СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "«А.С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "«А.С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "«А.С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.»

13.11.18 год. Литература 7 класс. (18 урок)

Тема: «А.С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

Цель урока: учащиеся должны познакомиться с фрагментом драмы, углубить представление о драматических жанрах, развивать навыки анализа поэтического текста, уметь сопоставлять анализ текста, давать характеристику героям произведения, развивать навыки выразительного чтения, свои творческие способности.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование мотивации к обучению и совершенствованию;
Метапредметные:
узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт;

Предметные: научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения.

Методические приёмы: рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, музыкой, изобразительным искусством, выразительное чтение, словарная работа, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста, работа над выразительным чтением.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку; фрагмент оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского; словари.

Эпиграф к уроку:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам. А.С.Пушкин.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

Основные понятия: драматургия,драма.
Персоналии:
Иван Грозный, Борис Годунов, летописец Пимен, Григорий Отрепьев.


Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм

II. Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по творчеству А.С.Пушкина.

Обучающийся с ОВЗ (ЛУО) - И. А. Крылов. «Слон и Моська»

Обучающийся с ОВЗ (УУО) – В.Орлов «Ученый кот»


- Добрый день, дорогие ребята.

Известный педагог Я.А.Коменский сказал: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Я думаю, сегодняшний урок пройдет с пользой для нас всех и каждый усвоит что-то важное для себя. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами очень дружно и активно поработаем.

Беседа.

- Ребята, перед вами хорошо известный портрет нашего национального гения Александра Сергеевича Пушкина (слайд 1). Это не первый урок изучения творчества Пушкина в 7 классе. С какими творениями Александра Сергеевича мы с вами познакомились в этом году? («Полтава», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге»)

- Перед вами иллюстрации к произведениям Пушкина. Вы узнаёте их? (Первая иллюстрация Полтавский бой к поэме «Полтава», в которой говорится о победе Петра 1 над шведами. слайд 2. На второй иллюстрации - образ Пётра Первого к поэме Пушкина «Пётр Первый». слайд 3.

- Следующая иллюстрация изображает прощание князя Олега с конём из «Песни о вещем Олеге».

- Хочу напомнить вам, что мы на раз обращали внимание на то, что А.С. Пушкин не только гениальный поэт, но и историк. Темы этих произведений – темы исторические. С ними вы знакомились и будете знакомиться на уроках истории.

- Как вы думаете, почему именно эти образы Александр Сергеевич выбрал для своих произведений?

Обучающиеся читают тексты.



Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в диалоге












Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности.

III. Целеполагание. (мотивационный этап)
Познакомить обучающихся с темой урока

Сообщает тему урока.

- Ребята, какое домашнее задание вам было предложено приготовить к этому уроку?

- Как вы думаете, с какой целью вам было задано такое задание?

Запишите тему рока.

А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре (слайд 4).

- Пред вами эпиграф к уроку (слайд 5). Читает ученик

- Как вы понимаете эти слова?

- Ребята, как вы думаете, что на уроке мы будем делать?

- Итак, сегодня мы знакомимся с ещё одним произведением Пушкина «Борис Годунов». И начнём мы с истории.

Слушают учителя. Формулируют учебные задачи: познакомиться с личностью Бориса Годунова, Григория Отрепьева, летописца Пимена.

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

IV. Изучение нового материала.
Познакомить со статьей учебника «Пушкин –драматург»


Работа по учебнику

Чтение статьи учебника «Пушкин  - драматург».

Перед вами статья учебника «Пушкин – драматург» (стр.109-110). Предлагаю вам прочитать её.

В статье выделены некоторые слова. Назовите их.

-  Мы с вами не раз упомянули на уроке слово «трагедия». Давайте же отыщем в толковом словаре определение трагедии и запишем его в тетрадь.

Трагедия- драматическое произведение, изображающее напряжённую и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.

Работа с эпиграфом

 - Ребята, перед вами два эпиграфа. Давайте прочитаем каждый и выберем, какой нам подходит к уроку больше.

Металися смущенные народы, 
И высились, и падали цари, 
И кровь людей то славы, то свободы, 
То гордости багрила алтари…

                             А.С.Пушкин.

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробом.

А.С.Пушкин.

- Выберете и запишите тот эпиграф, который, по вашему мнению, подходит к нашему уроку.

Читают статью учебника, находят выделенные слова, ищут в словаре слово «трагедия», записывают определение в тетрадь.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её.

Познакомить обучающихся с личностью Бориса Годунова и годами его правления (просмотр презентации)

В 1584 году умер русский царь Иван Грозный (слайд 7,8). На престол взошёл его сын Фёдор (слайд 9,10), который отличался кротким нравом, благочестием. Он не обладал большими интеллектуальными способностями и очень мало походил на роль правителя огромной страны. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Фёдор Иоаннович. После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591г. произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (или, как тогда говорили, «падучей»), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. По крайней мере, так гласила официальная версия. По стране поползли слухи, будто в смерти, Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.

