А.П. Чехов «Шуточка»
ЦЕЛИ
- выявить особенности авторского мировосприятия при определении значения псевдонима «Человек без селезенки» и соотнести его с основными идеями первой и второй редакции рассказа «Шуточка»
О псевдонимах А.П. Чехова
Рассказ «Шуточка» впервые был опубликован в журнале «Сверчок» в 1886 г., под псевдонимом «Человек без селезенки».
Распространенными мотивами использования псевдонимов является стремление:
- заменить слишком длинное имя более коротким, запоминающимся, взять «говорящее» имя, соответствующее личной творческой или гражданской позиции, эстетическим предпочтениям;
- скрыть происхождение;
- «разойтись» в именах с другим лицом, действующим в этой сфере и носящим то же или похожее имя.
Первое место в ряду использованных Чеховым псевдонимов занимает подпись Антоша Чехонте. Подпись происходит от «школьной» остроты учителя, шутливо переиначивавшего фамилии учеников.
Происхождение псевдонима «Брат моего брата» связано с тем, что с 1883 г. Чехов стал печататься в тех же юмористических журналах, в кото «несколько раньше стал выступать его старший брат Александр.
Остальные псевдонимы Чехова были, как правило, недолговечны и применялись исключительно для комического эффекта: Макар Балдастов, Врач без пациентов, Гайка № 6, Гайка № 9, Крапива, Прозаический поэт, Рувер, Шампанский и т.п.
Псевдоним «Человек без селезенки» Чехов пользовался более десяти лет. Всего под этим псевдонимом вышло 119 рассказов и юморесок и 5 статей и фельетонов. Он имел помимо «комического» звучания еще и «медицинскую подоплеку». На медицинском факультете Московского университета самым сложным курсом считался курс анатомии. На первом курсе студент Чехов получил по анатомии только «3» и на втором должен был усиленно ею заниматься. Возможно, с этим так или иначе связано сочетание «Человек без селезенки».
В рассказе «Шуточка» (1886) А.П. Чехов раскрыл облик персонажа, скрывавшегося под псевдонимом. В журнальной редакции этого произведения рассказчик хочет, чтобы его невеста не боялась кататься с горы. На самом крутом вираже он произносит заветную фразу: «Я люблю вас, Надя!» За зиму Наденька привыкает к этой фразе, она приглашает молодого человека на чай... «Но тут позвольте мне жениться».
Именно таков Человек без селезенки. Он полон оптимизма и уверенности в себе. Псевдоним отражал особенности этой стороны личности А.П. Чехова, духовную чистоту, отсутствие внутренних сомнений, практический взгляд на вещи. Однако этот взгляд противоречил времени, и в 1899 г. писатель переработал этот рассказ, совершенно изменив финал и внутренний облик рассказчика.
- Каким вы представляете героя рассказа «Шуточка»?
- Нарисуйте словесный портрет героини.
- Поняла ли героиня, что ее спутник хотел над ней подшутить?
- Почему Чехов называет рассказ не шутка, а «Шуточка»?
Перечитайте первый абзац и ответьте на вопросы
- Где происходит действие рассказа? В какое время года?
- Как автор описывает героиню? Как он её называет? Почему автор называет девушку Наденька, а не Надя?
- Как молодой человек относится к девушке? Что он чувствует?
Герой невольно любуется Наденькой, он замечает мельчайшие нюансы её ощущений, чувствует ее смятение и испуг.
Перечитайте до слов «Санки летят» и ответьте на вопросы
- Почему молодому человеку приходится уговаривать Наденьку съехать с горы?
- Как автор передает состояние Наденьки? Какой вам кажется Наденька?
- Что значит выражение низвергаюсь в бездну , когда можно было написать еду вниз :
- Иронию: автор так смеется над страхом Наденьки?
- Эмоциональное состояние, её страх перед спуском горы?
Описанию ужаса, страха, тоски, ожидания, неосознанной грусти, которые испытывает героиня, спускаясь вниз с ледяной горы. Пропасть, в которая опасна для человека.
Перечитайте до слов «Санки начинают бежать» и ответьте на вопросы
1. Найдите в этом отрывке предложения:
- которые передают то, что видят, слышат Наденька и молодой человек во время спуска. Найдите слова, которые указывают на скорость, шум и т.д:
- в которых автор старается объяснить читателю, на что похожи ощущения, которые испытывают герои.
2. Что значит слово вполголоса? Как вы думаете, хочет ли молодой человек, чтобы Наденька хорошо, ясно слышала его слова, если он говорит вполголоса?
3. Что значит для Наденьки ответ на вопрос: Кто говорил эти слова: он или ветер?
4. Выскажите ваше мнение: что значат для любой девушки слова: Я Вас (тебя) люблю? — особенно когда она слышит их в первый раз?
Перечитайте до слов «На другой день» и ответьте на вопросы
1. Изменяется ли состояние Наденьки после спуска?
- Что она чувствует сразу после спуска? Что значит выражение ни жива ни мертва?
- Что она чувствует, когда проходит некоторое время? Опишите психологическое состояние Наденьки в этот момент. Чем можно объяснить это состояние?
2. Как ведет себя молодой человек? Как вы оцениваете его поведение в этой ситуации?
