Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать. Культура — это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество. |
Периодизация истории культуры | Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.); Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. — V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности; Культура Средних веков (V—XIV вв.); Культура Возрождения или Ренессанса (XIV—XVI вв.); Культура Нового Времени (к. XVI—XIX вв.). |
Современное понимание культуры | Культура антропологическая — со стороны деятельности — есть способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества. Культура аксиологическая ( — ценность) — ценностная оценка — есть совокупность произведений человеческой деятельности, ценность которых общепризнанная внутри определённых социальных систем, эта совокупность служит духовной основой и признаком для данной социальной организации. Культура информационно-семиотическая — есть социально значимая информация, передающаяся из поколения в поколение и выражающаяся через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы) |
Изучение культуры | Культура выступает предметом изучения и рефлексии в рамках целого ряда академических дисциплин. В числе основных — культурология, культурные исследования, культурная антропология, философия культуры, социология культуры и другие. В России основной наукой о культуре считается культурология, в то время как в западных, преимущественно англоговорящих, странах, термин культурология обычно понимается в более узком смысле как изучение культуры как культурной системы. Общей междисциплинарной областью исследования культурных процессов в этих странах выступают культурные исследования Культурная антропология занимается изучением многообразия человеческой культуры и общества, и одной из основных её задач является объяснение причин существования этого многообразия. Исследованием культуры и её феноменов при помощи методологических средств социологии и установлением зависимостей между культурой и обществом занимается социология культуры Философия культуры представляет собой специфически-философское исследование сущности, значения и статуса культуры[ |
Пути распространения | Существует множество путей распространения культуры. Распространение культуры происходит с помощью технических средств и социальных институтов. СМИ, наука, искусство как социальный институт, образование, семья, разнообразные общественные объединения, государство и многое другое могут являться каналами распространения культуры. Различные торжества, традиционные и ритуальные акты (венчания, поминки и прочее) и многое другое, также может выступать как средства и пути распространения и восприятия культурных ценностей. Также, выделяют такие аспекты движения культурных инноваций: тиражирование, сублимация, проекция, идентификация, которые указывают на социально-психологические механизмы переноса культуры, ее восприятия, усвоения, распространения |
Культура как норма поведения | Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих: Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры. Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях. Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами. Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих. Стало правилом, что археологи работают с элементами материальной культуры, а социальные антропологи сосредотачиваются на символической культуре, хотя в конечном итоге обе группы учёных, конечно, обмениваются информацией друг с другом. Кроме того, антропологи понимают «культуру» не только как набор объектов или товаров, но и как процессы, создающие эти товары и делающие их ценными, а также как социальные отношения, в которых эти объекты используются. |
Функции культуры | познавательная — это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе; оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций; регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения); информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений; коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение; социализации — усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию. |
Духо́вная культу́ра — область человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, а также система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта. Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества. |
Разнообразие духовной культуры Формы | Выражается в многочисленных проявлениях духовности человеческой жизни. К формам духовной культуры относят искусство, мораль, религию, науку и пр. Философия как форма духовной культуры также представляет собой средство отражения духовной активности человека и осмысления окружающей действительности. Форма (область) духовной культуры представляет собой совокупность внешних проявлений определенной области духовного мира культуры. Каждая форма духовной культуры выполняет определенную функцию в обществе. В формах духовной культуры отражаются особенности различных сфер человеческой деятельности: от творчества до науки. И каждая форма духовной культуры функционирует с помощью определенных практик, традиций в обществе, институтов, социальных групп. Например, религия в обществе представлена храмами, обрядами, верованиями, прихожанами и т.д., а наука — ВУЗами, изобретениями, учеными и пр. Разнообразие форм духовной культуры в каждом конкретном обществе и обеспечивает особенности сферы духовной жизни различных сообществ. |
