Операционно-деятельный этап | Практические задания А) Работа по карточкам (групповая работа) Задание 1 группы: записать предложения, вставляя слова, которые требуются заданием; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания. 1. Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.) (А. Толстой) 2. Все, побуревшее от зноя, оживало. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.). (Н. Некрасов) 3. Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными) (Л. Леонов) 4. Смышленые звери, бобры зимуют разумно (обособленное определение с добавочным обстоятельственным значением). 5. Мы, внуки, старались почаще навещать бабушку. (обособленное приложение). Вывод (Делает консультант группы) Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если: - относятся к личному местоимению; - стоят после определяемого слова; - стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения. Задание 2 группы: записать предложения, проверив правильность или неправильность постановки знаков препинания; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания. Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, объясните её правильность и неправильность. 1. Он работал на поле, спустя рукава. (Запятая не нужна; фразеологизм). 2. Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. (Запятые не нужны, однородные деепричастные обороты). 3. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. (Правильно). 4. На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать. (Не хватает запятой после слова «утро» и после «хозяев», т.к. есть обстоятельство с предлогом несмотря на). Вывод (Делает консультант группы) Обособленные обстоятельства выделяются на письме, если это: - одиночные деепричастия и деепричастные обороты; - обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение. Задание 3 группы: собрать «рассыпавшиеся» предложения, расставить в них знаки препинания; рассказать об уточняющих членах предложения, используя материал задания. Конструирование предложений. Собрать «рассыпавшиеся» предложения 1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем. 2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине. 3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский. 4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис. Ответ: 1. Сейчас, ранней весной, мы с опасением ждем половодья 2. Над лугом, в низине, поднялся туман. 3. Некоторые языки, например английский, не имеют склонения. 4. Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении Б) Работа с текстом. Комментированное письмо. *Достаточный и средний уровень. Снежная капля Подснежники, вестники весны, первыми вступают в единоборство с суровой зимой. Внезапно появившиеся среди снега, они представляют, зацветая, удивительное зрелище. Кажется, на землю наброшено белое кружевное одеяло, сотканное из пушинок снегопада и из бликов маленьких белых цветов. Очарованный ослепительной красотой подснежников, человек, увидевший эти цветы, не может оторвать от них взгляд. Появятся проталины, и подснежник, раскачиваясь на тонком стебельке, начинает подпевать ручейкам. Цветы звенят, как колокольчики, чтобы разбудить природу, спящую крепким сном. * Продвинутый уровень – миниатюра «Вестники весны» с использованием обособленных и уточняющих членов предложения. В) Проверочная работа «Лови ошибку» (работа в паре) - Найдите предложения с пунктуационными ошибками, запишите их в исправленном виде, сделайте графические обозначения. Бормочет, остывая самовар. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом. Том остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошёл дальше. Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям. Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее. Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружили около фонаря. Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше. Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал. Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. | Выполняют задания, применяя все теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении темы «Обособленные члены предложения». Записывают текст под диктовку, расставляют знаки препинания, делают графические обозначения. Самопроверка. Сверяют со слайдом, комментируют расстановку знаков препинания при фронтальной проверке. Одаренные учащиеся сочиняют миниатюру о подснежниках, используя обособленные и уточняющие члены предложения. Выписывают предложения с пунктуационными ошибками, делают правку, графически обосновывая наличие или отсутствие знаки препинания Взаимопроверка. Оценка: за пять правильных ответов- «5», за четыре- «4» и т. д. Код проверки: 1, 4, 5, 7, 9 |