Просмотр содержимого документа
«А.С. Грибоедов. Комедия "Горе от ума": Язык комедии.»
А. С. ГРИБОЕДОВ. «ГОРЕ ОТ УМА»:
ЯЗЫК КОМЕДИИ
Основное содержание урока
Черты классицизма и реализма в комедии. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Необычность развязки, смысл финала комедии. Конкретно-историческое и общечеловеческое в пьесе.
Основные виды деятельности.
Выразительное чтение наизусть и по ролям. Устный или письменный ответ на вопрос. Выявление в комедии признаков классицизма, романтизма и реализма, особенностей её художественного мира, сюжета, проблематики и тематики. Обсуждение иллюстраций к пьесе.
I. Черты классицизма и реализма в комедии
Вступительная беседа:
— Какие черты классицизма присущи комедии «Горе от ума»?
— Похожи ли персонажи комедии на героев классицизма? Чем?
— Соблюдает ли Грибоедов правила классицизма в языке комедии?
— К какому литературному направлению больше тяготеет комедия «Горе от ума»: к классицизму или к реализму? Обоснуйте свои суждения.
II. Сообщение учителя о поэтике комедии «Горе от ума»:
1. В комедии можно заметить черты классицизма:
— быстрое развитие действия;
— остроту диалогов;
— насыщенность языка афоризмами и эпиграммами;
— сохранение трёх классических единств (действия, места, времени);
— сценические амплуа (Чацкий — резонёр, Лиза — субретка и др.);
— говорящие имена и фамилии.
2. А. С. Грибоедов отступает от правил классицизма. Он делает своих героев не однолинейными, а более сложными и многогранными. Образы приобретают нарицательный смысл и символизируют такие русские общественные явления, как фамусовщина, молчалинство, скалозубовщина, репетиловщина.
3. Грибоедов — мастер речевых характеристик. Он наделяет каждого персонажа неповторимым характером, что подчёркивает хотя и условный, но отчётливо видимый реализм «Горя от ума».
4. Условность реализма комедии в том, что автор обнаруживает себя, вкладывая в высказывания Чацкого свои мысли и суждения. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц
А. С. Пушкин в письме А. А. Бестужеву так отозвался о языке комедии «Горе от ума»: «О стихах я не говорю: половина — должны войти в пословицу».
Согласны ли вы с оценкой Пушкина? Обоснуйте свою позицию.
III. Групповая работа.
Сообщения о речевых характеристиках героев (подготовлены дома):
Группа 1. Фамусов.
Группа 2. Скалозуб.
Группа 3. Молчалин.
Группа 4. Чацкий.
Практическая работа.
Составление таблицы «Речевые характеристики главных героев комедии „Горе от ума“»:
ТАБЛИЦА «Речевые характеристики главных героев комедии „Горе от ума“» |
Герои | Лексика | Синтаксис и интонации | Выводы |
Группа 1. Фамусов | Богатство лексики (простонародные слова и политическая лексика эпохи) | Назидательность и безапелляционность речи в общении с Чацким и Молчалиным; цинизм, грубость и прямолинейность — со слугами; вкрадчивость и предупредительность — со Скалозубом | Олицетворение косности, невежества «века минувшего». Столп и апологет старого, рьяный противник обновления и свободомыслия |
Группа 2. Скалозуб | Военные слова и термины, разговорные и грубые слова | Короткие, обрывочные фразы, интонации категоричные, решительные, нередко грубые | Тупой вояка, желающий уничтожить просвещение и свободомыслие, создать жизнь по военному образцу |
Группа 3. Молчалин | Cлова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, почтительный -с; отсутствие грубой и просторечной лексики | Мещанско-чиновничий и книжно-сентиментальный стили речи. Подобострастные и излишне любезные интонации. В общении с Лизой речь цинична и прямолинейна | Хитрый и расчётливый обманщик, упорно и коварно идущий к цели — «и награжденья брать, и весело пожить» |
Группа 4. Чацкий | Высокая общественно-политическая и возвышенно-романтическая лексика | Риторические вопросы и восклицания. Ораторские интонации, экспрессивность суждений. Развёрнутые монологи, язвительные эпиграммы и меткие афоризмы | Пропагандист и идеолог «века нынешнего», обличитель рабства, невежества, низкопоклонства. Но его речи часто обращены к тем, кто его не слышит |
Включение примеров из комедии в таблицу может быть завершено дома.
