СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Грибоедов. Комедия "Горе от ума": Язык комедии.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С. Грибоедов. Комедия "Горе от ума": Язык комедии.»

А. С. ГРИБОЕДОВ. «ГОРЕ ОТ УМА»:
ЯЗЫК КОМЕДИИ

Основное содержание урока
Черты классицизма и реализма в комедии. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Необычность развязки, смысл финала комедии. Конкретно-историческое и общечеловеческое в пьесе.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение наизусть и по ролям. Устный или письменный ответ на вопрос. Выявление в комедии признаков классицизма, романтизма и реализма, особенностей её художественного мира, сюжета, проблематики и тематики. Обсуждение иллюстраций к пьесе.

I. Черты классицизма и реализма в комедии

Вступительная беседа:


— Какие черты классицизма присущи комедии «Горе от ума»?

— Похожи ли персонажи комедии на героев классицизма? Чем?

— Соблюдает ли Грибоедов правила классицизма в языке комедии?

— К какому литературному направлению больше тяготеет комедия «Горе от ума»: к классицизму или к реализму? Обоснуйте свои суждения.

II. Сообщение учителя о поэтике комедии «Горе от ума»:

1. В комедии можно заметить черты классицизма:

— быстрое развитие действия;
— остроту диалогов;
— насыщенность языка афоризмами и эпиграммами;
— сохранение трёх классических единств (действия, места, времени);
— сценические амплуа (Чацкий — резонёр, Лиза — субретка и др.);
— говорящие имена и фамилии.

2. А. С. Грибоедов отступает от правил классицизма. Он делает своих героев не однолинейными, а более сложными и многогранными. Образы приобретают нарицательный смысл и символизируют такие русские общественные явления, как фамусовщина, молчалинство, скалозубовщина, репетиловщина.

3. Грибоедов — мастер речевых характеристик. Он наделяет каждого персонажа неповторимым характером, что подчёркивает хотя и условный, но отчётливо видимый реализм «Горя от ума».

4. Условность реализма комедии в том, что автор обнаруживает себя, вкладывая в высказывания Чацкого свои мысли и суждения. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц

А. С. Пушкин в письме А. А. Бестужеву так отозвался о языке комедии «Горе от ума»: «О стихах я не говорю: половина — должны войти в пословицу».
Согласны ли вы с оценкой Пушкина? Обоснуйте свою позицию.

III. Групповая работа.
Сообщения о речевых характеристиках героев (подготовлены дома):

Группа 1. Фамусов.
Группа 2. Скалозуб.
Группа 3. Молчалин.
Группа 4. Чацкий.

Практическая работа.
Составление таблицы «Речевые характеристики главных героев комедии „Горе от ума“»
:

ТАБЛИЦА
«Речевые характеристики главных героев комедии „Горе от ума“»

Герои

Лексика

Синтаксис и интонации

Выводы

Группа 1. Фамусов

Богатство лексики (простонародные слова и политическая лексика эпохи)

Назидательность и безапелляционность речи в общении с Чацким и Молчалиным; цинизм, грубость и прямолинейность — со слугами; вкрадчивость и предупредительность — со Скалозубом

Олицетворение косности, невежества «века минувшего». Столп и апологет старого, рьяный противник обновления и свободомыслия

Группа 2. Скалозуб

Военные слова и термины, разговорные и грубые слова

Короткие, обрывочные фразы, интонации категоричные, решительные, нередко грубые

Тупой вояка, желающий уничтожить просвещение и свободомыслие, создать жизнь по военному образцу

Группа 3. Молчалин

Cлова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, почтительный -с; отсутствие грубой и просторечной лексики

Мещанско-чиновничий и книжно-сентиментальный стили речи. Подобострастные и излишне любезные интонации. В общении с Лизой речь цинична и прямолинейна

Хитрый и расчётливый обманщик, упорно и коварно идущий к цели — «и награжденья брать, и весело пожить»

Группа 4. Чацкий

Высокая общественно-политическая и возвышенно-романтическая лексика

Риторические вопросы и восклицания. Ораторские интонации, экспрессивность суждений. Развёрнутые монологи, язвительные эпиграммы и меткие афоризмы

Пропагандист и идеолог «века нынешнего», обличитель рабства, невежества, низкопоклонства. Но его речи часто обращены к тем, кто его не слышит


Включение примеров из комедии в таблицу может быть завершено дома.

