Методическая разработка классного часа «А музы не молчали…», посвящённого 78 годовщине Победы
в Великой Отечественной войне.
Классный руководитель МАОУ"СОШ №54" г.Новоуральска
Протазанова Наталья Валентиновна
Пояснительная записка
День Победы - самый значительный праздник для нашего Отечества, потому что история Великой Отечественной войны – это летопись великого подвига советского народа во имя будущего. Время не властно над этим подвигом. В памяти потомков навсегда сохранится нравственный, гражданский и общечеловеческий героизм людей, имена которых остались на граните памятников и на страницах военных летописей. Поэтому роль школы в патриотическом воспитании детей, в формировании духовно-нравственных ценностей трудно переоценить. Миссия педагога – донести до каждого учащегося идею о том, что сила многонационального советского народа, освободившего свою родину и Европу от фашистского нашествия, - в единстве, ведь «беда была на всех одна», в патриотизме, в осознании своего гражданского долга и ответственности за будущее Родины. Помнить о боли, страданиях, погибших на фронтах и в тылу, о светлом подвиге всех, кто подарил нам мирную жизнь, которую мы обязаны сохранить.
Данное событие слегка приоткрывает малознакомую страницу летописи Великой Отечественной войны, связанную с работой военных корреспондентов, фронтовых агитбригад, артистов, поэтов и т.д.
«В дни войны газета – воздух, – писал Илья Эренбург. – Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит и твоя судьба».
Дети должны знать, что фронтовые журналисты «воевали словом», поставляли «душевные боеприпасы фронту», поднимая боевой дух у солдат и офицеров, внося свою лепту в общую победу. Именно поэтому классный час также подготовлен в этом формате и адресован учащимся 6-9 классов. В рамках патриотической направленности было предусмотрено проведение таких мероприятий, как встречи с интересными людьми-участниками Великой Отечественной войны, конкурсы рисунков, участие в акции "Подарок ветерану", участие в волонтёрском движении и посещение ветеранов Великой Отечественной войны на дому, Уроки чтения книг о Великой Отечественной войне, участие в митинге, посвящённом Дню Победы, посещение кинотеатра "Нейва" с просмотром фильмов на военную тематику, экскурсии в историко-краеведческий музей, посещение музея "Морские мили", совершенствование партнёрских связей с МБУК "Публичная библиотека" и реализация проекта "Герои Отечества", а также желание учащихся узнать больше о творчестве, судьбах и подвигах военных корреспондентов во время войны. Вот почему этот проект занимает одно из важных мест в системе патриотического воспитания учащихся класса.
Целевой компонент классного часа
Цель: создание условий для воспитания у обучающихся патриотизма, глубокого уважения к истории своего Отечества.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1.Пробуждать стремление учащихся и родителей к дальнейшему изучению истории собственной семьи, истории Отечества.
2.Способствовать вовлечению в совместную деятельность учащихся класса, педагогов, родителей, социальных партнеров.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
1. Расширять кругозор учащихся, изучая исторический материал о своей малой Родине.
2. Развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.
3. Развивать навыки сотрудничества, умение работать в команде.
4. Развивать творческий потенциал обучающихся, их познавательную активность, коммуникативные навыки (инициативность, активность, умение работать в группе, умение представлять продукт своей деятельности).
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
Расширить знания обучающихся об основных этапах Великой Отечественной войны, о героях военных сражений, о подвиге советского народа в годы войны;
Расширить знания обучающихся о значении поэзии, прозы, искусства в формировании боевого духа бойцов через участие в коллективном творческом деле, поисково-исследовательской деятельности, проектной деятельности, социально значимой деятельности.
Организационно-деятельностный компонент
Место проведения: классная комната.
Продолжительность: 45 минут.
Формы работы: групповая, фронтальная
Участники: учащиеся 5-6 класса, родители, учителя, социальные партнёры, участники Великой Отечественной войны и трудового фронта, корреспонденты газет "Нейва", "Новая городская".
Место данного классного часа в воспитательном процессе класса
Классный час проводится в рамкахобщешкольного проекта «Не вспоминать, а помнить» и является творческим отчётом поисково- исследовательской работы учащихся.
