Оргмомент (Слайд 1)
На сегодняшнем уроке мы начнём с Вами говорить о Великом русском драматурге – Александре Николаевиче Островском. Островского по праву считают отцом русского национального театра.
Работа с эпиграфом урока
Вы один достроили здание, в основание которого
положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов.
Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:
«У нас есть свой, русский национальный театр.
Он по справедливости должен называться «театр Островского».
И. А. Гончаров
Что можно выделить в замечании Гончарова? На какие традиции опирается Островский? (Островский опирается на традиции Фонвизина, Грибоедова и Гоголя). То есть конечно же они послужили почвой, опорой для Островского. Но именно Островский был первым, кто изобразил на сцене не аристократическую элиту, не высшие слои общества, а обычных торговцев, купечество, мещанство, актёров, студенчество, то есть почти все социальные слои населения России, а главное открыт зрителю нового героя – купца.
Постановка целей и задач урока.
Знакомство с биографией А.Н. Островского (Слайд 2)
Какова же личность Островского, посмотрим, в каких условиях он жил и воспитывался? Ведь так или иначе это отразится в его творчестве.
Островский родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье. То есть за Москвой-рекой. Это был коммерческий (торговый) район Москвы, где жили многие купеческие и мещанские семьи (средний класс). Они были мало образованны, их интересы были направлены на извлечение финансовой прибыли. Отец Островского был адвокатом, а мать кухаркой – она пекла хлеб для богослужения. Однако, когда Островскому не было и 9 лет, его мама умерла, и поэтому дальнейшим воспитанием Островского занялась мачеха. Она доброжелательно относилась к ребёнку и смогла дать прекрасное домашнее образование: он занимался музыкой, изучал иностранные языки. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но по окончании гимназии ему пришлось поступить на юридический факультет, так как отец пожелал, чтобы сын продолжал его дело.
Островский работал в нескольких судах, в частности, в Коммерческом и Совестном. Там разбирались в основном бытовые дела, о наследстве, об опеке, рассматривались различные жалобы. Но именно здесь Островский получает огромный материал для своих первых пьес. Островский, работая в суде, имел прямую возможность вблизи видеть разные случаи из жизни, где основными клиентами были купцы.
Свою литературную деятельность Островский начал с написания рассказов и очерков («Записки замоскворецкого жителя», «Картины московской жизни»).
(Слайд 3) Но знакомство с Малым театром, и личная дружба со многими актёрами способствуют тому, что Островский начинает писать пьесы. Свои пьесы он ставит на сцене Малого театра. Малый театр называют Домом Островского. Малый театр существует и по сей день, он находится в Москве. А перед зданием Малого театра стоит памятник Островскому.
Перед тем, как мы познакомимся с особенностями драматургии Островского давайте вспомним, в чем была особенность драматургии эпохи классицизма (теория трех единств).
С особенностями драматургии Островского нас познакомит Околелов Петр.
Особенности драматургии Островского.
Каковы же основные особенности драматургии Островского? почему именно его назвали создателем русского национального театра? Ребята, давайте запишем это.
(1) Первое, Островский всегда говорил: пьеса жива только на сцене. Островский писал пьесы с прямым расчётом на постановку.
Именно поэтому важны постановки пьес на сцене.
(2) Демократизация театра.
«Демократизация» театра Островского связана с двумя вопросами: Кого изображает Островский в своих пьесах? и Для кого он ставит пьесы на сцене?
1. Кого изображает Островский в своих пьесах? (= герои).
Заслуга: изобразил на сцене средний класс: купечество, мещанство, студенты, актёры и др. И самое главное –открыл зрителям быт купечества, КУПЦА. Именно поэтому Островского прозвали «Колумбом Замоскворечья», то есть первооткрывателем купечества.
Второй вопрос, связанный с демократизацией театра – это...
2. Для кого Островский ставит пьесы на сцене? (= зрители). Зрителями становятся широкие массы населения – от императора до простого народа, то есть демократический зритель со свежим мировосприятием.
Герои и зрители пьес - люди из народа. В этом и состоит «демократизация» театра.
(3) Все пьесы Островского глубоко реалистичны. В них правдиво отражается жизнь русского народа середины 19 века.
Перед зрителем должна быть не пьеса, а жизнь. Реалистичность, правдоподобность достигалась и благодаря костюмам актёров и живой разговорной речи (пословицы, поговорки, выражения, народные песни, фольклорные элементы). Островский изображал героев разных сословий. И каждый герой говорит своим языком.
