СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс. Упражнения на повторение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 9 классе значительное время должно отводиться на повторение материала, изученного за курс 5-9 кл. Однако учебники, как правило, предоставляют мало практических упражнений для этого. Я предлагаю такие упражнения для повторения пройденного.

Просмотр содержимого документа
«9 класс. Упражнения на повторение.»

П О В Т О Р Е Н И Е

Упр. № 1

Объяснить правописание чередующихся корней. С тремя словами придумать такие предложения, чтобы в каждом были знаки препинания при оборотах с предлогами.

Решить ур..внение, подр..внять волосы, ур..вень воспита..ости, разделим пор..вну, жить на р..внине, ср..нять счет, ср..внять с землей, выр..внять дорожки, раств..римый кофе, старая утв..рь, подр..стает молодеж(?), небольшой возр..ст, тоненький р..сток, приехал Р..стислав, улетел из Р..стова, возмущение нар..стает, пт..нцы подр..сли, отп..раться бесполезно, разд..рать на части, на з..ре отправимся, прик..саться к дверям, прик..снуться к его одежде, бл..стательная п..вица, бл..стящие способности, тучи заст..лают небо, накл..няешься к земле, переизб..рают на новый срок, выб..рут новую жизнь, раст..рать в порошок, ум..рающий лебедь, сл..гаемые успеха, разл..жить на множители, выск..чил из-за угла.

Упр. № 2

Объяснить постановку знаков препинания и правописание чередующихся корней. Выполните фонетический разбор выделенного слова.

1 Сходи к парикмахеру дочка сказала мама Тебе давно пора подр..внять волосы. 2. Товарищ(?) генерал на р..внине я вижу вражеские танки громко сказал радист. 3. Дожди все не пр..кращаются и ур..вень воды в реках очевидно будет только повышаться. 4. Пушки палили весь день и естественно к вечеру ср..вняли город с землей. 5. Наши футболисты если постараются смогут ср..внять счет. 6. Я то(же) подумал что если Р..стислав немедле(н-нн)о не выед..т в путь то непр..менно опоздает к самолету. 7. Возр..ст нашего города почти две тысячи лет. 8. Наша первая задача посетить Р..стов. 9. Несмотря на то что прод..раться сквозь эти заросли было вовсе (не)просто отряд постепенно продвигался вперед. 10. Словно дикие звери набросились они на продукты так что ни о какой дележке пор..вну не могло идти и речи.

Упр. № 3

Объяснить правописание мягкого знака. Выписать по два примера на согласование, управление и примыкание.

Глубокая тиш(?), вкус(?)ный борщ(?), разрушение жилищ(?), мороз жгуч(?), танцует молодеж(?), познаком(?)тесь со сверс(?)никами, расп..хнуть настеж(?), вышла замуж(?), работа камен(?)щиков, пред(?)явление претензий, непод(?)ёмная ноша, разоб(?)ет непр..менно, план хорош(?), ра(з-с)цвел ландыш(?), сверх(?)естестве(н-нн)ые явления, сверх(?)мощ(?)ный двигатель, меж(?)языковые явления, меж(?)региональные соревнования, воет в(?)юга, в(?)езд запрещен, туш(?) для ресниц, из(?)явить желание, сплош(?) покрыт, среди рощ(?), вып(?)ет (пол)чашки, представ(?)те пр..видение, предостереч(?) от беды, точ(?)-в-точ( ?)

Упр. № 4

Объяснить постановку знаков препинания и правописание мягкого и твердого знаков. Из предложений 1 – 3 выпишите метафору.

1 В комнате было очень душно и молодеж(?) предложила открыть все окна настеж(?). 2. Действительно ее волосы каштановой волной спадающие с плеч(?) были очень красивы. 3. Заметив в чужой работе какой-нибудь из(?)ян мастер очень горячился и бранил подчиненного но впрочем никогда не об(?)являл письме(н-нн)ого выговора. 4. Пред(?)юбилейный день выдался очень хлопотным требовалось проверить списки приглашенных проследить за работой поваров закупить цветы. 5. Из этих нитей в(?)ют канаты то есть очень длинные и крепкие веревки. 6. Появление призрака сверх(?)естестве(н-нн)ое явление. 7. Помимо всего этого в энциклопедии содержалась информация про взрыв сверх(?)новой звезды 8. Обязательно познаком(?)тесь с этим человеком посоветовал Штольц Он расскаж..т вам много интересного.

Упр. № 5

Объяснить правописание приставок ПРЕ и ПРИ. С тремя словосочетаниями придумать такие предложения, чтобы в каждом из них были знаки препинания при любых видах оборотов.

Дом пр..старелых, увид..ли пр..видение, пр..соединить новые земли, каша пр..горела, непр..рывное движение, пр..спокойно улыбался, пр..кусить языч..к, (не)много пр..пугнуть, пр..сечь разговоры, пр..пудрить нос, пр..морская деревня, чуть-чуть пр..задуматься, непр..менно успеем, непр..станно перебиваеш(?), пр..обрел вредные привычки, пр..чесал волосы, пр..грелся у печки, пр..сыпал землей, пр..высил свои полномочия, совершил пр..дательство, пр..плыл к берегу, непр..взойденный мастер, далекое-пр..далекое детство, пр..нарядиться к празднику, пр..градить путь, пр..давить своей тяжестью, пр..паять пластинку, пр..под..вать (по)новому, пр..неприятное известие, пр..лестный ребенок, пр..крыть голову, пр..восходный напиток.

