СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)»

А. С. ПУШКИН.  «БОРИС ГОДУНОВ»  СЦЕНА В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ.  1825 Г.

А. С. ПУШКИН. «БОРИС ГОДУНОВ» СЦЕНА В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ. 1825 Г.

В 1584 Г. УМЕР РУССКИЙ ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ. НА ПРЕСТОЛ ВЗОШЕЛ ЕГО СЫН ФЕДОР, ОТЛИЧАВШИЙСЯ КРОТКИМ НРАВОМ, БЛАГОЧЕСТИЕМ, НЕ ОБЛАДАВШИЙ БОЛЬШИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ И МАЛО ПОДХОДИВШИЙ НА РОЛЬ ПРАВИТЕЛЯ ОГРОМНОЙ СТРАНЫ, РАЗОРЕННОЙ ОПРИЧНЫМ ТЕРРОРОМ.

В 1584 Г. УМЕР РУССКИЙ ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ. НА ПРЕСТОЛ ВЗОШЕЛ ЕГО СЫН ФЕДОР, ОТЛИЧАВШИЙСЯ КРОТКИМ НРАВОМ, БЛАГОЧЕСТИЕМ, НЕ ОБЛАДАВШИЙ БОЛЬШИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ И МАЛО ПОДХОДИВШИЙ НА РОЛЬ ПРАВИТЕЛЯ ОГРОМНОЙ СТРАНЫ, РАЗОРЕННОЙ ОПРИЧНЫМ ТЕРРОРОМ.

ПОДЛИННЫМ ПРАВИТЕЛЕМ СТРАНЫ СТАЛ ЦАРСКИЙ ШУРИН (БРАТ ЖЕНЫ) БОРИС ГОДУНОВ

ПОДЛИННЫМ ПРАВИТЕЛЕМ СТРАНЫ СТАЛ ЦАРСКИЙ ШУРИН (БРАТ ЖЕНЫ) БОРИС ГОДУНОВ

ПОСЛЕ ИВАНА ГРОЗНОГО ОСТАЛСЯ ЕЩЕ ОДИН СЫН, МАЛЕНЬКИЙ ЦАРЕВИЧ ДМИТРИЙ, КОТОРЫЙ С МАТЕРЬЮ БЫЛ ОТПРАВЛЕН В ГОРОД УГЛИЧ НА ВОЛГЕ.

ПОСЛЕ ИВАНА ГРОЗНОГО ОСТАЛСЯ ЕЩЕ ОДИН СЫН, МАЛЕНЬКИЙ ЦАРЕВИЧ ДМИТРИЙ, КОТОРЫЙ С МАТЕРЬЮ БЫЛ ОТПРАВЛЕН В ГОРОД УГЛИЧ НА ВОЛГЕ.

ЗДЕСЬ В 1591 ГОДУ ПРОИЗОШЛИ СТРАШНЫЕ СОБЫТИЯ, ТАЙНА КОТОРЫХ НЕ РАЗГАДАНА ДО СИХ ПОР...

ЗДЕСЬ В 1591 ГОДУ ПРОИЗОШЛИ СТРАШНЫЕ СОБЫТИЯ, ТАЙНА КОТОРЫХ НЕ РАЗГАДАНА ДО СИХ ПОР...

ПОСЛЕ ТОГО, КАК ФЕДОР ИОАНОВИЧ СКОНЧАЛСЯ, ДИНАСТИЯ РЮРИКОВИЧЕЙ ПРЕСЕКЛАСЬ. ГОДУНОВ   БЫЛ ИЗБРАН НА ЦАРСТВО. МНОГИЕ БЫЛИ НЕДОВОЛЬНЫ ЕГО ИЗБРАНИЕМ.  СРЕДИ НИХ БОЯРЕ РОМАНОВЫ, КНЯЗЬЯ ШУЙСКИЕ.   ВСПЫХИВАЛИ КРЕСТЬЯНСКИЕ МЯТЕЖИ, УСТРАИВАЛИСЬ БОЯРСКИЕ ЗАГОВОРЫ.

