СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Блок "Двенадцать": старый и новый мир.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена к уроку по анализу поэмы А.Блока "Двенадцать".  Исследуем старый и новый мир в поэме.

Просмотр содержимого документа
«А. Блок "Двенадцать": старый и новый мир.»

(1918г.) Составила Селиванова Г.Г.

(1918г.)

Составила Селиванова Г.Г.

 Из 56-й записной книжки А. Блока.  8 января . Весь день “Двенадцать”.   15 января . Мои “Двенадцать” не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или даже в Ленине? Это же конец исторического процесса.  22 января . Звонил Есенин …рассказывал …Толпа кричала по адресу его, А.Белого и моему: “Изменники”. Не подают руки. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья искренняя, но нельзя простить. Господа, вы никогда не знали Россию и никогда ее не любили. Правда глаза колет.  29 января. “Сегодня я – гений! “Двенадцать” – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью.»   Прокомментируйте записи А.Блока в 56 книжке.

Из 56-й записной книжки А. Блока.

8 января . Весь день “Двенадцать”.

15 января . Мои “Двенадцать” не двигаются.

Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или даже в Ленине?

Это же конец исторического процесса.

22 января . Звонил Есенин …рассказывал …Толпа кричала по адресу его, А.Белого и моему: “Изменники”. Не подают руки. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья искренняя, но нельзя простить.

Господа, вы никогда не знали Россию и никогда ее не любили.

Правда глаза колет.

29 января. “Сегодня я – гений! “Двенадцать” – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью.»

Прокомментируйте записи А.Блока в 56 книжке.

История создания поэмы  Поэма А. Блока

История создания поэмы

Поэма А. Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков.

Интеллигентами того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли.

На этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма.

История создания поэмы  … Я задал вопрос о том, как была написана поэма Двенадцать, и Александр Александрович охотно рассказал: — Поэма писалась довольно быстро. Стояли необыкновенные вьюжные дни. Сначала были написаны отдельные строфы, но не в том порядке, в каком они оказались в окончательной редакции. Блок тут же достал черновую рукопись. Я заметил, что в ней мало зачёркнутых строк, а на полях написаны варианты.  Самуил Алянский «Воспоминания о Блоке»

История создания поэмы

… Я задал вопрос о том, как была написана поэма Двенадцать, и Александр Александрович охотно рассказал:

— Поэма писалась довольно быстро. Стояли необыкновенные вьюжные дни. Сначала были написаны отдельные строфы, но не в том порядке, в каком они оказались в окончательной редакции. Блок тут же достал черновую рукопись. Я заметил, что в ней мало зачёркнутых строк, а на полях написаны варианты.

Самуил Алянский «Воспоминания о Блоке»

 После Октября 1917 г. А. Блок поначалу поверил в «очистительную силу революции». Груз противоречий эпохи он брал на себя и стремился воплотить их в стихах. «Он ходил молодой, веселый, с сияющими газами, и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрерывно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству», - вспоминала его тетка М.А.Бекетова.    Сознанием чрезвычайной ответственности художника перед человечеством, переживающим колоссальный всемирно – исторический сдвиг, проникнуты все выступления Блока в печати и перед различными аудиториями. Он был уверен, что на ситуацию можно положительно повлиять.  Именно в это время поэт пережил последний творческий взлет, создав в течение января 1918г. свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы».

После Октября 1917 г. А. Блок поначалу поверил в «очистительную силу революции». Груз противоречий эпохи он брал на себя и стремился воплотить их в стихах.

«Он ходил молодой, веселый, с сияющими газами, и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрерывно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству», - вспоминала его тетка М.А.Бекетова.

Сознанием чрезвычайной ответственности художника перед человечеством, переживающим колоссальный всемирно – исторический сдвиг, проникнуты все выступления Блока в печати и перед различными аудиториями. Он был уверен, что на ситуацию можно положительно повлиять.

Именно в это время поэт пережил последний творческий взлет, создав в течение января 1918г. свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы».

 Поэма многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной.  Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о

Поэма многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной.

Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о "толстоморденькой" Кате? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: "Пальнем-ка пулей в Святую Русь"?

Сегодня все эти вопросы встали перед нами с новой силой, поэма "Двенадцать" вызвала пристальный интерес, мы вглядываемся в нее, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять позицию поэта, продиктовавшую ему строки этой поэмы.

Фронтиспис к поэме. 1924.

 Нынешние толкователи порой пытаются доказать, что А.Блок в поэме дал сатиру на революцию, а его Христос - на самом деле Антихрист. Однако так ли это?  Прежде всего, А. Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме. Она имеет более широкий смысл.

Нынешние толкователи порой пытаются доказать, что А.Блок в поэме дал сатиру на революцию, а его Христос - на самом деле Антихрист. Однако так ли это?

Прежде всего, А. Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме. Она имеет более широкий смысл.

 В центре произведения - стихия.  Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был А. Блок, этот разгул символизирует собой противостояние самому страшному - обывательскому покою и уюту.

В центре произведения - стихия.

Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был А. Блок, этот разгул символизирует собой противостояние самому страшному - обывательскому покою и уюту.

 Это передано в

Это передано в "Двенадцати" множеством образов: ветер, снег, вьюга. Сквозь вой ветра и пурги А. Блок услышал музыку революции (в своей статье "Интеллигенция и Революция" он призывал: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию").

И главное, что услышал поэт в этой музыке, - ее многоголосие. Оно отразилось в ритмике поэмы - она вся построена на смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка. И за всем этим многоголосием автору слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма.

Сюжет поэмы Илл. Ю.П.Анненкова

Сюжет поэмы

Илл. Ю.П.Анненкова

Образ эпохи

Образ эпохи

Образ эпохи  От здания к зданию  Протянут канат.  На канате — плакат:  «Вся власть Учредительному Собранию!»

Образ эпохи

От здания к зданию

Протянут канат.

На канате — плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию!»

Герои старого мира  И буржуй на перекрестке  В воротник упрятал нос.  Длинные волосы  И говорит в полголоса: — Предатели! — Погибла Россия!  Должно быть, писатель —  Вития...  А вон и долгополый — Сторонкой и за сугроб... Что нынче не весёлый, Товарищ поп? Вон барыня в каракуле К другой подвернулась…

Герои старого мира

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

Длинные волосы

И говорит в полголоса:

— Предатели!

— Погибла Россия!

Должно быть, писатель —

Вития...

А вон и долгополый — Сторонкой и за сугроб...

Что нынче не весёлый, Товарищ поп?

Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась…

Революция Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок чёрные ремни. Кругом — огни, огни, огни...  Запирайти етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба!

Революция

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок чёрные ремни.

Кругом — огни, огни, огни...

Запирайти етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

 Стихийна в произведении и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве. А. Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать). Не удерживает от убийства и нравственное чувство - нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено: Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи! / Отмыкайте погреба -/Гуляет нынче голытьба!

Стихийна в произведении и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве.

А. Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать). Не удерживает от убийства и нравственное чувство - нравственные понятия предельно обесценились.

Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено:

Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи! /

Отмыкайте погреба -/Гуляет нынче голытьба!"

 Не в состоянии удержать от темных, страшных проявлений неуемности человеческой души и вера в Бога. Она тоже потеряна, и Двенадцать, которые пошли

Не в состоянии удержать от темных, страшных проявлений неуемности человеческой души и вера в Бога. Она тоже потеряна, и Двенадцать, которые пошли "в красной гвардии служить", сами это понимают: "Петька! Эй, не завирайся! / От чего тебя упас / Золотой иконостас?" - и добавляют:

"Али руки не в крови / Из-за Катькиной любви?"

Убийство творится не только из-за любви - в нем появилась и иная стихия, стихия социальная: "Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем..."

И вот тут возникает самый сложный вопрос, который мучит читателей блоковской поэмы и сейчас, как мучил три четверти века назад: как мог А. Блок прославить этот разбой и разгул, это уничтожение, в том числе и уничтожение культуры, в которой он был воспитан и носителем которой был он сам?