Упр. № 6

Расставить и объяснить знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в предложениях № 6 и 9

1 Мордовцев сдержал свое слово и когда императрица пр..бывала в хорошем расположении духа подошел к ней с просьбой. 2. Мы понимали что если поезд не пр..будет вовремя то все наши усилия потраче..ы (в)пустую. 3. Маша молча повиновалась и пр..итворив дверь вышла из комнаты. 4. Странно но если Маша пр..творялась всем довольной никто не замечал что это не так. 5. Будешь пр..давать значение таким мелочам никогда не сделаешь работу в срок.6. Тарас Бульба был потрясен его сын стал пр..дателем.7. Невзирая ни на что Лермонтов пр..клонялся перед гением Пушкина. 8. С одной стороны Корчагин восхищался эти непр..клонным человеком с другой его жесткость вызывала нериятие. 9. Безусловно генерал смевший взять такую непр..ступную крепость должен быть награжден орденом.

Упр. № 7

Объяснить правописание О и Ё после шипящих.С тремя словосочетаниями придумать такие предложения, чтобы в каждом из них были знаки препинания при прямой речи ( схема – слова автора разрывают прямую речь ).

Реш..тка, трещ..тка, щ..тки, ш..рох, ш..пот, плеч..м, боч..нок, реч..нка, береж..т, окруж..нный, кирпич..м, свеч..й, деш..вый, капюш..н, ш..рстка, ш..лковый, лж..т, вооруж..н, холщ..вый, ч..рствый, волч..нок, борщ..м, переж..вывать, заж..г, пш..нка, ноч..вка, кипяч..ный, старич..к, борьба с саранч..й, приглуш..нный, девч..нки, ж..луди, крыж..вник, ж..лтый, крюч..к, руч..нки, ч..рный, грач..м, ш..в, береж..ш(?), пораж..нный, туш..нка, уч..ный, уч..ба, чащ..ба, расч..т, камыш..м, рж..т, маяч..к, зажж..т.

Упр. № 8

Объяснить вставленные буквы. Просклонять выделенное словосочетание.

Посе..нная рожь, потер..нные деньги, замет..вший опасность, увид..вший чудо, стел..щиеся растения, стро..щийся дом, постро..вший дом, бор..щийся с врагом, кол..щее оружие, тяжело дыш..щий, зала..вшая собака, та..щий снег, раста..вший снег, ка..щийся грешник раска..вшийся пр..ступник, колебл.щийся человек, колебл..мый на ветру, невид..мый герой, всеми ненавид..мый, ненавид..вший ложь, самокле..щаяся пленка, прикле..в бумагу, независ.мое расследование. Завис..щий от обстоятельств, пол..щий сорняки, терп..щий боль, наде..щиеся на чудо, понаде..явшись на тебя.

Упр. № 9

Объяснить вставленные буквы по теме «Спряжение глагола». С тремя словосочетаниями придумать такие предложения, чтобы в каждом из них были знаки препинания при союзах или союзных словах.

Маш..т рукой, пропол..т сорняки, прочист..т трубы, угон..т машину, подпрыгн..т от радости, увид..ть льва, увид..л котенка, увид..т ровес(?)ников, накол..т дров, они кол..т дрова, дым стел..тся, растения стел..тся, ищ..т пр..ступника, буд..т работать, разбуд..т нас, завис..ть от погоды, мама обид..тся, колыш..тся на ветру, колебл..тся от ветра, запомн..м навсегда, скач..т по тропинк(е-и), (не)плохо держ..тся, слыш..шь шорохи, он завис..л от капитана, плещ..тся в воде, прос..т о помощи, человек завис..т от природы, законч..т работу, расплач..тся от боли, ненавид..т врагов, человек бор..тся со стихией, воины бор..тся.

Упр. № 10

Объяснить орфограммы по теме «Спряжение глагола» С тремя словосочетаниями придумать сложносочиненные предложения.

Дыш..т в спину, распаш..т целину, колыш..тся на ветру, трос(?)ник колебл..тся, очень ненавид..т, вымоч..т в воде, высуш..т на солнце, увид..ть (в)дали, увид..л вас, увид..м потом, застел..т кровать, люди бор..тся с судьбой, рабочие кол..т дрова, раскол..т пополам, верт..тся вокруг нас, подскоч..т до потолка, проед..м по улице, замет..ли немцев, раста…л снег, выключ..т компьютер, застон..т от боли, очень обид..ть, он очень обид..тся, завис..ли от царя, мы завис..м от вас, мел..т чепуху, они стро..т дома, плохо слыш..т, прогон..т проч(?), (на)всегда запомн..шь, громко крикн..шь, остан..мся здесь, (не)плохо держ..шься.

Упр. № 11

Объяснить знаки препинания и правописание личных окончаний глаголов. Выписать 3 примера на управление.

1 Собач..нка заметив котенка громко зала..ла а тот съёжившись прижался к забору. 2. Чем быстрее вы застел..те свои кровати тем раньше мы пойдем на речку говорила Ольга Петровна детям. 3. Он кол..т дрова словно профессиональный лесоруб не пр..рываясь ни на минуту. 4. Моя мечта увид..ть Париж. 5. Оля моя младшая сестренка (не)сразу увид..ла воздушного змея но когда все-таки замет..ла его захлопала в ладоши от восторга. 6. Отец сказал что если его сын увид..т какой-нибудь (не)обычный предмет то обязательно покаж..т ему. 7. Остан..шься здесь погибн..шь. 8. Действительно зима чувствовалась уже во всем пове..ли холодные ветры упала температура воздуха а кое-когда в воздухе даже порхали снежинки. 9. Сережа мне кажется даже на замет..л когда раста..л снег.