Ожидаемые результаты
-уважительное отношение учащихся к истории Отечества, осознание себя гражданами России;
-уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, к людям разных национальностей;
-желание сотрудничать со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста;
сплочение учеников и родителей в единый коллектив;
осознание учащимися ценностей семейных традиций;
- осознание родителями важности патриотического воспитания;
- создание совместного продукта: газета "А музы не молчали".
Ведущие: классный руководитель, учащиеся класса
Оборудование и оформление:
методическая разработка;
оформление кабинета в виде фронтовой площадки, отдельные места для гостей, на столе горящая свеча - символ памяти;
выставка: газеты военных времён, для экспозиции- предметы военного времени - каска, патроны, плащ-палатка, георгиевская лента и другие;
для ведущих - солдатские гимнастёрки, пилотки;
видеоролик "Кадры военной хроники";
заготовка для создания газеты "А музы не молчали..."(лист ватмана, вырезки заголовков и материала по поэтам, писателям, статьи из газет военного времени)
музыкальное сопровождение на военную тематику.
творческие отчёты учащихся:
- видеопрезентация о композиторах и их произведениях;
- рассказ о писателях, поэтах и театральная инсценировка стихотворения Ю. Друниной;
-презентация материалов газет военного времени (по статьям военкоров);
Подготовительный этап
-чтение книг, стихов на военную тематику в рамках "Час чтения";
-просмотр фильмов о военкорах Великой Отечественной войны;
- конкурс эссе о значении Великой Отечественной войны в жизни семьи учащихся "Моя родословная";
-знакомство с поэзией военных лет, поэтами, писателями, композиторами и т.д. в школьной библиотеке, на классных часах и уроках литературы;
-конкурс рисунков оВеликой Отечественной войне;
- посещение музея военной техники г. Верхняя Пышма;
-посещение музея "Морские мили", историко-краеведческого музея, кинотеатра "Нейва".
Содержательный компонент классного часа
1. Этап мотивации и актуализации (4 минуты)
2. Этап целеполагания (3 минуты)
3. Этап организации деятельности:
Творческие отчёты учащихся (20 минут)
Оформление газеты «А музы не молчали…» (5 минут)
Живое интервью с гостями (10 минут)
4. Рефлексия (3 минуты)
Сценарий классного часа.
Класс изначально делится на 3 группы, каждая из них получает задание:
1 - найти информацию о песнях военных лет и представить в форме видеопрезентации;
2 - найти информацию о значении поэзии во время войны с представлением театральной постановки по стихам Юлии Друниной;
3 - найти информацию о роли военкоров и значении их статей для поднятия боевого духа солдат во время военных действий, представить в форме презентации или видеоролика некоторые из них.
1. Этап мотивации и актуализации
Цель: создать условия для эмоционального настроя учащихся на восприятие информации.
Организационный момент: приветствие участников мероприятия.
Добрый день, дорогие ребята, родители, гости нашего классного часа! Мы рады нашей встрече и предлагаем вам сегодня вместе с нами пролистать некоторые страницы военного времени, вспомнить тех, кого сегодня с нами нет, но благодаря которым живём мы.
На экране мелькают кадры военной хроники, современных событий- парад, «Бессмертный полк», победный салют.
2. Этап целеполагания
Классный руководитель:
-Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (предполагаемый ответ: о войне и Победе)
-Как вы думаете, что помогло нашему народу, вашим дедам и прадедам одержать победу в этой неравной схватке с фашистскими захватчиками? (предполагаемый ответ: мужество, героизм, военная техника)
-Ради чего они погибали, жертвовали своими жизнями? (предполагаемый ответ: чтобы мы жили)
-Из каких источников мы узнаём о подвигах нашего народа? (предполагаемый ответ: газет, военной хроники, радиопередач и т.д.)
-Благодаря кому мы узнаём о мужестве наших солдат? (предполагаемый ответ: журналистам, фотографам, корреспондентам)
-О ком пойдёт речь сегодня на занятии? (предполагаемый ответ: О военкорах и их очерках)
-О чём писали они в очерках? (предполагаемый ответ: О мужестве, геройских поступках, о жизни в нелёгких условиях и победе над этими трудностями)
На демонстрационной доске открыть тему классного часа после формулирования.
