СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №26 Сказуемое и его виды.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. углубить и расширить понятие о сказуемом, его лексическом и грамматическом значении; дать понятие о простом и составном сказуемом; продолжить работу по повторению морфологии и орфографии;
  2. формировать умение видеть  разные типы сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления; развивать логику, внимание;
  3. воспитывать логику умственного труда и речевую культуру.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №26 Виды сказуемого»

8 класс

Урок №26.

Виды сказуемого и способы их выражения

Цели:


  1. углубить и расширить понятие о сказуемом, его лексическом и грамматическом значении; дать понятие о простом и составном сказуемом; продолжить работу по повторению морфологии и орфографии;

  2. формировать умение видеть разные типы сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления; развивать логику, внимание;

  3. воспитывать логику умственного труда и речевую культуру.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают виды сказуемого, различают простое и составное сказуемое, составное глагольное и составное именное сказуемое; отрабатывают навык выделения главных членов предложения; демонстрируют умения определять части речи при определении способа выражения подлежащего, орфографический навык при слитном и раздельном написании НЕ с разными частями речи

Оборудование:

учебник, РМ - учебные тексты, таблицы, карточки, презентация или видеофильм

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.


Учитель приветствует учащихся.

Приветствуют учителя и друг друга, желают успехов.



  1. Грамматическая разминка.


Задание. Спишите предложения. Определите, чем выражено в них подлежащее. Графически объясните написание НЕ и НИ.

    1. Не погода, а отсутствие материалов задержало строительство дачного дома.

    2. Непогода на всей территории области мешала уборке картофеля.

    3. Клочок бумаги остался никем не замеченным.

    4. Недоумение моё нарастало в течение всего разговора.

    5. Пятерым туристам пришлось идти по неизведанному пути.

    6. Отдыхающие сидели на берегу реки и неторопливо о чём-то разговаривали.

Определяют подлежащее в данных предложениях, указывают способ его выражения.

Аргументируют выбор слитного и раздельного написания не с разными частями речи

  1. Самостоятельная работа


  1. Карточка по теме «Подлежащее и его виды».

  1. Кто не заключал таких условий со своей совестью?

  2. В доме, что напротив, затихла музыка.

  3. Пусть кто-то еще отдыхает на юге и нежится в райском саду.

  4. Ничто не нарушало спокойствия и наслаждений счастливого острова.

  5. Семейные мои всем довольны.

  6. Провожавшие возвращались домой.

  7. Пять – это количественное числительное.

  8. Замедленно падал пятый. Шестой оставался стоять.

  9. И вот наступило долгожданное послезавтра.

  10. Учить других – это значит учиться самому.


  1. Тест (5 вопросов) по теме «Согласование подлежащего и сказуемого»

Выполняют самостоятельную работу на индивидуальной карточке

  1. Работа по теме урока.


  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

На доске записаны  предложения:

  1. Деревья желтеют. 2) Деревья продолжают желтеть. 3) Деревья становятся желтыми.

- Чем близки эти  предложения? 

- Чем они различаются?

- Итак, какой вывод можно сделать?

- Какова же тема нашего урока?

- Составное глагольное сказуемое или виды сказуемого  и способы его выражения.









  1. Постановка целей и задач урока.

- Есть очень хорошие слова: «Если вы будете идти без цели, то нет смысла выбирать дорогу» (Р. Эмерсон) Как вы их понимаете?

- Посмотрите на тему урока. Попытайтесь сформулировать цель урока.



  1. Лекция «Сказуемое и его виды». Запись в тетрадь-справочник.

* Примечание для учителя (в сильном классе возможно составление опорной схемы в группах):

1 группа - §18 Сказуемое и его виды

2 группа - §19 Простое глагольное сказуемое

3 группа - §20 Составное глагольное сказуемое

4 группа - §21 Составное глагольное сказуемое

Демонстрация постера и его защита (возле доски или при помощи приема «Посол»)

  1. Тренировочные упражнения.

  1. Комментированное письмо.

