Синтаксический разбор предложения
Схема синтаксического разбора предложения:
1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное
4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое предложение: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное предложение: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
1.Пример синтаксического разбора простого предложения:
![](https://fhd.multiurok.ru/9/a/1/9a14deda102e7ccdfd460dbc8bb814720ae373ae/phpLuXBRk_9-klass-Urok-19-Sintaksicheskij-i-punktuacionnyj-razbor-SSP_5_1.png)
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор:
Повест., невоскл., прост., двусост., г/о ученики и ученицы учатся, распростр., осложн.однород.подл.
2.Пример синтаксического разбора сложного предложения:
![](https://fhd.multiurok.ru/9/a/1/9a14deda102e7ccdfd460dbc8bb814720ae373ae/phpLuXBRk_9-klass-Urok-19-Sintaksicheskij-i-punktuacionnyj-razbor-SSP_5_2.png)
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицатеьное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный разбор:
Повеств., невоскл., сложн., связь союзн., ср-во связи подч.союз потому что, СПП. 1-е ПП: односост, с гл.чл – сказ. не задали, распр., не осложн. 2-е ПП: двусост., г/о мы с классом поехали,распр., не осложн.
Пунктуационный разбор предложения
Схема пунктуационного разбора предложения:
1) Пронумеровать знаки препинания. 2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков). 3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного). 4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения. |
Образец пунктуационного разбора предложения:
[Спросив,1 (которая посмирнее),2 Пьер влез на лошадь,3 схватился за гриву,4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и,5 чувствуя,6 (что очки его спадают)7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев),8 поскакал за генералом,9 возбуждая улыбки штабных,10 с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)
Объяснение знаков препинания:
1) Точка в конце предложения.
В конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2) Знаки препинания между частями сложного предложения.
Это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
- 1 и 2 – запятые выделяют придаточное внутри главного;
- 6 и 8 – запятые выделяют придаточные внутри главного;
- 7 – запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и».
3) Знаки препинания между однородными членами предложения.
Обособление обстоятельств и определений:
- 3 и 4 – запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
- 5 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
- 9 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
- 10 – запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.