Что поддерживало боевой дух солдат? Что вдохновляло их идти в бой? (предполагаемый ответ: письма из дома, песни, ответственность перед жёнами, детьми, родителями, долг перед своим Отечеством, осознание, что их ждут дома и что они погибают не зря, а ради продолжения жизни).
Разминка
Цель: вспомнить пословицы о войне, значении искусства в жизни народа, настроить учащихся на восприятие темы.
Ведущий 1.
Как известно, жизнь народа, его традиции и обычаи, его характер зачастую отражается в народном фольклоре: баснях, легендах, песнях, пословицах и поговорках. Давайте вспомним некоторые из них. Продолжите пословицы и поговорки. (Зачитывает начало - дети продолжают.)
Где нет борьбы, там нет и ... победы.
Где родился - там и ... сгодился.
Для родной Отчизны не жаль и... жизни.
Сражайся смело за родное ... дело.
Если народ един, он ... непобедим.
Кто за Родину горой, тот и ... герой.
Без песен на войне труднее... вдвойне.
Где песня поется, там счастливо... живется.
Песню пой, с песней — ... в бой.
- А теперь слово нашим участникам. Я прошу представителей групп занять свои места.
3. Этап организации деятельности
Цель: создание эмоциональной атмосферы для личностного осознания каждым обучающимся такого важного для истории нашей страны и народа События, как Победа в Великой Отечественной войне.
Представители 1 группы с информацией о песне военных лет в форме видеопрезентации.
1 учащийся:
Нашу группу объединил интерес к песне военных лет, и мы начали исследовать, какие песни появились во время войны, кто их написал и как они повлияли на ход войны. Мы сходили в библиотеку, посмотрели книги, фильмы о войне, использовали Интернет-ресурсы, нашли информацию о композиторах и писателях, нашли тексты песен и вот что выяснили:
2 учащийся:
С первых же дней войны писатели, поэты, музыканты заняли особое место во всенародной войне с врагами. Более тысячи пошли на фронт и с оружием в руках защищали Отечество. Многие работали военными корреспондентами фронтовых газет. Казалось, что в зловещем грохоте, который раздался утром 22 июня 1941 года, должен был потонуть слабый человеческий голос поэта.
1 учащийся:
В первые 3-4 дня войны только московскими композиторами было создано более 100 песен и одной из них была "Священная война"В. И.Лебедева-Кумача и А.В. Александрова (фоном звучит мелодия песни)
2 учащийся:
24 июня текст песни был опубликован в газетах "Известия" и "Красная звезда", а 25 июня композитор написал музыку. На шестой день войны песня зазвучала по радио. А впервые она была исполнена на Ярославском вокзале для солдат, уходивших на фронт.
Видеоролик с записью отрывка из песни "Священная война"и хроникой военных лет (Приложение 1, фрагмент 1).
Учащийся помещает заголовок "Идёт война священная..." на лист ватмана (обожжённый по краям и создающий образ старой военной газеты), который находится на доске. Фото начала войны.
1 учащийся:
Песне на войне отводилось особое место. Она заряжала энергией, придавала бойцам оптимизма, смягчала ожесточённые сердца... Авторы тонко чувствовали настроение солдат, их песни становились народными и любимыми...Так появилась песня "Смуглянка" поэта Я.Шведова, композитора А.Новикова.
Видеоролик с записью отрывка из песни "Смуглянка"и хроникой военных лет. Заголовок на газету "Кто сказал, что нету места песне на войне", фотография подвига лётчиков(Приложение 1, фрагмент 2).
2 учащийся:
Другой, не менее популярной, любимой и вдохновляющей на подвиг песней стала "Тёмная ночь" поэта Алексея Суркова в исполнении Марка Бернеса. Эту песню пели на привалах, в короткие минуты отдыха, перед схваткой с врагом, её слушали по радио, переписывали слова друг у друга, передавали из уст в уста, отправляли родным в письмах домой...
Видеоролик с записью отрывка из песни "Тёмная ночь"(кадры из фильма) (Приложение 1, фрагмент 3). На фоне звучания остальные члены группы инсценируют сцену у костра. На газету вывешивается заголовок -"Смерть не страшна" и фото солдат в землянке.