Упр. № 12

Объяснить правописание Н и НН. С тремя словосочетаниями придумать такие предложения, чтобы в каждом из них союз «И» связывал однородные сказуемые.

Кожа..ое п..льто, иностра..ый язык, разорва..ые листки, рва..ый в клочья, невида..ый зверь, зашифрова..ый текст, поездка организова..а, пута..ая реч(?), торфя..ые болота, потеря..ый ключ(?), стекля..ый колпач..к, ветр(е-я)..ый понедельник, ветр(е-я)..ая мельница, безветре..ая погода, мыши..ый писк, дикови..ое животное, глуби..ые воды, нехоже..ые тропы, кипяче..ое молоко, рассыпа..ый горох, жаре..ый в масле, ране..ый воин, ране..ый копьем, беше..ый ветер, испуга..о вскрикнуть, богатый родстве..ик, все слова сказа..ы, нежда..о-негада..о встретиться, войти в гости..ую, оловя..ый солдатик, вяза..ая кофта, внутре..ий мир.

Упр. № 13

Объяснить правописание Н и НН. С тремя словосочетаниями придумать такие предложения, чтобы в каждом из них были знаки препинания при вводных словах..

Непропече..ый хлеб, пече..ая картошка, златотка..ая скатерть, пенсио..ая реформа, сушё..ый на солнце, грибы засуше..ы, неожида..о приехал, говорит взволнова..о, уравнение реше..о, растет листве..ица, изолирова..ая комната, овся..ое печенье, слома..ый росток, неслыха..ое пр..ступление, кова..ая сабля, прикова..ый Прометей, скова..ы попарно, стекля..ый шарик, просея..ая мука, непроше..ые гости, гружё..ые кирпич..м, соболи..ые брови, предли..ая история, дли..а отрезка, смышле..ый малыш, пута..о говорит, нитки перепута..ы, нечище..ые сапоги, жела..ый подарок небелё..ые хаты, серебря..ый голосок, некраше..ые полы.

Упр. № 14

Объяснить правописание Н и НН и постановку знаков препинания. Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

1 Есть почему-то не хотелось и дети отказались от обеда взяв себе только овся..ые хлопья. 2. Мама нажарила много кури..ых котлет и когда дети пришли положила каждому на тарелку по три котлеты. 3. Мать сердито заметила что если сын (не)медле..о не соб..рет разброса..ые вещи она не возьмет его с собой в парк. 4. Наташа пр..неси мне суше..ые грибы я хочу из них кое-что приготовить. 5. Так разговаривать с царем дерзость неслыха..ая. 6. Я пожалуй возьму железное ведро а ты деревя..ое. 7. По мнению Маши незва..ых гостей вообще не следовало принимать но бабушка разумеется не согласилась с ней и тяжко вздохнув велела лакею провести их в гости..ую. 8. Князь оч..рова..ый красотой Наташи написал ей письмо на которое она однако отвечать не стала. 9. По-моему об(?)ясняешь ты все слишком пута..о недовольно пробурчал Антон Думаю тебя никто не понимает.

Упр. № 15

Объяснить правописание НЕ с разными частями речи. С тремя словосочетаниями придумать такие предложения, чтобы в каждом из них были знаки препинания при вводных словах.

(Не)слишком расстроился, (не)внимательно слушал, (не)только такие, (не)доверчивый подросток, (не)грамотность народа, (не)летающие птицы, (не)разреза..ый на куски, книга (не)прочита..а, (не)пролитые слезы, вовсе (не)умно, совсем (не)далеко, далеко (не)верно,(не)было ко(л-лл)екции, ничего (не)зная, н..(с)кем (не)повидался, никем (не)замеченный, все пути (не)пройде..ы, (не)дальновидное решение, отнюдь (не)богатый, (не)рассказа..ая сказка, (не)белё..ые хаты, (не)раскрашенный до конца; (не)радостный, а унылый; (не)торопливость движений, поговорим (не)здесь, мне это (не)интересно, заметил (не)вдалеке, нисколько (не)смешной.

Упр. № 16

Объяснить постановку знаков препинания и правописание НЕ с разными частями речи. Выполнить фонетический разбор слова «ЯРОСТЬ»

1 Стоит ранняя весна и на улице еще (не)очень тепло. 2. Ты сынок поступил очень (не)красиво строго сказала мама Почему ты (не)подумал о других людях? 3. Иван Петрович встретил незва..ых гостей отнюдь (не)приветливо так что они естественно сразу почувствовали себя (не)уютно. 4. Эта книга вовсе (не)известная широкому кругу читателей на Вадима произвела огромное впечатление. 5. В первую очередь его пр..влекала Аляска еще толком (не)изученная в то время. 6. Всякая мелоч(?) даже (не)покрашенная урна для мусора вызывала (не)довольное бурчание Данилыча. 7. Каждый раз он показывал учителю (не)выполенную работу а сдела..ую лишь (на)половину за что разумеется получал выговор. 8. Тогда Колычев возразил что мальчишка оказался очень (не)расторопным и что он вообще не вид..т смысла кормить лишний рот.

Упр. № 17

Определить, НЕ или НИ пишется в предложениях. Два предложения распространите вводными словами.

1 Я никогда н.. встречался в своей жизни ни с чем особенно таинстве..ым. 2. Сколько н.. встречал я людей по дороге, все они держались со мной приветливо. 3. Больше всего лесник н.. любил (не)проше..ых гостей. 4. Как н.. любил отец охоту, но по настоянию врачей вынужден был отказаться от нее.5. В какой бы станице Пушкин н.. побывал, люди везде тепло отзывались о Пугачеве. 6. Я н.. раз задавался вопросом : а так ли уж правы мы в своей ненависти? 7. Я то(же) пытался отгадывать, но н.. разу не ответил верно. 8. Он пришел н.. одни. 9. Н.. один из них не шелохнулся. 10. Даже когда смерть смотрела ему в лицо, славный витязь н.. растерялся. 11. Когда н.. придешь к бабушке, у нее всегда на столе есть что-нибудь вкусненькое.

