СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №45 Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о  бессоюзном сложном предложении; сформировать устойчивый навык постановки знаков препинания в БСП.      

Просмотр содержимого документа
«9кл-бсп»

9 класс. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

1.

Он смотрит вдаль там лес пестреет тут поля и горы.

По небу знойный день катится от скал горячий пар струится.

Лето припасает зима поедает.

Он прилёг усталость давала о себе знать.

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью сжатой рожью гречихой даже за час до ночи вы не чувствуете сырости.

Занавес поднялся раздались дружные аплодисменты.

Сильный дождь льёт с утра выйти невозможно.

Случилась беда селевой поток размыл железнодорожные пути.



2.

Служить бы рад прислуживаться тошно.

Погода в январе непостоянна морозы сменяются оттепелями.

Все вышли на террасу в доме было душно.

Мать видела побледневшее лицо Павла она невольно двинулась вперёд расталкивая толпу.

Гуси высоко летят воды будет много.

Я понял маленького друга хотели лишить первой и последней радости в её недолгой жизни.

Замела метель дорожки пробираться нелегко.

Светлые заливы в камышах блестят неподвижно нивы на полях стоят.



3.

Ровной синевой залито всё небо одно лишь облачко на нём не то плывёт не то тает.

Но Дубровский уже её не слушал боль раны и сильные волнения души лишили его сил.

Жизненная роль гемоглобина общеизвестна он переносит кислород.

Слава греет позор жжёт.

Только видит вьётся вьюга снег ложится на поля вся белёшенька земля.

Чайка прилетела скоро лёд пойдёт.

Солнце жгло по-вчерашнему воздух был неподвижен.

Солнце дымное встаёт будет день горячий.

4.

Дожди перестали поля высохли.

В лагере спокойно ни суеты ни говора людского даже трубы над палатками не дымят.

С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения.

Стихнут порывы ветра гудят моторы тракторов.

Над тростниками взмывают стаи уток кружатся чайки парят орлы пролетают кулики и чибисы.

В счастье дружбой пользуются в беде её проверяют.

Печален я со мною друга нет.

Бледно-серое небо светлело холодело синело звёзды мигали слабым светом.





5.

В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

Хотел кричать язык сухой беззвучен и недвижим был.

Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки топор осторожно стучал по сучьям колёса скрипели лошади фыркали.

Не хочешь ехать оставайся.

Заря разгорается вот уже золотые полосы протянулись по небу в оврагах клубятся пары.

Весь мир знает первый искусственный спутник Земли посланец нашей страны.

Кругом ярко светит солнце поохотиться ещё можно.

Ни одной птицы не было слышно все приютились и замолкли.


Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ_1»

ВАРИАНТ 1.


Расставьте знаки препинания, в скобках дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите синим шрифтом.


Образец: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (поясн.)



Задание

Ответы

1) Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.

( )

2) Вечер спустился уже на землю в лесу потемнело бор волновался вокруг сторожки. ( )

3) Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы.( )

4) Небо воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь было жарко и душно громадные стаи ворон предчувствуя непогоду с криком носились над садом. ( )

5) Свойство зеркальце имело говорить оно умело. ( )




Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ_2»

ВАРИАНТ 2.


Расставьте знаки препинания, в скобках дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите синим шрифтом.


Образец: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (поясн.)



Задание

Ответы


1) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле. ( )

2) Истинные таланты на критику не злятся их повредить она не может красоты. ( )

3) Горлинки неумолчно ворковали изредка свистала иволга зяблик выделывал своё милое коленце.

4) Назвался груздем полезай в кузов. ( )

5) Только сад не только не обветшал но разросся сросся и теперь был весь в цвету из-за забора было видно цветущие вишни яблони и сливы.




Просмотр содержимого документа
«Лист_контроля1»

Лист контроля.

Вариант 1.

1) Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (2ч - причина )

2) Вечер спустился уже на землю, в лесу потемнело, бор волновался вокруг сторожки. ( перечисление)

3) Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. (2ч - следствие)

4) Небо, воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно; громадные стаи ворон, предчувствуя непогоду (дееприч.оборот), с криком носились над садом. (перечисление)

5) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (2ч - пояснение)



Просмотр содержимого документа
«Лист_контроля2»

Лист контроля.