 Многое в позиции А. Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века. Поэтому разгул революционной стихии поэт воспринимал как народное возмездие, в том числе и интеллигенции, на которой лежат грехи отцов. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности - такой предстает Россия в поэме «Двенадцать

Многое в позиции А. Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века. Поэтому разгул революционной стихии поэт воспринимал как народное возмездие, в том числе и интеллигенции, на которой лежат грехи отцов. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности - такой предстает Россия в поэме «Двенадцать".

Но в том страшном и жестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой 1918 года, А. Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, в преисподнюю, но в этом же состоит и ее очищение. Россия должна миновать это страшное; погрузившись на самое дно, она должна вознестись к небу. И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме, образ, который появляется в финале, - Христос.

 Образ Христа предугадывается в произведении уже с его названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, число 12 было числом апостолов, учеников Христа.  Весь путь, которым идут герои поэмы, - это путь из бездны к воскрешению, от хаоса к гармонии. Неслучайно Христос идет путем

Образ Христа предугадывается в произведении уже с его названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, число 12 было числом апостолов, учеников Христа.

Весь путь, которым идут герои поэмы, - это путь из бездны к воскрешению, от хаоса к гармонии. Неслучайно Христос идет путем "надвьюжным", а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для А. Блока:

"Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди - Исус Христос".

На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А. Блока в грядущее воскрешение России и воскресение человеческого в человеке.

 Жанр поэмы «Двенадцать» — эпическая поэма.         В поэме, как в калейдоскопе, сменяются картины - главки, каждая из которых выглядит как моментальный снимок, складываются в масштабную панораму.  Это эпос революции. Есть в поэме и лирическая сторона: она в начальной картине-пейзаже, в заключительных строфах.

Жанр поэмы

«Двенадцать» — эпическая поэма.

        В поэме, как в калейдоскопе, сменяются картины - главки, каждая из которых выглядит как моментальный снимок, складываются в масштабную панораму.

Это эпос революции. Есть в поэме и лирическая сторона: она в начальной картине-пейзаже, в заключительных строфах.

 Композиция и стиль   На первый взгляд, поэма «Двенадцать» может показаться очень пестрой, составленной из разнородных по тональности и ритму зарисовок.  Здесь цельность и единство создаются на иной основе. В поэме воплощена стихия революции, передано новое мировосприятие человека улицы, ощутившего безграничную свободу, — свободу от всего, что связано с прежней жизнью.  Стилистически это реализовано поэтом путем введения разговорно-песенной интонации, частушечных ритмов, просторечно-огрубленной лексики.

Композиция и стиль

На первый взгляд, поэма «Двенадцать» может показаться очень пестрой, составленной из разнородных по тональности и ритму зарисовок.

Здесь цельность и единство создаются на иной основе. В поэме воплощена стихия революции, передано новое мировосприятие человека улицы, ощутившего безграничную свободу, — свободу от всего, что связано с прежней жизнью.

Стилистически это реализовано поэтом путем введения разговорно-песенной интонации, частушечных ритмов, просторечно-огрубленной лексики.

        1. Какие образы - символы вы заметили в поэме?  (Ветер, вьюга, флаг, белый снег, пес безродный и др .)          2. Какие художественные детали, символические фигуры или ситуации, намеки обратили на себя ваше внимание?  (Например, «Хлеба! Что впереди? Проходи!», «буржуй на перекрестке», «барыня в каракуле» и др.)          3. В каких главах вы услышали песенные или частушечные ритмы?  (Гл. 3, 4 — подражание частушке; гл. 8 — народно-песенные ритмы; гл. 9 — начало популярной песни; ритм марша — гл. 2, 11.)          4. Почему так часто в тексте встречается звукоподражание выстрелу? Когда и почему стреляют? (Гл. 2, 6, 12.)

        1. Какие образы - символы вы заметили в поэме?

(Ветер, вьюга, флаг, белый снег, пес безродный и др .)

