Конспект урока
по литературному чтению, 4 класс
«А.П. Чехов «Мальчики», (2 урок)
(УМК Школа России)
Сабанова Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 7
2022год
Тема: А.П. Чехов «Мальчики», (2 урок)
Цели урока: Анализ художественного произведения, характеристика героев.
Урок систематизации знаний и умений
Задачи урока:
Образовательные: продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять характеристику главных героев; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.
Развивающие: развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, произвольную память; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные:
Продолжить работу по содержанию рассказа «Мальчики»; научатся: раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, пересказывать основное содержание произведения, определять главную мысль произведения
Метапредметные:
Познавательные:
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные:
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям.);осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, тест , учебник «Литературное чтение», 4 класс (1часть)
Ход урока
I.Организационный момент
Прозвенел звонок, начинается урок.
Давайте улыбнемся друг другу.
Нам предстоит многое узнать
и многому научиться.
Желаю вам успехов.
II. Сообщение темы и постановка целей урока.
- Эпитетами к уроку сегодня станут высказывания двух замечательных людей .
Слайд №1
«Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать». (Иван Бунин)
«Двигаться, дышать, парить, плыть, получать то, что даришь, исследовать, путешествовать – это и значит ЖИТЬ.» (Ганс Кристиан Андерсен)
(читают высказывание по желанию дети)
- Что вы можете сказать об этих высказываниях? (ответы детей))
- К кому бы рассказу вы, отнесли данные высказывания? (ответы детей)
-Конечно, тема нашего урока.( слайд№2)
-Кто из этих героев вызвал у вас симпатию, а кто-антипатию? (ответы детей)
-Чье мнение вы больше поддерживаете?( ответы детей)
-Когда вы отзываетесь о том или ином человеке, чем вы подкрепляете свои слова? (примерами его поступков, слов, чертами характера и т.д.)
-Какое из данных предложений вы бы назвали целью нашего сегодняшнего урока?
Слайде №3
Вдумчиво читать текст рассказа.
Сравнить характеры Володи и Чечевицина.
-Верно. Сегодня на уроке мы будем анализировать произведение, говорить о Володе и Чечевицыне, их мечтах, увлечениях, поступках и характера, что хоте автор, сказать нам этим произведением чему учит рассказ
III. Применение знаний и умений в новой ситуации.
-Ребята, вы дома дочитали произведение Чехова Мальчики».
- Как вы думаете, почему рассказ начинается с радостных восклицаний домочадцев Володи? (Восклицания помогают нам понять, каким долгожданным был приезд Володи домой.)
-Откуда приехали мальчики? (Из гимназии, на каникулы).
-Как Чехов передаёт весёлую суету, вызванную приездом Володи? Для ответа на вопрос найдите в тексте действия, обозначенные глаголами, (учебник с 123 со слов Мать и тётка .. до конца абзаца., работаем в парах, делаем пометки карандашом. (крикнул, завопила, бросились обнимать и целовать, подняли визг, вбежал, закричал… )
-Какими словами вы бы охарактеризовали обстановку в семье
Выберите из слов на слайде № 4 мир
любовь
согласие
тревога
непонимание
- Что автор называет "увлекательной и шумной работой"? (Изготовление елочных украшений)
- Прочитайте, как мальчики отнеслись к общей работе (с 127).
-О чем мечтали мальчики?(ответы детей)
- Опасное ли это было? ответы детей)
- К ним плохо относились в семье? Почему мальчики решили сбежать. (нет, они читали приключенческие романы Майн-Рида.)
- Прочитайте отрывок на с 129 со слов « мальчики собирались ….до бледнолицый брат) и ответьте на вопрос « Какой представляли мальчики жизнь в Америке?».Ответна вопрос представьте в виде пересказа от лица Чечевицына
VI. Физминутка « Корабли».
Волны плещут в океане( машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане?(вытягивают руки вперёд0
Это мачты кораблей(вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей!9приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем. Мореходов поджидаем (ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке(наклоны)
И сжимаем в кулаке(дети сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать
Надо чаще приседать(приседания)
V.Обобщение и систематизация знаний.
