СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.А. Блок. Жизнь и творчество. Художественный мир.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.А. Блок. Жизнь и творчество. Художественный мир.»

А.А. Блок. Личность и творчество. Художественный мир. «Трилогия вочеловечивания». Гусева Анастасия Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сойгинская СШ» п. Сойга

А.А. Блок.

Личность и творчество.

Художественный мир. «Трилогия вочеловечивания».

Гусева Анастасия Андреевна,

учитель русского языка и

литературы

МБОУ «Сойгинская СШ»

п. Сойга

А. Блок - одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию века 20-го, соединив русскую классику и новое искусство.

А. Блок - одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию века 20-го, соединив русскую классику и новое искусство.

Родился и воспитывался Блок в Петербурге , в дворянской профессорской семье. Семейная атмосфера, в которой он вырос, способствовала тому, что традиции классической культуры были неотделимы в восприятии Блока от понятия слова “дом”. Отец поэта – профессор Варшавского университета, мать – переводчица, дочь ректора Петербургского университета. Детские и юношеские годы поэта прошли в доме деда, он рос в обстановке любви, заботы, среди литературы и музыки. В семье Бекетовых многие занимались литературным делом: дед был автором научных трудов, бабушка и ее дочери занимались переводами научных и художественных произведений. Сам Блок начал писать рано, еще в пятилетнем возрасте , однако серьезное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания им гимназии и поступления в университет в 1898 году.

Родился и воспитывался Блок в Петербурге , в дворянской профессорской семье. Семейная атмосфера, в которой он вырос, способствовала тому, что традиции классической культуры были неотделимы в восприятии Блока от понятия слова “дом”.

Отец поэта – профессор Варшавского университета, мать – переводчица, дочь ректора Петербургского университета. Детские и юношеские годы поэта прошли в доме деда, он рос в обстановке любви, заботы, среди литературы и музыки. В семье Бекетовых многие занимались литературным делом: дед был автором научных трудов, бабушка и ее дочери занимались переводами научных и художественных произведений.

Сам Блок начал писать рано, еще в пятилетнем возрасте , однако серьезное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания им гимназии и поступления в университет в 1898 году.

В юности Блок увлекся театром. После окончания гимназии, летом 1898 года, участвовал в любительской постановке трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет». Домашний театр был оборудован в соседнем с имением Бекетовых Боблове, принадлежащем другу деда Блока, великому ученому-химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. Блок исполнял роль Гамлета, а Офелию играла Любовь Дмитриевна Менделеева , дочь ученого. Блок до безумия влюбился в свою Офелию и посвящал ей многочисленные стихи. В 1903 году Блок обвенчался с Любовью Дмитриевной. Их семейная жизнь оказалась далека от идиллии. Тем не менее, воспоминания о спектакле, навеки связавшем их судьбы, постоянно возникали в стихах, обращенных к его жене. В своем чувстве к ней Блок видел воплощение соловьевской идеи о Вечной Женственности .

В юности Блок увлекся театром. После окончания гимназии, летом 1898 года, участвовал в любительской постановке трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет». Домашний театр был оборудован в соседнем с имением Бекетовых Боблове, принадлежащем другу деда Блока, великому ученому-химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. Блок исполнял роль Гамлета, а Офелию играла Любовь Дмитриевна Менделеева , дочь ученого. Блок до безумия влюбился в свою Офелию и посвящал ей многочисленные стихи.

В 1903 году Блок обвенчался с Любовью Дмитриевной. Их семейная жизнь оказалась далека от идиллии. Тем не менее, воспоминания о спектакле, навеки связавшем их судьбы, постоянно возникали в стихах, обращенных к его жене. В своем чувстве к ней Блок видел воплощение соловьевской идеи о Вечной Женственности .

На всем протяжении жизни Блок писал свои произведения циклами , и это очень важная для него смысловая единица. В начале 1910-х годов он объединил всю свою лирику в три книги и назвал их Первая, Вторая и Третья . Книга (или том) – это самая крупная единица его лирики. Она представляет собой сборники стихов, которые в свою очередь состоят из циклов. 6 июня 1911 года А.А. Блок напишет А. Белому: « Таков мой путь. Теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное, что все стихи вместе – «трилогия вочеловечения», от мгновения слишком яркого света через необходимый болотистый лес к отчаянию, проклятиям, возмездию и к рождению человека общественного, художника, мужественно глядящего в лицо миру ».