Задание. Подчеркнуть ГО, определить вид сказуемого, обосновывая свой ответ.

  • Озаряет перекрестки пламя от костров.

  • Хотя бы вы нас пожалели.

  • Моряк хочет уехать в Севастополь.

  • Архитектор предполагает закончить проект к празднику.

  • Поезд должен был прибыть в час дня.

  • Стал восток янтарнее и чище.

  • Ваша сказка становится былью.

  • Ее слова мне золота дороже.

  1. Третье лишнее предложение

  1. Мартышка вздумала трудиться.

  2. Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.

  3. Червонец был запачкан и в пыли.


  1. Шли два приятеля вечернею порой.

  2. Герои решили разобраться.

  3. Множество людей вышли было на улицу.


  1. Наш сосед по номеру оказался профессором.

  2. Состав, загнанный в тупик, начали разгружать.

  3. Улыбнувшись, она продолжила петь.


  1. Команда будет выступать на соседнем поле.

  2. Шестью восемь – сорок восемь.

  3. Солнце было красное и большое.


  1. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

  2. Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.

  3. Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.


Предполагаемые ответы.

Эти предложения повествовательные, двусоставные,  простые.

  • В 1 предложении   сказуемое выражено одним словом – глаголом    желтеют. Оно передает и лексическое и грамматическое значение (изъявительное наклонение и настоящее время).

  • Во 2 и 3 предложениях сказуемые выражены двумя словами:  слова продолжают  и становятся  передают грамматическое значение, а основные лексические значения этих сказуемых заключены в инфинитиве  желтеть и прилагательном  желтыми.

Сказуемое –    простое (одно слово)   и составное (два слова)


Учащиеся высказываются о смысле слов Р. Эмерсона. Формулируют цель урока каждый самостоятельно, затем зачитываются цели, обсуждаются, корректируются.


Записывают основные положения лекции при просмотре видеофрагмента или презентации (в слабом классе).

Составляют опорную схему по предложенному параграфу, делают презентацию работы (в сильном классе)


Выполняют предложенные тренировочные упражнения, комментируют, разбирают допущенные ошибки

  1. Подведение итогов. Рефлексия.


Самоанализ деятельности на уроке.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы целей урока?

3. В какой степени? Что помогло и что мешало вашей работе на уроке?

4. Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».


Проводят самоанализ деятельности на уроке.

Домашнее задание

Изучить §18-21, выполнить задания:

  1. высокий уровень – составить словесный портрет видов сказуемого (в виде интересного вопроса), упражнение №209

  2. достаточный уровень – упражнение №173 (придумать по 3 предложения с каждым видом сказуемого - всего 9 предложений)

  3. средний уровень - упражнения №174


Записывают домашнее задание согласно уровню подготовки.





Просмотр содержимого документа
«Карточка по теме Подлежащее»


Карточка по теме «Подлежащее и его виды».

  1. Кто не заключал таких условий со своей совестью?

  2. В доме, что напротив, затихла музыка.

  3. Пусть кто-то еще отдыхает на юге и нежится в райском саду.

  4. Ничто не нарушало спокойствия и наслаждений счастливого острова.

  5. Семейные мои всем довольны.

  6. Провожавшие возвращались домой.

  7. Пять – это количественное числительное.

  8. Замедленно падал пятый. Шестой оставался стоять.

  9. И вот наступило долгожданное послезавтра.

  10. Учить других – это значит учиться самому.



Карточка по теме «Подлежащее и его виды».

  1. Кто не заключал таких условий со своей совестью?

  2. В доме, что напротив, затихла музыка.

  3. Пусть кто-то еще отдыхает на юге и нежится в райском саду.

  4. Ничто не нарушало спокойствия и наслаждений счастливого острова.

  5. Семейные мои всем довольны.

  6. Провожавшие возвращались домой.

  7. Пять – это количественное числительное.

  8. Замедленно падал пятый. Шестой оставался стоять.

  9. И вот наступило долгожданное послезавтра.

  10. Учить других – это значит учиться самому.



Карточка по теме «Подлежащее и его виды».