Упр. № 18

Объяснить правописание наречий. С двумя словосочетаниями придумать такие предложения, чтобы в них были знаки препинания при прямой речи( схема – разрыв прямой речи словами автора.

Слетелись (ото)всюду, сидеть (в)потьмах, бросились (в)рассыпную, запомнить (на)вечно, (в)даль моря, (в)доль моря, (на)искосок от ёлки, сделаю (по)своему, (по)маленьку учусь, ползёт (по)черепашьи, оденься (по)красивее, подошел (в)плотную, перевязать крест(на)крест, точь(в)точь такой, бок(о)бок с опасностью, поговорим друг(с)другом, бродить туда(сюда), (с)начала года, (в)начале прочти инструкцию, увид..л (из)далека, поверни (на)лево, (по)зимнему морозно, (по)зимнему лесу, поднялся (на)верх, боли (в)низу спины, пронзить (на)сквозь, быстро(пре)быстро бегал, уехал (на)долго, (в)глубь продвигаемся, упасть (на)бок, повернуть голову (в)бок, разломали (на)двое, (в)трое больше, сели (по)двое, стоять (на)смерть, (на)половину седой

Упр. № 19

Объяснить правописание наречий. Придумать два предложения со словом «вдаль», чтобы в одном оно писалось слитно, а в другом – раздельно.

Живу (на)против, запомнил (на)всегда, (в)начале страницы, (с)начала выспись хорошенько, (в)глубь земли, (в)доль стены, (за)частую опаздывал, еле(еле) запомнил, долго(пре)долго ждали, держу крепко(на)крепко, точь(в)точь такие косы, в конце(концов) сделаешь, заехать (в)бок, беседовать (по)чешски, (по)тихоньку изучаю, встретились (по)родственному, заглядывайте (по)соседски, будь (по)вашему, судя (по)вашему поведению, уходите (по)быстрее, (кое)как выполнил работу, (по)этому я остаюсь, бросились (в)догонку, построим (с)лева от вас, (по)началу огорчился, известен (из)давна, наелись, чирикать (по)птичьи, пр..двинуться (в)плотную, упали (в)низ, взлетел (в)верх.

Упр. № 20

Переписать, раскрывая скобки. Придумать два своих словосочетания со словом НАВСТРЕЧУ, чтобы в одном из них оно писалось слитно, а в другом – раздельно.

(На)встречу судьбе, (на)встречу с родителями, (на)встречу новой жизн(е-и), (в)течени.. (полу)часа, (в)течени.. реки, (в)течени.. четверти, (в)следстви.. дождей, (в)следстви.. по вашему делу, (в)продолжени.. суток, (в)продолжени.. рассказа, положить (на)счет, побеседуем (на)счет этого, споры (на)счет Ленина, (не)смотря на опасность, (не)смотря по сторонам, (не)взирая на трудности, (в)виду сильных холодов, имеешь (в)виду, (в)виду всего этого, осадки (в)виде дождя, я то(же) так считаю, мы то(же) опоздали, то(же)самое, поступай всегда так(же), принеси так(же) ещё конфеты, говори то(же), что и вчера. (в)отличи.. от нас.

Упр. № 21

Переписать, раскрывая скобки. С тремя словосочетаниями придумать такие предложения, чтобы в каждом из них были знаки препинания при вводных словах «действительно» и «однако».

Северо(восточный), восточно(европейский), изумрудно(зеленый), вечно(зеленый), русско(английский), южно(русский), светло(русый), военно(морской), немецко(фашистский), (восточно)сибирский, бледно(голубой), финансово(экономический), бело(каменный), бело(снежный), снежно(белый), мясо(молочный), (военно)патриотический, кисло(молочный), (пол)лица, (пол)неба, (пол)арбуза, (полу)автомат, (пол)Европы, (пол)Сибири, (пол)страны, (пол)упражнения, (впол)силы, он(таки) пришел, Коля(таки) пришел, пришел(таки) домой, дело(таки) сладилось, выучил(таки) уроки, пришел(бы) (во)время .

Упр. № 22

Расставить и объяснить знаки препинания. Подчеркните все слова в предложениях № 3 и 5 .

1 Почему ты выполнил только (пол)упражнения строго спросил учитель К сожалению я не смогу поставить тебе высокую отметку. 2. Он чуть ли не (пол)квартиры забил какими-то странными вещами огромными карто..ыми коробками банками из-под краски пластиковыми бутылками и даже рва..ыми полиэтиленовыми пакетами. 3. Старый (полу)шубок единстве..ая вещ(?) которая осталась нам от бабушки. 4. Переведешь (пол)листа сможешь отдохнуть. 5. Очевидно Егор пол..гал что (пол)Москвы разделяет такие взгляды. 6. Веранду он(таки) достроил но сразу после того как надменный помещик принял его работу ушел в неизвес(?)ном направлении. 7. Задача перед нами стоит довольно(таки) непростая хотя если разобраться простых задач(?) правительство перед нами и не ставит.

Упр. № 23

Переписать, раскрывая скобки. Продолжить словарный диктант своими четырьмя словосочетаниями.

