Этап актуализации опорных знаний | Тест Учащимся предлагаются несколько условий обособления определений и приложений, обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д, Е), и несколько предложений с обособленными определениями и приложениями. Задание: найти соответствия цифры, обозначающей предложение, и буквы, указывающей на условие обособления: А - определение обособлено, так как стоит после определяемого существительного; Б - приложение обособлено, так как стоит после имени собственного; В - приложение обособлено, так как относится к личному местоимению; Г - определение обособлено, так как имеет добавочное обстоятельственное значение; Д - определение обособлено, так как отделено от определяемого существительного другими членами предложения; Е- приложение обособлено, так как обозначает собственное имя и поясняет нарицательное существительное. Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым (А. С. Пушкин). Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. Чехов). У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные глаза, серые скулы, широкое лицо... (И. Тургенев). Оглушенный ударом Грузовского кулака, Буланин сначала зашатался на месте, ничего не понимая (А. Куприн). В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит (А. М. Горький). Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (М. Шолохов). | В результате работы у учащихся должна появиться следующая запись: 1Б; 2А; ЗЕ; 4Г; 5В; 6Д. Работу можно усложнить, предложив учащимся самим расставить знаки препинания в данных предложениях и графически обосновать эту постановку. |
Этап изучения нового материала. | Лингвистическое исследование. Учитель сообщает учащимся, что в обособлении приложений есть некоторые особенности, и предлагает ознакомиться с условиями обособления одиночных приложений, относящихся к имени существительному собственному. Учащиеся самостоятельно знакомятся с правилом (без примечания) §44 с. 248. Для закрепления правила используется дидактический материал. Как бы мне, рябине, к дубу перебраться (Народная песня). У него, натуралиста, было какое-то трепетное отношение к природе. Ее отец, геолог, летом редко бывал дома. Я посмотрел в круглое окно - иллюминатор. Лежит под курганом, поросшим бурьяном, матрос Железняк-партизан (И. Уткин). Сергеев, шахтер, хорошо знал эту штольню. При изучении примечания к правилу §44, с. 248, можно использовать опорную запись: приложение с союзом как | в качестве - не обособляется | причина (так как) - обособляется | Анализируем предложения: Леонтьев увлекся этой мыслью, но, как человек осторожный, пока что о ней никому не рассказывал (К. Паустовский). Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и все переделать самому (Н. Гончаров). Железобетон как строительный материал стал применяться уже давно. Мы восприняли эти слова как похвалу. Свой путь в науку он начал как участник экспедиции. Обращаем внимание учащихся на следующий нюанс, помогающий отличить обособленное приложение с союзом как (запятая ставится) от оборота с союзом как (запятая не ставится). Необходимо обращать внимание на порядок слов. Чаще всего приложение с как стоит после подлежащего или дополнения, выраженного существительными или местоимением: Иванов, как лучший хирург, всем известен (запятая ставится). Если же оборот подчиняется сказуемому и чаще всего стоит после него, то запятая не ставится: Иванов всем известен как лучший хирург. Следует остановиться ещё и на тех случаях, когда предмет (лицо) характеризуется с разных сторон. Здесь как также близко по значению словам в качестве, в роли. В этих случаях запятая не ставится: Я говорю об этом не только как зритель, но и как участник передачи. | |