  1. Кто не заключал таких условий со своей совестью?

  2. В доме, что напротив, затихла музыка.

  3. Пусть кто-то еще отдыхает на юге и нежится в райском саду.

  4. Ничто не нарушало спокойствия и наслаждений счастливого острова.

  5. Семейные мои всем довольны.

  6. Провожавшие возвращались домой.

  7. Пять – это количественное числительное.

  8. Замедленно падал пятый. Шестой оставался стоять.

  9. И вот наступило долгожданное послезавтра.

  10. Учить других – это значит учиться самому.



Карточка по теме «Подлежащее и его виды».

  1. Кто не заключал таких условий со своей совестью?

  2. В доме, что напротив, затихла музыка.

  3. Пусть кто-то еще отдыхает на юге и нежится в райском саду.

  4. Ничто не нарушало спокойствия и наслаждений счастливого острова.

  5. Семейные мои всем довольны.

  6. Провожавшие возвращались домой.

  7. Пять – это количественное числительное.

  8. Замедленно падал пятый. Шестой оставался стоять.

  9. И вот наступило долгожданное послезавтра.

  10. Учить других – это значит учиться самому.



Карточка по теме «Подлежащее и его виды».

  1. Кто не заключал таких условий со своей совестью?

  2. В доме, что напротив, затихла музыка.

  3. Пусть кто-то еще отдыхает на юге и нежится в райском саду.

  4. Ничто не нарушало спокойствия и наслаждений счастливого острова.

  5. Семейные мои всем довольны.

  6. Провожавшие возвращались домой.

  7. Пять – это количественное числительное.

  8. Замедленно падал пятый. Шестой оставался стоять.

  9. И вот наступило долгожданное послезавтра.

  10. Учить других – это значит учиться самому.



Карточка по теме «Подлежащее и его виды».

  1. Кто не заключал таких условий со своей совестью?

  2. В доме, что напротив, затихла музыка.

  3. Пусть кто-то еще отдыхает на юге и нежится в райском саду.

  4. Ничто не нарушало спокойствия и наслаждений счастливого острова.

  5. Семейные мои всем довольны.

  6. Провожавшие возвращались домой.

  7. Пять – это количественное числительное.

  8. Замедленно падал пятый. Шестой оставался стоять.

  9. И вот наступило долгожданное послезавтра.

  10. Учить других – это значит учиться самому.



Карточка по теме «Подлежащее и его виды».

  1. Кто не заключал таких условий со своей совестью?

  2. В доме, что напротив, затихла музыка.

  3. Пусть кто-то еще отдыхает на юге и нежится в райском саду.

  4. Ничто не нарушало спокойствия и наслаждений счастливого острова.

  5. Семейные мои всем довольны.

  6. Провожавшие возвращались домой.

  7. Пять – это количественное числительное.

  8. Замедленно падал пятый. Шестой оставался стоять.

  9. И вот наступило долгожданное послезавтра.

  10. Учить других – это значит учиться самому.



Карточка по теме «Подлежащее и его виды».

  1. Кто не заключал таких условий со своей совестью?

  2. В доме, что напротив, затихла музыка.

  3. Пусть кто-то еще отдыхает на юге и нежится в райском саду.

  4. Ничто не нарушало спокойствия и наслаждений счастливого острова.

  5. Семейные мои всем довольны.

  6. Провожавшие возвращались домой.

  7. Пять – это количественное числительное.

  8. Замедленно падал пятый. Шестой оставался стоять.

  9. И вот наступило долгожданное послезавтра.

  10. Учить других – это значит учиться самому.




Просмотр содержимого документа
«Опорная таблица ВИДЫ СКАЗУЕМОГО»

ВИДЫ СКАЗУЕМОГО

1. Простое глагольное

2. Составное глагольное

3. Составное именное

выражается глаголом в форме одного из наклонений

Но могут быть и такие случаи…

  1. Оба глагола имеют одинаковую форму, но один указывает на форму, другой на действие (Пойду погуляю в саду).

  2. Глагол+ взять и(Он взял да и ушёл совсем).

