СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №19. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения; совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;
  2. продолжить формирование компетенций учащихся:  регулятивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; познавательной  – преобразование информации: текст-схема.
  3. способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитанию чувства  дружбы.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №19 Синтаксический и пунктуационный разбор ССП»

9 класс

Урок №19.

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП.

Цели: 

  1. научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения; совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;

  2. продолжить формирование компетенций учащихся: регулятивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; познавательной – преобразование информации: текст-схема.

  3. способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитанию чувства дружбы.

Ожидаемые результаты:

знают основные понятия темы; определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; преобразовывают информацию: предложение – схема; формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Тип урока

урок обобщения и закрепления знаний.

Оборудование:

презентация, раздаточный материал для работы в группе, листы А-4, цветные маркеры

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. Целеполагание.

Приветствие учащихся. Психологический настрой.

Совместное целеполагание.

Приветствуют учителя.

Записывают тему урока. Определяют цели и задачи.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Прием «Перекрестный опрос»

  2. Прием «Заставь заговорить таблицу»

Учитель контролирует правильность ответов и конкретизирует записи в таблице. 

Прием «Карусель»

Составляют 4 вопроса по теме «ССП», задают их членам другой группы, выставляют оценку.

Предполагаемые вопросы:

- Какие предложения называются ССП? Из каких частей состоит ССП?

- С помощью каких союзов соединяются предикативные части ССП?

- Какое значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части?

- Какие знаки препинания ставятся в ССП?

Заполняют блок-схему по теоретическому материалу, передают для проверки в другую группу. При проверке группа имеет право исправить ошибки и дополнить материал, используя свой цвет маркера.

  1. Синтаксический и пунктуационный практикум.

  1. Пунктуационный тренинг.

  1. Восстановите правило «Отсутствие запятой перед союзом И в ССП»

  • Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

  • Очевидно, багаж мой уже забрали и кто-то добрый привел квартиру в порядок.

  • Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

  1. Цифровой диктант

Задание: укажите номера ССП, в которых не нужно ставить запятую перед союзом И.

1. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

2. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу.

3. Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой и между гор росисто вьётся долина светлой полосой.

4. В холодном поле ветер шумел и дождик лил.

5. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

6. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

7. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика.

8. Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется.

9. К рассвету хлынул дождь и снег, подтаявший раньше, расплавился в потоке воды.

10. Любопытство загнало трехпалолистный хмель высоко над редким чернолесьем и задержало его там крючковатыми шипами.


  1. Конструирование предложений

Задание: составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом.

1. Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет.

2. Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки.

3. Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится.


  1. Предложения для синтаксического и пунктуационного анализа.

1,4 группа.

  1. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

  2. Каждый поэт всегда задумывается о своем « святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человечеством.

  3. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово.

  4. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба.

  5. Знойные сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы.

2,5 группа.

  1. Пушкин считал любовь одним из самых глубоких чувств человека, влияющих на всю его жизнь.

  2. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом.

  3. Травы скашивают ранним утром, пока еще не уронили росы, пока они нежатся в ее прохладе под дремотной сладкой тяжестью.

  4. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком; я продвигался вперед с трудом.

  5. Тропа выровнялась, пробежала вперед, миновала последний лужок и привела караван к крутому обрыву.


3,6 группа.

  1. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком.

  2. Чтобы не были души пусты, чтобы огонь не унес красоты, чтобы реки текли, чтобы вишни цвели, мы в ответе с тобой за простор всей земли.

  3. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он - нас.

  4. Подул ветер, пахнувший полынью и пшеничной соломой, раскачивал на меже высокие репейники.

  5. Печален я: со мною друга нет.


Формулируют правило отсутствия запятой в ССП.







Выполняют цифровой диктант.

Самопроверка. Коррекционная работа при допуске ошибок.

Код проверки: 1,2,4,5,6,7,9



















Конструируют предложения с общим второстепенным членом.





Каждая группа получает свои предложения, на выполнение задания отводится 3 минуты.

Прием «Посол»

Один член группы показывает и рассказывает о выполнении задания в другой группе (1-4,2-5,3-6), которая оценивает правильность выполнения и ставит отметку о выполнении в оценочный лист.


№ задания

Задание

Правильность выполнения

1

Прочитайте предложения. Выберите из них сложносочиненное.
1 2 3 4 5



2

Составьте схему предложения, выделив союз.