На всем протяжении жизни Блок писал свои произведения циклами , и это очень важная для него смысловая единица.

В начале 1910-х годов он объединил всю свою лирику в три книги и назвал их Первая, Вторая и Третья . Книга (или том) – это самая крупная единица его лирики. Она представляет собой сборники стихов, которые в свою очередь состоят из циклов.

6 июня 1911 года А.А. Блок напишет А. Белому: « Таков мой путь. Теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное, что все стихи вместе – «трилогия вочеловечения», от мгновения слишком яркого света через необходимый болотистый лес к отчаянию, проклятиям, возмездию и к рождению человека общественного, художника, мужественно глядящего в лицо миру ».

В этих словах заключена характеристика каждого их томов: первый – мгновения слишком яркого света (идеал в образе Прекрасной Дамы); второй – необходимый болотистый лес (уход от идеала), отчаяние, проклятие; третий – мужественный взгляд в лицо мира (путь к идеалу, но уже земному, который Блок найдет в образе России. Это станет итогом его поэтического пути.

В этих словах заключена характеристика каждого их томов: первый – мгновения слишком яркого света (идеал в образе Прекрасной Дамы); второй – необходимый болотистый лес (уход от идеала), отчаяние, проклятие; третий – мужественный взгляд в лицо мира (путь к идеалу, но уже земному, который Блок найдет в образе России.

Это станет итогом его поэтического пути.

В октябре 1904 года в издательстве «Гриф» выходит книга «Стихи о Прекрасной Даме».

В октябре 1904 года в издательстве «Гриф» выходит книга «Стихи о Прекрасной Даме».

Особенно большое влияние на Блока оказала соловьевская идея Мировой Души, или Вечной Женственности , в свою очередь позаимствованная у немецких романтиков (Гете, Новалис, Тик и др.), которые все земное рассматривали через его отношение к небесному, вечному, бесконечному. «Софиология» Соловьева — вера в скорое пришествие Души Мира — Софии — Царицы Небесной, которое станет знаком изменения и преображения всего сущего. Блок наиболее воспринял (через Соловьева) тезис о том, что «в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине».

Особенно большое влияние на Блока оказала соловьевская идея Мировой Души, или Вечной Женственности , в свою очередь позаимствованная у немецких романтиков (Гете, Новалис, Тик и др.), которые все земное рассматривали через его отношение к небесному, вечному, бесконечному. «Софиология» Соловьева — вера в скорое пришествие Души Мира — Софии — Царицы Небесной, которое станет знаком изменения и преображения всего сущего. Блок наиболее воспринял (через Соловьева) тезис о том, что «в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине».

Мистический образ носительницы «Вечной Женственности», «Девы Радужных Ворот», «Царицы», «Таинственной подруги», и образ поэта — ее служителя, жреца, были восприняты и усвоены Блоком. В этом духе и претворились в «Стихах о Прекрасной Даме» его романтические переживания — увлечение Любовью Дмитриевной Менделеевой. В этой книге Любовь принимает характер возвышенного служения, молитв, возносимых уже не простой женщине, а «Владычице Вселенной» .

Мистический образ носительницы «Вечной Женственности», «Девы Радужных Ворот», «Царицы», «Таинственной подруги», и образ поэта — ее служителя, жреца, были восприняты и усвоены Блоком. В этом духе и претворились в «Стихах о Прекрасной Даме» его романтические переживания — увлечение Любовью Дмитриевной Менделеевой. В этой книге Любовь принимает характер возвышенного служения, молитв, возносимых уже не простой женщине, а «Владычице Вселенной» .

Стихи цикла — своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в отвлеченных или предельно обобщенных символистских образах.

Стихи цикла — своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в отвлеченных или предельно обобщенных символистских образах.

Домашнее задание Выучить записи в тетради. Подготовиться к тесту. Прочитать и принести на урок стихотворение «Незнакомка»

Домашнее задание

Выучить записи в тетради.

Подготовиться к тесту.

Прочитать и принести на урок стихотворение «Незнакомка»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!