Урок 102 Дата 19.03.2019 Класс 3-А Предмет- литературное чтение
ТЕМА: А. Барто. «В театре».
Задачи: обучать выразительному чтению, развивать умение понимать общий смысл текста, определять на основе проведённого смыслового анализа чувства главных героев.
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Работа с дополнительной книгой
- Чтение 5 мин
- Чтение на время за 1 минуту
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА:
Эмоциональный настрой на урок, рефлексия:
Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово. (слайд № )
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
… - лучший спутник мой и друг.
- Каждый из нас, начиная с самого раннего детства и до глубоких седин, встречается с книгами: сначала нам читает их мама, потом сами мы берём в руки книгу, став взрослыми, мы будем читать книги своим малышам. Книги рассказывают нам о многом. Поэтому их нужно читать не спеша, внимательно, не пропуская страниц.
- Какие умения нужны при чтении книг?
(внимательность, усидчивость, вдумчивость)
- И сегодня на уроке мы будем продолжать развивать эти качества.
2)Речевая разминка (слайд № ):
- Давайте приготовим наш дыхательный и артикуляционный аппарат к работе.
- Сегодня мы выучим новую скороговорку.
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
- Прочитайте скороговорку:
МЕДЛЕННО; С УСКОРЕНИЕМ; ШЁПОТОМ; ГРОМКО;
ВЕСЕЛО; ВЫРАЗИТЕЛЬНО; СКОРОГОВОРКОЙ,
III. Узнайте, чьи это стихи: (слайд № )
Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала -
Он с утра конфеты ел.
у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села - с мамой посидела,
Встала - к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
Вы меня разденьте сами.
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу-
- Чьи это стихи?
- Что вы знаете про А. Л. Барто?
IV. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА
Цель: ознакомить учащихся со стихотворением А.Л. Барто «В театре»
( слайд № ).
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством замечательной детской поэтессы А.Л. Барто. Её стихи, весёлые песенки, пьески из жизни детей знакомы вам с раннего детства. Когда мы были малышами, мы с удовольствием читали её стихи, и многие из них знаем наизусть. Я начну рассказывать стихотворение А.Барто, а вы, если знаете его, продолжайте:
«Зайку бросила хозяйка…»
«Идёт бычок качается…»
«Я люблю свою лошадку…»
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением А.Барто «В театре».
Слайд №
V. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА:
1) Подготовка к восприятию:
-Сегодня мы отправимся в театр. Кто из вас был в театре?
- Что же такое театр?
-- Театр -это вид искусства, сценическое представление драматических произведений, которое осуществляют актёры перед зрителями.
- Когда произносится слово «театр», то в глазах людей появляются особые искорки. А атмосфера вокруг вдруг становится торжественной. Театр – таинство, загадочная и чудесная Вселенная. Здесь говорят, поют и думают по-особому; а ты им веришь. Переживаешь, смеёшься, плачешь, сочувствуешь…Посетив театр, ты, как будто бы, встаёшь на новую, более высокую энергетическую ступень, и какое-то время на ней находишься. А потом снова идёшь в театр, окунаешься в этот мир, заведомо зная, что это всё придумано…но так здорово!
- Посещение театра требует особого поведения.
- Почему в театре особое поведение? (чтобы внимательно слушать и смотреть, запоминать, не мешать другим)
- Обычно говорят: театр начинается с вешалки. Почему так говорят? (ответы детей)
- войдя в театр, зрители предъявляют билеты, затем в гардеробе снимают верхнюю одежду, получают номерки и проходят в зрительный зал.
- Какие правила вы выполняли в театре при посещении? (ответы детей: мимо зрителей проходят лицом, а не спиной: зритель обязан пропустить, если это необходимо)
- В театре зрители могут сидеть в партере, на балконе. ( слайд № )
Вот перед зрителями открывается тяжёлый занавес, и на сцену выходят актёры. Сбоку и сзади есть дополнительные занавески, которые называются кулисами. Примерно так выглядит театр.
Посмотрите на экран. (слайд № )
- В чем необычность этого представления? (Артисты на сцене не разговаривали.)
- Как же зрители понимали, происходящее на сцене?
2) Словарная работа (слайд № ):
- Объясните, как вы понимаете, что такое «БАЛЕТ».