ВАРИАНТ 2.


1) Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле. (против. )

2) Истинные таланты на критику не злятся: их повредить она не может красоты. (2ч - причина)

3) Горлинки неумолчно ворковали, изредка свистала иволга, зяблик выделывал своё милое коленце. (перечисл)

4) Назвался груздем - полезай в кузов. (1ч - условие)

5) Только сад не только не обветшал, но разросся, сросся и теперь был весь в цвету; из-за забора было видно цветущие вишни, яблони и сливы.


Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа»

Проверочная работа.

ЗАДАНИЕ. Расставьте знаки препинания, в скобках дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите синим шрифтом.


Образец: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (поясн.)


Задание

Ответы

1) Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. ( )

2) Вечер спустился уже на землю в лесу потемнело бор волновался вокруг сторожки. ( )

3) Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы.( )

4) Небо воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь было жарко и душно громадные стаи ворон предчувствуя непогоду с криком носились над садом. ( )

5) Свойство зеркальце имело говорить оно умело. ( )

6) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле. ( )

7) Истинные таланты на критику не злятся их повредить она не может красоты. ( )

8) Горлинки неумолчно ворковали изредка свистала иволга зяблик выделывал своё милое коленце.

9) Назвался груздем полезай в кузов. ( )

10) Только сад не только не обветшал но разросся сросся и теперь был весь в цвету из-за забора было видно цветущие вишни яблони и сливы.




ЗАДАНИЕ. Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.


Исходный вариант

Перестроенное предложение

Было видно, как по реке плыли льдины.

Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.

В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.

Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.

Если цветы не поливать, они засохнут.

Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.



Лист контроля.

1) Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (2ч - причина )

2) Вечер спустился уже на землю, в лесу потемнело, бор волновался вокруг сторожки. ( перечисление)

3) Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. (2ч - следствие)

4) Небо, воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно; громадные стаи ворон, предчувствуя непогоду (дееприч.оборот), с криком носились над садом. (перечисление)

5) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (2ч - пояснение)

6) Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле. (против. )

7) Истинные таланты на критику не злятся: их повредить она не может красоты. (2ч - причина)

8) Горлинки неумолчно ворковали, изредка свистала иволга, зяблик выделывал своё милое коленце. (перечисл)

9) Назвался груздем - полезай в кузов. (1ч - условие)

10) Только сад не только не обветшал, но разросся, сросся и теперь был весь в цвету; из-за забора было видно цветущие вишни, яблони и сливы.


Просмотр содержимого документа
«РМ - домашнее задание»

Первый вариант

  1. Укажите бессоюзные сложные предложения.

    1. Вихри враждебные веют над нами темные силы нас злобно гнетут.

    2. Мы с тобой в Сибирь уедем жить вместе чудеса творить.

    3. Родина будь спокойна дети отцов достойны.

    4. Вновь надо мною сияют приметы тех лет красные лозунги красные цифры побед.

    5. Равнодушие это паралич души преждевременная смерть.

  2. Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить запятую.

    1. Синеет даль гудят проселки.

    2. Обычной чередою идет косьба хлеба не будут ждать!

    3. Пахнет в хате квашней и дымом а за порогом бурлит весна.

    4. Расступается медленно мрак на березах колышутся ветки.

    5. Погляди в свое окно все на улице красно.

  3. Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире.

    1. Спать ложился дядя Степа ноги клал на табурет.

    2. Прочти гайдаровский рассказ и оглянись вокруг живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.

    3. Мы живем в одной квартире все соседи знают нас…

    4. Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного.

    5. Дворник радио включает птицы слушать не дают.

  4. Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить двоеточие.

    1. Вышла Лидочка вперед Лида прыгалку берет.

    2. Тут прохожим не пройти тут веревка на пути.

    3. Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик.

    4. На окне лежало мыло он сказал что это хлеб!

    5. Не будут пятки былые они же загорелые!


  1. Вставьте пропущенные буквы. Найдите соответствия.