  3. Усиление значения (Ждём не дождёмся весны).

  4. Неопределённая форма сочетается с личной того же глагола с частичкой не (Он сам работать не работает).

  5. Содержит оборот для выражения длительности или интенсивности действия (Он только и делает, что читает).

  6. Повторение глагола для обозначения длительности действия (Еду, еду в чистом поле).

  7. Повторение глагола с частичкой так (Спел так спел).

  8. Глагол дополнен частичкой знай, знай себе (А он знай себе посмеивается).

  9. Глагол + частичка было (Он было задумался)

  10. Сложное будущее время глагола несов. вида (буду радоваться).

  11. Глагол с частичками ДА, НУ, ЖЕ. (Сделал же ты это).

  12. Фразеологический оборот (Он стоял столбом).

вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив

Вспомогательный глагол – выражает грамматическое значение сказуемого.

Неопределённая форма глагола – выражает основное смысловое значение глагола.

(1. Ученики хотят учиться.
2.Я буду рад встретить тебя)

вспомогательный глагол + именная часть

Именная часть может быть выражена:

  1. Существ., прилаг., числит., местоим., прич.

  2. Кратким прилаг ., и прич.

  3. Сравн. степенью прилаг.

  4. Наречием

Вспомогательные глаголы.

  1. Протекание действия: начал, стал, пустился, кончил, бросил, перестал, пытался, осмелился, посмел, умел, мог (Я начал спускаться).

  2. Желание, возможность: обещал, собирался, обязался, намеревался, желал, хотел, старался, стремился, решил, вздумал, продолжал, взялся (Он решил путешествовать)

  3. Фразеологический оборот (Я не имею намерения вредить вам).

  1. Глагол со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть
    (Она сидела задумчивая).

  2. Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться
    (Девочка казалась весёлой).

  3. Вспомогательный глагол: быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. (Молодой человек весёлый. Молодой человек был весел)

  4. Обороты типа: Хотел стать пожарным. Может быть мужем.

  5. Неделимое словосочетание (Море стало чернее ночи).



Просмотр содержимого презентации
«Сказуемое (3 табл.)»

Сказуемое простое глагольное (одно слово-глагол) способ выражения - личная форма глагола окончание основа глагола грамматическое  значение лексическое  значение Пример. Бежал Гарун быстрее лани. нулевое окончание – гл. прошедшего вр., ед. ч., м.р. бежать – быстро передвигаться

Сказуемое

простое глагольное (одно слово-глагол)

способ выражения - личная форма глагола

окончание

основа глагола

грамматическое

значение

лексическое

значение

Пример. Бежал Гарун быстрее лани.

нулевое окончание – гл. прошедшего вр., ед. ч., м.р.

бежать – быстро передвигаться

Сказуемое простое глагольное (одно слово-глагол) +  2 слова , если это 1) составная форма будущего времени (Она будет сдавать экзамен) = сдаст 2) фразеологизмы (Петя на уроке клевал носом ) = засыпал 3) устойчивые словосочетания  (Он дал полный отчёт о поездке) = отчитался)

Сказуемое

простое глагольное (одно слово-глагол)

+ 2 слова , если это

1) составная форма будущего времени

(Она будет сдавать экзамен) = сдаст

2) фразеологизмы

(Петя на уроке клевал носом ) = засыпал

3) устойчивые словосочетания

(Он дал полный отчёт о поездке) = отчитался)

Составное глагольное сказуемое (два слова – оба глаголы) + вспомогательный гл. инфинитив лексическое  значение грамматическое  значение 1) отношение к действию (любит, может, умеет, решил,полюбил и т.д .) И начал он изнемогать… Грамматическое значение: а) глагол «начал» указывает на начало действия, б) стоит в форме пр. вр., ед.ч., м.р. 2) Лексическое значение гл. «изнемогать» - слабеть, уставать. 2) начало, продол-жение, конец дейст-вия (продолжает, стала, начали и т.д. 3) указывает на форму глагола

Составное глагольное сказуемое

(два слова – оба глаголы)

+

вспомогательный гл.

