8 класс
Урок 86. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Цели: познакомить учащихся со способами передачи чужой речи; помочь усвоить значение и синтаксическое построение конструкции «чужая речь»; формировать умение передавать чужую речь разными способами.
Ход урока
Организационный момент.
Целеполагание.
Хвалилась Редька, чуть дыша: «Я с медом очень хороша».
А Мед, не ставя Редьку в грош, сказал, что он и так хорош.
Проблемный вопрос.
- Определите, что общего с точки зрения грамматики русского языка в данных предложениях и чем они отличаются.
Тема нашего урока «Способы передачи чужой речи». Какова будет цель? Она звучит так – сформировать устойчивые знания о разных способах передачи чужой речи.
- Ребята, для того, чтобы этой цели достичь, нам необходимо вместе сформулировать задачи, на реализацию которых и будет направлена наша деятельность. Посмотрите, пожалуйста, в свои рабочие листы. В них я сформулировала те задачи, которые, на мой взгляд, являются самыми важными. Если вы со мной согласны, подтвердите согласие галочкой, а если у вас есть еще предложения – впишите их. И помните, ваше мнение для меня очень ценно.
Постановка задач. Дети работают в своих рабочих листах:
| Выберите подходящие | Отметьте галочкой подходящее | Сформулируйте самостоятельно |
1 | - вспомнить структуру предложений с прямой речью и знаки препинания в них; | | - |
2 | - уметь строить схемы предложений с прямой речью; | | - |
3 | - научиться видеть различия предложений с прямой речью и предложений с косвенной речью; | | - |
4 | - вспомнить, как с помощью вводных слов и дополнений можно передать прямую речь. | | - |
Оценка знаний на начало урока.
- Ребята, данная тема для вас не нова. С нею вы начали знакомиться подробно еще в пятом классе, поэтому я прошу вас обратить внимание на слайд. Перед вами те понятия, которые включает в себя наша тема. Оцените уровень своих знаний.
Для этого на слайде высвечиваются слова: прямая речь, косвенная речь, цитата, диалог, реплика, кавычки, дополнение, вводные слова, «П», - а.
Изучение нового материала.
- Ребята, мы изучаем с вами русский язык, а давайте с вами подумаем и назовем символ России.
Они дают разные ответы, но мне необходимо услышать от них – береза. Далее я обращаю их внимание на доску, на которой прикреплен графический рисунок березы. Наша задача - нарядить ее в зеленую весеннюю листву, выполнив при этом задания по учебнику.
1 группа – задача: изучив материал на стр. 187 обозначить все способы передачи чужой речи и привести примеры.
2 группа – получает конкретную тему «Прямая речь». Задача ребят, изучив материал учебника (параграф 38, стр. 187-188) и найти ответы на вопросы: определение, из чего состоит, знаки препинания, особенности построения схем.
3 группа – косвенная речь. Вопросы по параграфу 39: для чего служат предложения с косвенной речью, что передают, из чего состоят такие предложения, чем соединяются, знаки препинания.
4 группа – диалог. Задача ребят, изучив материал учебника (параграф 38, стр. 190), найти ответы на вопросы: определение, из чего состоит, знаки препинания, особенности построения.
На зеленых березовых листочках ребята пишут ответы на вопросы, приклеивают их, тем самым символ России приобретает весеннее цветение. Полученные результаты вывешиваются на доску.
- Спасибо, ребята! Теперь, благодаря вам, перед нами настоящая русская красавица, та, которой восхищались тысячелетиями и которую воспевали в своих стихах поэты и писатели всех времен.
Практикум.
Работа с текстом.
1) «Папа, а что является символом нашей Родины?» - спросил пятилетний Миша у своего отца. 2) Отец, не задумываясь, ответил, что символом России с давних времен считается береза. 3) «Вряд ли можно представить русское поле без белой березки или русский лес без березовой рощи, а баню русскую без березового веника», - подхватила бабуля. 4) Древние славяне говорили о живущих в ней душах умерших. 5) По их мнению, береза была символом возрождения и чистоты. 6) Миша спросил отца о распространенности березы в России. 7) Отец согласился и ответил, что береза отражает состояние души русского человека. 8) По словам бабушки, само слово «береза» означает беречь. 9) «Берегиня – это языческое божество у древних славян, которое считали матерью всех духов, ее как раз и представляли в образе березы», - подвел итог отец.
