количеству допущенных ошибок)

Проводят синонимическую замену словосочетаний, определяют вид подчинительной связи, делают вывод по лингвистическому эксперименту.

Вывод: мы получили синонимичные словосочетания по ГЗ, но с разными видами связи.

  1. Организация самостоятельной работы. Графический диктант.


Прочитав словосочетания, определите способ подчинительной связи, обозначив их как С - согласование, У - управление, П - примыкание.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возмож­ность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.

Ключ: СУПУСУПУУССУПУСУПУСУ

Взаимопроверка /самопроверка работ.

Критериальное оценивание (по количеству допущенных ошибок)

  1. Рефлексия.


  1. «Словарик настроений».

- Ребята, закончился урок, снова попрошу вернуться к нашему "Словарику настроений"

Какие прилагательные вы бы добавили для характеристики вашего настроения в конце урока или, наоборот, убрали, объясните свой выбор.

  1. «Листок личных достижений»




Учащиеся подбирают прилагательное, которое описывает их настроение на конец урока, и объясняют свой выбор.

Заполняют листок личных достижений

Верно-Неверно

Слепая схема

Узнай незнакомца + ДЗ

Графический диктант






Домашнее задание

Теоретический материал по теме «Словосочетание»

Упражнение №99

Задание по учебнику:

  • Списать, расставляя недостающие знаки препинания, обозначая причастные обороты.

  • Выписать по 2 словосочетания с разными видами связи.

  • Разборы слова и предложения.

Записывают домашнее задание.


Просмотр содержимого документа
«Графический диктант»

Организация самостоятельной работы. Графический диктант.

Прочитав словосочетания, определите способ подчинительной связи, обозначив их как С - согласование, У - управление, П - примыкание.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.



Организация самостоятельной работы. Графический диктант.

Прочитав словосочетания, определите способ подчинительной связи, обозначив их как С - согласование, У - управление, П - примыкание.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.



Организация самостоятельной работы. Графический диктант.

Прочитав словосочетания, определите способ подчинительной связи, обозначив их как С - согласование, У - управление, П - примыкание.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.



Организация самостоятельной работы. Графический диктант.

Прочитав словосочетания, определите способ подчинительной связи, обозначив их как С - согласование, У - управление, П - примыкание.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.



Организация самостоятельной работы. Графический диктант.

Прочитав словосочетания, определите способ подчинительной связи, обозначив их как С - согласование, У - управление, П - примыкание.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!