СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс. Сложное предложение. Работа с текстом.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаются разные вопросы и задания к тексту к обобщающему уроку по теме "Сложное предложение".

Просмотр содержимого документа
«9 класс. Сложное предложение. Работа с текстом.»


9 класс. Сложное предложение.


Задание №1. Текст.


В чем же состоит назначение пунктуации?

К. Паустовский в повести «Золотая роза» вспоминает, как однажды знакомый писатель принёс в редакцию рассказ. Этот рассказ был интересен по теме, но совершенно неудобочитаем. И вот корректор взял рукопись и поклялся, что исправит её, не выбросив и не вписав ни одного слова…

«На следующее утро, - вспоминает К. Паустовский, - я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

- Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?

- Да просто расставил правильно все знаки препинания…»

И далее Паустовский так определяет роль знаков: «Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

«Держать текст» - это и есть назначение пунктуации. «Держать текст» - значит расчленить его так, чтобы сообщить смысловую и грамматическую чёткость, значит добиться адекватности воспринимаемого написанному.

В устной речи интонация передаёт некие смыслы и эмоции (например, интонация конца, интонация разъяснительная, восклицательная, противопоставления и т.д.). В письменной же речи те же смыслы и эмоции (т.е. которые передаются интонацией в устной речи) фиксируются знаками препинания. Поэтому читающий, ориентируясь на знаки препинания, восстанавливает и воспроизводит эти интонации. Известное выражение «читать знаки препинания» означает понимание передаваемого посредством знаков смысла. (Н. С. Валгина)



Вопросы и задания


  1. Прочитайте текст. Как его можно озаглавить? Предложите два варианта названия. (1балл)


  1. Сформулируйте основную мысль текста, используя для ответа один из видов СП. (1 балл)


  1. Определите тип текста. (1 балл) Докажите своё утверждение. (1 балл)


  1. Определите стиль текста. (1 балл). Докажите своё утверждение.(1 балл)


  1. Какова роль повтора словосочетания «держать текст»? (1 балл)


  1. Выделите орфограммы во втором абзаце. Не менее 10 орфограмм. (1 балл)


  1. Объясните постановку тире в первом предложении. Графически или словесно (1 балл)


  1. Найдите 1 предложение с однородными членами, подчеркните их как члены предложения. (1 балл)


  1. Найдите 2 сложных предложения, подчеркните в них грамматические основы. (2 балла)


  1. Составьте схемы этих предложений. (2 балла)






Задание 2. Конструктор предложений



       Даны два события.


Весной можно ждать большого наводнения и Зима была снежной.


Между ними существуют причинно-следственные отношения.
Как эти отношения можно выразить?


Запишите возможные варианты и дайте каждому синтаксическую характеристику, указав средство выражения этих отношений.