СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Фет. Жизнь и творчество

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. Фет. Жизнь и творчество»

Афанасий  Афанасьевич Фет  1820-1892 “ Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты”

Афанасий Афанасьевич Фет 1820-1892

Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты”

Поэт, прозаик, публицист, переводчик В литературу вошёл как один из величайших лириков, открывший новые возможности поэтического слова Сторонник “чистого искусства” : Фет считал, что в лирике не должно быть примет исторического времени, быта, гражданских тем, описаний мрачных сторон жизни Его поэтическое кредо – наслаждение красотой природы, воспевание восторга любви и радости творчества
  • Поэт, прозаик, публицист, переводчик
  • В литературу вошёл как один из величайших лириков, открывший новые возможности поэтического слова
  • Сторонник “чистого искусства” : Фет считал, что в лирике не должно быть примет исторического времени, быта, гражданских тем, описаний мрачных сторон жизни
  • Его поэтическое кредо – наслаждение красотой природы, воспевание восторга любви и радости творчества
Детство и отрочество Беззаботные ранние годы в селе Новосёлки Мценского уезда: любовь матери и отчима, интерес к литературе, счастливая жизнь в поместье Известие о лишении прав наследования, дворянских привилегий, горькая правда о незаконном происхождении Его отправляют в немецкий пансион и присваивают фамилию Фет Будущему писателю пришлось потратить много лет, чтобы вернуть себе дворянский титул, фамилию отца, добиться признания в литературных кругах

Детство и отрочество

  • Беззаботные ранние годы в селе Новосёлки Мценского уезда: любовь матери и отчима, интерес к литературе, счастливая жизнь в поместье
  • Известие о лишении прав наследования, дворянских привилегий, горькая правда о незаконном происхождении
  • Его отправляют в немецкий пансион и присваивают фамилию Фет
  • Будущему писателю пришлось потратить много лет, чтобы вернуть себе дворянский титул, фамилию отца, добиться признания в литературных кругах
«Если спросить: как называются все страдания, горести моей жизни, я отвечу: им имя – Фет»
  • «Если спросить: как называются все страдания, горести моей жизни, я отвечу: им имя – Фет»
Учёба и первый творческий опыт Обучение в московском пансионе и впоследствии в университете Начало творческого пути, дружба с Аполлоном Григорьевым Поэтический дебют 1840 год – сборник “Лирический пантеон” Фет начинает активно печататься в журналах, первый сборник заметили и высоко оценили

Учёба и первый творческий опыт

  • Обучение в московском пансионе и впоследствии в университете
  • Начало творческого пути, дружба с Аполлоном Григорьевым
  • Поэтический дебют 1840 год – сборник “Лирический пантеон”
  • Фет начинает активно печататься в журналах, первый сборник заметили и высоко оценили
Жизненные невзгоды 1844 год – умирает дядя П.Н. Шеншин, обещавший обеспечить будущее племянника, умирает мать Апрель 1845 года – Фет поступает унтер-офицером в кирасирский полк, стремится выслужить офицерский чин В июне 1845 года Николай подписывает манифест, согласно которому потомственное дворянство давал только чин майора. Служить Фету предстояло около 15 лет

Жизненные невзгоды

  • 1844 год – умирает дядя П.Н. Шеншин, обещавший обеспечить будущее племянника, умирает мать
  • Апрель 1845 года – Фет поступает унтер-офицером в кирасирский полк, стремится выслужить офицерский чин
  • В июне 1845 года Николай подписывает манифест, согласно которому потомственное дворянство давал только чин майора. Служить Фету предстояло около 15 лет
Любовь и разлука 1848 год – знакомство с Марией Лазич, взаимные чувства “ Я ясно понимал, что жениться офицеру, получающему 300 рублей из дома на девушке без состояния – значит необдуманно или недобросовестно брать на себя клятвенное обещание, которое я не в состоянии выполнить” В 1850 году в результате несчастного случая Мария Лазич погибает. Фет тяжело переживает трагедию

Любовь и разлука

  • 1848 год – знакомство с Марией Лазич, взаимные чувства
  • Я ясно понимал, что жениться офицеру, получающему 300 рублей из дома на девушке без состояния – значит необдуманно или недобросовестно брать на себя клятвенное обещание, которое я не в состоянии выполнить”
  • В 1850 году в результате несчастного случая Мария Лазич погибает. Фет тяжело переживает трагедию
Литературный успех В 1853 году Фет знакомится с Тургеневым, Некрасовым и Толстым. В кругу “Современника” Фета признают за своего, много печатают. При деятельном участии Тургенева в 1856 году выходит сборник стихотворений, издание «очищенное и изувеченное» Александр издает указ, по которому получение потомственного дворянства гарантирует уже не майорский, а полковничий чин. Надежды стать Шеншиным рушатся