1 учащийся:
Песни военных лет - музыкальная летопись войны… С ними не расставались на нелёгких фронтовых дорогах, с ними трудились в тылу, они помогали ждать, вселяя надежду... Эту песню особенно любили и с нетерпением ждали очередного выступления Клавдии Шульженко, её исполнительницы. Автор стихов точно неизвестен, их было несколько по разным версиям, а композитор - польский музыкант Ежи Петерсбурский.
Видеоролик с записью отрывка из песни "Синий платочек"(кадры из фильма) (Приложение 1, фрагмент 4). Под её звучание учащиеся вручают гостям синие косынки. Фото выступающих актёров, фронтовых бригад помещают на газету.
2 учащийся:
Каждый год 9 мая мы отмечаем самый дорогой для нашей Родины праздник - день Победы, и звучат в этот день песни военных лет, песни, опалённые войной, создававшиеся на фронтах войны и в тылу композиторами и поэтами в солдатских шинелях. Хотелось бы, чтобы наше поколение знало и помнило эти песни, дети пели вместе с ветеранами войны, а композиторы в память о тех, кто одержал Победу в неравной схватке, создавали новые песни. Одну из них мы предлагаем вашему вниманию - слова Е. Стюарт, музыка И.Бурляева "За всё спасибо, милый друг"
Видеоролик с записью отрывка из фильма "Мы из будущего"(песня "За всё спасибо, милый друг"). Под её звучание 2 учащихся в военных гимнастёрках танцуют вальс. (Приложение 1, фрагмент 5). На стенгазете появляется заголовок "За всё спасибо, милый друг".
Продуктом совместной деятельности является завершённая оформленная стенгазета.
Представители 2 группы с информацией о стихах и поэтах военных лет, инсценировка стихотворения Ю. Друниной «Знаешь, Зинка, я против грусти…» (на фоне презентации)
1 учащийся:
Не менее популярны на войне были стихи. Мы изучили и нашли немало стихов, посвящённых войне. Особенно нас затронуло стихотворение "Жди меня" Константина Симонова.
Исполнение стихотворения одним из участников группы.
На газете - заголовок "Жди меня" и текст стихотворения.
2 учащийся:
Мы узнали и о других поэтах, стихи которых стали бессмертными: Муса Джалиль, погибший в застенках фашистского концлагеря "Моабит", писал:
"День придёт и всех народ осудит,
И в решенье грозного суда
Песня окровавленная будет
За меня возмездьем навсегда!"
Среди поэтов, вошедших в историю - Александр Твардовский, Степан Щипачёв, Аркадий Гайдар, Николай Майоров, и многие другие, те, кто воевал не только оружием, "они к штыку приравняли перо", воевали наравне со всеми, и погибали, не прячась за спины товарищей, погибали ради жизни на Земле, ради нас, нынешнего поколения.
На газете появляются фотографии поэтов военного времени, макет книги "Моабитская тетрадь".
1 учащийся:
Мы предлагаем вашему вниманию творческую инсценировку по стихам Юлии Друниной.
Участники группы в военной форме и пилотках показывают театральную постановку стихотворения Ю. Друниной «Знаешь, Зинка, я против грусти…»)
2 учащийся:
Стихи поэтов военных лет и в наше время остаются актуальными и до сих пор трогают за душу. В дальнейшем мы планируем изучить творчество и других военных поэтов.
Представители 3 группы с информацией о военкорах Великой Отечественной войны.
1 учащийся:
Мы, поколение, не знавшее войны, знаем о ней из произведений очевидцев - писателей, поэтов, которые стали военными корреспондентами в силу обстоятельств и подвергали свои жизни опасности не меньше других, ходили в атаки и погибали. Многие из них не вернулись...
Печален этот список. В нем люди, главным оружием которых в мирное время были бумага и карандаш, камера и фотоаппарат. В тяжелую военную годину они стали военными журналистами. Добывая информацию, каждый из них стремился попасть в самую гущу сражений, стать очевидцем тех событий, которые описывал в своих фронтовых заметках и зарисовках. Проявляя бесстрашие и презрение к смерти, военкоры с оружием в руках шли в атаку на врага и вели за собой бойцов, сражались в партизанских отрядах и работали в подполье, ходили в разведку и с боями прорывались из окружения. Эти повседневные подвиги не были пустой бравадой. Журналисты шли на такой риск, чтобы честно рассказать о том, что происходило на фронте. Они всегда оставались верными воинскому и профессиональному долгу, даже перед лицом смерти.