инфинитив

лексическое

значение

грамматическое

значение

1) отношение

к действию

(любит, может, умеет, решил,полюбил и т.д .)

И начал он изнемогать…

  • Грамматическое значение: а) глагол «начал» указывает на начало действия,

б) стоит в форме пр. вр., ед.ч., м.р.

2) Лексическое значение гл. «изнемогать» - слабеть, уставать.

2) начало, продол-жение, конец дейст-вия (продолжает, стала, начали и т.д.

3) указывает на форму глагола

Составное именное ( два и более слов или одно , но  не глагол ) глагол-связка именная часть + грамматическое  значение лексическое  значение быть, казаться, являться, становиться, стать и др. способ выражения 1.существительное 2. прилагательное 3. причастие 4. наречие 5. слово состояния 6.фразеологизм 7. словосочетание нулевая связка –показатель настоящего времени Моя мама – врач.

Составное именное

( два и более слов или одно , но не глагол )

глагол-связка

именная часть

+

грамматическое

значение

лексическое

значение

быть, казаться, являться, становиться,

стать и др.

способ выражения

1.существительное

2. прилагательное

3. причастие

4. наречие

5. слово состояния

6.фразеологизм

7. словосочетание

нулевая связка –показатель

настоящего времени

Моя мама – врач.

Как отличить простое глагольное сказуемое от составного  именного Глагол-связка в составном именном сказуемом выступает в обедненном, как бы «ополовиненном» своём значении. Поэтому связка всегда может быть а) заменена другой формальной связкой б) опущена.  Смысл предложения несколько упростится, но не разрушится, предложение останется полноценным.

Как отличить простое глагольное сказуемое от составного именного

Глагол-связка в составном именном сказуемом выступает в обедненном, как бы «ополовиненном» своём значении.

Поэтому связка всегда может быть

а) заменена другой формальной связкой

б) опущена.

Смысл предложения несколько упростится, но не разрушится, предложение останется полноценным.

Сравним два предложения: На известной картине А. Иванова изображено, как Иисус Христос  является  народу. Эта картина  является самым популярным произ-ведением художника. Попробуем в обоих случаях применить замену одной связки другой или опустить данную связку На известной картине А. Иванова изображено, как Иисус Христос Эта картина является самое популярное произведе-ние художника самым популярным произ-ведением художника. становится народу ?!  является народу. Смысл предложения разрушается. Значит,  « является » - простое глагольное сказуемое. Смысл предложения только упрощается. Значит, « явля-ется  произведением » - сос- тавное именное сказуемое

Сравним два предложения:

На известной картине А. Иванова изображено, как Иисус Христос является народу.

Эта картина является самым популярным произ-ведением художника.

Попробуем в обоих случаях применить замену одной связки другой или опустить данную связку

На известной картине А. Иванова изображено, как Иисус Христос

Эта картина

является

  • самое

популярное произведе-ние художника

самым популярным произ-ведением художника.

становится народу ?!

является народу.

Смысл предложения разрушается. Значит, « является » - простое

глагольное сказуемое.

Смысл предложения только упрощается. Значит, « явля-ется произведением » - сос-

тавное именное сказуемое

Сложное сказуемое Найдите сказуемое в предложении:  «Моя младшая сестра непременно должна стать умницей». Способ проверки Сложное сказуемое всегда можно свести к одному из элементарных  типов. 1) Предполагаем, что сказуемое -  (с естра) должна стать умницей.  Проверяем себя. 2) Убираем первое слово сказуемого: Сестра стала (станет) умницей . 3) Убираем второе слово: Сестра - умница Смысл предложения обеднился, но сохранил жизне-способность. Следовательно,  перед нами сложное сказуемое « должна стать умницей ».

Сложное сказуемое

Найдите сказуемое в предложении: «Моя младшая сестра непременно должна стать умницей».

Способ проверки

Сложное сказуемое всегда можно свести к одному из элементарных типов.

