СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Ахматова и М. Цветаева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. Ахматова и М. Цветаева»

Анна Ахматова и Марина Цветаева Гусева Анастасия Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сойгинская СШ» п. Сойга

Анна Ахматова

и Марина Цветаева

Гусева Анастасия Андреевна,

учитель русского языка и

литературы

МБОУ «Сойгинская СШ»

п. Сойга

Анна Ахматова и Марина Цветаева обозначили своим явлением новый характер русской поэзии, её новый облик. Это явление как бы перечеркнуло устоявшуюся второстепенную роль так называемой «женской» лирики . Новая структура «вечной женственности» , подсознательные глубины женского интуитивного знания определили новый характер и масштаб лирической поэзии начала ХХ века.

Анна Ахматова и Марина Цветаева обозначили своим явлением новый характер русской поэзии, её новый облик. Это явление как бы перечеркнуло устоявшуюся второстепенную роль так называемой «женской» лирики . Новая структура «вечной женственности» , подсознательные глубины женского интуитивного знания определили новый характер и масштаб лирической поэзии начала ХХ века.

Приход Ахматовой и Цветаевой в поэзию совпал с общепоэтическим процессом «преодоления символизма», и каждая по-своему утверждала новую поэтику, в основе которой было освобождение слова от мистико-религиозных рамок символизма. Слову не только возвращался его естественный, «земной» смысл, но и утверждалась его эстетическая и познавательная функция .  Эволюция ахматовского стиля развивает первоначальные его свойства - точность, лаконизм содержат за недоговоренностью, умолчаниями глубокий подтекст. Цветаевский же стиль отличается предельным самовыражением, откровенностью, когда слово делает явление более масштабным, объёмным. Напряжённая интонация, необычный поэтический синтаксис, внимание к звуковому облику слова несут в себе мощную эмоциональную энергию.

Приход Ахматовой и Цветаевой в поэзию совпал с общепоэтическим процессом «преодоления символизма», и каждая по-своему утверждала новую поэтику, в основе которой было освобождение слова от мистико-религиозных рамок символизма. Слову не только возвращался его естественный, «земной» смысл, но и утверждалась его эстетическая и познавательная функция .

Эволюция ахматовского стиля развивает первоначальные его свойства - точность, лаконизм содержат за недоговоренностью, умолчаниями глубокий подтекст. Цветаевский же стиль отличается предельным самовыражением, откровенностью, когда слово делает явление более масштабным, объёмным. Напряжённая интонация, необычный поэтический синтаксис, внимание к звуковому облику слова несут в себе мощную эмоциональную энергию.

 Ахматова и Цветаева в художественном сознании начала века выразили своим творчеством двойственность русского национального феномена, олицетворяя два его разных истока, олицетворением которых стали Петербург и Москва .  Цветаевская Москва , отождествлённая с лирической героиней, - вызов Петербургу: Над городом, отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром. Гремучий опрокинулся прибой Над женщиной, отвергнутой тобой.

Ахматова и Цветаева в художественном сознании начала века выразили своим творчеством двойственность русского национального феномена, олицетворяя два его разных истока, олицетворением которых стали Петербург и Москва .

Цветаевская Москва , отождествлённая с лирической героиней, - вызов Петербургу:

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной, отвергнутой тобой.

 Ахматовский Петербург - «строгий, спокойный, туманный» . Он часть общеевропейской культуры. Петербург - источник и залог духовной силы и мужества : Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды.

Ахматовский Петербург - «строгий, спокойный, туманный» . Он часть общеевропейской культуры. Петербург - источник и залог духовной силы и мужества :

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды.

Позднее цветаевская Москва станет в стихотворении Ахматовой знаком крушения личной судьбы, знаком общенародной трагедии : … Мы сегодня с тобой, Марина, По столице полночной идём.  А за нами таких миллионы, И безмолвнее шествия нет. А вокруг погребальные звоны, Да московские дикие стоны Вьюги, наш заметающей след.