ПОСЛЕ ТОГО, КАК ФЕДОР ИОАНОВИЧ СКОНЧАЛСЯ, ДИНАСТИЯ РЮРИКОВИЧЕЙ ПРЕСЕКЛАСЬ. ГОДУНОВ БЫЛ ИЗБРАН НА ЦАРСТВО. МНОГИЕ БЫЛИ НЕДОВОЛЬНЫ ЕГО ИЗБРАНИЕМ. СРЕДИ НИХ БОЯРЕ РОМАНОВЫ, КНЯЗЬЯ ШУЙСКИЕ. ВСПЫХИВАЛИ КРЕСТЬЯНСКИЕ МЯТЕЖИ, УСТРАИВАЛИСЬ БОЯРСКИЕ ЗАГОВОРЫ.

В 1603 Г. ДО МОСКВЫ ДОШЕЛ СЛУХ, ВСКОРЕ ПОДТВЕРДИВШИЙСЯ, ЧТО В ПОЛЬШЕ ОБЪЯВИЛСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫДАЮЩИЙ СЕБЯ ЗА ЧУДОМ СПАСШЕГОСЯ ДМИТРИЯ. ЭТО БЫЛ БЕГЛЫЙ ИНОК ЧУДОВА МОНАСТЫРЯ ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ.

В 1603 Г. ДО МОСКВЫ ДОШЕЛ СЛУХ, ВСКОРЕ ПОДТВЕРДИВШИЙСЯ, ЧТО В ПОЛЬШЕ ОБЪЯВИЛСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫДАЮЩИЙ СЕБЯ ЗА ЧУДОМ СПАСШЕГОСЯ ДМИТРИЯ. ЭТО БЫЛ БЕГЛЫЙ ИНОК ЧУДОВА МОНАСТЫРЯ ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ.

ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ НАХОДИЛСЯ ПРЯМО НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ (НЫНЕ РАЗРУШЕН). НАХОДЯСЬ ЗДЕСЬ, ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ МОГ ХОРОШО СОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ.

ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ НАХОДИЛСЯ ПРЯМО НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ (НЫНЕ РАЗРУШЕН). НАХОДЯСЬ ЗДЕСЬ, ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ МОГ ХОРОШО СОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ.

С НАЧАЛА XIX ВЕКА В РОССИИ ВОЗРОС ИНТЕРЕС К СОБСТВЕННОЙ ИСТОРИИ. ПОЯВИЛАСЬ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» Н. М. КАРАМЗИНА. ЕГО ТРУД А. С. ПУШКИН ЗНАЛ И ЦЕНИЛ. ОН НЕ МОГ ПРОЙТИ МИМО ТАКОГО СЮЖЕТА, КАК СМУТНОЕ ВРЕМЯ.

С НАЧАЛА XIX ВЕКА В РОССИИ ВОЗРОС ИНТЕРЕС К СОБСТВЕННОЙ ИСТОРИИ. ПОЯВИЛАСЬ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» Н. М. КАРАМЗИНА. ЕГО ТРУД А. С. ПУШКИН ЗНАЛ И ЦЕНИЛ. ОН НЕ МОГ ПРОЙТИ МИМО ТАКОГО СЮЖЕТА, КАК СМУТНОЕ ВРЕМЯ.

СЦЕНА «НОЧЬ. КЕЛЬЯ В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ», ОНА НАХОДИТСЯ В САМОМ НАЧАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА – ОТЕЦ ПИМЕН И ГРИГОРИЙ. ПИМЕН ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ – В ЭТОМ ЭПИЗОДЕ. ИМЕННО ПОСЛЕ РАЗГОВОРА С ПИМЕНОМ ГРИГОРИЮ ПРИХОДИТ В ГОЛОВУ КРАМОЛЬНАЯ И ДЕРЗКАЯ МЫСЛЬ – ВЫДАТЬ СЕБЯ ЗА ПОГИБШЕГО ЦАРЕВИЧА ДМИТРИЯ И СВЕРГНУТЬ ВЛАСТЬ БОРИСА ГОДУНОВА .

