СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс. Презентация к уроку №25/02. Величины, характеризующие колебательное движение.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«9 класс. Презентация к уроку №25/02. Величины, характеризующие колебательное движение.»

9 класс.  Урок №25/02. Величины, характеризующие колебательное движение.

9 класс. Урок №25/02.

Величины, характеризующие колебательное движение.

Проверка домашнего задания. Упражнение 23.   1. Рассмотрите рисунок 56 и укажите, какие системы являются колебательными, а какие — нет.

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 23.
  •   1. Рассмотрите рисунок 56 и укажите, какие системы являются колебательными, а какие — нет.
Проверка домашнего задания. а) система не является колебательной;

Проверка домашнего задания.

  • а) система не является колебательной;
Проверка домашнего задания. б) колебательная система;

Проверка домашнего задания.

  • б) колебательная система;
Проверка домашнего задания. в) система не является колебательной;

Проверка домашнего задания.

  • в) система не является колебательной;
Проверка домашнего задания. г) колебательная система;

Проверка домашнего задания.

  • г) колебательная система;
Проверка домашнего задания. д) система не является колебательной;

Проверка домашнего задания.

  • д) система не является колебательной;
Проверка домашнего задания. е) колебательная система.

Проверка домашнего задания.

  • е) колебательная система.
Проверка домашнего задания. Упражнение 23. 2. На рисунке 57 изображён металлический диск, подвешенный на трёх резиновых шнурах. Если диск немного повернуть вокруг вертикальной оси и отпустить, то он будет в течение некоторого времени поворачиваться вокруг этой оси то по ходу часовой стрелки, то против.

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 23.
  • 2. На рисунке 57 изображён металлический диск, подвешенный на трёх резиновых шнурах. Если диск немного повернуть вокруг вертикальной оси и отпустить, то он будет в течение некоторого времени поворачиваться вокруг этой оси то по ходу часовой стрелки, то против.
Проверка домашнего задания. Упражнение 23. Объясните: а) под действием какой силы происходят колебания диска;

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 23.
  • Объясните:
  • а) под действием какой силы происходят колебания диска;
Проверка домашнего задания. Упражнение 23. Объясните: а) под действием какой силы происходят колебания диска; колебания происходят под действием и силы натяжения шнуров;

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 23.
  • Объясните:
  • а) под действием какой силы происходят колебания диска;
  • колебания происходят под действием и силы натяжения шнуров;
Проверка домашнего задания. Упражнение 23. Объясните: б) возникла бы эта сила или нет, если бы диск не действовал на шнуры своим весом;

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 23.
  • Объясните:
  • б) возникла бы эта сила или нет, если бы диск не действовал на шнуры своим весом;
Проверка домашнего задания. Упражнение 23. Объясните: б) возникла бы эта сила или нет, если бы диск не действовал на шнуры своим весом; если бы диск не действовал на шнуры своим весом, сила натяжения шнуров не возникла бы;

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 23.
  • Объясните:
  • б) возникла бы эта сила или нет, если бы диск не действовал на шнуры своим весом;
  • если бы диск не действовал на шнуры своим весом, сила натяжения шнуров не возникла бы;
Проверка домашнего задания. Упражнение 23. Объясните: в) какие тела входят в эту колебательную систему;

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 23.
  • Объясните:
  • в) какие тела входят в эту колебательную систему;
Проверка домашнего задания. Упражнение 23. Объясните: в) какие тела входят в эту колебательную систему; металлический диск, резиновые шнуры, горизонтальная опора для крепления резиновых шнуров, Земля.

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 23.
  • Объясните:
  • в) какие тела входят в эту колебательную систему;
  • металлический диск, резиновые шнуры, горизонтальная опора для крепления резиновых шнуров, Земля.
Проверка домашнего задания. Упражнение 23. Объясните: г) является ли эта система маятником.

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 23.
  • Объясните:
  • г) является ли эта система маятником.
Проверка домашнего задания. Упражнение 23. Объясните: г) является ли эта система маятником. да, эта система является маятником.

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 23.
  • Объясните:
  • г) является ли эта система маятником.
  • да, эта система является маятником.
Проверка домашнего задания. Упражнение 23.   3. Что общего в колебательном движении подвешенного на нити груза (смотри рисунок 52, а) и движении по окружности шара легкоатлетического молота (смотри рисунок 41)? Чем отличаются эти движения?

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 23.
  •  
  • 3. Что общего в колебательном движении подвешенного на нити груза (смотри рисунок 52, а) и движении по окружности шара легкоатлетического молота (смотри рисунок 41)? Чем отличаются эти движения?
Проверка домашнего задания. Общее: - в обоих случаях движение тел периодически повторяется.

Проверка домашнего задания.

  • Общее:
  • - в обоих случаях движение тел периодически повторяется.
Проверка домашнего задания. Различия: - при движении подвешенного на нити груза имеется положение равновесия. Это точка О' в которой груз находится ближе всего к Земле и обладает наименьшей потенциальной энергией. - при движении молота по окружности такой точки нет.

