Афанасий Афанасьевич Фет 1820-1892
“ Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты”
- Поэт, прозаик, публицист, переводчик
- В литературу вошёл как один из величайших лириков, открывший новые возможности поэтического слова
- Сторонник “чистого искусства” : Фет считал, что в лирике не должно быть примет исторического времени, быта, гражданских тем, описаний мрачных сторон жизни
- Его поэтическое кредо – наслаждение красотой природы, воспевание восторга любви и радости творчества
Детство и отрочество
- Беззаботные ранние годы в селе Новосёлки Мценского уезда: любовь матери и отчима, интерес к литературе, счастливая жизнь в поместье
- Известие о лишении прав наследования, дворянских привилегий, горькая правда о незаконном происхождении
- Его отправляют в немецкий пансион и присваивают фамилию Фет
- Будущему писателю пришлось потратить много лет, чтобы вернуть себе дворянский титул, фамилию отца, добиться признания в литературных кругах
- «Если спросить: как называются все страдания, горести моей жизни, я отвечу: им имя – Фет»
Учёба и первый творческий опыт
- Обучение в московском пансионе и впоследствии в университете
- Начало творческого пути, дружба с Аполлоном Григорьевым
- Поэтический дебют 1840 год – сборник “Лирический пантеон”
- Фет начинает активно печататься в журналах, первый сборник заметили и высоко оценили
Жизненные невзгоды
- 1844 год – умирает дядя П.Н. Шеншин, обещавший обеспечить будущее племянника, умирает мать
- Апрель 1845 года – Фет поступает унтер-офицером в кирасирский полк, стремится выслужить офицерский чин
- В июне 1845 года Николай подписывает манифест, согласно которому потомственное дворянство давал только чин майора. Служить Фету предстояло около 15 лет
Любовь и разлука
- 1848 год – знакомство с Марией Лазич, взаимные чувства
- “ Я ясно понимал, что жениться офицеру, получающему 300 рублей из дома на девушке без состояния – значит необдуманно или недобросовестно брать на себя клятвенное обещание, которое я не в состоянии выполнить”
- В 1850 году в результате несчастного случая Мария Лазич погибает. Фет тяжело переживает трагедию
Литературный успех
- В 1853 году Фет знакомится с Тургеневым, Некрасовым и Толстым. В кругу “Современника” Фета признают за своего, много печатают.
- При деятельном участии Тургенева в 1856 году выходит сборник стихотворений, издание «очищенное и изувеченное»
- Александр издает указ, по которому получение потомственного дворянства гарантирует уже не майорский, а полковничий чин. Надежды стать Шеншиным рушатся
Брак по расчету
- Фет делает предложение сестре друга, Марии Боткиной, и уходит в отставку
- В 1860 г покупает 200 десятин земли недалеко от родного села и становится помещиком
- «Музу прогнал взашею» (по словам Тургенева). Двухтомное собрание сочинений, встреченное потоками резких статей, пародий и эпиграмм
- В 1873 году после подачи очередного прошения по императорскому указу ему возвращают фамилию Шеншин.
- Фет покупает старинное имение Воробьевку с громадным домом и парком
- Ссорится с Толстым, Тургеневым
- Разночинец темного происхождения, наполовину иностранец, рвется к заветному званию и положению и становится ревностным защитником и поэтом дворянского быта
«Вечерние огни»
- В 1883 году после 20-летнего перерыва появляется новая поэтическая книга. Еще три выпуска выходят в 1885, 1888 и 1891г.
- «Людям не нужна моя литература, а мне не нужны дураки». Он смирился с тем, что его книги предназначались «для немногих».
- «Бедный Фет! Один везде, в своей великолепной Воробьевке!» (Н. Страхов)
- «Я хочу только сказать, что продолжаю жить, как жил. Не боюсь смерти, как не боялся жизни».
