СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Н. Островский "Снегурочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с А.Н. Островским-драматургом. Анализ пьесы-сказки "Снегурочка"

Просмотр содержимого документа
«А. Н. Островский "Снегурочка"»

    Александр  Николаевич  Островский  (1823-1886)   «Снегурочка»

Александр Николаевич Островский (1823-1886) «Снегурочка»

Основоположник русского национального театра.  За 40 лет им написано 50 пьес. Место действия – Россия в переломные моменты её жизни за два с половиной столетия . В пьесах отображены семейно-бытовые, нравственно-бытовые, социально-политические проблемы. Сюжеты просты в своей событийной основе. Островский – романтик, «бытовик», трагик, комедиограф.

Основоположник русского национального театра.

  • За 40 лет им написано 50 пьес.
  • Место действия – Россия в переломные моменты её жизни за два с половиной столетия .
  • В пьесах отображены семейно-бытовые, нравственно-бытовые, социально-политические проблемы.
  • Сюжеты просты в своей событийной основе.
  • Островский – романтик, «бытовик», трагик, комедиограф.
Пьесы А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!» «Гроза» «Лес» «Бесприданница» «Таланты и поклонники» «Без вины виноватые» «Женитьба Бальзаминова»

Пьесы А.Н. Островского

  • «Свои люди – сочтёмся!»
  • «Гроза»
  • «Лес»
  • «Бесприданница»
  • «Таланты и поклонники»
  • «Без вины виноватые»
  • «Женитьба Бальзаминова»
Как создавалась  «весенняя сказка»?   1873г. Московский Малый театр закрыт на ремонт.  К Островскому обращаются с просьбой написать пьесу-сказку для спектакля на сцене Большого театра.  В спектакле должны участвовать не только драматические артисты, но и оперная и балетная труппы.

Как создавалась «весенняя сказка»?

  • 1873г. Московский Малый театр закрыт на ремонт.
  • К Островскому обращаются с просьбой написать пьесу-сказку для спектакля на сцене Большого театра.

  • В спектакле должны участвовать не только драматические артисты, но и оперная и балетная труппы.
Как приняла «Снегурочку» публика и критика?   Современники посчитали «Снегурочку» неудачей Островского. Пьеса очень понравилась И.А. Гончарову: «видишь какой-то реальный мир»  И.С. Тургенев был очарован красотой языка «весенней сказки». Н.А. Некрасов воспринял «Снегурочку» как нечто неуместное, несвоевременное.

Как приняла «Снегурочку» публика и критика?

  • Современники посчитали «Снегурочку» неудачей Островского.
  • Пьеса очень понравилась И.А. Гончарову: «видишь какой-то реальный мир»
  • И.С. Тургенев был очарован красотой языка «весенней сказки».
  • Н.А. Некрасов воспринял «Снегурочку» как нечто неуместное, несвоевременное.
 «Снегурочка» – идеал красоты и стремление к прекрасному. 1900 год – 4 сценические постановки: режиссёры Ленский, Станиславский и др.  «Чудно, великолепно ставят художники эту пьесу, изумительно хорошо!»- М. Горький. К ней обращаются живописцы Васнецов, Рерих, Перов. Композитор Чайковский пишет музыку к пьесе, а Римский-Корсаков – оперу.

«Снегурочка» – идеал красоты и стремление к прекрасному.

  • 1900 год – 4 сценические постановки: режиссёры Ленский, Станиславский и др.

«Чудно, великолепно ставят художники эту пьесу, изумительно хорошо!»- М. Горький.

  • К ней обращаются живописцы Васнецов, Рерих, Перов.
  • Композитор Чайковский пишет музыку к пьесе, а Римский-Корсаков – оперу.
Перипетии любви Снегурочка и Лель Снегурочка и Мизгирь Купава и Лель

Перипетии любви

  • Снегурочка и Лель
  • Снегурочка и Мизгирь
  • Купава и Лель
Три плана пьесы: Мир сказки Реальный мир берендеев Философско-этический  план (любовь, ревность)

Три плана пьесы:

  • Мир сказки
  • Реальный мир берендеев
  • Философско-этический

план (любовь, ревность)

Спор между Морозом и Весной намечает одну из главных тем сказки   Определите её «Счастье в том, чтобы не любить ».          (Мороз) «Счастье в том, чтобы любить ».        (Весна)

Спор между Морозом и Весной намечает одну из главных тем сказки

Определите её

  • «Счастье в том, чтобы не любить ». (Мороз)
  • «Счастье в том, чтобы любить ».

(Весна)

Сказочный  мир   «весенней     сказки»

Сказочный мир

«весенней сказки»

Весна Красна В урочный час обычной чередою  Являюсь я на землю  берендеев…  Мне любо их могучую природу  Будить от сна и  звать из  недр  земных Родящую, таинственную силу,  Несущую беспечным берендеям  Обилье жит неприхотливых.

Весна Красна

В урочный час обычной чередою

Являюсь я на землю берендеев…

Мне любо их могучую природу

Будить от сна и звать из недр

земных Родящую, таинственную силу,

Несущую беспечным берендеям

Обилье жит неприхотливых.