- Вот какое объяснение этому слову даёт толковый словарь:
БАЛЕТ – вид искусства, в котором артисты говорят на языке танца.
- Как называется артистка балета?
- Балерины очень похожи на сказочных фей. Кто такая ФЕЯ?
ФЕЯ – волшебница.
- Представление в театре невозможно без участия ОРКЕСТРА. Что такое оркестр?
ОРКЕСТР – группа музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.
- Эти слова мы встретим в стихотворении.
3) Знакомство с новым произведением:
а) Слушание стихотворения «В театре»;
- Откройте учебник с. 113 и послушайте стихотворение. Слайд №
б) Проверка первичного восприятия:
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Почему девочки не смогли посмотреть балет?
Физминутка!!! Слайд №
Ах, как солнце высоко.
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
4) Комментированное чтение по цепочке с анализом содержания:
Страничка осмысленного чтения – слайд №
-Когда девочка впервые попала на балет?
- С кем она пошла в театр?
- Какое настроение было у девочек перед началом балета?
- Кого девочки хотели увидать на сцене?
- Что произошло, когда заиграл оркестр?
- Чем занимались девочки во время представления?
- Что в это время происходило на сцене?
- Где девочки искали номерок?
- Как на это реагировали остальные зрители?
- Когда девочки нашли номерок?
- Смогли ли девочки посмотреть балет? Почему? Кто в этом виноват?
5) Выборочное чтение:
Страничка выборочного чтения - слайд №
- Прочитайте, как девочка ждала начала представления.
- Прочитайте, как подружки вели себя во время представления.
- Прочитайте, какое представление шло на сцене в это время.
- Подберите отрывки из стихотворения, подходящие к картинкам
(слайды презентации)
- Расставьте картинки в нужном порядке.
(слайды презентации)
6) Работа над выразительным чтением:
Страничка выразительного чтения – слайд №
- Какое настроение было у девочек перед началом спектакля?
- Как передать это при помощи голоса?(Предвкушение. восхищение)
- Как изменилось настроение, когда девочка обнаружила пропажу номерка? - Как можно назвать состояние девочки? Выберите подходящее слово:
РАДОСТЬ ТРЕВОГА ОГОРЧЕНИЕ УДИВЛЕНИЕ ВОСТОРГ СТРАХ РАВНОДУШИЕ
7) Работа над идейным содержанием:
Страничка добрых советов – слайд №
- Правильно ли вели себя подружки во время спектакля?
- Как нужно вести себя, если во время представления потерялся номерок?
- Дайте совет девочке, как нужно вести себя в театре.
VI. ОБОБЩЕНИЕ ПО УРОКУ:
а)рефлексия: слайд №
Посещение театра - это маленький праздник души. Чтобы не омрачать его ни себе, ни другим зрителям, следует соблюдать правила хорошего тона. В основе их лежит уважение к публике, желающей посмотреть и послушать представление, и внимание к исполнителям.
- С каким произведением познакомились сегодня на уроке?
- Кто автор стихотворения?
- Как нужно вести себя в театре? Как вести себя ни в коем случае нельзя?
- Что будет, если не соблюдать правила поведения в театре?
- Как вы думаете, Барто осуждает девочек или с доброй улыбкой им что-то подсказывает? Чем понравилось и запомнилось произведение? Какие чувства оно у вас вызывает?
СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА слайд №
- Прочитайте, что у вас получилось.
VII. ИТОГ УРОКА:
- А.Л.Барто – автор многих поучительных стихотворений о плохих и хороших поступках детей. Если вам понравилось творчество поэтессы, и вы хотите продолжить знакомство с ним – Добро пожаловать в школьную библиотеку. Выбирайте книги Агнии Барто, с увлечением читайте и учитесь хорошему.
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: слайд №
А.Л.Барто «В театре», с.113 -115:
выразительное чтение, составить советы как вести себя в театре.
Карточка_- помогайка для составления синквейна:
Главное слово: «Театр»
Два прилагательных (какая?)
Три глагола (что делает?)
Одно предложение из 4 слов( цитата, пословица)
Слово, словосочетание, связанное с первым,синоним, выражающее личное отношение пишущего