СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №86. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся со способами передачи чужой речи; помочь усвоить значение и синтаксическое построение конструкции «чужая речь»; формировать умение передавать чужую речь разными способами.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №86 Способы передачи чужой речи»

8 класс

Урок 86. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Цели: познакомить учащихся со способами передачи чужой речи; помочь усвоить значение и синтаксическое построение конструкции «чужая речь»; формировать умение передавать чужую речь разными способами.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание.

Хвалилась Редька, чуть дыша: «Я с медом очень хороша».

А Мед, не ставя Редьку в грош, сказал, что он и так хорош.

Проблемный вопрос.

- Определите, что общего с точки зрения грамматики русского языка в данных предложениях и чем они отличаются.

Тема нашего урока «Способы передачи чужой речи». Какова будет цель? Она звучит так – сформировать устойчивые знания о разных способах передачи чужой речи.

- Ребята, для того, чтобы этой цели достичь, нам необходимо вместе сформулировать задачи, на реализацию которых и будет направлена наша деятельность. Посмотрите, пожалуйста, в свои рабочие листы. В них я сформулировала те задачи, которые, на мой взгляд, являются самыми важными. Если вы со мной согласны, подтвердите согласие галочкой, а если у вас есть еще предложения – впишите их. И помните, ваше мнение для меня очень ценно.

Постановка задач. Дети работают в своих рабочих листах:



Выберите подходящие

Отметьте галочкой подходящее

Сформулируйте самостоятельно

1

- вспомнить структуру предложений с прямой речью и знаки препинания в них;


-

2

- уметь строить схемы предложений с прямой речью;


-

3

- научиться видеть различия предложений с прямой речью и предложений с косвенной речью;


-

4

- вспомнить, как с помощью вводных слов и дополнений можно передать прямую речь.


-

  1. Оценка знаний на начало урока.

- Ребята, данная тема для вас не нова. С нею вы начали знакомиться подробно еще в пятом классе, поэтому я прошу вас обратить внимание на слайд. Перед вами те понятия, которые включает в себя наша тема. Оцените уровень своих знаний.

Для этого на слайде высвечиваются слова: прямая речь, косвенная речь, цитата, диалог, реплика, кавычки, дополнение, вводные слова, «П», - а.


  1. Изучение нового материала.

- Ребята, мы изучаем с вами русский язык, а давайте с вами подумаем и назовем символ России.

Они дают разные ответы, но мне необходимо услышать от них – береза. Далее я обращаю их внимание на доску, на которой прикреплен графический рисунок березы. Наша задача - нарядить ее в зеленую весеннюю листву, выполнив при этом задания по учебнику.

1 группа – задача: изучив материал на стр. 187 обозначить все способы передачи чужой речи и привести примеры.

2 группа – получает конкретную тему «Прямая речь». Задача ребят, изучив материал учебника (параграф 38, стр. 187-188) и найти ответы на вопросы: определение, из чего состоит, знаки препинания, особенности построения схем.

3 группа – косвенная речь. Вопросы по параграфу 39: для чего служат предложения с косвенной речью, что передают, из чего состоят такие предложения, чем соединяются, знаки препинания.

4 группа – диалог. Задача ребят, изучив материал учебника (параграф 38, стр. 190), найти ответы на вопросы: определение, из чего состоит, знаки препинания, особенности построения.

На зеленых березовых листочках ребята пишут ответы на вопросы, приклеивают их, тем самым символ России приобретает весеннее цветение. Полученные результаты вывешиваются на доску.

- Спасибо, ребята! Теперь, благодаря вам, перед нами настоящая русская красавица, та, которой восхищались тысячелетиями и которую воспевали в своих стихах поэты и писатели всех времен.


  1. Практикум.

Работа с текстом.

1) «Папа, а что является символом нашей Родины?» - спросил пятилетний Миша у своего отца. 2) Отец, не задумываясь, ответил, что символом России с давних времен считается береза. 3) «Вряд ли можно представить русское поле без белой березки или русский лес без березовой рощи, а баню русскую без березового веника», - подхватила бабуля. 4) Древние славяне говорили о живущих в ней душах умерших. 5) По их мнению, береза была символом возрождения и чистоты. 6) Миша спросил отца о распространенности березы в России. 7) Отец согласился и ответил, что береза отражает состояние души русского человека. 8) По словам бабушки, само слово «береза» означает беречь. 9) «Берегиня – это языческое божество у древних славян, которое считали матерью всех духов, ее как раз и представляли в образе березы», - подвел итог отец.