1.-Назовите героев произведения. (ответы детей)
-Каких герои сравниваются в рассказе? (ответы детей)
2. - А сейчас проверим как вы внимательно читали рассказ дома. У вас на столе лежит карточка № 1 с характеристикой героев. Повернитесь назад, пододвиньте стульчики, у вас получилась мини-группа.
Карточка № 1.Задание. У вас на столах лежат карточки с характеристикой героев. В парах выберите те, которые, по вашему мнению, подходят мальчикам. Работа выполняется в парах. Поставьте стрелочки к героям.
Володя | Пухл, смугл, разговорчивый, бел, угрюмый, малообщительный, худ, весёлый, странный, некрасив, всё время о чём-то думает, занят своими мыслями. | Чечевицын |
Володя: Чечевицын:
пухл худ
бел смугл
весёлый угрюмый
разговорчивый малообщительный
странный некрасив
Всё время о чём-то думает Занят своими мыслями.
(Группы зачитывают характеристики героев.)
-Что общего между героями? (Они одного возраста, оба ведут себя странно, всё время о чём-то думают)
3.- Найдите в тексте слова которые можно было бы прочитать под иллюстрацией на с 131.(находят, читают)
-Ребята, скажите, каким вы увидели Володю и Чечевицына прочитав этот отрывок? (ответы детей)
4.- Имеет ли влияние Чечевицын на Володю и как изменилось поведение Володи? (приведите примеры из текста ) (Чечевицын оказывает на Володю большое влияние. Домашние замечают, что поведение Володи изменилось: «Всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад тому, что приехал домой». Он был занят какими-то тайными мыслями, переглядывался с Чечевицыным, о чем-то шептался с ним, не участвовал, как обычно, в рождественским приготовлениях, «не играл, а все думал о чем-то». Чечевицын разрабатывает маршрут путешествия, убеждает Володю не трусить, а бежать с ним в Америку, в конце концов уговаривает его.)
5.- Что происходило в семье после побега? (ответы детей)
- Где мальчиков задержали? (ответы детей)
6.– Прочитайте текста с 133.до конца .Задайте друг другу вопросы по прочитанному отрывку.
7.-Ребята, для того чтобы определить своё отношение к героям, надо понять мотив их поступка (ПОБЕГА). Почему герои решились на побег? Возьмите карточку №2
Герои решились на побег, потому что:
-Были смелыми и решительными
-Были глупыми и самонадеянными
-Мало знали и плохо представляли трудности пути
-Не любили своих близких
-Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными
-Любили путешествовать и узнавать новое.
VI.Рефлексия.
-Ребята а сейчас небольшой выполним тест. Каждый самостоятельно.
Тест
1 Имя одного из главных героев:
А) Чибисов Б) Черепицын В)Чечевицин
2 Мальчиков встречали:
А) 4 человека и пёс Б)6 человек В)7человек и пёс
3 Розвальни это:
А) широкие сани Б) неповоротливые люди В) развалины избы
4 События рассказа происходят накануне:
А) Пасхи Б) Рождества В) Крещения
5 Мальчики решили сбежать в:
А) Африку Б) Америку В) Австралию
Проверка по слайду№5
В
В
А
Б
Б
VII. Подведение итогов урока.
- Как автор относится к героям произведения? (ответы детей)
- Что же хотел сказать автор, нам читателям своим произведением? (ответы детей)
- Нужно любить родителей и близких тебе людей, не огорчать их. Чтобы путешествовать нужно много знать, а значит – нужно учиться.
VIII. Домашнее задание
Слайд №6
1 - Составить план к тексту.
2 - Выразительное чтение (1 страницу).
3 – Пересказ текста.
Приложение № 1
Карточка № 1.
Задание. У вас на столах лежат карточки с характеристикой героев. В парах выберите те, которые, по вашему мнению, подходят мальчикам. Работа выполняется в парах. Поставьте стрелочки к героям.
Володя | Пухл, смугл, разговорчивый, бел, угрюмый, малообщительный, худ, весёлый, странный, некрасив, всё время о чём-то думает, занят своими мыслями. | Чечевицын |
Карточка № 1.