Литературный успех

  • В 1853 году Фет знакомится с Тургеневым, Некрасовым и Толстым. В кругу “Современника” Фета признают за своего, много печатают.
  • При деятельном участии Тургенева в 1856 году выходит сборник стихотворений, издание «очищенное и изувеченное»
  • Александр издает указ, по которому получение потомственного дворянства гарантирует уже не майорский, а полковничий чин. Надежды стать Шеншиным рушатся
Брак по расчету Фет делает предложение сестре друга, Марии Боткиной, и уходит в отставку В 1860 г покупает 200 десятин земли недалеко от родного села и становится помещиком «Музу прогнал взашею» (по словам Тургенева). Двухтомное собрание сочинений, встреченное потоками резких статей, пародий и эпиграмм

Брак по расчету

  • Фет делает предложение сестре друга, Марии Боткиной, и уходит в отставку
  • В 1860 г покупает 200 десятин земли недалеко от родного села и становится помещиком
  • «Музу прогнал взашею» (по словам Тургенева). Двухтомное собрание сочинений, встреченное потоками резких статей, пародий и эпиграмм
В 1873 году после подачи очередного прошения по императорскому указу ему возвращают фамилию Шеншин. Фет покупает старинное имение Воробьевку с громадным домом и парком Ссорится с Толстым, Тургеневым Разночинец темного происхождения, наполовину иностранец, рвется к заветному званию и положению и становится ревностным защитником и поэтом дворянского быта
  • В 1873 году после подачи очередного прошения по императорскому указу ему возвращают фамилию Шеншин.
  • Фет покупает старинное имение Воробьевку с громадным домом и парком
  • Ссорится с Толстым, Тургеневым
  • Разночинец темного происхождения, наполовину иностранец, рвется к заветному званию и положению и становится ревностным защитником и поэтом дворянского быта
«Вечерние огни» В 1883 году после 20-летнего перерыва появляется новая поэтическая книга. Еще три выпуска выходят в 1885, 1888 и 1891г. «Людям не нужна моя литература, а мне не нужны дураки». Он смирился с тем, что его книги предназначались «для немногих». «Бедный Фет! Один везде, в своей великолепной Воробьевке!» (Н. Страхов)

«Вечерние огни»

  • В 1883 году после 20-летнего перерыва появляется новая поэтическая книга. Еще три выпуска выходят в 1885, 1888 и 1891г.
  • «Людям не нужна моя литература, а мне не нужны дураки». Он смирился с тем, что его книги предназначались «для немногих».
  • «Бедный Фет! Один везде, в своей великолепной Воробьевке!» (Н. Страхов)
«Я хочу только сказать, что продолжаю жить, как жил. Не боюсь смерти, как не боялся жизни». Фет умирает под фамилией Шеншин, обрести которую стремился всю жизнь
  • «Я хочу только сказать, что продолжаю жить, как жил. Не боюсь смерти, как не боялся жизни».
  • Фет умирает под фамилией Шеншин, обрести которую стремился всю жизнь
Художественный мир Фета «Несмотря на все перемены во внешней обстановке, его внутренний мир остается все тем же» – Д. Церетели Фет – поэт «без истории». Эволюция лирического героя отсутствует, он находится в «природной вражде с хронологией» Критик Н. Недоброво назвал Фета «времеборцем»

Художественный мир Фета

«Несмотря на все перемены во внешней обстановке, его внутренний мир остается все тем же» – Д. Церетели

Фет – поэт «без истории». Эволюция лирического героя отсутствует, он находится в «природной вражде с хронологией»

Критик Н. Недоброво назвал Фета «времеборцем»

История лирического героя заменяется движением календаря , особое значение приобретают ВРЕМЕНА ГОДА, ВРЕМЕНА СУТОК, тончайшие нюансы и переходы от одного к другому Какая ночь! На всём какая нега!  Благодарю, родной полночный край!  Из царства льдов, из царства вьюг и снега  Как свеж и чист твой вылетает май! Какая ночь! Все звезды до единой  Тепло и кротко в душу смотрят вновь,  И в воздухе за песнью соловьиной  Разносится тревога и любовь. Березы ждут. Их лист полупрозрачный  Застенчиво манит и тешит взор.  Они дрожат. Так деве новобрачной  И радостен и чужд ее убор. Нет, никогда нежней и бестелестней  Твой лик, о ночь, не мог меня томить!  Опять к тебе иду с невольной песней,  Невольной — и последней, может быть. («Еще майская ночь»)