  1. амф…театр

  2. кл…ше

  3. п…лисадник

  4. экспре…Ия

  5. ф…льетон

  6. за…вление





а) небольшой огороженный садик перед домом

  1. художественно-публицистический газетно-журнальный жанр острокритического содержания

  2. письменная просьба о чем-нибудь

  3. яркое, сильное выражение чувств, переживаний, настроений

  4. места для зрителей

  5. стереотипное выражение.




Второй вариант

  1. Укажите бессоюзные сложные предложения.

    1. Будем мы на страже мира стоять порох свой сухим держать!

    2. Солнце нас било горячими стрелами град пулеметов строчил.

    3. Способ быть счастливым в жизни есть быть полезным свету и в особенности Отечеству.

    4. Мне нравится обыденная речь слова простые хлеб, вода, поленья.

    5. Быть мудрым это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека.


  1. Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить запятую.

  1. Далеко сияют розовые степи и широко синеет тихая река.

  2. Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.

  3. Кланяются песне тополя и замирают вербы над рекою.

  4. Переулок стал казаться мне очень уютным век бы здесь прожил.

  5. Средь елей образовалась огромная заводь в ней отражается утро.


  1. Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире.

  1. Друге дети учатся я сплю до десяти.

  2. Заранее все было решено у школьников собрание топот у них кино.

  3. Мы кричали три часа потеряли голоса.

  4. Третий день болит душа не могу поймать ерша.

  5. Зайку бросила хозяйка под дождем остался зайка.


  1. Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которого нужно поставить двоеточие.

  1. Он попробовал шевелить левой рукой она не двигалась.

  2. Щеке было холодно она касалась снега.

  3. Только вижу бледный всадник опустился на траву.

  4. На деревне было пусто и тихо из труб где-то курился дымок.

  5. И каждый знал дорога к ней ведет через войну.


  1. Вставьте пропущенные буквы. Найдите соответствия.

  1. инд…катор

  2. экспре…ивность

  3. реф…рат

  4. с…циальный

  5. д…фрагма

  6. а…тоб…ография


    1. краткое изложение содержания научной литературы

    2. прибор, устройство, вещество, отображающее изменения в течение какого-либо процесса

    3. сухожильно-мышечная перегородка или непроницаемая перегородка (для света)

    4. описание своей жизни

    5. яркая, сильная выразительность эмоции

    6. порожденный условиями общественной жизни


Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №45 Синтаксический и пунктуационный разбор БСП»

9 класс


Урок №45

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

Цели:

обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзном сложном предложении; сформировать устойчивый навык постановки знаков препинания в БСП.

Ожидаемые результаты:

различение смысловых отношений в БСП, постановка знаков препинания, составление и анализ текста по картине.

Тип урока:

систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация по теме «Бессоюзное сложное предложение», карточки для групповой работы.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой

- Кто-то из мудрых сказал:

«Человек тогда счастлив и удачлив в делах, когда рядом с ним добрые, неравнодушные, доброжелательные люди, когда он верит в себя и умеет радоваться красоте и музыке окружающего мира».

У нас есть возможность проверить истинность этого высказывания:

-Рядом с вами ваши одноклассники – люди доброжелательные и неравнодушные.

-Каждый из вас, я думаю, уверен в своих знаниях.

-А за окном чудесный зимний день, но все уже в ожидании весны.

  1. Совместное целеполагание.

Приветствуют учителя.

Записывают тему урока, формулируют цель и задачи

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Составление диаграммы Венна «Союзные и бессоюзные предложения»

Ответьте на вопросы:

  1. Что нам необходимо сделать, чтобы безошибочно ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении?

  2. Чем выражаются в бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями в устной речи и на письме?

  3. Всегда ли однозначно можно определить смысловые отношения внутри бессоюзного сложного предложения? Докажите при помощи примеров.

Заполняют в группах диаграмму. Взаимопроверка – «Посол».

Повторяют теоретические сведения по теме. Отвечают на вопросы.


  1. Оперативно-деятельный этап

  1. «Мозговой штурм»

  1. Выборочный диктант

  1. Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

  2. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

  3. Молвит слово – соловей поёт.

  4. Настанет вечер – загорятся на небе звезды.

  5. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

  6. Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.