ВЕСНА - женщина Шестнадцать лет тому, как я для шутки И теша свой непостоянный нрав, Изменчивый и прихотливый, стала Заигрывать с Морозом, старым дедом, Проказником седым; и с той поры В неволе я у старого… Оставить бы седого, Да вот беда, у нас со старым дочка – Снегурочка…

ВЕСНА - женщина

Шестнадцать лет тому, как я для шутки

И теша свой непостоянный нрав,

Изменчивый и прихотливый, стала

Заигрывать с Морозом, старым дедом,

Проказником седым; и с той поры

В неволе я у старого…

Оставить бы седого,

Да вот беда, у нас со старым дочка –

Снегурочка…

Мороз –озорной старик. Живётся мне не худо. Берендеи О нынешней зиме не позабудут, Весёлая была; плясало солнце От холоду на утренней заре, А к вечеру вставал с ушами месяц. Задумаю гулять, возьму дубинку, Повыясню, повысеребрю ночку, Уж то-то мне раздолье и простор.

Мороз –озорной старик.

Живётся мне не худо. Берендеи

О нынешней зиме не позабудут,

Весёлая была; плясало солнце

От холоду на утренней заре,

А к вечеру вставал с ушами месяц.

Задумаю гулять, возьму дубинку,

Повыясню, повысеребрю ночку,

Уж то-то мне раздолье и простор.

Мороз - владыка  По чумам, по юртам  кочевников,  По зимовкам  зверовщиков  Захожу,  заброжу, зашаманствую,  Будут мне в пояс кланяться.  Владычество моё в Сибири  вечно, Конца ему не будет.

Мороз - владыка

По чумам, по юртам

кочевников,

По зимовкам

зверовщиков

Захожу,

заброжу, зашаманствую,

Будут мне в пояс кланяться.

Владычество моё в Сибири

вечно, Конца ему не будет.

Мороз – творец, художник. Злой Ярило…Топит, плавит Дворцы мои, киоски, галереи, Изящную работу украшений, Подробностей мельчайшую резьбу, Плоды трудов и замыслов. Поверишь, Слеза проймёт. Трудись, корпи,  художник, Над лепкою едва заметных звёзд – И прахом всё пойдёт.

Мороз – творец, художник.

Злой Ярило…Топит, плавит

Дворцы мои, киоски, галереи,

Изящную работу украшений,

Подробностей мельчайшую резьбу,

Плоды трудов и замыслов. Поверишь,

Слеза проймёт. Трудись, корпи,

художник,

Над лепкою едва заметных звёзд –

И прахом всё пойдёт.

Как живётся Снегурочке? А теремная челядь? В прислужницах у ней на побегушках Лукавая лисица-сиводушка, Зайчата ей капустку добывают; Чем свет бежит на родничок куница С кувшинчиком; грызут орехи белки, На корточках усевшись; горностайки В приспешницах сенных у ней на службе.

Как живётся Снегурочке?

А теремная челядь?

В прислужницах у ней на побегушках

Лукавая лисица-сиводушка,

Зайчата ей капустку добывают;

Чем свет бежит на родничок куница

С кувшинчиком; грызут орехи белки,

На корточках усевшись; горностайки

В приспешницах сенных у ней на службе.

О чём мечтает Снегурочка?  Весна:     Девке воля Милей всего. Ни терем твой точёный, Ни соболи, бобры, ни рукавички Строчёные не дороги; на мысли У девушки Снегурочки другое: С людьми пожить; подружки нужны ей Весёлые да игры до полночи, Весенние гулянки да горелки С ребятами…

О чём мечтает Снегурочка?

Весна: Девке воля

Милей всего. Ни терем твой точёный,

Ни соболи, бобры, ни рукавички

Строчёные не дороги; на мысли

У девушки Снегурочки другое:

С людьми пожить; подружки нужны ей

Весёлые да игры до полночи,

Весенние гулянки да горелки

С ребятами…

Реальный мир берендеев

Реальный мир берендеев

Где происходит действие?  «…в стране берендеев в доисторические времена» «за рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы – все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой…»

Где происходит действие?

«…в стране берендеев в доисторические времена»

«за рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы – все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой…»

 Веселы грады в стране берендеев,  Радостны песни по рощам и долам, Миром красна Берендея держава.

Веселы грады в стране берендеев,

Радостны песни по рощам и долам,

Миром красна Берендея держава.

Как живут берендеи? У Бакулы бобыля Ни кола, ни двора, Ни кола, ни двора, Ни скота, ни живота .                … В нашем уложенье Кровавых нет законов. Весеннего тепла у солнца просят. Зачем – спроси? Не вдруг пахать возьмётся, Не лажена соха. Кануны править Да бражничать, веснянки петь, кругами Ходить всю ночь с зари и до зари,- Одна у них забота

Как живут берендеи?

У Бакулы бобыля

Ни кола, ни двора,

Ни кола, ни двора,

Ни скота, ни живота .

В нашем уложенье

Кровавых нет законов.

Весеннего тепла у солнца просят.

Зачем – спроси? Не вдруг пахать возьмётся,

Не лажена соха. Кануны править

Да бражничать, веснянки петь, кругами

Ходить всю ночь с зари и до зари,-

Одна у них забота

Роль пролога в пьесе Сказочный мир Герои Реальный мир

Роль пролога в пьесе

Сказочный мир

Герои

Реальный мир