Про(ф-фф)е(с-сс)иональный ко(л-лл)ектив, пят(?)сот ки(л-лл)огра(м-мм)ов, пят(?)надцать ки(л-лл)о(м-мм)етров, и(с-сс)ку(с-сс)ная п..вица, и(с-сс)ку(с-сс)тве(н-нн)ые те(р-рр)а(с-сс)ы, пр..красная ко(л-лл)екция, (не)большое ко(л-лл)ичество, пр..од..леть пр..пя(д-т)ствия, б..рдовое п..льто, на а(л-лл)ее б..гровые листья, сл..вянская письме..ость, вовсе (не)значительное прои..шествие, (не)за(ж-жж)ё(н-нн)ый огонь, идеш(?) (в)доль тра(с-сс)ы, пр..кратить сопрот..вление, как(будто) не вид..т, ровес(?)ники бор(ю-я)тся между собой, (з-с)десь пр..обладают мои сверс(?)ники, вря(д-т)(ли) он накол..т дров, отнюдь (не)смешная пье(с-сс)а, пр..следую пр..ступника, всё(равно) колыш..тся на ветру, всё(таки) он пр..успел в жизн(и-е).

Упр. № 24

Объяснить все вставленные буквы. Выполните синтаксический разбор первого предложения.

1. Всматриват(?)ся (в)даль пришлось долго но в конце(концов) он увид..л(таки) на гор..зонте гордый парусник. 2. Царевич(?) ударил слугу наотмаш(?), и тот упал навзнич(?). 3. Рядом с клеткой для ц..плят вдруг мелькнул лисиц..н хвост. 4. Я то(же) получил жела..ый подарок. 5. Рядом с дровя(н-нн)м складом ты увид..шь мужчину в б..рдовом пиджаке и тр..уголке.6. (По)среди комнаты стоял кова..ый сундуч..к. 7. (На)встречу им попадались только ничем (не)примечательные люди. 8. Как н.. об(?)яснял пр..под..ватель способ решения этого ур..внения, дети всё(равно) его не поняли. 9. На лицо его падали давно (не)стриже(н-н)ые волосы. 10. Он прогон..т проч(?) все твои печали. 11. Р..внина тон..т в тумане, стел..щемся по земле.

Упр. № 25

Объяснить все вставленные буквы. Два предложения (на выбор )дополните подходящими по смыслу вводными словами.

1 В (конце)концов пред(и-ы)стория закончилась, и начался рассказ о самом пут..шествии по (северо)американским прериям. 2. Он ищ..т пр..ступника (в)слепую. 3. Они поделили найде..ые сокровища пор..вну, (по)братски. 4. На те(р-рр)а(с-сс)е осталась сидеть только женщина в вуал.. .5. Перед моими глазами был только трос(?)ник, колебл..мый ветром. 6. Ра(с-сс)крыть это пр..стпление вряд(ли) возможно. 7. Рядом с пож..лым пр..вартником стоял воин в бл..стящ..м панц..ре. 8. Он н.. разу не обращался к услугам р..стовщика. 9. По дороге медле..о двигался обоз, гружё..ый мороже..ой рыбой. 10. Идти по (не)коше..ой траве было довольно(таки) (не)просто. 11. Он поднес смоля..ой факел к куче хвороста и подж..г ее.

Упр. № 26

Расставить и объяснить знаки препинания по теме «Вводные слова и предложения, вставные конструкции.» Определить тип связи слов в выделенных словосочетаниях( их 5).

1 Очевидно ра(с-сс)читывать вам придется только на себя хоть я безусловно постараюсь подоспеть на помощ(?). 2. Сазонов пол..гал что преодолеть такое ра(с-сс)тояние за сутки вряд ли реально но возможно его ра(с-сс)четы были неверны. 3. По словам министра организовать бе(з-с)перебойную связь с материком в таких условиях (не)возможно. 4. Теперь я думаю вы и сами понимаете какой бе(з-с)честный поступок совершили эти люди. 5. Впрочем атаман и сам не знал как поступить. С одной стороны дарить землю пришлым было нельзя с другой они работали лучше местных. 6. Гроза началась на ра..вете Егор из-за переживаний не спал всю ночь и потому точно знал время а закончилась только в обед. 7. Роза цветок капризный. Значит обращаться с ним надо особенно бережно.

Упр. № 27

Расставить и объяснить знаки препинания по теме «Разные виды оборотов». Выполните синтаксический разбор предложений № 3

1 Помахивая ведерком и напевая задорную детскую песенку Вадька шел (в)доль забора. 2. Молодые люди упрямо продв..гались (в)глубь леса невзирая на то что дорога с каждым шагом становилась все труднее. 3. Она продолжала стоять на причал(е-и) не зная что интересующий ее корабль уже давно скрылся (в)дали. 4. Во-первых вы (с)начала года получали уже довольно(таки) много предупреждений (на)счет поведения вашего сына. Во-вторых ребенок пропустивший почти пять недель должен быть отчислен. 5. Испуга..ые выстрелами они бросились (в)рассыпную. 6. Огромные словно ягоды градины падали на подоконник.7. Здесь в Нюрнберге он разумеется почти не встречал людей говорящих (по)русски. 8. (В)переди ее ждала новая жизнь полная радужных надежд и мечтаний.

Упр. № 28

Расставить и объяснить знаки препинания на разные темы пунктуации. Выполните синтаксический разбор предложения № 6

1 Все молодые художники кроме Репина регулярно посещали эти вечера невзирая на то что они всем казались чрезвычайно скучными. 2. Иван обвинил товарища в грубости и кроме того указал на погрешности в его работе. 3. Действительно все собаки помимо Зиновьевских не смогли преодолеть эти препятствия. . 4. Виктор правда в эти байки не верил но во-первых не хотел мешать наивной вере Оли а во-вторых не хотел пр..влекать к себе внимание лишним разоблачением. 5 А по-моему программа телепередач(?) составлена (не)слишком удачно. 6.Мраморная колонна воздвигнутая в честь победы наших войск стоит на высоком холме и подняться к ней непросто.7. Весна нынче выдалась холодная однако с..рень всё(таки) расцвела вовремя. 8.Ты однако уже большой мальчик так что должен сам заст..лать свою кровать.