1) Предполагаем, что сказуемое - естра) должна стать умницей. Проверяем себя.

2) Убираем первое слово сказуемого:

Сестра стала (станет) умницей .

3) Убираем второе слово:

Сестра - умница

Смысл предложения обеднился, но сохранил жизне-способность. Следовательно, перед нами сложное сказуемое « должна стать умницей ».

Сложное сказуемое Найдите сказуемое в предложении:  Лена хочет начать есть пиццу руками» ? Помните: сложное сказуемое всегда можно свести к одному из элементарных  типов. Применяем ту же проверку для данного предложения: Входят ли « пиццу » и « руками » в сказуемое? 1. Отбрасываем слово «хочет»:  Лена начала есть пиццу руками. С мысл предложения сохраняется. 2. Отбрасываем следующее слово «начала»:  Лена ест пиццу руками. . Смысл предложения сохраняется. 3. Отбрасываем следующее слово «ест»:  Лена пиццу  руками (?!),  или   Лена – пицца руками (?!) Значит, слова « пиццу » и « руками » в сказуемое не входят, это второстепенные члены предложения. Сложное сказуемое здесь - « хочет начать есть ».

Сложное сказуемое

Найдите сказуемое в предложении: Лена хочет начать есть пиццу руками» ?

Помните: сложное сказуемое всегда можно свести к одному из элементарных типов.

Применяем ту же проверку для данного предложения: Входят ли « пиццу » и « руками » в сказуемое?

1. Отбрасываем слово «хочет»: Лена начала есть пиццу руками. С мысл предложения сохраняется.

2. Отбрасываем следующее слово «начала»: Лена ест пиццу руками. . Смысл предложения сохраняется.

3. Отбрасываем следующее слово «ест»: Лена пиццу руками (?!), или Лена – пицца руками (?!)

Значит, слова « пиццу » и « руками » в сказуемое не входят, это второстепенные члены предложения. Сложное сказуемое здесь - « хочет начать есть ».

Сказуемое простое глагольное составное глагольное составное именное ( одно слово-глагол ) (2 и более слов или одно, но не глагол) (два слова – глаголы) личная форма глаг. именная гл.-связка +  инфинитив  вспом.гл.  + часть граммат. значение окончание основа гл. лексич. значение лексич. значение граммат. значение грамматич. значение лексич. значение быть, казать- ся, являться, становиться, стать и др. 1)отношение к действию  способ выражен.: + 2 слова , если это (любит, может, умеет, решил, полюбил и т.д.) сущ. 2. прилаг. 3. причаст. 4. наречие 5. слово-  сост. 6.фразеолог. 1)составн. форма буд. вр.  (Она будет сдавать экзамен.) нулевая связка –показатель наст. вр. Моя мама – врач. (Петя 2) фразеологизмы 2) начало, продолжение, конец дейст- вия (продолжа-ет, стала,…  на уроке клевал носом. ) 3)устойчивые словосоче- (Он дал полный от - тания  чёт о поездке) = отчитался)

Сказуемое

простое глагольное

составное глагольное

составное именное

( одно слово-глагол )

(2 и более слов или одно,

но не глагол)

(два слова – глаголы)

личная форма глаг.

именная

гл.-связка

+

инфинитив

вспом.гл.

+

часть

граммат.

значение

окончание

основа гл.

лексич. значение

лексич. значение

граммат. значение

грамматич. значение

лексич. значение

быть, казать-

ся, являться, становиться,

стать и др.

1)отношение

к действию

способ выражен.:

+ 2 слова , если это

(любит, может,

умеет, решил,

полюбил и т.д.)

  • сущ.

2. прилаг.

3. причаст.

4. наречие

5. слово-

сост.

6.фразеолог.

1)составн. форма буд. вр.

(Она будет сдавать экзамен.)

нулевая

связка –показатель наст. вр. Моя мама – врач.

