СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №68 Знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по теме «Обособленные члены предложения», закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;
  2. способствовать развитию умений находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;
  3. воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации, чувство бережного отношения к природе.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №68 Знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения»

8 класс


Урок №68

Знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения

Цели:

  1. организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по теме «Обособленные члены предложения», закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;

  2. способствовать развитию умений находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;

  3. воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации, чувство бережного отношения к природе.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают изученные пунктуационные правила обособления; находят в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; обосновывают выбор знаков препинания и расставляют их в предложениях в соответствии с изученными правилами; владеют соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка.

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:

дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями для парной, групповой и индивидуальной работы).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  2. Работа с эпиграфом. Целеполагание.

- Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова «Знаки препинания служат нотами при чтении»?


Приветствуют учителя.

Работают с высказыванием Чехова, определяя его смысл.

Записывают тему урока, формулируют цель и задачи.

Класс делится на три группы. Каждая группа выбирает консультанта.

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Мозговой штурм.

Проверка знаний теоретического материала (фронтальный опрос)

  1. С какими понятиями мы познакомились на предыдущих уроках? Назовите их.

  2. В какой позиции чаще всего обособляются определения и приложения? Приведите примеры.

  3. Какие условия необходимы для того чтобы обособить определение или приложение, стоящее перед определяемым словом? Примеры.

  4. Почему не обособляются при одиночном употреблении слова стоя, лёжа, сидя, молча, нехотя, шутя и другие? Примеры.

  5. Почему не обособляются фразеологизмы спустя рукава, сломя голову, не солоно хлебавши и другие. Примеры.

  6. При каких условиях обособляются обстоятельства, выраженные существительным с предлогом? Примеры.

  7. Назовите предлоги, с которыми обычно обособляются дополнения. Приведите примеры.

  8. С каким уточняющим значением, как правило, обособляются обстоятельства? Примеры.

  9. Как отличить, когда союз или соединяет однородные члены, а когда присоединяет уточняющее предложение? Примеры.

Итог: отметить положительные и отрицательные стороны опроса.

Работа в группах.

Каждая группа выбирает 3 вопроса, обсуждает в течение 1-2 минут, дает ответы (вопросы разбираются согласно их нумерации)

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Практические задания

А) Работа по карточкам (групповая работа)

Задание 1 группы: записать предложения, вставляя слова, которые требуются заданием; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания.

1. Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.  (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.)

(А. Толстой)

2. Все, побуревшее от зноя, оживало. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.). (Н. Некрасов)

3. Раннее весеннее утро, прохладное и росистое.  (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными) (Л. Леонов)

4. Смышленые звери, бобры зимуют разумно (обособленное определение с добавочным обстоятельственным значением).

5. Мы, внуки, старались почаще навещать бабушку. (обособленное приложение).

Вывод (Делает консультант группы)

Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:

- относятся к личному местоимению;

- стоят после определяемого слова;

- стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.


Задание 2 группы: записать предложения, проверив правильность или неправильность постановки знаков препинания; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания.

Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, объясните её правильность и неправильность.

1. Он работал на поле, спустя рукава. (Запятая не нужна; фразеологизм).

2. Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. (Запятые не нужны, однородные деепричастные обороты).

3. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. (Правильно).

4. На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна

собралась ехать.

(Не хватает запятой после слова «утро» и после «хозяев», т.к. есть обстоятельство с предлогом несмотря на).

Вывод (Делает консультант группы)

Обособленные обстоятельства выделяются на письме, если это:

- одиночные деепричастия и деепричастные обороты;

- обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение.


Задание 3 группы: собрать «рассыпавшиеся» предложения, расставить в них знаки препинания; рассказать об уточняющих членах предложения, используя материал задания.

Конструирование предложений.

Собрать «рассыпавшиеся» предложения

1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.

2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.

3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.

4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.

Ответ:

1. Сейчас, ранней весной, мы с опасением ждем половодья

2. Над лугом, в низине, поднялся туман.

3. Некоторые языки, например английский, не имеют склонения.

4. Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении


Б) Работа с текстом. Комментированное письмо.

*Достаточный и средний уровень.