2 учащийся:
Подвиг военкоров прославляется в фильмах, очерках, статьях. Вот что написал о подвиге репортёра Константин Симонов (читает один из учащихся)
«Оружием обвешан,
Прокравшись по тропе,
Нетерпелив и бешен,
Он штурмом взял КП.
Был комиссарский ужин,
Им съеден до конца.
Полковник был разбужен,
И побледнел с лица.
В блокноте есть три факта,
Что потрясут весь свет.
Но у него контакта
Всю ночь с Москвою нет…
…Под Купянском в июле —
Полынь, степной простор.
Упал, сраженный пулей,
Веселый репортер.
Планшет и сумку друга,
Давясь от горьких слез,
Его товарищ с юга
Редактору привез.
Но вышли без задержки
Наутро, как всегда,
«Известия» и «Правда»,
И «Красная Звезда».
На газету вывешивается список погибших военкоров в ВОв.
1 учащийся:
Благодаря военкорам газета стала желанной в каждом доме, семье, они описывали подвиг бойцов на фронтах войны, приносили вести с фронта - хорошие и печальные. Их статьи воодушевляли, трогали за живое, вселяли надежду...
Из разных источников мы узнали о газетах военного времени и героических статьях о подвиге нашего народа во время войны.
2 учащийся:
Так, автор знаменитого очерка "Таня" Петр Лидов рассказывает о подвиге Зои Космодемьянской. Историю отважной партизанки журналист узнал от случайного соседа, с которым довелось разделить фронтовой ночлег. Лидов, потрясенный услышанным, отправился в село Петрищево, где разыгралась кровавая драма. Леденящие душу рассказы местных жителей - очевидцев гитлеровского зверства - легли в основу знаменитого очерка "Таня", опубликованного в "Правде" в январе 1942 года. А позже журналист провел непростое расследование и в следующей статье открыл читателям настоящее имя замученной фашистами партизанки Тани - Зоя Космодемьянская.
1 учащийся:
22 июня 1944 года Петр Лидов был командирован в уже освобожденную Полтаву, чтобы написать про базу союзников - "Летающие крепости" из США. Неизвестно, каким образом к аэродрому прорвались четыре фашистских "Юнкерса" и начали обстрел. Американцы попрятались по блиндажам, а Лидов кинулся к пулемету. Следом за ним последовали его товарищи-корреспонденты - Кузнецов и Струнников. Выпущенная ими пулеметная очередь попала в мотор "Юнкерса". Тот, охваченный пламенем, упал. Когда фашисты ретировались, американцы бросились к месту, где последний раз видели журналистов. Все трое были мертвы - их накрыло взрывной волной…Как и его героиня Пётр Лидов погиб смертью храбрых.
2 учащийся:
Для поднятия боевого духа бойцов военкоры не последнюю роль отводили юмору, особенно им пришлась по душе поэма Александра Твардовского, который также был военным корреспондентом, о простом солдате "Василий Тёркин".
(Вывесить фрагмент поэмы на стенгазету.)
1 учащийся:
Обязательной задачей военкоров было донести до народа правдивую информацию о том, что происходит на полях сражений. Поэтому основное место на страницах газет уделялось военным сводкам. Из них люди узнавали о поражениях и победах нашей армии.
(Разместить статьи - сводки на стенгазету).
2 учащийся:
Есть русский афоризм "Когда разговаривают пушки, музы молчат...», но музы не молчали. Наоборот, их голос окреп...С первого и до последнего дня войны они служили великому делу Победы, вдохновляли на подвиг и самопожертвование ради жизни на Земле!