1 задание для групп: найти предложения

  1. с прямой речью;

  2. с косвенной;

  3. с предложным падежом и предлогом о;

  4. с вводными словами.

2 задание по группам: заменить найденные предложения на конструкции другой структуры:

1 – на дополнение в форме предложного падежа;

2 – на прямую речь;

3 – на предложения с вводными словами, вводящими прямую речь;

4 – на предложения с косвенной речью.


Результаты записывают в рабочих листах:


найденные предложения

переделанные предложения










  1. Итоговый контроль

Тест (максимум 5 вопросов) по материалу уроку с вариантами ответов.

1. Укажите неверное утверждение.

А. Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемая от его имени.

Б. Диалог обычно оформляется без использования кавычек.

В. Стихотворный текст цитируется только с использованием кавычек.

Г. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.


2. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А. Что с вами приключилось, малыши?

Б. Стой, братцы, стой, кричит Мартышка.

В. В. Г. Белинский писал о том, что стих Пушкина благороден, изящно прост...

Г. Учитель спросил ребят, кто из них дежурит.


3. Укажите предложение с косвенной речью.

А. Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.

Б. «Скоро мост, - предупредил он, - а там и деревня».

В. Дежурный сообщил об отсутствующих.

Г. По словам Ф. М. Достоевского, любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.


4. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

А. Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.

Б. Врач спросил, какая у меня температура.

В. Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.

Г. Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».


5. Укажите верное оформление предложений с прямой речью.

А. «Ну и дождь!» - воскликнул агроном.

Б. «Погоди, капитан», - сказал Дерсу.

В. «Отпусти меня погулять». - Просил Саша.

Г. «Что делать, - спросил Сергей? - Идти дальше?»


  1. Рефлексия.

- Посмотрите, пожалуйста, еще раз на нашу березу. Мне кажется, что пейзаж незакончен. Но мы с вами доказали, что своими знаниями способны творить чудеса. Давайте вместе сотворим чудо! Давайте оживим наш пейзаж и позволим русской красавице зацвести, задышать жизнью.

  • Березовые сережки символизируют прочность полученных знаний. Если ваши знания прочны, прикрепите свои сережки на нашу картину.

  • Если в ходе урока у вас остались какие-то сомнения, пусть над нашим символом появится маленькое облачко сомнения, которое обязательно развеется.

  • Ну а если вы жаждите новых знаний – они обязательно прилетят к вам и украсят вашу жизнь, как наши голуби – символы мира, украсят наш пейзаж. Прошу!

- Ребята, позвольте мне закончить наш пейзаж. Как вы думаете, чего нам не хватает? Мне кажется, не хватает живительного, согревающего, весеннего солнца!

- Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите и любите свою Родину!!!


Домашнее задание.

  1. Выучить теоретический материал урока (таблица-опора)

  2. Упражнение (РМ)







Обобщение и систематизация на основе таблицы.

Способы передачи чужой речи

С сохранением формы и содержания

Без сохранения всех особенностей речи говорящего

  1. Прямая речь

1)перед словами автора

“П,”-а. “П?”-а. “П!”-а. “П…”-а.

2)после слов автора

А: “П.” А: “П?” А: “П!” А: “П…”

3)с разрывом

“П, – а, – п. (?) (!) (…)”

“П, – а. – П. (?) (!) (…)”

“П? – а. – П. (?) (!) (…)”

“П! – а. – П. (?) (!) (…)”

  1. Диалог

– П? – а

А:

– П. П!

– П?

– П! П. П…

I. Косвенная речь

[A], (косвенная речь)

придаточное изъяснительное с союзами

  • ЧТО//БУДТО (повествовательное),

  • ЧТОБЫ (побудительное)

  • союзными словами ЧТО//КТО//КАКОЙ КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ (вопросительные)


II. Вводные конструкции для передачи источника сообщения

[+++, …].