Типы | Любые результаты культурных практик, которые являются носителями определенной культуры, имеют духовную или материальную сущность. Если в ходе культурной активности образовались формы вещественного, предметного характера, которые могут быть осязаемыми (жилище, одежда, утварь), то их принято относить к явлениям материальной культуры. Понятие духовной культуры общества основано, напротив, на символической, условной природе, а не на физической, природной. Проявления этой культуры невещественны, идеальны, неосязаемы, они скорее осознаваемы и воображаемы (например, идеи, ценности, мировоззрение, учения, менталитет и пр.) Материальная культура окружает человека повсюду, поскольку она выражается в вещественной сущности и образуется в результате производственной деятельности людей. Сюда, например, относятся предметы быта, архитектура, постройки, ландшафт, одежда, техника, электронные приборы, мебель, гастрономия и многое другое. Особенностью материальной культуры, как правило, называют ее утилитарность, практическую направленность, пользу и выгоду. А ее развитие тесно связано с внедрением инноваций и техническим прогрессом. Именно материальная культура обеспечивает комфортное существование человека, удобство и благоустроенность жизни. В отличие от материальной, духовная культура менее практична. В ее основе лежит творческая, умственная сила людей, мощность воображения, мысленного выражения эмоций, идей, мыслей. Духовная деятельность отражает особенности человеческой души и служит ее преображению. Однако внутренняя структура как духовной, так и материальной культуры состоит из смыслов как единиц культуры. Любая человеческая деятельность осмысленна – духовная или материальная. Эти два типа культуры тесно переплетены и связаны между собой. Более того, отделение материального от духовного не всегда корректно. Например, песня, томик стихов, памятник, национальный герб помимо предметности имеют ярко выраженную символическую сущность: идеи композитора, поэта, символичность события памятника, символы нации. Здесь духовность непосредственно выражена в материальной сущности. Поэтому в современной науке деление культуры на духовную и материальную весьма условно. |
Классификация культуры |
По временным характеристикам: | Культуры различных эпох (Культура Киевской Руси; Культура Средневековой Европы и т.д.); Современная культура, Актуальная культура. |
По носителю: | Мировая культура - синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету Континентальные культуры (европейская, азиатская, латиноамериканская, восточная и т.д.); Цивилизационные культуры (культура Древнего Египта, культура Древней Греции и т.д.); относятся к мегаобществам, породившим в определенные периоды своего развития, своеобразные культурные русла развития многих этнических и национальных культур. Региональные культуры – относятся к разным обществам, объединенным природной и территориальной близостью условий проживания. Национальная культура (культуры различных этносов и стран); относятся к полиэтничным странам на индустриальном и более позднем этапах развития. Это общенациональные обычаи, традиции, нравы, этикет и т.д. Особенности национальной культуры определяются менталитетом народа. Менталитет (лат. mens, mentis – ум, рассудок) – общий склад мышления, особенности сознания, умонастроений, психологические и нравственные предрасположенности общности; устойчивый способ мировосприятия, объединяющий ценностные, рациональные, эмоциональные и пр. воззрения, нормы и стереотипы. Культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская культура, и др.); Групповые культуры - относятся к определенным группам, социальным стратам, общностям. Они характеризуют особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи, этикет. В групповой культуре фиксируется способ жизнедеятельности социальной группы (культура сословия, культура класса, культура слоя общества - интеллигенции) Разновидности: (организационная культура, семейная культура и др.). Семейная культура относятся к разным типам семьи. Под семейной культурой подразумевают обычаи, порядок, ценности, нормы и правила поведения существующие в семье, именно они передаются от старшего поколения к младшему. Личная культура. отражает способ жизнедеятельности отдельного индивида. Личная культура включает: ценностные ориентации, культуру отношений; культуру общения и диалога, культуру поведения, речевую культуру, внешний имидж и др. Физическая культура —развитие физических способностей человека, все что связано с телом человека: комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию и красоте тела. Информационная культура— знания об информационной среде, умение правильно ориентироваться в информационных потоках. Формой информационной культуры является речь. Обыденная культура – характеризует особенности поведения, сознания, деятельности людей в быту. |
В зависимости от субъекта: | |
В зависимости от выдвигаемых целей и создаваемых ценностей: | Материальная культура (культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства); Духовная культура (познавательная и интеллектуальная культура, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная |
По отношению к социальным ценностям и нормам: | Доминирующая (общенациональная) культура, это официальная, господствующая культура, система общих ценностей и норм. Она включает в себя различные субкультуры, некоторые из них становятся фундаментом доминирующей культуры (например, христианство). Субкультура, контркультура. |
По отношению к культурной традиции и социальному укладу: | Традиционная культура и маргинализированная культура. Маргинализированная культура (историко-культурные псевдоморфозы) – деформированная и эклектичная культура, оторванная от своих корней с деформированной и противоречивой системой ценностей, сформировавшаяся в результате историко-культурных псевдоморфоз. |
В зависимости от задач, содержания и результатов: | |
По сферам человеческой деятельности: | Экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры. |
В зависимости от условий и характера деятельности: | Обыденная и специализированная культуры (организационная, профессиональная, спортивная и др.); |
По виду аудитории: | Высокая (элитарная) — массовая — народная |