Упр. № 29

Расставить и объяснить знаки препинания в синтаксических конструкциях с союзом «КАК». Выполнить фонетический разбор выделенного слова.

1 Холодные как у ящерицы глаза его наводили ужас на подчиненных. 2. По вечерам отец как всегда читал газету сидя у камина. 3. За время учебы в нашем институте он зарекомендовал себя как очень хороший студент. 4. Я здесь родился и эти места знаю как свои пять пальцев. 5. Мои старики как жили в ветхом домишке на краю села так и сейчас живут. 6. По вечерам бабушка рассказывала как Иван боролся с Кощеем Бессмертным и как Маша и Ивашкой спасались от бабы Яги. 7. Как только спектакль закончится сразу иди к выходу нигде не задерживаясь. 8. Как участник боевых действий он имеет право на некоторые льготы. 9. Виктор как только приехал сразу стал наводить в дом свои порядки.

Упр. № 30

Расставить знаки препинания в связном тексте. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения.

Осенние птицы

Осень. Серое как сталь небо. Старые деревья разумеется давно облетели. Только (кое)где березки сохр..няют свои л..сточки которые бл..стают золотом когда их к..саются лучи (не)высокого осеннего солнца. (Не)далеко от березок р..стут (вечно)зеленые сосны и ели радуя наш глаз своими костюмами. Если вокруг будет тихо вы наверное сможете услышать прыжки зайца. С..ницы которые не улетают на зиму перес..лились (по)ближе к жилью человека. Сн..гири то(же) выбрались из лесной чащи и естественно вы скоро увид..те их на своих огородах. Их пр..влекают красные как огонь кисти рябины. Мы обязательно должны покормить сн..гирей сами они вряд ли смогут добыть себе достаточное ко(л-лл)ичество пищи. Давайте друзья устроим среди ветвей «столовые».

Упр. № 31

Расставить знаки препинания в связном тексте. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Пуста ли пустыня?

Что такие пустыня спросил учитель. Петя ответил Пустыня это такое место в котором н..чего нет кроме песка. Многие так пол..гают но конечно же это мнение (не)верно. Возьмем например пустыню Кара-Кум. По древней карава(н-нн)ой дороге идут друг(за)другом верблюды. Кругом лежат (желто)серые песча..ые холмы покрытые иногда такой рябью какая бывает на воде. Это барханы. Но разве они голые? То здесь то там торчат кусты саксаула и акации которые (кое)где образуют даже заросли. Вот путники достигли оазиса. Оазис это остров зеленой р..стительности в пустыне. Здесь в этом маленьком раю многое радует усталого путника из-под земли б(?)ет родник вокруг него разрослись пальмы тян..т пр..лечь мягкая трава. Люди которые очень устали от тягот пути распол..гаются на ночной отдых. Наб..райтесь сил люди! Не за горами рассвет и вам снова придется тронуться в путь.

Упр. № 32

Расставить и объяснить знаки препинания в связном тексте. Задание к первому абзацу : выписать примеры на каждый вид сказуемого. Задание ко второму абзацу : найти сложноподчиненные предложения и составить его схему.

Гроза

К вечеру на небе (з-с)густились тучи но несмотря на это мы двинулись в путь. Дорога к сож..лению была (не)ровной ухабистой и наша бричка все время подскакивала словно мяч(?). Вокруг нас расст..лались рязанские земли желтые от пшеничных полей. Наконец мы в(?)ехали (в)глубь леса. Темнело и деревья окружающие нас казались какими-то сказочными великанами. Моя спутница Машенька Головкина боялась больше меня потому что с детства отличалась пугливым нравом. Кроме того ее младшего брата веселого белокурого мальчишку пять лет назад убило ударом молнии. (В)скоре начался дождь. Кучер естественно не мог ехать дальше и свернув с дороги остановился под могучим дубом который по его мнению должен был хорошо защитить нас от непогоды.

Обнявшись мы с Машенькой сидели в бричке вздрагивая при каждом ударе грома. Молнии словно огненные стрелы пересекали небо и вонзались в землю. Лил дождь и мы разумеется промокли (на)сквозь потому что дуб ок..зался слабой защитой от воды которая низвергалась с неба. Кучер прот..нул нам кусок какой-то плотной ткани и предложил использовать его как накидку. Мы однако отказались так как понимали что при таком ливне он нам не помож..т. Наши лошади рвались с привязи им то(же) было страшно. Холод голод и страх вот главные чувства какие мы испытали той ночью. Гроза закончилась только под утро. Усталые мы медле(н-нн)о поплелись на ближайший постоялый двор. Там нас уже ждали лошади присла(н-нн)ые из деревни.

Упр. № 33

Расставить и объяснить знаки препинания в связном тексте. Задание к первому абзацу : от выделенных глаголов образовать деепричастия. Задание ко второму абзацу : выполнить синтаксический разбор выделенного предложения.