       2. Какие художественные детали, символические фигуры или ситуации, намеки обратили на себя ваше внимание?

(Например, «Хлеба! Что впереди? Проходи!», «буржуй на перекрестке», «барыня в каракуле» и др.)

       3. В каких главах вы услышали песенные или частушечные ритмы?

(Гл. 3, 4 — подражание частушке; гл. 8 — народно-песенные ритмы; гл. 9 — начало популярной песни; ритм марша — гл. 2, 11.)

       4. Почему так часто в тексте встречается звукоподражание выстрелу? Когда и почему стреляют? (Гл. 2, 6, 12.)

    Символика поэмы.   Символические образы ветра, вьюги (гл. 1, 10—12) на фоне черного вечера (гл. 1), черного неба — тоже символы — придают разыгравшейся буре-революции едва ли не всемирный характер. «Кругом огни, огни, огни…» Это огни революции. Но в 10 гл. читаем о том, что за вьюгой «Не видать совсем друг друга за четыре за шага!». Не только потому, что вьюга слепит. Дело в том, что идущие двенадцать не видят вперед дальше четырех шагов. Это ли не символ! Он многое объясняет в последующих событиях революции.        Один из сквозных символов в поэме — «старый мир, как пес безродный», «пес паршивый», «пес голодный», «скалит зубы», «не отстает» от  красногвардейцев. Ясно, что это символ огромной обобщающей силы.  Психология и нравы старого мира потом  будут названы «родимыми пятнами капитализма».

    Символика поэмы.

Символические образы ветра, вьюги (гл. 1, 10—12) на фоне черного вечера (гл. 1), черного неба — тоже символы — придают разыгравшейся буре-революции едва ли не всемирный характер. «Кругом огни, огни, огни…» Это огни революции. Но в 10 гл. читаем о том, что за вьюгой «Не видать совсем друг друга за четыре за шага!». Не только потому, что вьюга слепит. Дело в том, что идущие двенадцать не видят вперед дальше четырех шагов. Это ли не символ! Он многое объясняет в последующих событиях революции.

       Один из сквозных символов в поэме —

«старый мир, как пес безродный»,

«пес паршивый», «пес голодный»,

«скалит зубы», «не отстает» от 

красногвардейцев. Ясно, что это символ

огромной обобщающей силы.

Психология и нравы старого мира потом

будут названы «родимыми пятнами

капитализма».

Д. Бучкин. Красногвардейцы Петрограда .

Д. Бучкин. Красногвардейцы Петрограда .

Главный герой   Кто он в поэме?  Двенадцать красногвардейцев?  Или кто-то еще?  Это важный вопрос, потому что в личности главного героя и отношении к нему автора просматривается сумма авторских оценок всех ситуаций и характеров, авторская концепция жизни.

Главный герой

  Кто он в поэме?

Двенадцать красногвардейцев?

Или кто-то еще?

Это важный вопрос, потому что в личности главного героя и отношении к нему автора просматривается сумма авторских оценок всех ситуаций и характеров, авторская концепция жизни.

        В эпической поэме «Двенадцать», кроме двенадцати красногвардейцев, Петьки с Катькой, есть еще повествователь-рассказчик. Это сквозной образ. Это он видит ночной заснеженный город, по которому идут 12 человек (патруль). Это он увидел и плакат об Учредительном собрании, и старушку, и буржуя, и всех остальных героев первой главы. Это он услышал крики, выстрелы, погоню за Ванькой, потом разговор Петрухи со своими товарищами, его исповедь.  Так кто же этот герой? Это тот, кого революция освободила. От чего? Ему кажется, как и двенадцати красногвардейцам, от всего, что угнетало и стесняло, в том числе и от креста (поговорка «Креста на тебе нет» означала упрек в отсутствии совести).

        В эпической поэме «Двенадцать», кроме двенадцати красногвардейцев, Петьки с Катькой, есть еще повествователь-рассказчик. Это сквозной образ. Это он видит ночной заснеженный город, по которому идут 12 человек (патруль). Это он увидел и плакат об Учредительном собрании, и старушку, и буржуя, и всех остальных героев первой главы. Это он услышал крики, выстрелы, погоню за Ванькой, потом разговор Петрухи со своими товарищами, его исповедь.