Духовная культура общества Уровни | Духовная культура: хранит культурный опыт людей; служит для общества средством понимания и объяснения мира; регулирует взаимодействие людей в обществе; формирует ценности и идеалы в обществе; задает модели поведения людей в обществе; является средством воспитания и образования; связывает общество в единое целое и позволяет людям понимать друг друга. Духовная культура общества – это и нравственность в обществе, и научные открытия, и музыка, и живопись, и принципы воспитания детей, и мифология, и социальные идеалы, и религиозные взгляды общества, и философские учения, и многое другое Понятие духовной культуры общества многослойно и фундаментально. Она многообразна в своих проявлениях так же, как многообразна и духовная деятельность человека. Духовная культура каждого конкретного общества (нация, этнос, историческая эпоха, субкультура, социальная группа и пр.) содержит в себе как абсолютные духовные ценности и формы, так и особенные. Абсолютные проявления (ценности, формы) духовной культуры понятные всем людям и разделяются, как правило, представителями любых сообществ. Например, сюда относятся такие ценности, как добро, вера, истина – они составляют основу духовности любого общества. Особенные ее проявления характерны только для конкретного общества. Например, правила поведения, которые были приемлемыми для античного гражданина, мы можем считать сегодня весьма аморальными (так, древние греки полагали, что трудиться могут только рабы). С другой стороны, мораль трудовой деятельности претерпела со временем существенные изменения, например, по отношению к труду женщин. В период Средневековья и даже в Новое время привычный для нас карьерный рост женщин и их деловая занятость были невозможны в силу иного мировоззрения эпохи и моральных принципов того времени. Духовная культура является тем маркером или кодом который рассказывает нам об особенностях той или иной культуры. Каждой эпохе, нации, народу, сообществу присуща своя мера духовности, которая раскрывает ценностное ядро, высшие основы жизнедеятельности людей данного общества. Каждое общество ценит и воспевает свои идеалы в поэзии, в науке, в архитектуре, в верованиях, в морали и т.д. Духовная культура представлена в обществе на следующих уровнях: идеальный уровень, где возникает содержание норм, ценностей, нравственных качеств и пр. (понятия, установки, убеждения, принципы); институциональный уровень, который обеспечивает производство, хранение, передачу духовных ценностей (законы, учреждения, в частности, филармонии, ВУЗы, архивы). Данные уровни образуют сферу духовной культуры и определяют то, что включает в себя сфера духовной культуры в каждом конкретном обществе. |
Духовная культура личности | Понятие духовной культуры общества, так или иначе, связано с личностью. Одна из важнейших задач общества – духовное воспитание людей, развитие их мировоззрения, принятие личностью моральных норм общества. Духовная культура личности – это набор свойственных ей духовных ценностей, с помощью которых строятся поведенческие модели личности. Этот набор духовных ценностей является отражением этического, религиозного, художественного, интеллектуального, морального, нравственно потенциала личности. Для любого общества важно, чтобы в нем были толерантные, высоконравственные, гуманные, милосердные люди, руководствующиеся в жизни принципами чести, справедливости и добра. Благодаря таким личностям строится нравственно здоровое общество. Но без духовного роста таким человеком стать невозможно. Человек не рождается духовно совершенным, он им становится в результате нравственного воспитания, которое происходят и в семье, и в школе, и в другом окружении человека. Духовная культура личности формируется на протяжении всей жизни, хотя наиболее важный этап приходится на период детства и молодости, когда личность переживает этапы социализации (социальная адаптация личности) и инкультурации (культурная адаптация личности). Помимо семьи и личного примера, на личность серьезное воздействие оказывают различные тексты культуры: художественные, религиозные, научные и пр. С помощью судеб героев, ярко описанных событий, эстетически выраженных идей у человека формируются духовные «навигаторы» в жизни. Они как нравственный маяк всегда подсказывают — как вести себя в той или иной ситуации, как различить добро и зло, что значить верить и любить. Большую роль в духовном воспитании личности играет также система образования и просвещения, занятость, хобби человека. Они расширяют границы личности, его таланты и интеллект, учат говорить и мыслить, искать истину, творчески реализоваться. Духовное преображение личности – это сложный процесс, но его результатом всегда будет рождение человека «с большой буквы», обладающего богатой, глубокой, уникальной душой. Духовная культура личности выражает богатство человеческой души, степень морального развития человека. Духовная культура личности определяет то, как относится человек к себе, к поступкам других людей, к государству, к церкви, к традициям и новациям, а также ко многом другому. Именно поэтому в любом обществе существует проблема духовного воспитания людей, особенно подрастающего поколения. |
Организационная культура | Организационная культура существует в любой организации, предприятии. Она может формироваться произвольно внутри трудового коллектива, а может и сознательно – при активном участии руководства. В организационной культуре выделяют три уровня: 1) поверхностный (символический), в котором отражаются внешние атрибуты, такие как архитектура, дизайн, трудовая этика, стиль поведения, язык, лозунги, фирменный стиль и др.; 2) внутренний – ценности и нормы, разделяемые членами организации; 3) глубинный – история развития предприятия, идеология, мифы, которые способствуют формированию поведения людей в определенном направлении. Высшее руководство может управлять культурой организации тремя способами: 1) лидерский подход, при котором руководитель способен видеть цели организации, возможности их достижения и может воодушевлять своих работников своей верой, деятельностью, собственным примером; 2) демократический, когда выстроена система отслеживания тенденций развития организации на всех ее уровнях, обеспечивается учет мнений и предложений работников по улучшению функционирования организации; 3) манипуляционный, при котором высшее руководство лишь осуществляет манипулирование разработанной ранее символикой и принятой в организации системой материальных и моральных стимулов. |