  1. Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи

[… _ _ _ ].

  • Примеры

Николай Рубцов проникновенно восклицал: “Русь моя, люблю твои берёзы!”

  1. Николай Рубцов проникновенно восклицал, что он любит берёзы Руси.

[– =], (что – =).

  1. По словам Николая Рубцова, он любит берёзы Руси.

[ +++, – = …]

  1. Николай Рубцов проникновенно говорил о любви к берёзам Руси.


Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация на основе таблицы»

Обобщение и систематизация на основе таблицы.

Способы передачи чужой речи

С сохранением формы и содержания

Без сохранения всех особенностей речи говорящего

  1. Прямая речь

1)перед словами автора

“П,”-а. “П?”-а. “П!”-а. “П…”-а.

2)после слов автора

А: “П.” А: “П?” А: “П!” А: “П…”

3)с разрывом

“П, – а, – п. (?) (!) (…)”

“П, – а. – П. (?) (!) (…)”

“П? – а. – П. (?) (!) (…)”

“П! – а. – П. (?) (!) (…)”

  1. Диалог

– П? – а

А:

– П. П!

– П?

– П! П. П…

  1. Косвенная речь

[A], (косвенная речь)

придаточное изъяснительное с союзами

  • ЧТО//БУДТО (повествовательное),

  • ЧТОБЫ (побудительное)

  • союзными словами ЧТО//КТО//КАКОЙ КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ (вопросительные)


  1. Вводные конструкции для передачи источника сообщения

[+++, …].

  1. Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи

[… _ _ _ ].

  • Примеры

Николай Рубцов проникновенно восклицал: “Русь моя, люблю твои берёзы!”

  1. Николай Рубцов проникновенно восклицал, что он любит берёзы Руси.

[– =], (что – =).

  1. По словам Николая Рубцова, он любит берёзы Руси.

[ +++, – = …]

  1. Николай Рубцов проникновенно говорил о любви к берёзам Руси.



Обобщение и систематизация на основе таблицы.

Способы передачи чужой речи

С сохранением формы и содержания

Без сохранения всех особенностей речи говорящего

  1. Прямая речь

1)перед словами автора

“П,”-а. “П?”-а. “П!”-а. “П…”-а.

2)после слов автора

А: “П.” А: “П?” А: “П!” А: “П…”

3)с разрывом

“П, – а, – п. (?) (!) (…)”

“П, – а. – П. (?) (!) (…)”

“П? – а. – П. (?) (!) (…)”

“П! – а. – П. (?) (!) (…)”

  1. Диалог

– П? – а

А:

– П. П!

– П?

– П! П. П…

I. Косвенная речь

[A], (косвенная речь)

придаточное изъяснительное с союзами

  • ЧТО//БУДТО (повествовательное),

  • ЧТОБЫ (побудительное)

  • союзными словами ЧТО//КТО//КАКОЙ КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ (вопросительные)


II. Вводные конструкции для передачи источника сообщения

[+++, …].

  1. Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи

[… _ _ _ ].

  • Примеры

Николай Рубцов проникновенно восклицал: “Русь моя, люблю твои берёзы!”

  1. Николай Рубцов проникновенно восклицал, что он любит берёзы Руси.

[– =], (что – =).

  1. По словам Николая Рубцова, он любит берёзы Руси.

[ +++, – = …]

  1. Николай Рубцов проникновенно говорил о любви к берёзам Руси.



Просмотр содержимого документа
«Практикум»

Практикум. Работа с текстом.

1) «Папа, а что является символом нашей Родины?» - спросил пятилетний Миша у своего отца. 2) Отец, не задумываясь, ответил, что символом России с давних времен считается береза. 3) «Вряд ли можно представить русское поле без белой березки или русский лес без березовой рощи, а баню русскую без березового веника», - подхватила бабуля. 4) Древние славяне говорили о живущих в ней душах умерших. 5) По их мнению, береза была символом возрождения и чистоты. 6) Миша спросил отца о распространенности березы в России. 7) Отец согласился и ответил, что береза отражает состояние души русского человека. 8) По словам бабушки, само слово «береза» означает беречь. 9) «Берегиня – это языческое божество у древних славян, которое считали матерью всех духов, ее как раз и представляли в образе березы», - подвел итог отец.