Мы и далее намерены продолжить нашу работу по изучению роли военкоров во время боевых действий в Афганистане, Украине, других горячих точках, что сегодня особенно актуально. Ведь с 24 февраля 2022 года в зоне специальной военной операции погибли четыре военных журналиста, среди которых сотрудник пресс-службы Росгвардии, военный журналист Сергей Постнов, погибла Дарья Дугина от взрыва автомобиля, погиб Олег Клоков при переправе через Днепр - осколок HIMARS попал прямо в сердце, погиб от взрыва Владлен Татарский, были тяжело ранены оператор ТРК «Таврия» Руслан Воскресенский и корреспондент Константин Мочар, и еще несколько военкоров пострадали. (Фото журналистов размещаются на информационный стенд) Прошу всех встать и почтить память павших минутой молчания. (Звучит метроном).
Данная газета будет участвовать в школьном конкурсе стенгазет, посвящённому 78-летию Победы.
На газету помещается общий заголовок "А музы не молчали..." (совместный продукт - стенгазета)
Классный руководитель:
Ребята, сегодня у нас в гостях тоже корреспондент нашей городской газеты и представители организации ветеранов войны и труда. Давайте узнаем, как же наш город готовится к этому празднику.
Интервью ребят с корреспондентом «НГГ» Павловым Владимиром Евгеньевичем (примерные вопросы: "Как ваша газета готовится к Дню Победы?", "Какие планируются рубрики?", "С какими интересными людьми предполагаете провести встречи?", "Как ваша газета планирует освещать события, приуроченные к Дню Победы? " и т.д.) и с председателем Совета ветеранов и участниками Великой Отечественной войны (примерные вопросы: "Сколько участников Великой Отечественной войны в настоящее время проживают в городе?", "Какая им оказывается помощь?", "В каких самых значительных сражениях они принимали участие?" и т.д.
4 этап. Рефлексия.
Классный руководитель:
Давайте вспомним, какова была цель нашего проекта? (предполагаемый ответ: узнать о подвиге народа во время войны, что помогало им победить в этой неравной схватке, о роли песни и стихов во время войны.) Достигли мы нашей цели? Каким образом?
(Дети высказываются по алгоритму: я узнал, что..., мне было интересно... и т.д.)
С каким настроением вы покидаете нашу встречу? Какие чувства, эмоции у вас пробудил наш классный час, какие выводы для себя вы сделали? (Ребята высказываются). А вы, дорогие гости, как считаете, насколько актуальна тема нашего классного часа, какие он эмоции вызвал у вас? (Гости высказываются).
Заключительные слова благодарности. Прощание.
Приложение к сценарию творческого проекта
"Ради жизни на Земле..."
Технологическая карта.
Этап | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Подготовительный этап | Создать условия для «погружения» обучающихся в тему классного часа | Организовать совместно с родителями тематические экскурсии. Выбрать творческие конкурсы и организовать участие обучающихся в них. Организовать конкурс рисунков после проведения ежемесячного Урока чтения. Привлечь родителей к подготовке мероприятия и участия в нем. | Посещение библиотеки, музеев. Чтение книг о войне. Участие в конкурсах на военную тематику. Участие в мастер-классе. Сбор информации по заданной теме из различных источников. |
Этап мотивации и актуализации | Создать условия для эмоционального настроя учащихся на восприятие информации | Приветствие всех участников классного часа, гостей. Подводящий диалог к теме и цели классного часа | Выдвижение гипотез |
Этап целеполагания | Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия. | Является координатором. | Формулировка темы и цели классного часа |
Этап Организация деятельности | Вспомнить пословицы о войне, значении искусства в жизни народа, настроить учащихся на восприятие темы | Использование приема «Разминка». | Продолжают пословицы и поговорки, объясняют их значение. |
а) Творческие отчёты учащихся | создание эмоциональной атмосферы для личностного осознания каждым обучающимся такого важного для истории нашей страны и народа события, как Победа в Великой Отечественной войне | Является координатором. | Представление итогов работы группы по теме. |
б) Оформление газеты «А музы не молчали…» | Оформление газеты в соответствии с рубриками. |
в)Живое интервью | Живое общение с гостями |
Этап рефлексии и оценки | Создание условий для осознания собственного личностного роста учащимися | Подводящий диалог, выводы | Глубокое осознание обучающимися ценности для себя полученных знаний, осознание, пришедшее через личные переживания. |