Пожар лавина земл..трясение наводнение все это страшные стихийные бедствия. Однако сегодня мы поговорим о пурге. Пурга это снежный буран во время которого температура понижает(?)ся до минус пят(?)надцати градусов. Ветер срывает с домов крыши и вырывает с корнем деревья. Выходить во время пурги безусловно нельзя потому что человек идя (на)встречу снежному урагану р..скует погибнуть сломав себе шею. Единстве..ое спасение оставаться на месте. Очень интересное описание снежной бури оставил нам Арсеньев извес(?)ный полярный исследователь. Он подробно описал как начинается пурга и какими признаками она сопровождается. Арсеньев живший за полярным кругом более десяти лет н(е-и) раз наблюдал снежные бури. Давайте друзья вчитаемся в строки Арсеньева.

«Пурга которая не пр..кращалась ни на минуту натворила (не)мало бед. Беше..ый ветер ломал сучья деревьев и словно пушинки переносил их по воздуху. Из-за снежной завесы уже ни гор ни земли ни неба ничего (не)было видно. Но мы ничего и не разглядывали а тихо сидели в своей палатке ожидая когда же буря утихнет. Вдруг снаружи раздался страшный грохот это упала соседняя палатка. Ее моментально замело снегом. Мы выбежали на улицу и взяв в руки лопаты стали разгребать снежный завал. Несчастные наши спутники засыпа..ые снегом слабо стонали. К счастью мы сумели освободить их прежде чем они задохнулись. Наш проводник уже (не)молодой мужчина из местных сказал что такие бураны в их округе бывают (не)часто.» Впрочем в тот момент нас это мало утешало.

Упр. № 34

Расставить и объяснить знаки препинания в связном тексте. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

(По)настоящему красоту первого снега вы сможете оценить только в том случае если возле вашего дома есть сосновая аллея или лес потому что нет зрелища более красивого чем хвойные деревья одевшие поверх своих зеленых костюмов новые серебристые наряды. Глядя как снежные стаи все сильнее «атакуют» землю ни один ребенок разумеется не сумеет усидеть дома. Детвора смеясь выбегает на улицы и начинается игра в снежки. Конечно со временем картина природы укута..ой снегом надоедает. Глядя на сугробы окружающие дома на сосны ветви которых сгибаются под тяжестью снега мы уже не испытываем такого восторга как в первый день. Впрочем снег уже не столь красив (ослепительно)белый цвет сменился на (желто)серый или коричневатый. (В)скоре и этот снег растает наступит весна. Однако зима покидает нас не (на)всегда.

Упр. № 35

Расставить и объяснить знаки препинания в связном тексте. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Мне как и любому человеку н(и-е) раз приходилось наблюдать грозу. И всегда это природное явление вызывает у меня смеша..ое чувство страха и восторга. Становится страшно потому что на ум сразу приходят все когда-либо слышанные истории об ударах молнии приводящих к смерти людей и пожарам. А восторг испытываешь так как гроза действительно захватывающее зрелище. Она всегда подступает неожида..о. Вдруг откуда-то появляются тяжелые свинцовые тучи и закрывают собой солнце. Проходит всего несколько минут и вокруг начинает бушевать стихия молнии разрывают небо на части грохоч..т гром стена воды обрушивается вниз… Гроза ст..хает так(же) неожида..о как началась. Это стремительное появление и исчезновение сила с какой природа дает выплеснут(?)ся своему гневу делают грозу явлением которое не может оставить человека равнодушным.

Упр. 36

Расставить и объяснить знаки препинания в связном тексте. Найдите сложноподчиненное предложение с двумя придаточными, составьте его схему.

В моей жизни то(же)были открытия связа..ые со словом и природой. Я никогда раньше не задумывался почему например клён называется клёном а тополь тополем. И только недавно я понял что наши предки давали деревьям «имена» не просто так каждое название отражает «характер» растения. Вот например ясень. Сквозь его негустую крону легко проходят солнечные лучи осв..щая каждый листоч..к. Ясное дерево потому и называют его люди ясенем. Слово «можжевельник» это видоизмененное «межъельник». Действительно это дерево любит селит(?)ся среди (вечно)зеленых елей. Каждый из нас безусловно вид..л плакучую иву. Когда я гляжу на это дерево мне всегда вспоминается картина Васнецова где Алёнушка сидя на берегу озера плач..т о своём брает. Список деревьев которым люди дали говорящие имена можно продолжить рябина вяз аслина иудино дерево…

Упр. № 37

Расставьте и объясните знаки препинания в связном тексте. Задание к первому абзацу : найдите СПП с двумя придаточными и ССП, составьте их схемы. Задание ко второму абзацу : выполните фонетический разбор выделенного слова.

Живопись великое и(с-сс)ку(с-сс)тво. Но пожалуй до конца это может понять только тот кому довелось побывать в карти(н-нн)ой га(л-лл)ерее. Репродукции я уверен не производят на человека такого потр..сающего впечатления которое знакомо тем кто вид..л произведения великих художников в подлиннике. Несколько лет назад я был в Третьяковской га(л-лл)ерее. Безусловно больше всего меня поразил зал отведенный картине Иванова «Явление Христа народу». Мне н(е-и) раз приходилось вид..ть репродукцию этой картины однако всё величие её я понял лишь встав перед самим полотном. Люди изображенные на ней показаны на рубеже двух эпох языческой и христианской. Мы вид..м люди (по)разному встречают Христа.

Одни смотрят с испугом другие с ненавистью им не нужна новая вера. Третьи стоят скромно опустив глаза. Это приспособленцы. По их лицам невозможно понять как они относятся к приходу Христа. Эти люди ждут. Как большинство прим..т Христа так и они. Прогонят его проч(?) камнями они будут кидать самые крупные булыжники. Встретят с распростёртыми об(?)ятиями они будут кланяться Христу в первых рядах. Но в огромном человеческом море есть и те кто радостно приветствует Христа протягивает к нему руки. Это люди готовые к переменам люди желающие нести свет новой веры другим. В душе каждого человека изображенного на картине возникают сложные конфликты которые с неподражаемым психологическим мастерством воссоздает Иванов.