1 задание для групп: найти предложения
с прямой речью;
с косвенной;
с предложным падежом и предлогом о;
с вводными словами.
2 задание по группам: заменить найденные предложения на конструкции другой структуры:
1 – на дополнение в форме предложного падежа;
2 – на прямую речь;
3 – на предложения с вводными словами, вводящими прямую речь;
4 – на предложения с косвенной речью.
Результаты записывают в рабочих листах:
найденные предложения | переделанные предложения |
| |
| |
| |
| |
Итоговый контроль
Тест (максимум 5 вопросов) по материалу уроку с вариантами ответов.
1. Укажите неверное утверждение.
А. Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемая от его имени.
Б. Диалог обычно оформляется без использования кавычек.
В. Стихотворный текст цитируется только с использованием кавычек.
Г. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.
2. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).
А. Что с вами приключилось, малыши?
Б. Стой, братцы, стой, кричит Мартышка.
В. В. Г. Белинский писал о том, что стих Пушкина благороден, изящно прост...
Г. Учитель спросил ребят, кто из них дежурит.
3. Укажите предложение с косвенной речью.
А. Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.
Б. «Скоро мост, - предупредил он, - а там и деревня».
В. Дежурный сообщил об отсутствующих.
Г. По словам Ф. М. Достоевского, любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
4. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.
А. Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.
Б. Врач спросил, какая у меня температура.
В. Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.
Г. Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».
5. Укажите верное оформление предложений с прямой речью.
А. «Ну и дождь!» - воскликнул агроном.
Б. «Погоди, капитан», - сказал Дерсу.
В. «Отпусти меня погулять». - Просил Саша.
Г. «Что делать, - спросил Сергей? - Идти дальше?»
Рефлексия.
- Посмотрите, пожалуйста, еще раз на нашу березу. Мне кажется, что пейзаж незакончен. Но мы с вами доказали, что своими знаниями способны творить чудеса. Давайте вместе сотворим чудо! Давайте оживим наш пейзаж и позволим русской красавице зацвести, задышать жизнью.
Березовые сережки символизируют прочность полученных знаний. Если ваши знания прочны, прикрепите свои сережки на нашу картину.
Если в ходе урока у вас остались какие-то сомнения, пусть над нашим символом появится маленькое облачко сомнения, которое обязательно развеется.
Ну а если вы жаждите новых знаний – они обязательно прилетят к вам и украсят вашу жизнь, как наши голуби – символы мира, украсят наш пейзаж. Прошу!
- Ребята, позвольте мне закончить наш пейзаж. Как вы думаете, чего нам не хватает? Мне кажется, не хватает живительного, согревающего, весеннего солнца!
- Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите и любите свою Родину!!!
Домашнее задание.
Выучить теоретический материал урока (таблица-опора)
Упражнение (РМ)
Обобщение и систематизация на основе таблицы.
Способы передачи чужой речи |
С сохранением формы и содержания | Без сохранения всех особенностей речи говорящего |
Прямая речь 1)перед словами автора “П,”-а. “П?”-а. “П!”-а. “П…”-а. 2)после слов автора А: “П.” А: “П?” А: “П!” А: “П…” 3)с разрывом “П, – а, – п. (?) (!) (…)” “П, – а. – П. (?) (!) (…)” “П? – а. – П. (?) (!) (…)” “П! – а. – П. (?) (!) (…)” Диалог – П? – а А: – П. П! – П? – П! П. П… | I. Косвенная речь [A], (косвенная речь) придаточное изъяснительное с союзами ЧТО//БУДТО (повествовательное), ЧТОБЫ (побудительное) союзными словами ЧТО//КТО//КАКОЙ КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ (вопросительные) II. Вводные конструкции для передачи источника сообщения [+++, …]. Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи [… _ _ _ ]. |
Николай Рубцов проникновенно восклицал: “Русь моя, люблю твои берёзы!” | Николай Рубцов проникновенно восклицал, что он любит берёзы Руси. [– =], (что – =). По словам Николая Рубцова, он любит берёзы Руси. [ +++, – = …] Николай Рубцов проникновенно говорил о любви к берёзам Руси. |