  7. Спать долго – жить с долгом.

  8. Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.

  9. Сверкнула молния – грянул гром.

  1. Групповая работа по карточкам. (РМ – самостоятельная работа)


  1. Групповая практическая работа.

- Ребята, перед вами картина Саврасова «Грачи прилетели». Рассмотрите картину, составьте на ее сюжет бессоюзные сложные предложения по данному на доске началу, запишите их в тетрадь, так чтобы получился связный рассказ.


1) На картине Саврасова "Грачи прилетели" мы видим: (наступает весна, ярче светит солнце, появились первые перелётные птицы).

2) Сияющее солнце, тёмные влажные деревья говорят об одном: (скоро от снега не останется и следа).

3) Ветер подул с юга - (снег растаял).

4) Воспользовавшись тёплым ветром, к нам прилетели грачи; (они кажутся очень чёрными на фоне оставшегося снега).

5) Прилетели грачи - (скоро наступит настоящая весна).


* Дополнительные задания.

Сделайте комплексный анализ получившегося текста:

1.Озаглавьте получившийся текст.

2.Определите тип речи.

3.Какие средства выразительности вы использовали?

4.Сделайте все виды разбора слова «солнце».

У каждого ученика на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные номера предложений.

Взаимопроверка.

Тире

Двоеточие

Противопоставление – 1

Причина – 5

Время – 4

Пояснение – 6

Условие –7

Дополнение –8

Следствие –2


Быстрая смена событий - 9


Сравнение -3



Знакомятся с заданиями на карточках, самостоятельно выполняют задание учителя, обсуждают в группе, консультируются с координатором, выбирают правильное решение.

Читают получившиеся предложения, проверяют по эталону.



Рассматривают картину, составляют предложения с заданными синтаксическими параметрами, обсуждают в группе, презентуют групповое задание. Обобщают ответы, делают выводы.


  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия. Прием «Комплимент»

  • Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

  • Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

  • Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке.

  • Как вы оцениваете собственную работу на уроке?


Ответы на вопросы учителя.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Домашнее задание.


Подготовка к контрольной работе, выполнение тестовых заданий (РМ)




Просмотр содержимого документа
«РМ - Карточки для выборочного диктанта»

Тире

Двоеточие

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Причина

Противопоставление

Причина

Время

Пояснение

Время

Пояснение

Условие

Дополнение

Условие

Дополнение

Следствие


Следствие


Быстрая смена событий


Быстрая смена событий


Сравнение


Сравнение






Тире

Двоеточие

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Причина

Противопоставление

Причина

Время

Пояснение

Время

Пояснение

Условие

Дополнение

Условие

Дополнение

Следствие


Следствие


Быстрая смена событий


Быстрая смена событий


Сравнение


Сравнение






Тире

Двоеточие

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Причина

Противопоставление

Причина

Время

Пояснение

Время

Пояснение

Условие

Дополнение

Условие

Дополнение

Следствие


Следствие


Быстрая смена событий


Быстрая смена событий


Сравнение


Сравнение






Тире

Двоеточие

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Причина

Противопоставление

Причина

Время

Пояснение

Время

Пояснение

Условие

Дополнение

Условие

Дополнение

Следствие


Следствие


Быстрая смена событий


Быстрая смена событий


Сравнение


Сравнение




Просмотр содержимого документа
«РМ - Синтаксический и пунктуационный разбор БСП»

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Группа №1.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить схемы.

1)Будет дождь будут грибки.

2) А теперь заткни топор за спину лесничий ходит.

3) Внутренность леса постепенно темнеет алый свет зари разливаясь кругом скользит по стволам деревьев.

4) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.

5) Иртыш кипел в крутых берегах вздымались седые волны.


Группа №2.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить их схемы.

1) Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

2) На этом острове несколько ёлок под ними я сел отдохнуть.

3) Воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут молодая трава блестит весёлым блеском изумрудов.

4) Ты послушай ночь над нами что-то шепчет вслух.

5) Листья опадают ветви остаются.


Группа №3.

Составить из простых предложений бессоюзные сложные, определить их значение, составить схемы предложений.

1) Накрапывал дождь. Ветер стал сильнее. Море грохотало глухо и сердито.

