СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.И. Куприн "Поединок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по повести А.И. Куприна "Поединок"

Просмотр содержимого документа
«А.И. Куприн "Поединок"»

Александр Иванович Куприн.  Повесть «Поединок» Выполнила учащаяся 11 класса МБОУ СОШ № 12 имени Героя Советского Союза И. Х. Тхагушева с.Георгиевское МО Туапсинский район Миносян Валерия Преподаватель Кашаева Э.П.

Александр Иванович Куприн. Повесть «Поединок»

Выполнила учащаяся 11 класса МБОУ СОШ № 12

имени Героя Советского Союза И. Х. Тхагушева

с.Георгиевское МО Туапсинский район

Миносян Валерия

Преподаватель Кашаева Э.П.

 Детство Александра Куприна Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой многодетной семье мелкого чиновника. Отца своего, умершего от холеры, мальчик не помнил, а мать Любовь Алексеевна, урожденная княжна Куланчакова, стала для него ангелом и «обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством».   (1870 – 1938) Дом Куприных в Наровчате. Сейчас музей. Современное изображение.

Детство

Александра Куприна

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой многодетной семье мелкого чиновника. Отца своего, умершего от холеры, мальчик не помнил, а мать Любовь Алексеевна, урожденная княжна Куланчакова, стала для него ангелом и «обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством».

(1870 – 1938)

Дом Куприных в Наровчате. Сейчас музей. Современное изображение.

 Жизнь и творчество  великого писателя В 1874 году из-за нищенского положения семья Куприных переезжает в Москву, и мальчик поселяется в общей палате вдовьего дома, а после поступает в сиротское училище. Казенная обстановка причиняла шестилетнему Саше жестокие страдания, но судьба уготовила ему военное поприще длиной в 14 лет. Однако именно в кадетском корпусе начал проявляться его яркий писательский дар. Здесь в 1889 году юноша впервые выступил в печати с ещё незрелым рассказом «Последний дебют». Впечатления от суровых армейских будней послужили почвой для многих его произведений.   (1870 – 1938)

Жизнь и творчество

великого писателя

В 1874 году из-за нищенского положения семья Куприных переезжает в Москву, и мальчик поселяется в общей палате вдовьего дома, а после поступает в сиротское училище. Казенная обстановка причиняла шестилетнему Саше жестокие страдания, но судьба уготовила ему военное поприще длиной в 14 лет. Однако именно в кадетском корпусе начал проявляться его яркий писательский дар. Здесь в 1889 году юноша впервые выступил в печати с ещё незрелым рассказом «Последний дебют». Впечатления от суровых армейских будней послужили почвой для многих его произведений.

(1870 – 1938)

Истоки возникновения повести «Поединок» Повесть «Поединок» принесла Александру Куприну общественное признание и была переведена на все языки мира. В ней воплотились самые яркие жизненные впечатления писателя от четырехлетнего пребывания в Днепровском пехотном полку в должности подпоручика. Здесь он глубже проникся духом русской армии, ее обычаями и проблемами.  (1870 – 1938)

Истоки возникновения повести «Поединок»

Повесть «Поединок» принесла Александру Куприну общественное признание и была переведена на все языки мира. В ней воплотились

самые яркие жизненные впечатления писателя от четырехлетнего пребывания в Днепровском пехотном полку в должности подпоручика. Здесь он глубже проникся духом русской армии, ее обычаями и проблемами.

(1870 – 1938)

 История создания произведения. Судьба купринского «Поединка»  Идея повести возникла у Куприна во многом благодаря Максиму Горькому, который не просто поддержал и ободрил писателя, но и вдохнул в него уверенность в собственных силах. Начав работу над «Поединком» еще в 1902 году, автор напряженно трудился над ним в течение трёх лет. Принято считать, что своеобразными эскизами к произведению стали многочисленные ранние рассказы из военного быта. Впервые «Поединок» был напечатан в горьковском «Сборнике товарищества «Знание» с символичным посвящением: «Максиму Горькому с чувством искренней дружбы и глубокого уважения эту повесть посвящает автор».    (1870 – 1938)

История создания произведения. Судьба купринского «Поединка»

Идея повести возникла у Куприна во многом благодаря Максиму Горькому, который не просто поддержал и ободрил писателя, но и вдохнул в него уверенность в собственных силах. Начав работу над «Поединком» еще в 1902 году, автор напряженно трудился над ним в течение трёх лет.

Принято считать, что своеобразными эскизами к произведению стали многочисленные ранние рассказы из военного быта. Впервые «Поединок» был напечатан в горьковском «Сборнике товарищества «Знание» с символичным посвящением:

«Максиму Горькому с чувством искренней дружбы и глубокого уважения эту повесть посвящает автор».