(4) Жанровое своеобразие.
Островским написано множество комедий, и большинство из них называются пословицами и поговорками: «Бедность не порок», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не в свои сани – не садись», «Старый друг лучше новых двух», «Свои люди – сочтёмся», «Без вины виноватые», «Не так живи, как хочется», 2 драмы: «Гроза» и «Бесприданница».
Исторические пьесы: «Тушино», «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».
Весенняя пьеса-сказка: «Снегурочка».
За свою жизнь он написал 48 пьес, в которых действуют более 500 различных характеров!
Обобщим сказанное Петей (Слайд 4)
Особенности имен в пьесах Островского.
С особенностями имен в пьесах нас познакомит Наталичева Алина.
«Свои люди - сочтемся» (Слайд 5)
Сегодня мы начнем знакомство одной из пьес Островского – комедия «Свои люди - сочтемся».
А.Н. Островский начал писать ещё в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: с самого начала объявил себя приверженцем реалистической школы.
В 1847 году в газете «Московский городской листок» были комедия «Картина семейного счастья» и очерк «Записки замоскворецкого жителя», правдиво изобразившие жизнь и быт купеческо-мещанского Замоскворечья. В 1849 г. Островский закончил работу над первой большой комедией «Свои люди - сочтёмся!», за которую он, как писал Н.А. Добролюбов, «немедленно всеми признан был писателем необычайно талантливым, лучшим после Гоголя представителем драматического искусства в русской литературе».
О создании и судьбе комедии нам расскажет Любимова Катя.
Быт и нравы замоскворецкого купечества.
Содержание комедии.
Знакомство с действующими лицами.
В афише комедии о Большове сказано коротко: "купец". Все другие персонажи пьесы характеризуются в афише по отношению к нему: жена, дочь, приказчик, мальчик. Таким образом, уже в афише заложен принцип построения системы действующих лиц.
Комедия "Свои люди – сочтемся" дает тщательнейший анализ купеческого быта, она подробно рисует картину экономических, социальных, семейных отношений, а также показывает мораль изображаемой среды.
Материальные отношения лежат в основе изображаемого конфликта. Они же определяют все особенности быта, морали, поведения описанных Островским героев.
Комедия отличается правдивостью изображения жизни, типичностью образов, яркостью бытовых картин. Драматург показал - и это было шагом вперёд в истории драматического искусства, - как общественное и имущественное положение людей определяет их психологию и поведение. Деньги дают и власть, и силу, и почёт - этому учит всех окружающих пример Большова. Страсть к наживе развращает людей, развивает в них хитрость и лицемерие. В этом обществе царствует закон: «человек человеку - волк». И издевательской иронией звучат слова Подхалюзина, вынесенные в заголовок комедии: «Свои люди - сочтёмся!» Пьеса о купце, попавшем в «яму», не свелась к изображению картин купеческого быта: она превратилась в обличение общественных отношений, основанных на имущественном неравенстве и жажде наживы, в сатиру на самодурство, порождаемое самодержавно - крепостническими порядками.
В первой комедии Островского со всей очевидностью проявилось мастерство драматурга в создании характеров, мастерство речевой характеристики героя, являющейся главным средством создания образов в драматургии.
В пьесе обличается главное, с точки зрения Островского, зло современной жизни – самодурство, тиранство как явление постоянное, возникающее в условиях абсолютной власти – хозяйской, семейной, государственной. Этот мотив закрепляется в основном в речи Большова, изобилующей императивными конструкциями, интонациями, не терпящими возражения.
Домашнее задание.
Дочитать пьесу.
Индивидуальное задание: составить тест (10 вопросов с вариантами ответов) на проверку знания текста комедии.
Работа в группах «старшее» и «младшее» поколения в комедии.
Итоги урока.
Познавательная: Познакомить ребят с творческой индивидуальностью А. Н. Островского (жизнь и творческий путь), вспомнить традиции театра до Островского (Фонвизин, Гоголь, Грибоедов, Пушкин), выявить основные художественные особенности драматургии писателя; более подробно остановиться на истории создания пьесы «Свои люди - сочтемся».
Развивающая: Развивать навыки конспектирования.
Воспитательная: Пробудить у ребят интерес к личности и произведениям А.Н. Островского.