3. Зачем Наденька решает съехать с горы еще раз?
4. Перечитайте отрывок: Я провожаю ее с катка домой, она старается идти тише, замедляет шаги и все ждет, не скажу ли я ей тех слов. И я вижу, как страдает ее душа, как она делает усилия над собой, чтобы не сказать: «Не может быть, чтобы их говорил ветер! И я не хочу, чтобы их говорил ветер».
- Попробуйте описать чувства Наденьки. Что значат слова: страдает ее душа? Дайте вашу оценку: какой вам кажется Наденька: (наивной, глупой, доверчивой, милой, простодушной….)
- Как вы думаете, что чувствует молодой человек? Каким он вам кажется? Какие чувства у вас вызывает его поведение?
Перечитайте до слов «Как-то в полдень» и ответьте на вопросы
- Как вы понимаете смысл фразы: Скоро Наденька привыкает к этой фразе, как к вину или морфию ?
- Наденьке по-прежнему страшно съезжать с горы? Что она теперь чувствует, кроме страха? Как вы понимаете выражение томят душу?
- Обратите внимание на предложение: Из какого сосуда ни пить — все равно, лишь бы быть пьяным. Как вы его понимаете? Для чего эта фраза нужна автору? Как она характеризует эмоциональное состояние, переживания Наденьки?
Перечитайте до слов «Но вот наступает» и ответьте на вопросы
- Зачем, по вашему мнению, Наденька решилась съехать с горы одна?
- Какие чувства вызывает у вас молодой человек? Каким он кажется вам (равнодушным, жестоким, влюбленным, легкомысленным, робким…..)
Перечитайте до слов «Как-то перед отъездом» и ответьте на вопросы
- Почему Наденька и молодой человек перестали встречаться?
- Что значило наступление весны для Наденьки?
Перечитайте до слов «Это было уже давно» и ответьте на вопросы
- В какое время происходит действие? Как автор описывает весну?
- Сравните два описания Наденьки. Обратите внимание на выделенные слова:
(а) Я вижу, как Наденька выходит на крылечко и устремляет печальный, тоскующий взор на небо... Весенний ветер дует ей прямо в бледное, унылое лицо... Он напоминает ей о том ветре, который ревел нам тогда на горе, когда она слышала те четыре слова, и лицо у нее становится грустным, грустным .... По щеке ползёт слеза. И бедная девочка протягивает обе руки, как бы прося этот ветер принести ей еще раз эти слова,
(б) И я, дождавшись ветра, говорю вполголоса.
— Я люблю вас, Надя!
Боже мой, что делается с Наденькой! Она вскрикивает, улыбается во все лицо и протягивает навстречу ветру руки, радостная, счастливая, такая красивая.
- Опишите психологическое состояние Наденьки до того , как молодой человек сказал: Я люблю вас, Надя! — и после этих слов.
- Обратите внимание на то, как молодой человек называет Наденьку, как он её описывает: бедная девочка, такая красивая. Выскажите ваше мнение: как молодой человек относится к Наденьке? Каковы его чувства к ней?
Перечитайте до конца и ответьте на вопросы
- Как сложилась дальнейшая жизнь Наденьки и молодого человека?
- Как вспоминает об истории на катке Наденька? Что для нее значит эта история?
- Перечитайте фрагмент, где рассказчик вспоминает о той зиме: А мне теперь, когда я стал старше, уже непонятно, зачем я говорил те слова, для чего шутил.
- Как вспоминает об этой историй молодой человек? Чем для него была эта история с Наденькой.
Только сейчас этот уже немолодой человек понял, что не он шутил над Наденькой. Это жизнь подшутила над ним. Его слова: «мне теперь, когда я стал старше, уже непонятно, зачем я говорил те слова, для чего шутил...» — надо понимать так: почему я тогда шутил? Почему я не сказал эти слова всерьез? Почему я не понял тогда, что Наденька — это самая лучшая девушка на земле?
- Выскажите вашу точку зрения: кто — Наденька или молодой человек (может быть, они оба) — узнал, что такое счастье?
- Перечитайте название рассказа. Скажите, почему А.П. Чехов выбрал такое название?
Это рассказ о том, что люди не ценят и не берегут счастье, которое им даётся . Когда мы переживаем самые счастливые мгновения нашей жизни, мы этого не осознаем. Мы относимся к нашему счастью как к шуточке, которую можно повторить много-много раз . Лишь потом , когда становимся старше, мы начинаем понимать, что мы потеряли, но этих мгновений уже не вернуть и не повторить ! И у нас остаются только прекрасные и чуть-чуть грустные воспоминания.
Для одних любовь – шутка, для других – счастье, страсть, подобная ветру, а для ученых – химический процесс. У Наденьки появилась вера в себя, светлые воспоминания сохранились у нее на всю жизнь. У рассказчика так и не сложилась жизнь, а шутка навсегда осталась в памяти как нечто невозможное.
Таким образом, добиться глубины и тонкости психологического изображения в рассказе «Шуточка» А.П.Чехову помогает активное обращение к читательскому сопереживанию. Это становится возможным благодаря использованию следующих приёмов:
- Психологический портрет
- Изображение противоречий между персонажами
- Пейзаж
- Умолчание о процессах внутреннего мира