ТЕМА: А. Барто «Разлука», «В театре».
ЦЕЛИ: ознакомить с жизнью и творчеством А.Барто; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержания; высказывать своё мнение.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. (Слайды 1,2 )
- Речевая разминка. (Слайд 5)
Не смейся надо мной,
Не пересмехотствуйся,
Я сам себя пересмехотствую
И высмехотствую.
- Прочитайте скороговорку про себя, тихо. Какие трудные слова обнаружили?
- Научитесь их отдельно произносить по слогам, затем целыми словами. ( Хором.)
- А сейчас начнём читать в медленном темпе с постепенным переходом к очень быстрому.
3. Проверка домашнего задания. (Слайд 4)
Чтение наизусть стихотворений С. Маршака.
4.Введение в тему.
-
Повторение.
- Узнайте, чьи это стихи. (Слайд 6)
Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала -
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села — с мамой посидела,
Встала — к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
(Если дети не догадаются, что это стихи А.Барто, тогда начать читать другие: «Наша Таня гтомко плачет...»)
-
-
Рассказ учителя о жизни и творчестве А.Барто. (Слайд 7)
Агния Львовна Барто (1906 — 1981 ).
Вопрос о школе,где учат писать стихи, задал однажды известной писательнице Агнии Барто мальчик — первоклассник. Она ответила «Сколько живу, а школы такой не встречала. Училась я в самой обыкновенной московской школе. Там же и стихи писать начала. Ещё в младших классах. Серьёзные это были стихи — о влюблённых принцах! И лишь потом, когда стала постарше, написала для школьной стенгазете весёлые стихи о своих подружках. Они читали и громко смеялись, словно я не о них, а о ком-то другом сочинила эти эпиграммы...»
Вообще-то Агния Барто собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее. Первая книга молодого автора вышла в свет в 1925 году. Пожалуй, не было ещё на свете бабушек и дедушек читателей этой книги, а стихи о том, как «уронили мишку на пол», «идёт бычок, качается», уже были... Знаменитая комедия «Подкидыш» - история потерявшейся девочки — была снята по сценарию Агнии Барто и актрисы Рины Зелёной.
Несколько лет в передачах радиостанции «Маяк» звучал негромкий, спокойный женский голос — Агния Львовна вела передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей, разметанных по белу свету войной. Потом появилась книга «Найти человека» и фильм с таким же названием. Это ещё одна, очень важная, страница творчества Агнии Барто.
Но вернемся к стихам для детей. Однажды какой-то мальчик, позвонив писательнице по телефону, сказал с обидой:
-
Зачем вы про меня написали? Это всё неправда!
-
Почему ты решил, что это про тебя?
-
Так в классе все говорят.
-
А сколько тебе лет?
-
Десять.
-
А я эти стихи написала 15 лет назад, когда тебя и на свете не было...
Годы идут. Нет уже с нами Агнии Львовны Барто. Но не случалось ли нам узнавать в её героях себя?..
5.Работа по теме урока.
-
Чтение стихотворения «Разлука». ( Слайды 10-11 )
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
(Учащиеся слушают стихотворение в записи.)
Обсудите, действительно ли все поступки мальчик совершил для мамы.
2)Выразительное чтение стихотворения учащимися.
6.Физкультминутка. (Слайд 12)
7. Продолжение работы по теме урока.
1).Чтение стихотворения «В театре». (Слайд 13)
-
Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Предположите, о чем могла написать поэтесса в нем.
-
Прочитаем стихотворение и проверим наши предположения. (Учащиеся слушают аудиозапись.)
-
Какие чувства вы испытали при чтении этого стихотворения?
-
Что показалось вам смешным, а что грустным?
2). Словарная работа: что означают слова балет, балерина, фея, оркестр. (Слайд 14).
3). Страница осмысленного чтения. (Слайд 15)
4). Беседа о театре.
Давайте мысленно совершим экскурсию в театр. Обычно говорят: театр начинается с вешалки. Входя в театр, зрители предъявляют билеты проверяющим. Затем снимают верхнюю одежду и сдают в гардероб, получают номерки. Потом по билетам проходят в зрительный зал, находят ряд с указанным номером, садятся на место.
В театре зрители могут сидеть в партере (в переводе с фр. «на земле»). Партер расположен почти на уровне сцены. За рядами партера на некотором возвышении помещается амфитеатр, над ним расположен балкон. Вот перед зрителями открывается тяжелый занавес, и на сцену выходят актёры. Примерно так выглядит театр.
5).Выборочное чтение. (Слайд 16)
-
Найдите строки, в которых говорится о большом желании девочки попасть в театр.
-
Что девочки увидели в театре?
-
Что случилось с одной из девочек? Прочитайте об этом.
-
Прочитайте, как они искали номерок.
-
Как вы думаете, Барто осуждает девочек или с доброй улыбкой им что-то подсказывает?
6). Выразительное чтение стихотворения учащимися. (Слайд 17)
7). Страница добрых советов. (Слайд 18)
8). Упражнение на внимание.
(Задание на карточках)
Все мальчишки в речку … (лезли)
Я один сидел на пляже,
Для неё после болезни
Не купался в речке … (даже).
Ну, сначала я, без … (мамы),
Отложил в сторонку … (гаммы),
Нагляделся в телевизор
На вечерние … (программы).
И, наверно, по … (привычке)
Или, может быть, от скуки
Я кладу на место … (спички)
И зачем-то мою … (руки).
Вдруг оркестр грянул в … (трубы)!
Мы с моей подругой … (Любой)
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг — нету … (номерка).
По сцене бабочка … (порхала) -
Я не видала ничего:
Я номерок везде … (искала)
И наконец нашла … (его).
8. Подведение итогов урока. (Слайд 19)
- О какой поэтессе, писательнице мы сегодня говорили?
9. Рефлексия. (Слайд 20)
Было интересно ….............
Я понял(а), что …...............
Меня удивило …................
Я сделал вывод, что …......
Мне захотелось..................
10. .Домашнее задание. (Слайд 21)