(1870 – 1938)

Тематика повести  В повести показано крушение царской России, в эпицентре которого оказалось «потерянное поколение». Из зарисовок быта захолустного гарнизона вырастает социально обобщенная картина разложения не только офицерской среды, но и целой страны, её государственной системы. Герои давно лишились идейной основы. Они не понимают ценности и важности своей службы и слепо подчиняются требованиям армейского распорядка, духовно погибая от всеобщей ненависти.  (1870 – 1938)

Тематика повести

В повести показано крушение царской России, в эпицентре которого оказалось «потерянное поколение». Из зарисовок быта захолустного гарнизона вырастает социально обобщенная картина разложения не только офицерской среды, но и целой страны, её государственной системы. Герои давно лишились идейной основы. Они не понимают ценности и важности своей службы и слепо подчиняются требованиям армейского распорядка, духовно погибая от всеобщей ненависти.

(1870 – 1938)

 Главные герои повести Центральные персонажи:  Юрий Алексеевич Ромашов - подпоручик, в произведении часто именуется Георгием. Владимир Ефимович Николаев - поручик, оппонент Ромашова. Александра Петровна Николаева - жена поручика Николаева, эгоистичная женщина. Шульгович - полковник, командир полка. Василий Нилович Назанский - поручик, страдающий алкоголизмом, безнадежно влюбленный в Александру. Раиса Александровна Петерсон - бывшая возлюбленная Ромашова, мстительная женщина. Бек-Агамалов - адъютант, удивительно сильный человек. Диц - штабс-капитан. Слива - капитан. Гайнан - денщик подпоручика Ромашова.  (1870 – 1938)

Главные герои повести

Центральные персонажи:

Юрий Алексеевич Ромашов - подпоручик, в произведении часто именуется Георгием.

Владимир Ефимович Николаев - поручик, оппонент Ромашова.

Александра Петровна Николаева - жена поручика Николаева, эгоистичная женщина.

Шульгович - полковник, командир полка.

Василий Нилович Назанский - поручик, страдающий алкоголизмом, безнадежно влюбленный в Александру.

Раиса Александровна Петерсон - бывшая возлюбленная Ромашова, мстительная женщина.

Бек-Агамалов - адъютант, удивительно сильный человек.

Диц - штабс-капитан.

Слива - капитан.

Гайнан - денщик подпоручика Ромашова.

(1870 – 1938)

Трагедия Ромашова Ромашов — это тип пассивного мечтателя, который не борется со злом, а страдает от него. В молодом подпоручике, второй год служащем в полку, своеобразно сочетаются слабость воли и сила духа. Даже детская привычка «думать о себе в третьем лице, словами шаблонных романов» свидетельствует о безжизненности его натуры. В противоположность другим офицерам Ромашов искренен, жалостлив и прост в отношении с солдатами. Проявляя заботу о всеми унижаемом, забитом Хлебникове, герой чувствует в нем родственную душу, ведь он также неловок и одинок в кругу армейских товарищей. От тоски Георгий часто ходит на вокзал, где проходящие поезда напоминают ему об иной, праздной жизни. Служба гнетёт молодого человека, и он всё чаще приходит к мысли об отрицании войны.   (1870 – 1938)

Трагедия Ромашова

Ромашов — это тип пассивного мечтателя, который не борется со злом, а страдает от него.

В молодом подпоручике, второй год служащем в полку, своеобразно сочетаются слабость воли и сила духа. Даже детская привычка «думать о себе в третьем лице, словами шаблонных романов» свидетельствует о безжизненности его натуры. В противоположность другим офицерам Ромашов искренен, жалостлив и прост в отношении с солдатами. Проявляя заботу о всеми унижаемом, забитом Хлебникове, герой чувствует в нем родственную душу, ведь он также неловок и одинок в кругу армейских товарищей. От тоски Георгий часто ходит на вокзал, где проходящие поезда напоминают ему об иной, праздной жизни. Служба гнетёт молодого человека, и он всё чаще приходит к мысли об отрицании войны.