СЦЕНА «НОЧЬ. КЕЛЬЯ В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ», ОНА НАХОДИТСЯ В САМОМ НАЧАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА – ОТЕЦ ПИМЕН И ГРИГОРИЙ. ПИМЕН ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ – В ЭТОМ ЭПИЗОДЕ. ИМЕННО ПОСЛЕ РАЗГОВОРА С ПИМЕНОМ ГРИГОРИЮ ПРИХОДИТ В ГОЛОВУ КРАМОЛЬНАЯ И ДЕРЗКАЯ МЫСЛЬ – ВЫДАТЬ СЕБЯ ЗА ПОГИБШЕГО ЦАРЕВИЧА ДМИТРИЯ И СВЕРГНУТЬ ВЛАСТЬ БОРИСА ГОДУНОВА .

ДРАМА, ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ДИАЛОГ.     Драма ( гр. drama – действие). Обычно пьесы предназначены для поставки на сцене, и поэтому в них много рассчитано на игру актёров, декорации, музыку. Своё отношение драматург раскрывает через слова героев и поступки. Средствами характеристики действующий лиц в драме  являются развёрнутые высказывания одного лица - МОНОЛОГИ , разговоры двух или нескольких лиц – ДИАЛОГИ , короткие РЕМАРКИ , т.е. пояснения, которыми автор сопровождает ход действия в пьесе. В драме ДИАЛОГ – основное средство изображения жизни. В ДИАЛОГАХ проявляется борьба, напряженное взаимодействие героев. РЕМАРКИ – авторские замечания, могут давать сведения о возрасте, внешнем облике персонажей, а также их душевном состоянии, движениях, жестах, интонациях, в ремарках даются описания места действия, обстановки.

ДРАМА, ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ДИАЛОГ.

Драма ( гр. drama – действие). Обычно пьесы предназначены для поставки на сцене, и поэтому в них много рассчитано на игру актёров, декорации, музыку.

Своё отношение драматург раскрывает через слова героев и поступки.

Средствами характеристики действующий лиц в драме являются развёрнутые высказывания одного лица - МОНОЛОГИ , разговоры двух или нескольких лиц – ДИАЛОГИ , короткие РЕМАРКИ , т.е. пояснения, которыми автор сопровождает ход действия в пьесе.

В драме ДИАЛОГ – основное средство изображения жизни. В ДИАЛОГАХ проявляется борьба, напряженное взаимодействие героев. РЕМАРКИ – авторские замечания, могут давать сведения о возрасте, внешнем облике персонажей, а также их душевном состоянии, движениях, жестах, интонациях, в ремарках даются описания места действия, обстановки.

ТРАГЕДИЯ (гр. tragodia – буквально «козлиная песнь») – вид драмы противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

ТРАГЕДИЯ

(гр. tragodia – буквально «козлиная песнь») –

вид драмы противоположный

комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную

катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Днесь, ( церк.-книжн., старин.) Ныне, теперь, сегодня. Присно, ( стар. высок.). Всегда, во веки веков. Смирять - усмирять, укрощать или обуздывать, отвадив от дикости; сделать кротким, покорным, послушным. Отрок – мальчик-подросток, среднего возраста между ребенком и юношей. Инок – древне-русское название монаха. Келья – жилище монаха, обычно отдельная комната в монастыре. Сетовать, книжн. то же, что жаловаться Ратный, (книжн. устар. и поэт.). Военный, боевой. Клобук (от тюрк. колпак — шапка) — надеваемое на голову облачение (одежда) монаха. Чернец то же, что монах. Послушанье – определенная обязанность, выполняемая монахом или послушником в монастыре.

Днесь, ( церк.-книжн., старин.) Ныне, теперь, сегодня.

Присно, ( стар. высок.). Всегда, во веки веков.

Смирять - усмирять, укрощать или обуздывать, отвадив от дикости; сделать кротким, покорным, послушным.

Отрок – мальчик-подросток, среднего возраста между ребенком и юношей.

Инок – древне-русское название монаха.

Келья – жилище монаха, обычно отдельная комната в монастыре.

Сетовать, книжн. то же, что жаловаться

Ратный, (книжн. устар. и поэт.). Военный, боевой.

Клобук (от тюрк. колпак — шапка) — надеваемое на голову облачение (одежда) монаха.

Чернец то же, что монах.

Послушанье – определенная обязанность, выполняемая монахом или послушником в монастыре.