Задание. У вас на столах лежат карточки с характеристикой героев. В парах выберите те, которые, по вашему мнению, подходят мальчикам. Работа выполняется в парах. Поставьте стрелочки к героям.
Володя | Пухл, смугл, разговорчивый, бел, угрюмый, малообщительный, худ, весёлый, странный, некрасив, всё время о чём-то думает, занят своими мыслями. | Чечевицын |
Приложение № 2
Карточка №2
Для того чтобы определить своё отношение к героям, надо понять мотив их поступка (ПОБЕГА). Почему герои решились на побег?
-Давайте выберем: Герои решились на побег, потому что:
-Были смелыми и решительными
-Были глупыми и самонадеянными
-Мало знали и плохо представляли трудности пути
-Не любили своих близких
-Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными
-Любили путешествовать и узнавать новое.
Карточка №2
Для того чтобы определить своё отношение к героям, надо понять мотив их поступка (ПОБЕГА). Почему герои решились на побег?
-Давайте выберем: Герои решились на побег, потому что:
-Были смелыми и решительными
-Были глупыми и самонадеянными
-Мало знали и плохо представляли трудности пути
-Не любили своих близких
-Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными
-Любили путешествовать и узнавать новое.
Карточка №2
Для того чтобы определить своё отношение к героям, надо понять мотив их поступка (ПОБЕГА). Почему герои решились на побег?
-Давайте выберем: Герои решились на побег, потому что:
-Были смелыми и решительными
-Были глупыми и самонадеянными
-Мало знали и плохо представляли трудности пути
-Не любили своих близких
-Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными
-Любили путешествовать и узнавать новое.
Карточка №2
Для того чтобы определить своё отношение к героям, надо понять мотив их поступка (ПОБЕГА). Почему герои решились на побег?
-Давайте выберем: Герои решились на побег, потому что:
-Были смелыми и решительными
-Были глупыми и самонадеянными
-Мало знали и плохо представляли трудности пути
-Не любили своих близких
-Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными
-Любили путешествовать и узнавать новое.
Приложение №3
Тест
1 Имя одного из главных героев:
А) Чибисов Б) Черепицын В)Чечевицин
2 Мальчиков встречали:
А) 4 человека и пёс Б)6 человек В)7человек и пёс
3 Розвальни это:
А) широкие сани Б) неповоротливые люди В) развалины избы
4 События рассказа происходят накануне:
А) Пасхи Б) Рождества В) Крещения
5 Мальчики решили сбежать в:
А) Африку Б) Америку В) Австралию
______________________________________________________________________________
Тест
1 Имя одного из главных героев:
А) Чибисов Б) Черепицын В)Чечевицин
2 Мальчиков встречали:
А) 4 человека и пёс Б)6 человек В)7человек и пёс
3 Розвальни это:
А) широкие сани Б) неповоротливые люди В) развалины избы
4 События рассказа происходят накануне:
А) Пасхи Б) Рождества В) Крещения
5 Мальчики решили сбежать в:
А) Африку Б) Америку В) Австралию
___________________________________________________________________________
Тест
1 Имя одного из главных героев:
А) Чибисов Б) Черепицын В)Чечевицин
2 Мальчиков встречали:
А) 4 человека и пёс Б)6 человек В)7человек и пёс
3 Розвальни это:
А) широкие сани Б) неповоротливые люди В) развалины избы
4 События рассказа происходят накануне:
А) Пасхи Б) Рождества В) Крещения
5 Мальчики решили сбежать в:
А) Африку Б) Америку В) Австралию
__________________________________________________________________________
Тест
1 Имя одного из главных героев:
А) Чибисов Б) Черепицын В)Чечевицин
2 Мальчиков встречали:
А) 4 человека и пёс Б)6 человек В)7человек и пёс
3 Розвальни это:
А) широкие сани Б) неповоротливые люди В) развалины избы
4 События рассказа происходят накануне:
А) Пасхи Б) Рождества В) Крещения
5 Мальчики решили сбежать в:
А) Африку Б) Америку В) Австралию
____________________________________________________________________________
15