Снежная капля

Подснежники, вестники весны, первыми вступают в единоборство с суровой зимой. Внезапно появившиеся среди снега, они представляют, зацветая, удивительное зрелище. Кажется, на землю наброшено белое кружевное одеяло, сотканное из пушинок снегопада и из бликов маленьких белых цветов. Очарованный ослепительной красотой подснежников, человек, увидевший эти цветы, не может оторвать от них взгляд.

Появятся проталины, и подснежник, раскачиваясь на тонком стебельке, начинает подпевать ручейкам. Цветы звенят, как колокольчики, чтобы разбудить природу, спящую крепким сном.

* Продвинутый уровень – миниатюра «Вестники весны» с использованием обособленных и уточняющих членов предложения.


В) Проверочная работа «Лови ошибку» (работа в паре)

- Найдите предложения с пунктуационными ошибками, запишите их в исправленном виде, сделайте графические обозначения.

  1. Бормочет, остывая самовар.

  2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

  3. Том остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

  4. Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.

  5. Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.

  6. Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружили около фонаря.

  7. Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

  8. Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

  9. Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

  10. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Выполняют задания, применяя все теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении темы «Обособленные члены предложения».

























































Записывают текст под диктовку, расставляют знаки препинания, делают графические обозначения.

Самопроверка.

Сверяют со слайдом, комментируют расстановку знаков препинания при фронтальной проверке.





Одаренные учащиеся сочиняют миниатюру о подснежниках, используя обособленные и уточняющие члены предложения.



Выписывают предложения с пунктуационными ошибками, делают правку, графически обосновывая наличие или отсутствие знаки препинания

Взаимопроверка.

Оценка: за пять правильных ответов- «5», за четыре- «4» и т. д.


Код проверки: 1, 4, 5, 7, 9

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия «Радуга успеха»

  • Участвовал в открытии нового

  • Справился с затруднением

  • Выполнял правила поведения

  • Выполнял правила работы в паре, группе.

  • Все получилось (с/р)

  • Творческое задание

  • Надо тренироваться

Проводят рефлексию собственной деятельности на уроке, отмечая на карточке шаги успеха

Домашнее задание

Контрольные вопросы, стр. 271

Упражнение №520**




Просмотр содержимого документа
«Мозговой штурм»

  1. С какими понятиями мы познакомились на предыдущих уроках? Назовите их.

  1. В какой позиции чаще всего обособляются определения и приложения? Приведите примеры.

  1. Какие условия необходимы для того чтобы обособить определение или приложение, стоящее перед определяемым словом? Примеры.

  1. Почему не обособляются при одиночном употреблении слова стоя, лёжа, сидя, молча, нехотя, шутя и другие? Примеры.

  1. Почему не обособляются фразеологизмы спустя рукава, сломя голову, не солоно хлебавши и другие. Примеры.

  1. При каких условиях обособляются обстоятельства, выраженные существительным с предлогом? Примеры.

  1. Назовите предлоги, с которыми обычно обособляются дополнения. Приведите примеры.

  1. С каким уточняющим значением, как правило, обособляются обстоятельства? Примеры.

  1. Как отличить, когда союз или соединяет однородные члены, а когда присоединяет уточняющее предложение? Примеры.



Просмотр содержимого документа
«ПРАКТИКУМ»

ПРАКТИКУМ


А) Работа по карточкам (групповая работа)

Задание 1 группы: записать предложения; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания.

1. Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина (перехваченная цепью холмов). (А. Толстой)

2. Все оживало (побуревшее от зноя)

3. Раннее весеннее утро (прохладное и росистое). 

4. Бобры зимуют разумно (смышленые звери)

5. Мы старались почаще навещать бабушку (внуки).

Вывод (делает консультант группы)

Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если: …


Задание 2 группы: записать предложения, проверив правильность или неправильность постановки знаков препинания; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания.

1. Он работал на поле, спустя рукава.

2. Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь

3. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

4. На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать.

Вывод (делает консультант группы)

Обособленные обстоятельства выделяются на письме, если это: …


Задание 3 группы: собрать «рассыпавшиеся» предложения, расставить в них знаки препинания; рассказать об уточняющих членах предложения, используя материал задания.

Конструирование предложений.

Собрать «рассыпавшиеся» предложения

1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.

2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.

3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.

4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.