2) День пригреет. Возле дома пахнет раннею травой.

3) Беседа коротает дорогу. Песня облегчает работу.

4) Дневные звёзды никогда не видны в небе. Их затмевает солнце.

5) Солнце скрылось за горизонтом. Из оврага потянуло влажным ветерком.



Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Группа №1.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить схемы.

1)Будет дождь будут грибки.

2) А теперь заткни топор за спину лесничий ходит.

3) Внутренность леса постепенно темнеет алый свет зари разливаясь кругом скользит по стволам деревьев.

4) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.

5) Иртыш кипел в крутых берегах вздымались седые волны.


Группа №2.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить их схемы.

1) Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

2) На этом острове несколько ёлок под ними я сел отдохнуть.

3) Воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут молодая трава блестит весёлым блеском изумрудов.

4) Ты послушай ночь над нами что-то шепчет вслух.

5) Листья опадают ветви остаются.


Группа №3.

Составить из простых предложений бессоюзные сложные, определить их значение, составить схемы предложений.

1) Накрапывал дождь. Ветер стал сильнее. Море грохотало глухо и сердито.

2) День пригреет. Возле дома пахнет раннею травой.

3) Беседа коротает дорогу. Песня облегчает работу.

4) Дневные звёзды никогда не видны в небе. Их затмевает солнце.

5) Солнце скрылось за горизонтом. Из оврага потянуло влажным ветерком.



Группа №4.

Составить из простых предложений бессоюзные сложные, определить их значение, составить схемы предложений.

1) Был сентябрь. Желтели магнолии. Пахло спелым виноградом.

2) Солнце исчезло за горизонтом. Потянуло влажным ветерком.

3) Перед нами открылось великолепное зрелище. Вдоль дороги выстроились берёзы тополя акации.

4) Таинственно шумит лесная тишина. Незримо по лесам поёт и бродит осень.

5) Не старость была виною. Сила одолела силу.


Группа №5.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить их схемы.

1) Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.

2) Дорогу завалило буреломом пришлось идти в обход.

3) Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила.

4) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно.

5) Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела.


РР.

Рассмотрите картину, составьте на ее сюжет бессоюзные сложные предложения по данному на доске началу, запишите их в тетрадь, так чтобы получился связный рассказ.

1) На картине Саврасова "Грачи прилетели" мы видим…

2) Сияющее солнце, тёмные влажные деревья говорят об одном…

3) Ветер подул с юга…

4) Воспользовавшись тёплым ветром, к нам прилетели грачи…

5) Прилетели грачи …


Сделайте комплексный анализ получившегося текста:

1.Озаглавьте получившийся текст.

2.Определите тип речи.

3.Какие средства выразительности вы использовали?

4.Сделайте все виды разбора слова «солнце».

Группа №4.

Составить из простых предложений бессоюзные сложные, определить их значение, составить схемы предложений.

1) Был сентябрь. Желтели магнолии. Пахло спелым виноградом.

2) Солнце исчезло за горизонтом. Потянуло влажным ветерком.

3) Перед нами открылось великолепное зрелище. Вдоль дороги выстроились берёзы тополя акации.

4) Таинственно шумит лесная тишина. Незримо по лесам поёт и бродит осень.

5) Не старость была виною. Сила одолела силу.


Группа №5.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить их схемы.

1) Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.

2) Дорогу завалило буреломом пришлось идти в обход.

3) Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила.

4) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно.

5) Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела.


РР.

Рассмотрите картину, составьте на ее сюжет бессоюзные сложные предложения по данному на доске началу, запишите их в тетрадь, так чтобы получился связный рассказ.

1) На картине Саврасова "Грачи прилетели" мы видим…

2) Сияющее солнце, тёмные влажные деревья говорят об одном…

3) Ветер подул с юга…

4) Воспользовавшись тёплым ветром, к нам прилетели грачи…

5) Прилетели грачи …


Сделайте комплексный анализ получившегося текста:

1.Озаглавьте получившийся текст.

2.Определите тип речи.

3.Какие средства выразительности вы использовали?

4.Сделайте все виды разбора слова «солнце».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!