- Фет умирает под фамилией Шеншин, обрести которую стремился всю жизнь
Художественный мир Фета
«Несмотря на все перемены во внешней обстановке, его внутренний мир остается все тем же» – Д. Церетели
Фет – поэт «без истории». Эволюция лирического героя отсутствует, он находится в «природной вражде с хронологией»
Критик Н. Недоброво назвал Фета «времеборцем»
История лирического героя заменяется движением календаря , особое значение приобретают ВРЕМЕНА ГОДА, ВРЕМЕНА СУТОК, тончайшие нюансы и переходы от одного к другому
- Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!
- Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.
- Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор.
- Нет, никогда нежней и бестелестней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть. («Еще майская ночь»)
ИМПРЕССИОНИСТИЧНОСТЬ
- Фет – ПЕВЕЦ МГНОВЕНИЯ. Его цель – передача минутных субъективных впечатлений, фиксация мгновенных переживаний: восхищения красотой и совершенством мира, счастья любви и творчества.
- Это – «мгновенные снимки памяти», которые укладываются в подробную, психологически достоверную картину внутреннего мира человека. Герой лишен конкретных примет, он – «человек вообще»
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК СОВЕРШЕННЫ И НАХОДЯТСЯ В ВЕЧНОЙ ГАРМОНИИ
- ДЕТАЛЬНОСТЬ
- ФРАГМЕНТАРНОСТЬ
- МОЗАИЧНОСТЬ
- ЧАСТО – БЕЗГЛАГОЛЬНОСТЬ
- ЦВЕТОПИСЬ, ВНИМАНИЕ К ЖИВОПИСНОЙ СИМВОЛИКЕ
Движение от конкретного к абстрактному
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
- Фет стремится к ИДЕАЛУ . Он пытается придать идеальный характер личным впечатлениям, сделать их совершенными
- «Пусть предметом песни будут личные впечатления: ненависть, грусть, любовь, но чем дальше поэт отодвинет их от себя как объект… тем чище выступит его идеал».
- Его часто называли последним поэтом - романтиком
ПОЭТ-КОМПОЗИТОР
- Яркость и насыщенность жизненных ощущений передается и через музыкальные образы (песни, звуки, музыкальные инструменты), и через выразительную ЗВУКОПИСЬ (ассонансы, аллитерации, анафоры, повторы, разнообразные способы рифмовки)
- Яркость, пластичность образов, их динамическое изменение – метафоры самой жизни, ее вечного движения и обновления
- Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
- И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
ТЕМА ВЕСНЫ - КЛЮЧЕВАЯ
- Весна – символ вечной жизни, ее движения и обновления
- В этом образе соединяются воедино природное и человеческое начала, весна дарит человеку любовь и красоту, а человек, подобно природе, получает силы, счастье, радость творчества и постижения
О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает — О чем — неясно ей самой, — И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой.
Идея вечного возрождения
- Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной — И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты…
- (Тютчев. «Фонтан»)
- Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан.
- — Я, и кровь, и мысль, и тело — Мы послушные рабы: До известного предела Все возносимся мы смело Под давлением судьбы.
- Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь.
- (Фет. «Фонтан»)
На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая, Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной, Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем Я взором мерил глубину, В которой с каждым я мгновеньем Все невозвратнее тону.
(Фет)
Святая ночь на небосклон взошла, И день отрадный, день любезный, Как золотой покров, она свила, Покров, накинутый над бездной . И, как виденье , внешний мир ушел… И человек, как сирота бездомный , Стоит теперь и немощен и го л, Лицом к лицу пред пропастию темной .
На самого себя покинут он – Упразднен ум, и мысль осиротела – В душе своей, как в бездне , погружен, И нет извне опоры, ни предела…
И чудится давно минувшим сном Ему теперь всё светлое, живое… И в чуждом, неразгаданном ночном Он узнает наследье родовое .
(Тютчев)
- «Если поэты философской школы повествуют об абстрактных идеях на языке абстракций, то Тютчев вечным языком говорит о мгновенных впечатлениях, а Фет о них же – на языке мгновений»
Ю. Лотман