3

Определите и напишите вид ССП по союзу, который соединяет части ССП.



4

Определите значение, которое передает ССП.


5

Выделите в ССП грамматические основы.



Итого 



Знакомятся с образцом синтаксического и пунктуационного разбора, выполняют разбор предложения в тетради. Взаимопроверка между группами: 1-4,2-5,3-6

  1. Работа по развитию речи.


- У каждой группы есть сложносочиненное предложение, так или иначе связанное с темой дружбы. Предлагаю вам зачитать эти предложения. (В это время на экране появляется текст, в который включены предложения каждой группы).

Предложения о дружбе.

  1. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба.

  2. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом.

  3. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он - нас.

  4. Испытывая трудности, мы помогаем друг другу, и никто не забывает об этом.

  5. С другом жизнь становится прекрасной для каждого из нас, и уже по-другому воспринимаются неприятности.

- Что для вас означает понятие «настоящая дружба»?

В ходе беседы о дружбе приходят к выводу о том, что дружба несовместима с эгоизмом и предательством, считается, что не бывает оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности… Но по христианским законам, человек должен учиться прощать…

  1. Рефлексия.



- Предлагаю вам закончить предложение и определить, какое получилось у вас предложение.

У меня есть настоящий друг, и…..

Составляют и записывают предложение в тетрадь. Определяют его структуру – ССП, так как перед союзом И стоит запятая.

Домашнее задание

  1. Написать сочинение - рассуждения «Какой должна быть настоящая дружба?», используя ССП (10-12 предложений)

  2. Выполнить синтаксический и пунктуационный разбор одного предложения.




Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист»

№ задания

Задание

Правильность выполнения

1

Прочитайте предложения. Выберите из них сложносочиненное. 1 2 3 4 5


2

Составьте схему предложения, выделив союз.


3

Определите и напишите вид ССП по союзу, который соединяет части ССП.


4

Определите значение, которое передает ССП.


5

Выделите в ССП грамматические основы.



Итого 








№ задания

Задание

Правильность выполнения

1

Прочитайте предложения. Выберите из них сложносочиненное. 1 2 3 4 5


2

Составьте схему предложения, выделив союз.


3

Определите и напишите вид ССП по союзу, который соединяет части ССП.


4

Определите значение, которое передает ССП.


5

Выделите в ССП грамматические основы.



Итого 




№ задания

Задание

Правильность выполнения

1

Прочитайте предложения. Выберите из них сложносочиненное. 1 2 3 4 5


2

Составьте схему предложения, выделив союз.


3

Определите и напишите вид ССП по союзу, который соединяет части ССП.


4

Определите значение, которое передает ССП.


5

Выделите в ССП грамматические основы.



Итого 








№ задания

Задание

Правильность выполнения

1

Прочитайте предложения. Выберите из них сложносочиненное. 1 2 3 4 5


2

Составьте схему предложения, выделив союз.


3

Определите и напишите вид ССП по союзу, который соединяет части ССП.


4

Определите значение, которое передает ССП.


5

Выделите в ССП грамматические основы.



Итого 




Просмотр содержимого документа
«РМ для работы в группе»

ПУНКТУАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ.


  1. Восстановите правило «Отсутствие запятой перед союзом И в ССП»

  • Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

  • Очевидно, багаж мой уже забрали и кто-то добрый привел квартиру в порядок.

  • Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.


  1. Цифровой диктант

Задание: укажите номера ССП, в которых не нужно ставить запятую перед союзом И.

1. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

2. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу.

3. Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой и между гор росисто вьётся долина светлой полосой.

4. В холодном поле ветер шумел и дождик лил.

5. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

6. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

7. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика.

8. Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется.

9. К рассвету хлынул дождь и снег, подтаявший раньше, расплавился в потоке воды.

10. Любопытство загнало трехпалолистный хмель высоко над редким чернолесьем и задержало его там крючковатыми шипами.


  1. Конструирование предложений

Задание: составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом.

1. Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет.

2. Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки.

3. Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится.














ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СИНТАКСИЧЕСКОГО И ПУНКТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА.

1,4 группа.

  1. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

  2. Каждый поэт всегда задумывается о своем « святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человечеством.

  3. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово.

  4. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба.

  5. Знойные сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы.

2,5 группа.

  1. Пушкин считал любовь одним из самых глубоких чувств человека, влияющих на всю его жизнь.

  2. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом.