Упр. № 38

Расставьте объясните знаки препинания в связном тексте. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

Когда (в)первые попадеш(?) в тайгу то кажется будто какой-то великан собрал со всех окрестностей рощи и сдвинул их в одно место. Причем сделал он это неаккуратно грубо ничуть не беспокоясь что деревьям стало тесно и некоторые из них вырваны с корнями. Впрочем сила и оч..рование тайги не в деревьях гигантах не в гробовой тишине а в том что разве только перелетные птицы знают где она кончается. Взберёшься на высокий холм поросший лесом и вид..шь внизу только холмы кудрявые от такого же леса. Однако сейчас тайга отступает под могучим напором человека. Люди валят деревья чтобы расчистить место для детского лагеря или для молодого фруктового сада или для какого-нибудь посёлка.

Упр. № 39

Расставить и объяснить знаки препинания в связном тексте. Задание к первом абзацу : выполнить синтаксический разбор выделенного предложения.. Задание ко второму абзацу : в последних четырех строчках найдите составное именное сказуемое и выпишите его.

Мне н(е-и) раз приходилось в одиночку ходить на медведя и я знал что если спокойно стоять не спуская глаз со зверя то он обычно уходит не причинив вреда человеку. Однако этот медведь уходить не собирался и готовился к атаке. Податься мне было некуда и оставалось одно немедле..о стрелять да так чтобы убить зверя наповал. Я даже не замет..л как достал из-за спины ружьё но помню что прицелившись я н..как не мог отчетливо разглядеть мушку ружья. Я понял что теряю присутствие духа и что поддаюсь гибельному страху. Я однако же выстрелил и черная косматая туша как метеор ринулась на меня. Невольно зажмурив глаза я откинулся спиной на ветки пихты и бросив ружьё машинально схватился за нож.

Что-то тяжелое навалилось мне на ноги и стало судорожно вздрагивать. Я опомнился и увид..л что медведь ум..рает. Шатаясь еле волоча ноги я отошел в сторону и опустился на землю совершенно обессиленный. Не помню сколько времени просидел я на влажном мхе постепенно оправляясь от волнения. Чувствовал я себя неважно голова гудела ноги дрожали во всем теле ощущалась страшная слабость. Несмотря на это я в (конце)концов встал и подошел к поверженному зверю. Он лежал на брюхе широко раскинув громадные лапы. Медведь этот могучий таёжный «хозяин» был мёртв. Чудовища которого я так боялся (в)начале больше не существовало. Спотыкаясь от усталости я отправился домой и когда солнце уже садилось за горизонт вышел к поселку.

Упр. № 40

Расставьте и объясните знаки препинания в связном тексте. Составить словарный диктант из семи словосочетаний на правило орфографии, к которому относится выделенное слово.

Эдвард Григ знаменитый композитор проводил осень в лесах около Бергена. Там все было (по)старому. Григ давно убрал из дома всё что могло приглушить звуки ковры портьеры и мягкую мебель. Остался только старый диван на котором размещалось до десятка гостей. Друзья говорили что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек обладал воображением то он мог услышать волшебные вещи от рокота северного океана что катил волны из мглы до песни девочки баюкающей тряпичную куклу. Рояль мог петь о величии человеческого духа и о любви и о ненависти. Белые и черный клавиши убегая из-под крепких пальцев Грига тосковали смеялись гремели бурей и вдруг сразу смолкали. Тогда Григ откинувшись слушал как звучала тишина.

Упр. №41

Расставить и объяснить знаки препинания в связном тексте. Составьте схему выделенного предложения, подчеркните в нем все грамматические основы и определите вид сказуемых.

Чаще всего выбор профессии результат влияния семьи учителей соседа старшего друга имеющего авторитет. С их помощью молодой человек делает важнейший шаг в жизни. Почему важнейший? Понаблюдав за близкими ты можешь убедиться что наиболее счастливы те кто любит свою работу. Именно потому выбор профессии огромная ответственность как для того кто вступает в самостоятельную жизнь так и для тех кто помогает ему в этом. На мой взгляд радость труда заключается не столько в престиже и звании сколько в чувстве профессиональной гордости постоянном удовлетворении работой. Бесспорно каждый мечтает об интересной работе. Однако даже однообразный труд может стать интересным если ты видишь цель ради которой работаешь если эта цель важна и если ты знаешь твой труд приносит пользу людям.

Упр № 42

Расставить и объяснить знаки препинания в связном тексте. Укажите в скобках тип пронумерованных сложных предложений

(1)(В)начале осени в деревне Клетья что в Башкирии стали твориться необ(?)яснимые вещи. Во многих домах слышались звуки идущие из-под земли. (2)Казалось что подземные духи пришедшие из сказки ворочались в глубинах земли и она то глухо ворчала то отвечала резким звуком похожим на отдаленный пушечный выстрел. В (конце)концов таинстве..ыми звуками заинтересовались геологи. Тогда все и прояснилось. (3)По словам ученых под деревней протекает подземная река которая на глубине около ста метров вымыла пещеру. Время от времени водный поток разрушая ее стены вызывал в ней обвалы. (4)Вода тащила по дну пещеры обломки пород и шум естественно слышался на поверхности земли. (5)Когда все раз(?)яснилось люди вспомнили о другом незадолго до войны в этом же районе провалился под землю трактор. Как оказалось под колхозным полем была пещера.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!