Б) Работа с текстом. Комментированное письмо.

Снежная капля

Подснежники вестники весны первыми вступают в единоборство с суровой зимой. Внезапно появившиеся среди снега они представляют зацветая удивительное зрелище. Кажется на землю наброшено белое кружевное одеяло сотканное из пушинок снегопада и из бликов маленьких белых цветов. Очарованный ослепительной красотой подснежников человек увидевший эти цветы не может оторвать от них взгляд.

Появятся проталины и подснежник раскачиваясь на тонком стебельке начинает подпевать ручейкам. Цветы звенят как колокольчики чтобы разбудить природу спящую крепким сном.


В) Проверочная работа «Лови ошибку» (работа в паре)

- Найдите предложения с пунктуационными ошибками, запишите их в исправленном виде, сделайте графические обозначения.

  1. Бормочет, остывая самовар.

  2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

  3. Том остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

  4. Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.

  5. Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.

  6. Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружили около фонаря.

  7. Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

  8. Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

  9. Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

  10. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки

Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №68 Знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения»

Седьмое марта  Классная работа Знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения

Седьмое марта Классная работа

Знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения

- Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова «Знаки препинания служат нотами при чтении»?

- Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова «Знаки препинания служат нотами при чтении»?

Мозговой штурм

Мозговой штурм

  • С какими понятиями мы познакомились на предыдущих уроках? Назовите их.
  • В какой позиции чаще всего обособляются определения и приложения? Приведите примеры.
  • Какие условия необходимы для того чтобы обособить определение или приложение, стоящее перед определяемым словом? Примеры.
  • Почему не обособляются при одиночном употреблении слова стоя, лёжа, сидя, молча, нехотя, шутя и другие ? Примеры.
  • Почему не обособляются фразеологизмы спустя рукава, сломя голову, не солоно хлебавши и другие . Примеры.
  • При каких условиях обособляются обстоятельства, выраженные существительным с предлогом? Примеры.
  • Назовите предлоги, с которыми обычно обособляются дополнения. Приведите примеры.
  • С каким уточняющим значением, как правило, обособляются обстоятельства? Примеры.
  • Как отличить, когда союз или соединяет однородные члены, а когда присоединяет уточняющее предложение? Примеры.
Практические задания Задание 1 группы : записать предложения, вставляя слова, которые требуются заданием; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания.  1. Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.   ( Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.) (А. Толстой) 2. Все, побуревшее от зноя , оживало. ( Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.). (Н. Некрасов) 3. Раннее весеннее утро, прохладное и росистое .   (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными) (Л. Леонов) 4 . Смышленые звери, бобры зимуют разумно (обособленное определение с добавочным обстоятельственным значением). 5. Мы, внуки , старались почаще навещать бабушку.  (обособленное приложение).

Практические задания

Задание 1 группы : записать предложения, вставляя слова, которые требуются заданием; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания.

1. Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.   ( Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.) (А. Толстой)

2. Все, побуревшее от зноя , оживало. ( Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.). (Н. Некрасов)

3. Раннее весеннее утро, прохладное и росистое .   (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными) (Л. Леонов)

4 . Смышленые звери, бобры зимуют разумно (обособленное определение с добавочным обстоятельственным значением).

5. Мы, внуки , старались почаще навещать бабушку. (обособленное приложение).

Вывод Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если: - относятся к личному местоимению; - стоят после определяемого слова; - стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.

Вывод

Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:

- относятся к личному местоимению;

- стоят после определяемого слова;

- стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.

Практические задания Задание 2 группы : записать предложения, проверив правильность или неправильность постановки знаков препинания; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания.  1.  Он работал на поле, спустя рукава . (Запятая не нужна; фразеологизм). 2. Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце , и , освещая им путь.  (Запятые не нужны, однородные деепричастные обороты). 3. Под облаками , заливая воздух серебряными звуками , дрожали жаворонки. (Правильно). 4. На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна  собралась ехать.  (Не хватает запятой после слова «утро» и после «хозяев», т.к. есть обстоятельство с предлогом несмотря на ).

Практические задания

Задание 2 группы : записать предложения, проверив правильность или неправильность постановки знаков препинания; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания.

1. Он работал на поле, спустя рукава . (Запятая не нужна; фразеологизм).

2. Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце , и , освещая им путь. (Запятые не нужны, однородные деепричастные обороты).

3. Под облаками , заливая воздух серебряными звуками , дрожали жаворонки. (Правильно).

4. На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать. (Не хватает запятой после слова «утро» и после «хозяев», т.к. есть обстоятельство с предлогом несмотря на ).

Вывод Обособленные обстоятельства выделяются на письме, если это: - одиночные деепричастия и деепричастные обороты; - обстоятельства с предлогом несмотря на , имеющим уступительное значение.

Вывод

Обособленные обстоятельства выделяются на письме, если это:

- одиночные деепричастия и деепричастные обороты;

- обстоятельства с предлогом несмотря на , имеющим уступительное значение.

Практические задания Задание 3 группы : собрать «рассыпавшиеся» предложения, расставить в них знаки препинания; рассказать об уточняющих членах предложения, используя материал задания. 1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем. 2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине. 3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский. 4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.

Практические задания

Задание 3 группы : собрать «рассыпавшиеся» предложения, расставить в них знаки препинания; рассказать об уточняющих членах предложения, используя материал задания.

1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.

2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.

3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.

4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.

Ответ: 1. Сейчас, ранней весной , мы с опасением ждем половодья 2. Над лугом, в низине , поднялся туман. 3. Некоторые языки, например английский , не имеют склонения. 4. Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении

Ответ:

1. Сейчас, ранней весной , мы с опасением ждем половодья

2. Над лугом, в низине , поднялся туман.

3. Некоторые языки, например английский , не имеют склонения.

4. Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении

Работа с текстом. Комментированное письмо .  Подснежники, вестники весны , первыми вступают в единоборство с суровой зимой. Внезапно появившиеся среди снега , они представляют, зацветая , удивительное зрелище. Кажется, на землю наброшено белое кружевное одеяло, сотканное из пушинок снегопада и из бликов маленьких белых цветов . Очарованный ослепительной красотой подснежников , человек, увидевший эти цветы , не может оторвать от них взгляд.  Появятся проталины, и подснежник, раскачиваясь на тонком стебельке , начинает подпевать ручейкам. Цветы звенят, как колокольчики , чтобы разбудить природу, спящую крепким сном.

Работа с текстом. Комментированное письмо .

Подснежники, вестники весны , первыми вступают в единоборство с суровой зимой. Внезапно появившиеся среди снега , они представляют, зацветая , удивительное зрелище. Кажется, на землю наброшено белое кружевное одеяло, сотканное из пушинок снегопада и из бликов маленьких белых цветов . Очарованный ослепительной красотой подснежников , человек, увидевший эти цветы , не может оторвать от них взгляд.

Появятся проталины, и подснежник, раскачиваясь на тонком стебельке , начинает подпевать ручейкам. Цветы звенят, как колокольчики , чтобы разбудить природу, спящую крепким сном.

Проверочная работа  «Лови ошибку» -  Найдите предложения с пунктуационными ошибками, запишите их в исправленном виде, сделайте графические обозначения. Бормочет , остывая, самовар. Данко бросился вперёд , высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Ветер , казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее. Она , совсем измученная дорогой, не могла идти дальше. Тимирязев , замечательный ботаник, открыл законы жизни растений. Ошибки: 1, 4, 5, 7, 9

Проверочная работа «Лови ошибку»

- Найдите предложения с пунктуационными ошибками, запишите их в исправленном виде, сделайте графические обозначения.

  • Бормочет , остывая, самовар.
  • Данко бросился вперёд , высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
  • Ветер , казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.
  • Она , совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.
  • Тимирязев , замечательный ботаник, открыл законы жизни растений.

Ошибки: 1, 4, 5, 7, 9

Рефлексия «Радуга успеха» Участвовал в открытии нового Справился с затруднением Выполнял правила поведения Выполнял правила работы в паре, группе. Все получилось (с/р) Творческое задание Надо тренироваться

Рефлексия «Радуга успеха»

  • Участвовал в открытии нового
  • Справился с затруднением
  • Выполнял правила поведения
  • Выполнял правила работы в паре, группе.
  • Все получилось (с/р)
  • Творческое задание
  • Надо тренироваться


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!