  3. Травы скашивают ранним утром, пока еще не уронили росы, пока они нежатся в ее прохладе под дремотной сладкой тяжестью.

  4. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком; я продвигался вперед с трудом.

  5. Тропа выровнялась, пробежала вперед, миновала последний лужок и привела караван к крутому обрыву.


3,6 группа.

  1. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком.

  2. Чтобы не были души пусты, чтобы огонь не унес красоты, чтобы реки текли, чтобы вишни цвели, мы в ответе с тобой за простор всей земли.

  3. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он - нас.

  4. Подул ветер, пахнувший полынью и пшеничной соломой, раскачивал на меже высокие репейники.

  5. Печален я: со мною друга нет.



Просмотр содержимого документа
«Схема синтаксического разбора предложения»

Синтаксический разбор предложения

Схема синтаксического разбора предложения:


1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное

4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:


Если простое предложение:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное предложение:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или  подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.


1.Пример синтаксического разбора простого предложения:

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор:

Повест., невоскл., прост., двусост., г/о ученики и ученицы учатся, распростр., осложн.однород.подл.



2.Пример синтаксического разбора сложного предложения:


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицатеьное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что,   сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный разбор:

Повеств., невоскл., сложн., связь союзн., ср-во связи подч.союз потому что,   СПП. 1-е ПП: односост, с гл.чл – сказ. не задали, распр., не осложн. 2-е ПП: двусост., г/о мы с классом поехали,распр., не осложн.


Пунктуационный разбор предложения

Схема пунктуационного разбора предложения:


1) Пронумеровать знаки препинания.

2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.


Образец пунктуационного разбора предложения:

[Спросив,1 (которая посмирнее),2 Пьер влез на лошадь,3 схватился за гриву,4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и,5 чувствуя,6 (что очки его спадают)7 и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев),8 поскакал за генералом,9 возбуждая улыбки штабных,10 с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

 


Объяснение знаков препинания:

1) Точка в конце предложения.

В конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2) Знаки препинания между частями сложного предложения.

Это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

- 1 и 2 – запятые выделяют придаточное внутри главного;

- 6 и 8 – запятые выделяют придаточные внутри главного;

- 7 – запятая  не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и».

3) Знаки препинания между однородными членами предложения.

Обособление обстоятельств и определений:

- 3 и 4 – запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

- 5 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

- 9 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

- 10 – запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова.



Просмотр содержимого презентации
«9 класс Урок №19 Синтаксический и пунктуационный разбор ССП»

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений  Урок обобщения и закрепления знаний

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений

Урок обобщения и

закрепления знаний

Цель урока

Цель урока

  • повторить и обобщить сведения об основных группах ССП по значению и союзам; закрепить знания о постановке запятой и ее отсутствии в ССП;
  • повторить и обобщить сведения об основных группах ССП по значению и союзам;
  • закрепить знания о постановке запятой и ее отсутствии в ССП;
  • научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы ССП
  • научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы ССП
Перекрестный опрос  Предполагаемые вопросы

Перекрестный опрос

Предполагаемые вопросы

  • Какие предложения называются ССП? Из каких частей состоит ССП?
  • С помощью каких союзов соединяются предикативные части ССП?
  • Какое значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части?
  • Какие знаки препинания ставятся в ССП?
Сложносочиненные предложения Части ССП                           Значения ССП       Союзы                                                                 Знаки препинания в ССП                                                                                                                                

Сложносочиненные предложения

Части ССП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значения ССП

 

 

 

Союзы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаки препинания в ССП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполненная таблица Части ССП               соединительные  и, да (= и), ни…ни, тоже, также                 Союзы   разделительные  то… то, или (иль), либо, то ли… то ли, не то…. не то Значения ССП                     одновременность  последовательность  причина     противительные  а, не только… но и, но, да (=но), однако                     Знаки препинания в ССП   чередование  взаимоисключение       запятая сопоставление  противопоставление   точка с запятой     тире

Заполненная таблица

Части ССП

 

 

 

 

 

 

 

соединительные и, да (= и), ни…ни, тоже, также

 

 

 

 

 

 

 

 

Союзы

 

разделительные то… то, или (иль), либо, то ли… то ли, не то…. не то

Значения ССП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

одновременность последовательность причина

 

 

противительные а, не только… но и, но, да (=но), однако

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаки препинания в ССП

 

чередование взаимоисключение

 

 

 

запятая

сопоставление противопоставление

 

точка с запятой

 