Так кто же этот герой? Это тот, кого революция освободила. От чего? Ему кажется, как и двенадцати красногвардейцам, от всего, что угнетало и стесняло, в том числе и от креста (поговорка «Креста на тебе нет» означала упрек в отсутствии совести).

 Отменены все старые заповеди («свобода, свобода, Эх, эх, без креста!»), в том числе и «не убий», «не укради». Убийство Катьки не очень печалит красногвардейцев, а Петька переживает, потому что любил Катьку. Когда он «повеселел», то вместе со всеми говорит:         Эх, эх!  Позабавиться не грех! Запирайте етажи,  Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба —  Гуляет нынче голытьба!

Отменены все старые заповеди («свобода, свобода, Эх, эх, без креста!»), в том числе и «не убий», «не укради». Убийство Катьки не очень печалит красногвардейцев, а Петька переживает, потому что любил Катьку. Когда он «повеселел», то вместе со всеми говорит:

        Эх, эх! Позабавиться не грех!

Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба!

  Продолжение этого настроения находим в 8 главе, где в один ряд поставлены «скука скучная, смертная» и желание провести «времячко», а затем — «Ужь я семячки полущу, полущу… Ужь я ножичком полосну, полосну!.. Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку За зазнобушку, Чернобровушку…»        Вот так воспринимает революционные события человек улицы, ощутивший безграничность свободы, когда все позволено, и в то же время чувствующий враждебность окружающего, но уже побежденного мира. Потому нет ненависти в зарисовках первой главы, а только ирония, насмешка, часто уничтожающая («писатель — Вития», «Товарищ поп»), звучит в них по адресу Учредительного собрания, и барыни, и буржуя, и писателя, и попа.  От ощущения свершившегося справедливого переворота идет и настроение бесшабашности, упоение свободой, характерное для городской голытьбы: И больше нет городового —  Гуляй, ребята, без вина!

  Продолжение этого настроения находим в 8 главе, где в один ряд поставлены «скука скучная, смертная» и желание провести «времячко», а затем — «Ужь я семячки полущу, полущу… Ужь я ножичком полосну, полосну!.. Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку За зазнобушку, Чернобровушку…»

       Вот так воспринимает революционные события человек улицы, ощутивший безграничность свободы, когда все позволено, и в то же время чувствующий враждебность окружающего, но уже побежденного мира. Потому нет ненависти в зарисовках первой главы, а только ирония, насмешка, часто уничтожающая («писатель — Вития», «Товарищ поп»), звучит в них по адресу Учредительного собрания, и барыни, и буржуя, и писателя, и попа.

От ощущения свершившегося справедливого переворота идет и настроение бесшабашности, упоение свободой, характерное для городской голытьбы:

И больше нет городового — Гуляй, ребята, без вина!

 Какие они, двенадцать?

Какие они, двенадцать?

Двенадцать В зубах цигарка, примят картуз, На спину надо бубновый туз!

Двенадцать

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину надо бубновый туз!

Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Чёрная злоба, святая злоба... Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь — В кондовую, В избяную, В толстозадую! Эх, эх, без креста! Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Чёрная злоба, святая злоба...

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнём-ка пулей в Святую Русь —

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

И опять идут двенадцать,  За плечами — ружьеца.  Лишь у бедного убийцы  Не видать совсем лица... — Не такое нынче время,  Чтобы нянчиться с тобой!  Потяжеле будет бремя  Нам, товарищ дорогой!
  • И опять идут двенадцать,

За плечами — ружьеца.

Лишь у бедного убийцы

Не видать совсем лица...

  • — Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

12 красногвардейцев идут державным шагом сражаться за свободу. Это не опытные или обученные воины, а просто голытьба, лихие парни с петроградских окраин.  В стремлении вперед они готовы на убийство, грабежи, на кровь, на преступление.  Во имя нового мира они идут на бой, но в душе у них черная злоба, обида, месть.  А. Блок понял, что  революционеры сложены из обид.  Мстительных желаний,  проклятий и высоких надежд.