Проверка домашнего задания.

  • Различия:
  • - при движении подвешенного на нити груза имеется положение равновесия. Это точка О' в которой груз находится ближе всего к Земле и обладает наименьшей потенциальной энергией.
  • - при движении молота по окружности такой точки нет.
Опрос. 1. Дайте определение механических колебаний.

Опрос.

  • 1. Дайте определение механических колебаний.
Опрос. 1. Дайте определение механических колебаний. Повторяющиеся через равные промежутки времени движения, при которых тело многократно и в разных направлениях проходит положение равновесия, называются механическими колебаниями.

Опрос.

  • 1. Дайте определение механических колебаний.
  • Повторяющиеся через равные промежутки времени движения, при которых тело многократно и в разных направлениях проходит положение равновесия, называются механическими колебаниями.
Опрос. 2. Какие колебания называются свободными?

Опрос.

  • 2. Какие колебания называются свободными?
Опрос. 2. Какие колебания называются свободными? Колебательные движения, происходящие только благодаря начальному запасу энергии, называются свободными колебаниями.

Опрос.

  • 2. Какие колебания называются свободными?
  • Колебательные движения, происходящие только благодаря начальному запасу энергии, называются свободными колебаниями.
Опрос. 3. Какие системы называются колебательными?

Опрос.

  • 3. Какие системы называются колебательными?
Опрос. 3. Какие системы называются колебательными? Системы тел, которые способны совершать свободные колебания, называются колебательными системами.

Опрос.

  • 3. Какие системы называются колебательными?
  • Системы тел, которые способны совершать свободные колебания, называются колебательными системами.
Опрос. 4. Назовите одно из общих свойств всех колебательных систем.

Опрос.

  • 4. Назовите одно из общих свойств всех колебательных систем.
Опрос. 4. Назовите одно из общих свойств всех колебательных систем. Одно из общих свойств всех колебательных систем заключается в возникновении в них силы, возвращающей систему в положение устойчивого равновесия.

Опрос.

  • 4. Назовите одно из общих свойств всех колебательных систем.
  • Одно из общих свойств всех колебательных систем заключается в возникновении в них силы, возвращающей систему в положение устойчивого равновесия.
Опрос. 5. Приведите примеры колебаний в природе, быту, технике.

Опрос.

  • 5. Приведите примеры колебаний в природе, быту, технике.
Опрос. 5. Приведите примеры колебаний в природе, быту, технике. Движение иглы швейной машины, качелей, маятника часов, вагона на рессорах.

Опрос.

  • 5. Приведите примеры колебаний в природе, быту, технике.
  • Движение иглы швейной машины, качелей, маятника часов, вагона на рессорах.
Опрос. 6. Перечислите тела, входящие в колебательную систему пружинного маятника, нитяного маятника.

Опрос.

  • 6. Перечислите тела, входящие в колебательную систему пружинного маятника, нитяного маятника.
Опрос. 6. Перечислите тела, входящие в колебательную систему пружинного маятника, нитяного маятника. Горизонтальный пружинный маятник: шарик, пружина и вертикальная стойка. Вертикальный пружинный маятник: груз, пружина, штатив и Земля. Нитяной маятник: шарик, нить, штатив и Земля.

Опрос.

  • 6. Перечислите тела, входящие в колебательную систему пружинного маятника, нитяного маятника.
  • Горизонтальный пружинный маятник: шарик, пружина и вертикальная стойка.
  • Вертикальный пружинный маятник: груз, пружина, штатив и Земля.
  • Нитяной маятник: шарик, нить, штатив и Земля.
Опрос. 7. Что такое маятник?

Опрос.

  • 7. Что такое маятник?
Опрос. 7. Что такое маятник? Маятником называется твёрдое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси.

Опрос.

  • 7. Что такое маятник?
  • Маятником называется твёрдое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси.
Изучение нового материала. Определение: «Наибольшее по модулю отклонение колеблющегося тела от положения равновесия называется амплитудой колебаний .»

Изучение нового материала.

  • Определение: «Наибольшее по модулю отклонение колеблющегося тела от положения равновесия называется амплитудой колебаний
Изучение нового материала. Определение: «Наибольшее по модулю отклонение колеблющегося тела от положения равновесия называется амплитудой колебаний .»

Изучение нового материала.

  • Определение: «Наибольшее по модулю отклонение колеблющегося тела от положения равновесия называется амплитудой колебаний
Изучение нового материала. Амплитудой колебаний можно считать угол AOB. Измеряется в градусах.

Изучение нового материала.

  • Амплитудой колебаний можно считать угол AOB.
  • Измеряется в градусах.
Изучение нового материала. Амплитудой колебаний можно считать длину дуги AB. Измеряется в метрах.

Изучение нового материала.