 

тире

Восстановите правило «Отсутствие запятой перед союзом И в ССП»

Восстановите правило «Отсутствие запятой перед союзом И в ССП»

  • Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
  • Очевидно, багаж мой уже забрали и кто-то добрый привел квартиру в порядок.
  • Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
Цифровой диктант Задание: укажите номера ССП, в которых не нужно ставить запятую перед союзом И. Код проверки: 1,2,4,5,6,7,9  1. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна. 2. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. 3. Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой и между гор росисто вьётся долина светлой полосой. 4. В холодном поле ветер шумел и дождик лил. 5. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла. 6. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. 7. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика. 8. Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется. 9. К рассвету хлынул дождь и снег, подтаявший раньше, расплавился в потоке воды. 10. Любопытство загнало трехпалолистный хмель высоко над редким чернолесьем и задержало его там крючковатыми шипами.

Цифровой диктант

Задание: укажите номера ССП, в которых не нужно ставить запятую перед союзом И.

Код проверки: 1,2,4,5,6,7,9

1. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

2. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу.

3. Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой и между гор росисто вьётся долина светлой полосой.

4. В холодном поле ветер шумел и дождик лил.

5. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

6. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

7. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика.

8. Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется.

9. К рассвету хлынул дождь и снег, подтаявший раньше, расплавился в потоке воды.

10. Любопытство загнало трехпалолистный хмель высоко над редким чернолесьем и задержало его там крючковатыми шипами.

Лист контроля № зад. Задание 1 Правильность выполнения Прочитайте предложения. Выберите из них сложносочиненное. 1 2 3 4 5 2 Составьте схему предложения, выделив союз. 3 Определите и напишите вид ССП по союзу, который соединяет части ССП. 4 Определите значение, которое передает ССП. 5 Выделите в ССП грамматические основы. Итого

Лист контроля

№ зад.

Задание

1

Правильность выполнения

Прочитайте предложения.

Выберите из них сложносочиненное.

1 2 3 4 5

2

Составьте схему предложения, выделив союз.

3

Определите и напишите вид ССП по союзу, который соединяет части ССП.

4

Определите значение, которое передает ССП.

5

Выделите в ССП грамматические основы.

Итого

Предложения для анализа 1,4 группа

Предложения для анализа

1,4 группа

  • 1. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
  • 2. Каждый поэт всегда задумывается о своем « святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человечеством.
  • 3. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово.
  • 4. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба.
  • 5. Знойные сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы.
Предложения для анализа 2,5 группа.

Предложения для анализа

2,5 группа.

  • 1. Пушкин считал любовь одним из самых глубоких чувств человека, влияющих на всю его жизнь.
  • 2. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом.
  • 3. Травы скашивают ранним утром, пока еще не уронили росы, пока они нежатся в ее прохладе под дремотной сладкой тяжестью.
  • 4. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком; я продвигался вперед с трудом.
  • 5. Тропа выровнялась, пробежала вперед, миновала последний лужок и привела караван к крутому обрыву.
Предложения для анализа 3,6 группа

Предложения для анализа

3,6 группа

  • 1. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком.
  • 2. Чтобы не были души пусты, чтобы огонь не унес красоты, чтобы реки текли, чтобы вишни цвели, мы в ответе с тобой за простор всей земли.
  • 3. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он - нас.
  • 4. Подул ветер, пахнувший полынью и пшеничной соломой, раскачивал на меже высокие репейники.
  • 5. Печален я: со мною друга нет.
Полученный текст о дружбе  .

Полученный текст о дружбе

.

  • Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба.
  • Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом.
  • Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он, наверное, нас.
  • Испытывая трудности, мы помогаем друг другу, и никто не забывает об этом.
  • С другом жизнь становится прекрасной для каждого из нас, и уже по-другому воспринимаются неприятности.
Закончите предложение  и определите его вид У меня есть настоящий друг,  и … Выполните синтаксический и пунктуационный разбор

Закончите предложение и определите его вид

У меня есть настоящий друг,

и …

Выполните синтаксический и пунктуационный разбор

Подведение итогов и домашнее задание Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какой должна быть настоящая дружба?» (10-12 предложений), используя ССП. Выполните синтаксический и пунктуационный разбор одного ССП

Подведение итогов и домашнее задание

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какой должна быть настоящая дружба?»

(10-12 предложений), используя ССП.

Выполните синтаксический и пунктуационный разбор одного ССП


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!