1 задание для групп: найти предложения

  1. с прямой речью;

  2. с косвенной;

  3. с предложным падежом и предлогом о;

  4. с вводными словами.

2 задание по группам: заменить найденные предложения на конструкции другой структуры:

1 – на дополнение в форме предложного падежа;

2 – на прямую речь;

3 – на предложения с вводными словами, вводящими прямую речь;

4 – на предложения с косвенной речью.


Результаты записывают в рабочих листах:

найденные предложения

переделанные предложения










Практикум. Работа с текстом.

1) «Папа, а что является символом нашей Родины?» - спросил пятилетний Миша у своего отца. 2) Отец, не задумываясь, ответил, что символом России с давних времен считается береза. 3) «Вряд ли можно представить русское поле без белой березки или русский лес без березовой рощи, а баню русскую без березового веника», - подхватила бабуля. 4) Древние славяне говорили о живущих в ней душах умерших. 5) По их мнению, береза была символом возрождения и чистоты. 6) Миша спросил отца о распространенности березы в России. 7) Отец согласился и ответил, что береза отражает состояние души русского человека. 8) По словам бабушки, само слово «береза» означает беречь. 9) «Берегиня – это языческое божество у древних славян, которое считали матерью всех духов, ее как раз и представляли в образе березы», - подвел итог отец.


1 задание для групп: найти предложения

  1. с прямой речью;

  2. с косвенной;

  3. с предложным падежом и предлогом о;

  4. с вводными словами.

2 задание по группам: заменить найденные предложения на конструкции другой структуры:

1 – на дополнение в форме предложного падежа;

2 – на прямую речь;

3 – на предложения с вводными словами, вводящими прямую речь;

4 – на предложения с косвенной речью.


Результаты записывают в рабочих листах:

найденные предложения

переделанные предложения










Итоговый контроль

1. Укажите неверное утверждение.

А. Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемая от его имени.

Б. Диалог обычно оформляется без использования кавычек.

В. Стихотворный текст цитируется только с использованием кавычек.

Г. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.


2. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А. Что с вами приключилось, малыши?

Б. Стой, братцы, стой, кричит Мартышка.

В. В. Г. Белинский писал о том, что стих Пушкина благороден, изящно прост...

Г. Учитель спросил ребят, кто из них дежурит.


3. Укажите предложение с косвенной речью.

А. Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.

Б. «Скоро мост, - предупредил он, - а там и деревня».

В. Дежурный сообщил об отсутствующих.

Г. По словам Ф. М. Достоевского, любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.


4. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

А. Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.

Б. Врач спросил, какая у меня температура.

В. Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.

Г. Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».


5. Укажите верное оформление предложений с прямой речью.

А. «Ну и дождь!» - воскликнул агроном.

Б. «Погоди, капитан», - сказал Дерсу.

В. «Отпусти меня погулять». - Просил Саша.

Г. «Что делать, - спросил Сергей? - Идти дальше?»

Итоговый контроль

1. Укажите неверное утверждение.

А. Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемая от его имени.

Б. Диалог обычно оформляется без использования кавычек.

В. Стихотворный текст цитируется только с использованием кавычек.

Г. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.


2. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А. Что с вами приключилось, малыши?

Б. Стой, братцы, стой, кричит Мартышка.

В. В. Г. Белинский писал о том, что стих Пушкина благороден, изящно прост...

Г. Учитель спросил ребят, кто из них дежурит.


3. Укажите предложение с косвенной речью.

А. Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.

Б. «Скоро мост, - предупредил он, - а там и деревня».

В. Дежурный сообщил об отсутствующих.

Г. По словам Ф. М. Достоевского, любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.


4. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

А. Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.

Б. Врач спросил, какая у меня температура.

В. Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.

Г. Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».


5. Укажите верное оформление предложений с прямой речью.

А. «Ну и дождь!» - воскликнул агроном.

Б. «Погоди, капитан», - сказал Дерсу.

В. «Отпусти меня погулять». - Просил Саша.

Г. «Что делать, - спросил Сергей? - Идти дальше?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!