IV. Образность и афористичность языка комедии

Выполнение задания из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Вопрос 4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Объяснение смысла крылатых выражений и афоризмов, созданных Грибоедовым, и их классификация по темам.

Заполнение цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Образы представителей фамусовского общества»

Темы афоризмов

Примеры

Любовь

«Счастливые часов не наблюдают»

Служба

«При мне служащие чужие очень редки»

Москва

«На всех московских есть особый отпечаток»

Военная дисциплина

«Он в три шеренги вас построит, / А пикнете, так мигом успокоит»

Ум

«Он слова умного не выговорил сроду»

Образование

«Собрать все книги бы да сжечь»

Другие

    ‎    


Дополните таблицу другими афоризмами из комедии. Работа может быть завершена дома.

V. Необычность развязки, смысл финала комедии
Анализ финальной сцены комедии (
д. 4, явл. 12—15).

— Познакомьтесь со следующим далее планом анализа эпизода.
Выберите из него те пункты, которые актуальны при анализе финала комедии «Горе от ума».

— Составьте свой план анализа финального эпизода комедии и проанализируйте (устно) эпизод по этому плану.

Примерный план анализа эпизода

1. События эпизода и его место в сюжете всего произведения.

2. Проблематика эпизода, определяющая идейное содержание произведения.

3. Герои, участвующие в эпизоде, их место в системе образов. Мысли, поступки, высказывания героев эпизода и его связь с проблематикой произведения. Основной конфликт их диалогов и монологов.

4. Речевые характеристики героев (лексика, синтаксис, интонации).

5. Взаимосвязи героев и событий в эпизоде; причинно-следственные связи.

6. Наличие авторских ремарок и их смысл. Мысли и суждения автора, не свойственные героям произведения. Подтекст эпизода.

7. Своеобразие художественного времени и пространства, пафос эпизода.

8. Композиционная роль эпизода, отражение в нём жанрового своеобразия пьесы.

9. Связи эпизода с литературными направлениями (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).

10. Место эпизода в контексте творчества писателя, в русской и мировой литературе и культуре.

Сопоставительный анализ финальных монологов Фамусова и Чацкого:

ТАБЛИЦА
Сопоставительный анализ финальных монологов Фамусова и Чацкого

Черты монолога

Фамусов

Чацкий

Когда произносится?

В финале пьесы после прозрения Софьи

В ответ на финальный монолог Фамусова

Кто и что обличается?

Чацкий, Софья, слуги

Софья, Молчалин, Фамусов, весь мир, сам герой

Какова главная мысль?

«Всё это заговор…»

«Мечтанья с глаз долой…», «Вон из Москвы!..»

Каковы чувства оратора?

Гнев, угрозы расправой, ссылкой, боязнь общественного мнения

Растерянность, упрёки Софье, которая якобы «завлекла его надеждой», желчь и досада

Каковы интонации героя?

Грозные, решительные интонации в начале монолога: «в работу… на поселенье…» — слугам; «не быть тебе в Москве» — дочери; «ко всякому дверь будет заперта» — Чацкому. Досада и смятение в конце монолога: Фамусов считает, что все его обманули, что он поймал любовников, а слуги или недосмотрели, или помогли им

Возвышенные и трагические интонации, так как и в личном, и в общественном плане герой потерпел крах. Вершина «мильона терзаний» — «оскорблённое чувство». Упрёки Софье в измене их чувству; уверенность, что она помирится с Молчалиным, обвинения «толпе мучителей», которая его «безумным… прославила всем хором»

Какова авторская позиция?

Фамусов получил наказание заслуженно

Чацкого в светском обществе ждёт или духовная гибель, или вынужденное изгнание


Работа с таблицей может быть завершена дома.

VI. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении

Итоговые вопросы:


Что в комедии «Горе от ума» актуально только для эпохи А. С. Грибоедова, а что имеет общечеловеческое и вневременное значение?

Чем проблематика и образы комедии важны для читателей XXI века?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатных таблиц.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Записать основные положения статьи учебника «Критика о комедии. А. С. Пушкин о „Горе от ума“».

Прочитать фрагменты статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (по выбору учителя).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!