После того, как в 1598 г. Царь Фёдор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушённый и умелый правитель, был избран на царство (слайд11,12). Многие сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому царствование Бориса оказалось несчастливым. Из – за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, тут и там вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова.

В 1603 году до Москвы дошёл новый слух, который вскоре подтвердился, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведённое расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев (слайд13).

Чудов монастырь(слайд 14, 15) находился прямо на территории Московского Кремля. Находясь здесь, Григорий Отрепьев, возможно, имел какие – то связи в боярской среде. Известно, что он был как – то близок к Романовым. Как написал историк В.О.Ключевский (слайд16), Лжедмитрий «был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве».

С начала ХIХ века в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина (слайд 17), старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил и именно Карамзину он посвятил свою трагедию, так как не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы.

Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова.





Слушают сообщение и просматривают презентацию о Борисе Годунове. Под руководством учителя отвечают на поставленный вопрос, используя текст учебника.




Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета. Находить ответы на поставленный вопрос, при работе с текстом учебника. Развивать умение выделять главное и второстепенное в тексте.

V. Физминутка

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) 

Обучающиеся выполняют упражнения

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

VI. Практикум. Первичное закрепление.

Закрепление знаний, полученных на уроке



- Ребята, использую систему «Толстых и тонких вопросов», давайте с вами дадим характеристику главным героям сцены.

- Назовите героев сцены в Чудовом монастыре.

(Пимен. Григорий Отрепьев).

- Когда происходит эта сцена?

Вопросы по образу Пимена (слайд 23):

- Как Пимен относится к своему труду летописца?

- Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?

- Можем ли мы кратко восстановить судьбу Пимена?

- Какое событие изменило судьбу Пимена?

- Как Пимен относится к Григорию?

- Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»?

- Только ли царей винит в преступлениях Пимен?

Вопросы по образу Отрепьева (слайд 24):

- Можно ли назвать сон Григория вещим?

- Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы?

- Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?

- Как Григорий оправдывает своё желание стать самозванцем?

- Как Пимен относится к труду летописца? Докажите примерами из текста.

- Где происходят события, описанные автором в данном отрывке?

- Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?

- Как он относится к Григорию?

- Какое событие изменило судьбу Пимена?

- Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»?

- Только ли царей винит в преступлениях Пимен?

- Что приснилось  Григорию в ночь, описанную автором?

- Можно ли назвать сон Григория вещим?

- Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?

«…Зачем и мне не тешиться в боях, Не пировать за царскою трапезой?»

« А мой покой бесовское мечтанье тревожило, А враг меня мутил…»

-  Как Григорий оправдывает своё желание стать самозванцем?

Словарная работа.

- При чтении отрывка вы встретились с незнакомыми словами, архаизмами: днесь, присно, смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье. (слайд19,20,21,22).

- Как вы их понимаете?




Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.


Знакомятся с выводом по пройденному материалу.
































Выполняют словарную работу

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей

VII. Проверка полученных результатов и их коррекция.
Закрепить знания, полученные на уроке.
Развивать умение работы в парах

Работа в паре (по карточкам)

- Ребята, на карточках записаны различные эпитеты и слова, обозначающие черты характера. Из карточки № 1 выпишите те, которые, по вашему мнению, относятся к  летописцу, а из карточки №2 черты, характеризующие Григория.

Карточка № 1

Простодушие, гордость, жадность, смиренность, спокойный, жестокий, мудрый, верный Богу, злой, мстительный, усердие, умилительная кротость.

Карточка № 2

Доброта, жажда власти, стремление к богатству, страх, жалость, самозванец, мудрость, простодушие, беглый инок, жалость, хитрость, наивность.



- Ребята, подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце. («простодушие», умилительная кротость», мудрость и усердие).

- Какие черты мы замечаем в Григории?  

(Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).

- Мог ли, по-вашему, автор симпатизировать им?

- И сегодня драма Пушкина востребована: кино, театр, музыка. Переводы.

 В завершении урока хочу предложить вам послушать музыку величайшего композитора Модеста Петровича Мусоргского, который тоже обратился к этой исторической теме и написал оперу «Борис Годунов».

- Ребята, какие эмоции и ассоциации возникли у вас при прослушивании музыки, от голоса исполнителя?


Обучающиеся делятся на группы и работают с предложенными карточками, отвечают на вопросы к ним.












Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

VIII. Итог урока.
Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

- Проверим, как вы усвоили полученные на уроке знания. Продолжите фразы:

- Среди героев трагедии я запомнил…

- В произведении «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) нашли свое отражение мысли о…

-Драматические произведения отличаются от ряда других тем, что…

- Отличительные черты трагедии в том, что…

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.


Знакомятся с выводом по пройденному материалу.


Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

VIIII.. Рефлексия.
Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

-А сейчас я хотела бы предложить вам составить синквейн. С технологией составления синквейна вы уже знакомы. Попробуйте самостоятельно в тетрадях выполнить это задание, а потом мы зачитаем ваши варианты.

«Синквейн»

- Ребята, наш урок подошел к концу, и перед тем, как вы получите домашнее задание, давайте попробуем дать оценку нашей с вами работе.