12 красногвардейцев идут державным шагом сражаться за свободу. Это не опытные или обученные воины, а просто голытьба, лихие парни с петроградских окраин.

В стремлении вперед они готовы на убийство, грабежи, на кровь, на преступление.

Во имя нового мира они идут на бой, но в душе у них черная злоба, обида, месть.

А. Блок понял, что

революционеры сложены

из обид.

Мстительных желаний,

проклятий и высоких надежд.

Источники http://www.laraleto.ru/wp-content/uploads/2016/06/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B0.jpg http://www.spressclub.ru/static/spressclub/6194/%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%BC%D0%B0-%D0%94%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f6b/000d2eca-a4918571/img8.jpg https://bidspirit-images.global.ssl.fastly.net/litfund/cloned-images/auction_191/lots/import_0/161/4/a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_4.jpg http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/big/177-2.jpg http://4.bp.blogspot.com/-h5n-W3i2TM0/UEJXfLPiK1I/AAAAAAAABGg/9SWPIPYY6wc/s1600/21512550_351.jpg http://nenuda.ru/nuda/152/151141/151141_html_42c14c5e.jpg http://present5.com/presentation/309366656_439708743/image-24.jpg http://revolution.rhga.ru/upload/iblock/ https://znanio.ru/static/files/cache/5f/c1/5fc159455af0a141bfbf8cc5d102e805.jpg https://literaguru.ru/wp-content/uploads/2016/10/15.gif http://news.ap-pa.ru/catalogs/news/images/1515528508_0.jpg https://chudesamag.ru/wp-content/uploads/2018/01/normal.jpg

Источники

http://www.laraleto.ru/wp-content/uploads/2016/06/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B0.jpg

http://www.spressclub.ru/static/spressclub/6194/%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%BC%D0%B0-%D0%94%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f6b/000d2eca-a4918571/img8.jpg

https://bidspirit-images.global.ssl.fastly.net/litfund/cloned-images/auction_191/lots/import_0/161/4/a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_4.jpg

http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/big/177-2.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-h5n-W3i2TM0/UEJXfLPiK1I/AAAAAAAABGg/9SWPIPYY6wc/s1600/21512550_351.jpg

http://nenuda.ru/nuda/152/151141/151141_html_42c14c5e.jpg

http://present5.com/presentation/309366656_439708743/image-24.jpg

http://revolution.rhga.ru/upload/iblock/

https://znanio.ru/static/files/cache/5f/c1/5fc159455af0a141bfbf8cc5d102e805.jpg

https://literaguru.ru/wp-content/uploads/2016/10/15.gif

http://news.ap-pa.ru/catalogs/news/images/1515528508_0.jpg

https://chudesamag.ru/wp-content/uploads/2018/01/normal.jpg

Источники https://img-fotki.yandex.ru/get/373752/16863105.a5/0_8a77e2_76a9463f_orig https://magisteria.ru/data/2017/12/Illyustratsiya-k-poeme-A.-Bloka-Dvenadtsat-.-1918.-Hudozhnik-YUrij-Annenkov-1889-1974.jpg http://www.azlib.ru/img/b/blok_a_a/text_0020/12_5.jpg http://www.travnikov.ru/al-gr/grf02.jpg https://www.syl.ru/misc/i/ai/359269/2144216.jpg

Источники

https://img-fotki.yandex.ru/get/373752/16863105.a5/0_8a77e2_76a9463f_orig

https://magisteria.ru/data/2017/12/Illyustratsiya-k-poeme-A.-Bloka-Dvenadtsat-.-1918.-Hudozhnik-YUrij-Annenkov-1889-1974.jpg

http://www.azlib.ru/img/b/blok_a_a/text_0020/12_5.jpg

http://www.travnikov.ru/al-gr/grf02.jpg

https://www.syl.ru/misc/i/ai/359269/2144216.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!