  • Амплитудой колебаний можно считать длину дуги AB.
  • Измеряется в метрах.
Изучение нового материала. Амплитудой колебаний можно считать длину отрезка AB. Измеряется в метрах.

Изучение нового материала.

  • Амплитудой колебаний можно считать длину отрезка AB.
  • Измеряется в метрах.
Изучение нового материала. Амплитудой колебаний можно считать длину полухорды CB. Измеряется в метрах.

Изучение нового материала.

  • Амплитудой колебаний можно считать длину полухорды CB.
  • Измеряется в метрах.
Изучение нового материала. Определение: «Промежуток времени, в течение которого тело совершает одно полное колебание, называется периодом колебаний .»     t – некоторый промежуток времени; N – число полных колебаний, прошедших за этот промежуток времени.   [T]=1с.

Изучение нового материала.

  • Определение: «Промежуток времени, в течение которого тело совершает одно полное колебание, называется периодом колебаний
  •  
  •  
  • t – некоторый промежуток времени;
  • N – число полных колебаний, прошедших за этот промежуток времени.
  •  
  • [T]=1с.
Изучение нового материала. Определение: «Число колебаний в единицу времени называется частотой колебаний .»     N – число полных колебаний; t – промежуток времени, за который эти колебания произошли.   [ν]=1Гц.

Изучение нового материала.

  • Определение: «Число колебаний в единицу времени называется частотой колебаний
  •  
  •  
  • N – число полных колебаний;
  • t – промежуток времени, за который эти колебания произошли.
  •  
  • [ν]=1Гц.
Связь между периодом и частотой колебаний.

Связь между периодом и частотой колебаний.

Формулы для расчёта периода колебаний  нитяного и пружинного маятников. Пружинный маятник. Нитяной маятник.             l – длина нити; g – ускорение свободного падения. m – масса груза; k – жёсткость пружины.

Формулы для расчёта периода колебаний нитяного и пружинного маятников.

Пружинный маятник.

Нитяной маятник.

  • l – длина нити;
  • g – ускорение свободного падения.
  • m – масса груза;
  • k – жёсткость пружины.
Изучение нового материала. За промежуток времени, равный периоду колебаний, колеблющееся тело проходит расстояние равное четырём амплитудам.

Изучение нового материала.

  • За промежуток времени, равный периоду колебаний, колеблющееся тело проходит расстояние равное четырём амплитудам.
Фаза колебаний. Если скорости маятников в любой момент времени направлены одинаково, то такие маятники колеблются в одинаковых фазах .

Фаза колебаний.

  • Если скорости маятников в любой момент времени направлены одинаково, то такие маятники колеблются в одинаковых фазах .
Фаза колебаний. Если в любой момент времени скорости маятников направлены в противоположные стороны, то такие маятники колеблются в противоположных фазах .

Фаза колебаний.

  • Если в любой момент времени скорости маятников направлены в противоположные стороны, то такие маятники колеблются в противоположных фазах .
Фаза колебаний. Если скорости маятников направлены то в одну сторону, то в разные стороны, то говорят, что маятники движутся с некоторой разностью фаз .

Фаза колебаний.

  • Если скорости маятников направлены то в одну сторону, то в разные стороны, то говорят, что маятники движутся с некоторой разностью фаз .
Решение задач. Упражнение 24.   1. На рисунке 62 изображены пары колеблющихся маятников. В каких случаях два маятника колеблются: в одинаковых фазах по отношению друг к другу; в противоположных фазах?

Решение задач.

  • Упражнение 24.
  •  
  • 1. На рисунке 62 изображены пары колеблющихся маятников. В каких случаях два маятника колеблются: в одинаковых фазах по отношению друг к другу; в противоположных фазах?
Решение задач. Маятники колеблются в одинаковых фазах по отношению друг к другу на рисунке 62 б).

Решение задач.

  • Маятники колеблются в одинаковых фазах по отношению друг к другу на рисунке 62 б).
Решение задач. Маятники колеблются в противоположных фазах на рисунках 62 а), в), г).

Решение задач.

  • Маятники колеблются в противоположных фазах на рисунках 62 а), в), г).
Решение задач. Упражнение 24.  6. Амплитуда колебаний груза на пружине равна 10см, частота 0,5Гц. Какой путь пройдёт груз за 2с?

Решение задач.

  • Упражнение 24.

  • 6. Амплитуда колебаний груза на пружине равна 10см, частота 0,5Гц. Какой путь пройдёт груз за 2с?
Решение задач. Упражнение 24.  6. Амплитуда колебаний груза на пружине равна 10см, частота 0,5Гц. Какой путь пройдёт груз за 2с? l=0,4м

Решение задач.

  • Упражнение 24.

  • 6. Амплитуда колебаний груза на пружине равна 10см, частота 0,5Гц. Какой путь пройдёт груз за 2с?
  • l=0,4м
Домашнее задание. §24, §25. Упражнение 24(2-5).

Домашнее задание.

  • §24, §25.
  • Упражнение 24(2-5).