- Как вы считаете, достигнута ли главная цель урока?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Все ли вам было понятно на сегодняшнем уроке и на что бы вам хотелось обратить внимание?

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений при помощи синквейна

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

IX. Информация о домашнем задании

Дифференцированное домашнее задание.

Всем:

1.Прочитать статью из учебника на стр.119-120.

2.Прочитать повесть «Станционный смотритель»

На выбор:

1.Сообщение «История России в произведениях Пушкина»

Комментирует задание.

Записывают д.з. в дневник.

Регулятивные: принимают учебную задачу


Ресурсный материал к уроку

Приложение 1


Вавилон – центр ремесла и торговли

Привозное сырье: камень; металлы (железо, медь, бронза, олово, свинец, серебро, золото, элект); строевой лес (кедр, кипарис, дуб, бук и др.)


Местное сырье: глина, тростник, кожа, шерсть, лен, нефть

Вавилон – торговый и ремесленный центр Древнего Востока

(Здесь можно было купить и продать любой товар, известный древнему миру)

Вывозили в соседние страны: полированную мебель с инкрустациями из золота, серебра, слоновой кости, драгоценных камней; косметику, парфюмерию; вино; изделия, украшенные стеклянной глазурью (бирюзовой, синей, желтой, белой, зеленой, коричневой, красной и др.); флаконы и другие изделия из стекла; поделки из синего стекловидного сплава, имитировавшего лазурит; шерстяные и льняные ткани; зерно


Использовали в быту: сырую нефть для заправки светильников; асфальт и битум как растворы для кладки кирпича и средство для придания водонепроницаемости; циновки, ковры, корзины, сумки, сосуды из тростника и пальмовых волокон; обувь; кожаные предметы вооружения (колчаны, щиты, панцири, шлемы) и конской упряжи (уздечки, ремни, вожжи, хомуты, шлеи, поводья, бичи); кожаные мехи для хранения жидкостей и бурдюки, надувавшиеся воздухом, на которых переправлялись через реку; глиняную посуду





Приложение 2
Кейс. Урок истории в 5-м классе. Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Работа с текстом законов.
Учащиеся делятся на три группы и получают тексты с фрагментами свода законов Хаммурапи и вопросы для работы. Они должны изучить предложенные статьи законов и ответить на вопросы к ним. А также выявить, справедливы ли законы царя Хаммурапи?
Вопросы первой группе:
1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам?
2.Какой труд поощряли законы?
3.Предположите каким было отношение в Вавилонии к частной собственности?
4.Чьи интересы защищает закон? Почему царь защищает земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа?
5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны.
(§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.
(§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля
(§ 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не оправдал даже своих издержек, сказал: «Поле я вновь обработаю», то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам.
(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а град побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.
(§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.
(§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.
(§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3.
(§ 65) Если садовник сад не возделывал и сократил доход, то садовник должен отмерить доход от сада, как его соседи.
Вопросы второй группе:
1.За какие преступления наказывали в Вавилонии?
2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления?
3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?
4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?
5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?
(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело - дело о жизни, то человек этот должен быть убит.
(§ 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.
(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.
(§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить.
(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.
(§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.
(§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.
(§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.
(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку... (§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз. (§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость. (§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб
(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра. (§ 206) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: "Неумышленно я ударил", - и оплачивать лекаря.

Вопросы третьей группе:
1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Междуречье люди стремились хорошо выполнить свою работу?
2.Как относились в Междуречье к рабам? Какое вознаграждение полагалось Вавилонянину за поимку раба?
3.Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей. Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.

4.Предположите каким было отношение в Вавилонии к частной собственности?
5. Кого защищали законы царя Хаммурапи?
(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, то он должен быть убит.
(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу
или же и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.
(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.
(§ 18) Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик должен привести его во дворец, дело его должно быть рассмотрено, а затем его должны вернуть его хозяину.
(§ 73) Если... жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет...
(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.
(§ 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: "Я отвергну своего сына", то судьи должны рассмотреть его дело, и если сын не нанес отцу никакой обиды, за которую полагается отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть своего сына от наследства
(§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.
(§ 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску.
(§ 189) Если он не передал ему своего ремесла, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.
(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.
(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки .
(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казне
(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.
(§ 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.
(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.
(§ 267) Если пастух был нерадив, и на скотном дворе появились чесотка , то пастух, который причинил ущерб от чесотки на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать владельцу их.








Приложение 3

Виды преступлений, названные в законах Хаммурапи

Государственные

Против царя, измена

Должностные

Взятка, изменение судебного режима

Религиозные

Чародейство, святотатство, колдовство

Воинские

Дезертирство, отказ от воинской повинности и присвоение имущества воина

Против семьи

Браки между родственниками, измена жены

Против личности

Ложное обвинение, умышленное и неумышленное убийство, оскорбление, лжесвидетельство

Против собственности

Кража, укрывательство и кража чужого раба, снятие с раба знака его рабства, повреждение или уничтожение чужого имущества, плохое качество работы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!