История лирического героя заменяется движением календаря , особое значение приобретают ВРЕМЕНА ГОДА, ВРЕМЕНА СУТОК, тончайшие нюансы и переходы от одного к другому

  • Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!
  • Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.
  • Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор.
  • Нет, никогда нежней и бестелестней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть. («Еще майская ночь»)
ИМПРЕССИОНИСТИЧНОСТЬ Фет – ПЕВЕЦ МГНОВЕНИЯ. Его цель – передача минутных субъективных впечатлений, фиксация мгновенных переживаний: восхищения красотой и совершенством мира, счастья любви и творчества. Это – «мгновенные снимки памяти», которые укладываются в подробную, психологически достоверную картину внутреннего мира человека. Герой лишен конкретных примет, он – «человек вообще»

ИМПРЕССИОНИСТИЧНОСТЬ

  • Фет – ПЕВЕЦ МГНОВЕНИЯ. Его цель – передача минутных субъективных впечатлений, фиксация мгновенных переживаний: восхищения красотой и совершенством мира, счастья любви и творчества.
  • Это – «мгновенные снимки памяти», которые укладываются в подробную, психологически достоверную картину внутреннего мира человека. Герой лишен конкретных примет, он – «человек вообще»
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК СОВЕРШЕННЫ И НАХОДЯТСЯ В ВЕЧНОЙ ГАРМОНИИ   ДЕТАЛЬНОСТЬ ФРАГМЕНТАРНОСТЬ МОЗАИЧНОСТЬ ЧАСТО – БЕЗГЛАГОЛЬНОСТЬ ЦВЕТОПИСЬ, ВНИМАНИЕ К ЖИВОПИСНОЙ СИМВОЛИКЕ Движение от конкретного к абстрактному

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК СОВЕРШЕННЫ И НАХОДЯТСЯ В ВЕЧНОЙ ГАРМОНИИ

  • ДЕТАЛЬНОСТЬ
  • ФРАГМЕНТАРНОСТЬ
  • МОЗАИЧНОСТЬ
  • ЧАСТО – БЕЗГЛАГОЛЬНОСТЬ
  • ЦВЕТОПИСЬ, ВНИМАНИЕ К ЖИВОПИСНОЙ СИМВОЛИКЕ

Движение от конкретного к абстрактному

Шепот, робкое дыханье,  Трели соловья,  Серебро и колыханье  Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени,  Тени без конца,  Ряд волшебных изменений  Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,  Отблеск янтаря,  И лобзания, и слезы,  И заря, заря!..

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

Фет стремится к ИДЕАЛУ . Он пытается придать идеальный характер личным впечатлениям, сделать их совершенными «Пусть предметом песни будут личные впечатления: ненависть, грусть, любовь, но чем дальше поэт отодвинет их от себя как объект… тем чище выступит его идеал». Его часто называли последним поэтом - романтиком
  • Фет стремится к ИДЕАЛУ . Он пытается придать идеальный характер личным впечатлениям, сделать их совершенными
  • «Пусть предметом песни будут личные впечатления: ненависть, грусть, любовь, но чем дальше поэт отодвинет их от себя как объект… тем чище выступит его идеал».
  • Его часто называли последним поэтом - романтиком
ПОЭТ-КОМПОЗИТОР Яркость и насыщенность жизненных ощущений передается и через музыкальные образы (песни, звуки, музыкальные инструменты), и через выразительную ЗВУКОПИСЬ (ассонансы, аллитерации, анафоры, повторы, разнообразные способы рифмовки) Яркость, пластичность образов, их динамическое изменение – метафоры самой жизни, ее вечного движения и обновления

ПОЭТ-КОМПОЗИТОР

  • Яркость и насыщенность жизненных ощущений передается и через музыкальные образы (песни, звуки, музыкальные инструменты), и через выразительную ЗВУКОПИСЬ (ассонансы, аллитерации, анафоры, повторы, разнообразные способы рифмовки)
  • Яркость, пластичность образов, их динамическое изменение – метафоры самой жизни, ее вечного движения и обновления

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали  Лучи у наших ног в гостиной без огней.  Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,  Как и сердца у нас за песнию твоей.  Ты пела до зари, в слезах изнемогая,  Что ты одна — любовь, что нет любви иной,  И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,  Тебя любить, обнять и плакать над тобой.   И много лет прошло, томительных и скучных,  И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,  И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,  Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.  Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,  А жизни нет конца, и цели нет иной,  Как только веровать в рыдающие звуки,  Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
  • Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
  • И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
ТЕМА ВЕСНЫ - КЛЮЧЕВАЯ Весна – символ вечной жизни, ее движения и обновления В этом образе соединяются воедино природное и человеческое начала, весна дарит человеку любовь и красоту, а человек, подобно природе, получает силы, счастье, радость творчества и постижения