Позднее цветаевская Москва станет в стихотворении Ахматовой знаком крушения личной судьбы, знаком общенародной трагедии :

Мы сегодня с тобой, Марина,

По столице полночной идём.

А за нами таких миллионы,

И безмолвнее шествия нет.

А вокруг погребальные звоны,

Да московские дикие стоны

Вьюги, наш заметающей след.

Стихотворения А. Ахматовой «Как люблю, как любила глядеть я…» (1916) и М. Цветаевой «Москва! - Какой огромный…» (1916).

Стихотворения А. Ахматовой «Как люблю, как любила глядеть я…» (1916) и М. Цветаевой «Москва! - Какой огромный…» (1916).

Петербург у Ахматовой - антично - пушкинский , соединяющий классическую красоту и могущество победы над стихией. В стих-и три героя : я (лирический) - ты (город) - мы («безумные и светлые»). Северная столица - город-сон, город-призрак, вставший над водой, обречённый на одиночество. Красота города - это красота запечатлённого мгновения, которое тянется столетия, но может так же внезапно исчезнуть.  В стих-и Цветаевой Москва - «огромный, странноприимный дом», приют и пристанище всех бездомных на Руси , в котором она чувствует себя хозяйкой. и в этом стих-и три героя : Ты (Москва) - мы («мы все к тебе придём») - я («я в грудь тебя целую»). Москва предстает и как благословенная земля и как женщина. Москва - место, где исцеляются все раны, сердце Руси. Стихотворение проникнуто любовью к городу, и поэт - неотделимая его часть.

Петербург у Ахматовой - антично - пушкинский , соединяющий классическую красоту и могущество победы над стихией. В стих-и три героя : я (лирический) - ты (город) - мы («безумные и светлые»). Северная столица - город-сон, город-призрак, вставший над водой, обречённый на одиночество. Красота города - это красота запечатлённого мгновения, которое тянется столетия, но может так же внезапно исчезнуть.

В стих-и Цветаевой Москва - «огромный, странноприимный дом», приют и пристанище всех бездомных на Руси , в котором она чувствует себя хозяйкой. и в этом стих-и три героя : Ты (Москва) - мы («мы все к тебе придём») - я («я в грудь тебя целую»). Москва предстает и как благословенная земля и как женщина. Москва - место, где исцеляются все раны, сердце Руси. Стихотворение проникнуто любовью к городу, и поэт - неотделимая его часть.

Общее и различия в поэзии Ахматовой и Цветаевой ОБЩЕЕ РАЗЛИЧИЕ Мотив избранности поэта (Голос московского люда и голос петербургской поэзии) Олицетворение города . (Петербург по-мужски строг, Москва по-женски безалаберна) Особое место Поэта в мире . Героям их лирики присуще мужество (Ахматова: «Я всегда была с моим народом», Цветаева: «Одна - противу всех»). Новое слово в поэзии: глубина, многогранность, неисчерпаемость. Понятие «жизнь» . (Цветаева бескомпромиссна: «Поэт должен преодолеть жизнь», понимает её как борьбу. Ахматова же принимает жизнь как дар, как высшую ценность).

Общее и различия в поэзии

Ахматовой и Цветаевой

ОБЩЕЕ

РАЗЛИЧИЕ

Мотив избранности поэта (Голос московского люда и голос петербургской поэзии)

Олицетворение города . (Петербург по-мужски строг, Москва по-женски безалаберна)

Особое место Поэта в мире .

Героям их лирики присуще мужество (Ахматова: «Я всегда была с моим народом», Цветаева: «Одна - противу всех»).

Новое слово в поэзии: глубина, многогранность, неисчерпаемость.

Понятие «жизнь» . (Цветаева бескомпромиссна: «Поэт должен преодолеть жизнь», понимает её как борьбу. Ахматова же принимает жизнь как дар, как высшую ценность).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!