(1870 – 1938)

Сюжетная линия повести Подпоручик Георгий Алексеевич Ромашов далеко не самый дисциплинированный солдат. Он замкнут для окружающих и живет будто во сне. Влюбившись в жену поручика Николаева, Александру, он, вопреки данному себе обещанию, каждый день бывал у них дома, разорвав прежние надоевшие отношения. Молодая женщина испытывает к нему симпатию, поскольку давно не любит мужа, но мечтает о светской обеспеченной жизни. После неудавшегося смотра герой решает покинуть полк. На пикнике, устроенном Шурой, герои объясняются в своих чувствах. Не называя имени Шурочки, друг Ромашова рассказывает ему историю своей любви. Он предупреждает товарища о грозящей ему опасности, ведь в женщине живут два разных человека. Но герой остаётся глух.        (1870 – 1938)

Сюжетная линия повести

Подпоручик Георгий Алексеевич Ромашов далеко не самый дисциплинированный

солдат. Он замкнут для окружающих и

живет будто во сне. Влюбившись в жену поручика Николаева, Александру, он, вопреки данному себе обещанию, каждый день бывал

у них дома, разорвав прежние надоевшие отношения. Молодая женщина испытывает к нему симпатию, поскольку давно не любит мужа, но мечтает о светской обеспеченной жизни. После неудавшегося смотра герой решает покинуть полк. На пикнике, устроенном Шурой, герои объясняются в своих чувствах.

Не называя имени Шурочки, друг Ромашова рассказывает ему историю своей любви. Он предупреждает товарища о грозящей ему опасности, ведь в женщине живут два разных человека. Но герой остаётся глух. 

(1870 – 1938)

Сюжетная линия повести Вскоре из анонимных писем, присылаемых отвергнутой возлюбленной Ромашова, Николаев узнает о неверности жены и холодно отстраняет его от дома. После самоубийства солдата в одной из рот пьянство в обществе офицеров вспыхивает с особенной силой. Оказавшись в клубе, Георгий становится участником конфликта, который заканчивается дракой с Николаевым. На следующий день суд назначает время поединка. Ромашов готов отказаться от дуэли и навсегда уйти со службы, но убеждение Александры в том, что это повредит её мужу, готовящемуся к поступлению в академию Генерального штаба, а также её уверение в том, что стрельба пройдет без последствий, заставляют его передумать. Позже становится известно о гибели героя. Пуля была пущена в упор и пришлась вниз живота.   (1870 – 1938)

Сюжетная линия повести

Вскоре из анонимных писем, присылаемых отвергнутой возлюбленной Ромашова, Николаев узнает о неверности

жены и холодно отстраняет его от дома. После самоубийства солдата в одной из рот пьянство в обществе офицеров вспыхивает с особенной силой. Оказавшись в клубе, Георгий становится участником конфликта, который заканчивается дракой с Николаевым. На следующий день суд назначает время поединка. Ромашов готов отказаться от дуэли и навсегда уйти со службы, но убеждение Александры в том, что это повредит её мужу, готовящемуся к поступлению в академию Генерального штаба, а также её уверение в том, что стрельба пройдет без последствий, заставляют его передумать. Позже становится известно о гибели героя. Пуля была пущена в упор и пришлась вниз живота.

(1870 – 1938)

Причины гибели Ромашова Финал произведения пронизан чувством непримиримости с нелепой смертью, а также осуждением эгоистичных людей, неоценивших прекрасно расцветающую юность. Ромашов - жертва времени, обстоятельств и нравов. Он искал духовный выход, и поэтому его переживания обнажены перед читателем. Сухой, казенный рапорт об убийстве Ромашова усиливает ощущение абсурдности и трагичности гибели молодого человека, до последнего мгновения страстно стремившегося к правде и красоте, но вступившего в поединок с реальностью. Хрупкость человеческой жизни видится здесь особенно ярко. Заставив прозреть своего героя, Куприн не нашел для него дальнейшего пути. Таким образом, смерть стала спасением от нравственной гибели, а «естественный» Ромашов неизбежно оказался слишком слабым, чтобы одержать верх над жизнью.     (1870 – 1938)

Причины гибели Ромашова

Финал произведения пронизан чувством

непримиримости с нелепой смертью, а также

осуждением эгоистичных людей, неоценивших

прекрасно расцветающую юность. Ромашов - жертва времени, обстоятельств и нравов. Он искал духовный выход, и поэтому его переживания обнажены перед читателем. Сухой, казенный рапорт об убийстве Ромашова усиливает ощущение абсурдности и трагичности гибели молодого человека, до последнего мгновения страстно стремившегося к правде и красоте, но вступившего в поединок с реальностью. Хрупкость человеческой жизни видится здесь особенно ярко. Заставив прозреть своего героя, Куприн не нашел для него дальнейшего пути. Таким образом, смерть стала спасением от нравственной гибели, а «естественный» Ромашов неизбежно оказался слишком слабым, чтобы одержать верх над жизнью.

(1870 – 1938)

 (1870 – 1938) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

(1870 – 1938)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!