СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Тема сказки. События сказочного текста».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока познакомит обучающихся со сказкой А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Просмотр содержимого документа
««А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Тема сказки. События сказочного текста».»

Конспект урока по предмету: «Литературное чтение»

по теме: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Тема сказки. События сказочного текста».

Автор: Завитаева Ольга Владимировна.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний

Цели: работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»; развивать умение определять тему сказки, выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; обогащать словарный запас; учить определять особенности волшебной сказки.

Планируемы результаты:  

 учащиеся научатся выразительно читать произведение, понимать содержание прочитанного; объяснять значение некоторых слов с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря; называть волшебные события и предметы в сказке; выделять особенности литературной сказки, находить ответы на вопросы, используя текст произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.



Оборудование: Учебник Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Учебник в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России, презентация.


Ход урока


    1. Мотивация к деятельности 

Добрый день! Добрый час!

Как я рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Улыбнулись. Подровнялись.

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.


II. Актуализация знаний.

Речевая разминка

Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке;

-Прочитайте медленно.

-Прочитайте с ускорением.

-Прочитайте с грустной интонацией

-Прочитайте весело.

-А теперь выразительно.

Молодцы!


- Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке? (изучали биографию Пушкина).

- Что нового узнали об Александре Сергеевиче? (дети отвечают)

- На дом вам задавали приготовить небольшие сообщения о поэте. (несколько детей зачитывают их на оценку)


III. Принятие учебной задачи учащимися

Учитель читает наизусть отрывок «У лукоморья дуб зелёный…» (или включает запись этого отрывка)

- Ребята, предположите, пожалуйста, о чём пойдет речь на нашем уроке? (о сказке Пушкина)

- А вы любите читать сказки?

- Чем они вас привлекают?

- Какую сказку Пушкина мы читали с вами? Может быть кто-то читал сказки самостоятельно? (дети высказывают мнения) (Слайд1)

- Какую сказку мы будем читать? (предполагают) Давайте откроем страницу 92 нашего учебника и прочитаем название.

- Какие задачи поставим перед собой? (познакомиться с содержанием сказки)

IV. Совместное открытие знаний учащимися

- Сегодня мы действительно будем читать сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». (Слайд 2) Если вы помните, ребята, Александр очень любил слушать разные сказки, которых большое множество знала его няня Арина Радионовна. Сам поэт говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма…» (Слайд 3) Сказки он непросто слушал, но и записывал. Сначала прозой, а затем сочинял их в стихах. «Сказка о царе Салтане…» - это не обычная сказка, а литературная сказка в стихах. Причём собрана она из нескольких сказок, услышанных и прочитанных Пушкиным. В основном Пушкин использовал народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», записанную им конспективно в двух или трёх разных вариантах. В произведении использовались и персонажи, заимствованные из других народных сказок — например, волшебный образ Царевны Лебеди, имеющий отклик в образе Василисы Премудрой, брал он образы и из сказки о Бове-богатыре. Замысел сказки пришёл к нему в путешествии по югу, а записал он её, будучи в Михайловском, в ссылке.

- Каков же сюжет сказки? (дети предполагают)

Однажды царь Салтан подслушал разговор трех сестер, они говорил о том, что сделали бы, если бы стали царицами. И царь женился на той, которая обещала родить ему богатыря. Затем царь уехал, а когда царица родила мальчика Гвидона, завистливые сестры написали ему, что она родила не ребенка, а неведому зверушку. Царь приказал ждать его возвращения, но тётки подменили письмо и царицу с ребёнком посадили в бочку, а затем сбросили в море. Море вынесло бочку на берег, между тем царевич вырос и, сломав бочку, выбрался с матерью наружу. Потом он спас лебедь от коршуна, эта лебедь оказалась волшебной и царевич стал правителем на этом острове. Но царевич скучал по родине и просил царевну-лебедь обратить его в разных летающих существ, чтобы он смог повидать отца. Там он слушал гостей и купцов во дворце, которые рассказывали царю о чудесном острове и правителе Гвидоне. Но злые сестры царицы каждый раз отговаривают царя Салтана ехать на остров, рассказывая о других диковинках. Затем царевич просит лебедь, как сделать так, чтобы эти чудесные вещи появились на его острове, в итоге лебедь помогает ему в этом. А сама царевна-лебедь оказалась девушкой, которая просто превращалась в лебедь, и Гвидон на ней женился. На остров три раза прибывали торговые купцы, которые, насмотревшись чудес на острове молодого царевича, рассказали об этом царю Салтану. Царь Салтан отправился на остров Гвидона, к своему удивлению он узнал в царице свою жену.

- Какова главная мысль сказки? (дети предполагают) Да, ребята, главная идея сказки Пушкина – вера народа в победу добра и справедливости. Главная мысль «Сказки о царе Салтане» — что любая ложь, какой бы она продуманной не была, в конечном итоге будут раскрыты и наказаны, но все же если человек искренне раскается и попросит прощения, то он его получит. В этой сказке показано, что добро действительно победит зло, что обман всегда раскроется.

V. Физкультминутка

На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Раз - вперёд наклонимся.

Два - назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.)

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать?

(Приседания.)

На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.)

И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.)



Продолжение работы по теме урока.

Чтение «Сказки о царе Салтане…» учителем. (Учитель читает с остановками, поясняя учащимся выделенные в тексте слова. Можно разобрать слова и до чтения текста. Можно сопровождать прочтение слайдами из презентации)

VI. Рефлексия

- Понравилась ли вам сказка? Какая она народная или литературная?

- Удалось ли нам достичь целей, поставленных в начале урока?

- Как вы оцениваете свою работу?

VII. Итог урока

- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали на уроке?


На дом: Закончить чтение «Сказки о царе Салтане…»

Урок окончен! Спасибо за работу!