(Петя

2) фразеологизмы

2) начало,

продолжение,

конец дейст-

вия (продолжа-ет, стала,…

на уроке клевал носом. )

3)устойчивые словосоче-

(Он дал полный от -

тания

чёт о поездке) = отчитался)

Как отличить простое глагольное сказуемое от составного  именного Глагол-связка в составном именном сказуемом выступает в обедненном, как бы «ополовиненном» своём значении. Поэтому связка всегда может быть заменена другой формальной или опущена: смысл предложения несколько упростится, но не разрушится, предложение останется полноценным.  Сравним два предложения:  Эта картина  является  самым популярным произведением художника. На известной картине А.Иванова изображено, как Иисус Христос является народу.  Попробуем в обоих случаях применить замену другой связкой или опустить На известной картине А.Иванова изображено, как Иисус Христос  является народу.  - самое - самым является Эта картина популярное произведение художника популярным произведением художника. становится народу. (?!) Смысл предложения разрушается. Смысл предложения только упрощает- Значит, « является » - простое глагольное сказуемое.  ся. Значит, «является произведением»  - составное именное сказуемое

Как отличить простое глагольное сказуемое от составного именного

Глагол-связка в составном именном сказуемом выступает в обедненном, как бы «ополовиненном» своём значении. Поэтому связка всегда может быть заменена другой формальной или опущена: смысл предложения несколько упростится, но не разрушится, предложение останется полноценным.

Сравним два предложения:

Эта картина является самым

популярным произведением художника.

На известной картине А.Иванова изображено, как Иисус Христос является народу.

Попробуем в обоих случаях применить замену другой связкой или опустить

На известной картине А.Иванова

изображено, как Иисус Христос

является народу.

- самое

- самым

является

Эта картина

популярное произведение

художника

популярным произведением художника.

становится

народу. (?!)

Смысл предложения разрушается.

Смысл предложения только упрощает-

Значит, « является » - простое

глагольное сказуемое.

ся. Значит, «является произведением»

- составное именное сказуемое

Сложное сказуемое Найдите сказуемые в предложениях:  «Моя младшая сестра непременно должна стать умницей. Лена хочет начать есть пиццу руками» ? Способ проверки  Сложное сказуемое всегда можно свести к одному из элементарных типов.   Применяем ту же проверку для предложе- 1) Предполагаем, что сказуемое -  ния: Лена хочет начать есть пиццу руками.  Входят ли « пиццу » и « руками »  в сказуемое? Сестра должна стать умницей  2)Убираем первое слово сказуемого: Отбрасываем «хочет»: Лена начала есть пиццу руками. Сестра стала (станет) умницей  3) Убираем второе слово: Отбрасываем «ест»: Лена пиццу руками (?!), или  Лена – пицца руками (?!) Сестра - умница   Смысл предложения обеднился,  Значит, « пиццу » и « руками » в сказуемое  не входят, это второстепенные члены пред-  ложения. Сложное сказуемое здесь - « хочет  начать есть ». но сохранил жизнеспособность.  Следовательно,  перед нами слож-  ное сказуемое « должна стать ум-  ницей ».

Сложное сказуемое

Найдите сказуемые в предложениях: «Моя младшая сестра непременно должна стать умницей. Лена хочет начать есть пиццу руками» ?

Способ проверки

Сложное сказуемое всегда можно свести к одному из элементарных типов.

Применяем ту же проверку для предложе-

1) Предполагаем, что сказуемое -

ния: Лена хочет начать есть пиццу руками. Входят ли « пиццу » и « руками » в сказуемое?

Сестра должна стать умницей

2)Убираем первое слово сказуемого:

Отбрасываем «хочет»: Лена начала есть пиццу руками.

Сестра стала (станет) умницей

3) Убираем второе слово:

Отбрасываем «ест»: Лена пиццу руками (?!),

или Лена – пицца руками (?!)

Сестра - умница

Смысл предложения обеднился,

Значит, « пиццу » и « руками » в сказуемое

не входят, это второстепенные члены пред-

ложения. Сложное сказуемое здесь - « хочет

начать есть ».

но сохранил жизнеспособность.

Следовательно, перед нами слож-

ное сказуемое « должна стать ум-

ницей ».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!