IV. Образность и афористичность языка комедии
Выполнение задания из раздела учебника «Развиваем дар слова».
Вопрос 4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Объяснение смысла крылатых выражений и афоризмов, созданных Грибоедовым, и их классификация по темам.
Заполнение цитатной таблицы:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА «Образы представителей фамусовского общества» |
Темы афоризмов | Примеры |
Любовь | «Счастливые часов не наблюдают» |
Служба | «При мне служащие чужие очень редки» |
Москва | «На всех московских есть особый отпечаток» |
Военная дисциплина | «Он в три шеренги вас построит, / А пикнете, так мигом успокоит» |
Ум | «Он слова умного не выговорил сроду» |
Образование | «Собрать все книги бы да сжечь» |
Другие | |
Дополните таблицу другими афоризмами из комедии. Работа может быть завершена дома.
V. Необычность развязки, смысл финала комедии
Анализ финальной сцены комедии (д. 4, явл. 12—15).
— Познакомьтесь со следующим далее планом анализа эпизода.
Выберите из него те пункты, которые актуальны при анализе финала комедии «Горе от ума».
— Составьте свой план анализа финального эпизода комедии и проанализируйте (устно) эпизод по этому плану.
Примерный план анализа эпизода
1. События эпизода и его место в сюжете всего произведения.
2. Проблематика эпизода, определяющая идейное содержание произведения.
3. Герои, участвующие в эпизоде, их место в системе образов. Мысли, поступки, высказывания героев эпизода и его связь с проблематикой произведения. Основной конфликт их диалогов и монологов.
4. Речевые характеристики героев (лексика, синтаксис, интонации).
5. Взаимосвязи героев и событий в эпизоде; причинно-следственные связи.
6. Наличие авторских ремарок и их смысл. Мысли и суждения автора, не свойственные героям произведения. Подтекст эпизода.
7. Своеобразие художественного времени и пространства, пафос эпизода.
8. Композиционная роль эпизода, отражение в нём жанрового своеобразия пьесы.
9. Связи эпизода с литературными направлениями (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).
10. Место эпизода в контексте творчества писателя, в русской и мировой литературе и культуре.
Сопоставительный анализ финальных монологов Фамусова и Чацкого:
ТАБЛИЦА Сопоставительный анализ финальных монологов Фамусова и Чацкого |
Черты монолога | Фамусов | Чацкий |
Когда произносится? | В финале пьесы после прозрения Софьи | В ответ на финальный монолог Фамусова |
Кто и что обличается? | Чацкий, Софья, слуги | Софья, Молчалин, Фамусов, весь мир, сам герой |
Какова главная мысль? | «Всё это заговор…» | «Мечтанья с глаз долой…», «Вон из Москвы!..» |
Каковы чувства оратора? | Гнев, угрозы расправой, ссылкой, боязнь общественного мнения | Растерянность, упрёки Софье, которая якобы «завлекла его надеждой», желчь и досада |
Каковы интонации героя? | Грозные, решительные интонации в начале монолога: «в работу… на поселенье…» — слугам; «не быть тебе в Москве» — дочери; «ко всякому дверь будет заперта» — Чацкому. Досада и смятение в конце монолога: Фамусов считает, что все его обманули, что он поймал любовников, а слуги или недосмотрели, или помогли им | Возвышенные и трагические интонации, так как и в личном, и в общественном плане герой потерпел крах. Вершина «мильона терзаний» — «оскорблённое чувство». Упрёки Софье в измене их чувству; уверенность, что она помирится с Молчалиным, обвинения «толпе мучителей», которая его «безумным… прославила всем хором» |
Какова авторская позиция? | Фамусов получил наказание заслуженно | Чацкого в светском обществе ждёт или духовная гибель, или вынужденное изгнание |
Работа с таблицей может быть завершена дома.
VI. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении
Итоговые вопросы:
Что в комедии «Горе от ума» актуально только для эпохи А. С. Грибоедова, а что имеет общечеловеческое и вневременное значение?
Чем проблематика и образы комедии важны для читателей XXI века?
Домашнее задание
Завершить заполнение цитатных таблиц.
Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.
Записать основные положения статьи учебника «Критика о комедии. А. С. Пушкин о „Горе от ума“».
Прочитать фрагменты статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (по выбору учителя).