ТЕМА ВЕСНЫ - КЛЮЧЕВАЯ

  • Весна – символ вечной жизни, ее движения и обновления
  • В этом образе соединяются воедино природное и человеческое начала, весна дарит человеку любовь и красоту, а человек, подобно природе, получает силы, счастье, радость творчества и постижения
О первый ландыш! Из-под снега  Ты просишь солнечных лучей;  Какая девственная нега  В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок!  Какие в нем нисходят сны!  Как ты пленителен, подарок  Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает —  О чем — неясно ей самой, —  И робкий вздох благоухает  Избытком жизни молодой.

О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает — О чем — неясно ей самой, — И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой.

Идея вечного возрождения Смотри, как облаком живым  Фонтан сияющий клубится;  Как пламенеет, как дробится  Его на солнце влажный дым.  Лучом поднявшись к небу, он  Коснулся высоты заветной —  И снова пылью огнецветной  Ниспасть на землю осужден.  О смертной мысли водомет,  О водомет неистощимый!  Какой закон непостижимый  Тебя стремит, тебя мятет?  Как жадно к небу рвешься ты!..  Но длань незримо-роковая,  Твой луч упорный преломляя,  Свергает в брызгах с высоты… (Тютчев. «Фонтан») Ночь и я, мы оба дышим,  Цветом липы воздух пьян,  И, безмолвные, мы слышим,  Что, струей своей колышим,  Напевает нам фонтан. —  Я, и кровь, и мысль, и тело —  Мы послушные рабы:  До известного предела  Все возносимся мы смело  Под давлением судьбы. Мысль несется, сердце бьется.,  Мгле мерцаньем не помочь;  К сердцу кровь опять вернется,  В водоем мой луч прольется,  И заря потушит ночь. (Фет. «Фонтан»)

Идея вечного возрождения

  • Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной — И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты…
  • (Тютчев. «Фонтан»)
  • Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан.
  • —  Я, и кровь, и мысль, и тело — Мы послушные рабы: До известного предела Все возносимся мы смело Под давлением судьбы.
  • Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь.
  • (Фет. «Фонтан»)
На стоге сена ночью южной  Лицом ко тверди я лежал,  И хор светил, живой и дружный,  Кругом раскинувшись, дрожал. Земля, как смутный сон немая,  Безвестно уносилась прочь,  И я, как первый житель рая,  Один в лицо увидел ночь. Я ль несся к бездне полуночной,  Иль сонмы звезд ко мне неслись?  Казалось, будто в длани мощной  Над этой бездной я повис. И с замираньем и смятеньем  Я взором мерил глубину,  В которой с каждым я мгновеньем  Все невозвратнее тону. (Фет) Святая ночь на небосклон взошла,  И день отрадный, день любезный,  Как золотой покров, она свила,  Покров, накинутый над бездной .  И, как виденье , внешний мир ушел…  И человек, как сирота бездомный ,  Стоит теперь и немощен и го л,  Лицом к лицу пред пропастию темной . На самого себя покинут он –  Упразднен ум, и мысль осиротела –  В душе своей, как в бездне , погружен,  И нет извне опоры, ни предела… И чудится давно минувшим сном  Ему теперь всё светлое, живое…  И в чуждом, неразгаданном ночном  Он узнает наследье родовое . (Тютчев)

На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая, Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной, Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем Я взором мерил глубину, В которой с каждым я мгновеньем Все невозвратнее тону.

(Фет)

Святая ночь на небосклон взошла, И день отрадный, день любезный, Как золотой покров, она свила, Покров, накинутый над бездной . И, как виденье , внешний мир ушел… И человек, как сирота бездомный , Стоит теперь и немощен и го л, Лицом к лицу пред пропастию темной .

На самого себя покинут он – Упразднен ум, и мысль осиротела – В душе своей, как в бездне , погружен, И нет извне опоры, ни предела…

И чудится давно минувшим сном Ему теперь всё светлое, живое… И в чуждом, неразгаданном ночном Он узнает наследье родовое .

(Тютчев)

«Если поэты философской школы повествуют об абстрактных идеях на языке абстракций, то Тютчев вечным языком говорит о мгновенных впечатлениях, а Фет о них же – на языке мгновений» Ю. Лотман
  • «Если поэты философской школы повествуют об абстрактных идеях на языке абстракций, то Тютчев вечным языком говорит о мгновенных впечатлениях, а Фет о них же – на языке мгновений»

Ю. Лотман