ВОПРОСЫ :  1. С ПОМОЩЬЮ КАКИХ СРЕДСТВ АВТОР РИСУЕТ ОБРАЗ ЛЕТОПИСЦА?   2. КАК ХАРАКТЕРИЗУЮТ ПИМЕНА ЕГО СОБСТВЕННЫЕ СЛОВА?   3. КАК ПИМЕН ОТНОСИТСЯ К СВОЕМУ ТРУДУ?   4. СВОЙСТВЕННЫ ЛИ БЫЛИ ЕМУ В МОЛОДОСТИ ГРЕХИ?  5. КАК ПИМЕН ОТНОСИТСЯ К ГРИГОРИЮ?   6. КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ  РЕЧИ ПИМЕНА?   7. ТОЛЬКО ЛИ ЦАРЕЙ ВИНИТ В ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПИМЕН?

ВОПРОСЫ : 1. С ПОМОЩЬЮ КАКИХ СРЕДСТВ АВТОР РИСУЕТ ОБРАЗ ЛЕТОПИСЦА? 2. КАК ХАРАКТЕРИЗУЮТ ПИМЕНА ЕГО СОБСТВЕННЫЕ СЛОВА? 3. КАК ПИМЕН ОТНОСИТСЯ К СВОЕМУ ТРУДУ? 4. СВОЙСТВЕННЫ ЛИ БЫЛИ ЕМУ В МОЛОДОСТИ ГРЕХИ? 5. КАК ПИМЕН ОТНОСИТСЯ К ГРИГОРИЮ? 6. КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ПИМЕНА? 7. ТОЛЬКО ЛИ ЦАРЕЙ ВИНИТ В ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПИМЕН?

ВОПРОСЫ:  1. МОЖНО ЛИ СОН ГРИГОРИЯ НАЗВАТЬ ВЕЩИМ?   2. КАК СОН РАСКРЫВАЕТ ЕГО ЧЕСТОЛЮБИВЫЕ МЕЧТЫ?   3. ЧТО ПОСЛУЖИЛО ПРИЧИНОЙ ВЫДАТЬ СЕБЯ ЗА НАСЛЕДНИКА ПРЕСТОЛА ДМИТРИЯ?   4. КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ПРОНИКНУТО ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ ПИМЕНА ПРИ ДВОРЕ?   5. КАКИЕ ЕГО СЛОВА ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО ОН ГОТОВ ПРОДОЛЖАТЬ ЦЕПЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ?   6. КАК ГРИГОРИЙ ОПРАВДЫВАЕТ СВОЕ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ САМОЗВАНЦЕМ?

ВОПРОСЫ: 1. МОЖНО ЛИ СОН ГРИГОРИЯ НАЗВАТЬ ВЕЩИМ? 2. КАК СОН РАСКРЫВАЕТ ЕГО ЧЕСТОЛЮБИВЫЕ МЕЧТЫ? 3. ЧТО ПОСЛУЖИЛО ПРИЧИНОЙ ВЫДАТЬ СЕБЯ ЗА НАСЛЕДНИКА ПРЕСТОЛА ДМИТРИЯ? 4. КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ПРОНИКНУТО ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ ПИМЕНА ПРИ ДВОРЕ? 5. КАКИЕ ЕГО СЛОВА ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО ОН ГОТОВ ПРОДОЛЖАТЬ ЦЕПЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ? 6. КАК ГРИГОРИЙ ОПРАВДЫВАЕТ СВОЕ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ САМОЗВАНЦЕМ?

«БОРИС ГОДУНОВ» - ПЬЕСА О ТРАГЕДИИ НЕ ТОЛЬКО ЦАРЯ, НО И НАРОДА, ВВЕРГНУТОГО ПО ЕГО ВИНЕ В ПУЧИНУ БЕД И ИСПЫТАНИЙ

«БОРИС ГОДУНОВ» - ПЬЕСА О ТРАГЕДИИ НЕ ТОЛЬКО ЦАРЯ, НО И НАРОДА, ВВЕРГНУТОГО ПО ЕГО ВИНЕ В ПУЧИНУ БЕД И ИСПЫТАНИЙ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!